Титульный лист рабочей программы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Титульный лист рабочей программы



Содержание

Введение. 3

Раздел I 4

Титульный лист рабочей программы.. 4

Пояснительная записка. 5

Виды и объем учебной работы, график изучения дисциплины.. 7

Тематический план изучения дисциплины.. 8

Содержание учебной дисциплины.. 9

Темы практических и семинарских занятий. 10

Перечень вопросов к зачету. 11

Рекомендуемая литература по курсу. 12

Раздел II 14

План-конспект лекционного занятия. 14

Практическое занятие 1. 17

Практическое занятие 2. 18

Семинарское занятие 3. 19

Практическое занятие 3. 20

Семинарское занятие 4. 21

Раздел III 22

Технологическая карта организации и проведения самостоятельной работы студентов 22

Пояснения к технологической карте. 24

Раздел IV.. 27

Дидактический тест. 27

Ключ для обработки. 31

Раздел V.. 32

Глоссарий. 32

Заключение. 34

Библиографический список. 35

 

 

Введение

Темой данной курсовой работы является: методические рекомендации по разработке учебно-методического комплекса по дисциплине «Профилактика дезадаптации в образовательном учреждении».

Актуальность темы обусловлено современным состоянием нашего общества, которое характеризуется серьезными психологическими трудностями. Одной из наиболее глобальных является проблема дезадаптации, как одна из форм проявления девиации, о чем свидетельствует всплеск нервно-психических заболеваний, распространение девиантных форм поведения, дестабилизация семьи, массовые детские и подростковые явления бродяжничества, проституции, наркомании и т.п.

Большое внимание в психологии, социологии, медицине и других отраслях научного знания уделяется рассмотрению проблемы дезадаптации детей, подростков и молодых людей в образовательном учреждении, а также о методах и способах ее профилактики.

В отечественной науке и практике изучением, дезадаптации занимались такие ученые, как Б.Н. Алмазов, С.А. Беличева, М.А. Гулина, Т.Д. Молодцова, А.В. Мудрик, С. Раттер, Т.Г. Дичев и т.д.

Социально-психологическая дезадаптация рассматривается большинством авторов как процесс нарушения приспособления индивида в силу действия тех или иных причин; как нарушение, обусловленное "несоответствием врожденных потребностей личности ограничивающему требованию социальной среды; как неспособность личности адаптироваться к собственным потребностям и притязаниям. Социально-психологическая дезадаптация приводят к дисгармонизации отношений личности с социальной средой, что проявляется низкой социализацией, неприспособленностью к жизни, девиантным поведением. Это доказывает, что проблема социально-психологической дезадаптации является актуальной и требует серьезных мер по проведению ее профилактики.

Цель выполнения курсовой работы состоит в разработке рабочей программы по психолого-педагогической дисциплине "Профилактика дезадаптации в образовательном учреждении".

Задачи курсовой работы:

· подобрать и проанализировать научно-учебную литературу по дезадаптации в образовательных учреждениях и способах ее профилактики;

· отобрать материал, касательно темы учебной дисциплины;

· составить план содержания учебной дисциплины;

· разработать теоретические занятия, семинарские и практические занятия, а также самостоятельных работ в соответствии содержанию учебной дисциплины;

· разработка дидактического теста как формы контроля уровня знаний, а также глоссарий понятий по данной учебной дисциплине.

 

Раздел I

Темы практических и семинарских занятий

1. ТЕМА 1. Семинар. Взаимосвязь процессов социализации, адаптации и дезадаптации.

2. ТЕМА 2. Семинар. Психологическая адаптация детей, подростков и молодежи. Причины дезадаптации.

3. ТЕМА 3. Практическое занятие. Диагностика уровня адаптивности.

4. ТЕМА 3. Практическое занятие. Индивидуальная беседа с родителями о развитии ребенка до поступления в школу.

5. ТЕМА 4. Семинар. Специфика проведения четырех форм профилактических мероприятий в образовательном учреждении.

6. ТЕМА 4. Практическое занятие. Организация различных форм проведения профилактики дезадаптации.

7. ТЕМА 5. Практическое занятие. Разработка памятки по предупреждении дезадаптации.

8. ТЕМА 6. Семинар. Методологические принципы проведения профилактики дезадаптации.

9. ТЕМА 7. Семинар. Критерии эффективности адаптации.

10. ТЕМА 7. Практическое занятие. Сравнительный анализ адаптированного и дезадаптированного ребенка, подростка, молодого человека.

 

 

Перечень вопросов к зачету

1. Профилактика дезадаптации в образовательном учреждении как отрасль педагогической психологии. Объект, предмет, цель и задачи.

2. Взаимосвязь дисциплины «Профилактика дезадаптации в образовательном учреждении» с педагогическими и психологическими науками.

3. Взаимосвязь процессов социализации, адаптации и дезадаптации.

4. Стадии адаптации.

5. Дезадаптация в образовательном учреждении: причины и формы проявления.

6. Уровни дезадаптации.

7. Специфика проведения профилактических мероприятий. Цели и задачи адаптационных занятий.

8. Этапы проведения профилактических мероприятий.

9. Психологические и медицинские методы и средства, используемые на различных этапах профилактических мероприятий.

10. Способы диагностики уровня адаптации в образовательных учреждениях.

11. Организационная работа как форма проведения профилактических мероприятий.

12. Лечебно-оздоровительная работа как форма проведения профилактических мероприятий.

13. Психологическое обеспечение адаптационного периода как форма проведения профилактических мероприятий.

14. Социально-педагогическая деятельность как форма проведения профилактических мероприятий.

15. Условия проведения профилактических мероприятий.

16. Роль психолога, педагога и медицинского работника в проведении профилактических мероприятий.

17. Индивидуальные методы профилактики дезадаптации.

18. Групповые методы профилактики дезадаптации.

19. Работа с родителями как метод профилактики дезадаптации.

20. Этические нормы работы с детьми.

21. Требования к личности, необходимые для проведения профилактики дезадаптации.

22. Объективные критерии адаптированности.

23. Субъективные критерии адаптированности.

24. Психологический портрет дезадаптирующегося учащегося.

25. Психологический портрет адаптирующегося учащегося.

 

Рекомендуемая литература по курсу

«Профилактика дезадаптации в образовательном учреждении»

Основная литература:

1. Гулина М. А. Психология социальной работы: Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 384 с.

2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. — М.: Академический Проект, 2007. -3-е изд., перераб. и доп. — 184 с.

3. Пахальян В.Э. Развитие и психологическое здоровье: Учебное пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2008. - 237 с.

 

Дополнительная литература:

1. Александровская Э.М. Школа и психическое здоровье учащихся. — М.: Медицина, 1988. — 272 с.

2. Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация: Учебное пособие. - М.: Наука, 1976. - 272 с.

3. Беззубова Е.Б. Типология школьной дезадаптации // Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков: материалы науч. практ. конф. - M, 1995. — С. 33 - 34.

4. Вострокнутов Н..В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации. Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. М., 1995. – 208 с.

5. Гришанов Л.К., Цуркан В.Д. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. - Кишинев,1990 - с.29-41.

6. Иовчук Н.М., Северный А.А. Социальная дезадаптация детей и подростков: Причины, проявления, преодоление // Сборник методических материалов сотрудников экспериментального комплекса. М., 1995. - С. 22-30.

7. Карандашев В.Н., Носова Н.В., Щепелина О.Н. Педагогическая психология. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2006. – 416 с.

8. Коробейников И.А. Нарушение развития и социальная адаптация. М.: ПЕРСЭ,2002. – 191 с.

9. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Изд. 2-е доп. и перераб., Л.: Медицина, 1983. – 256 с.

10. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. М.: Наука, 1981. - 278 с.

11. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с.

12. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов.— М.: Высшее образование; МГППУ, 2006. — 460 с.

13. Сиомичев А.В. Психологические особенности адаптации студентов в сфере познания и общения в вузе: Автореф. дис. на соиск. ст. канд. психол. наук. Л., 1985 – 17 с.

14. Терещенко А.Г. Изменение особенностей психических процессов у студентов в связи с адаптацией к учебной деятельности. // Адаптация учащихся и молодёжи к трудовой и учебной деятельности. - Иркутск, 1986 - с.89-103.

15. Шарапановская Е.В. Социально-психологическая дезадаптация у детей и подростков.Диагностика и коррекция. М, 2005. – 160 с.

16. Кочергова С. А. Психокоррекция и профилактика дезадаптации младших школьников \\ Электронный журнал «Психологическая наука и образование».-2011.-№1.URL:http://psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2011_1_2064.pdf (дата обращения 1.05.2012).

17. Профилактика дезадаптации детей поступающих в дошкольное учреждение.URL:http://dc7pz.ucoz.ru/load/profilaktika_dezadaptacii_detej_postupajushhikh_v_doshkolnoe_uchr ezhdenie/ 4-1-0-43 (дата обращения: 1.05.2012).

18. Рахманкулова Р. Программа работы по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников \\ Школьный психолог. – 2003. - №18. URL: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200301806 (дата обращения: 1.05.2012).

19. Эльбакидзе О.В. Комплексный подход к организации работы по профилактике дезадаптации детей к ДОУ \\ Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». URL: http://festival.1september.ru/articles/502922/ (дата обращения: 1.05.2012).

 

 

Раздел II

План-конспект лекционного занятия

Тема: Признаки эффективности проведения профилактических мероприятий.

Цель: Ознакомить студентов с критериями эффективности проведения профилактических мероприятий, направленных на предупреждение дезадаптации.

Задачи:

1. Ознакомить студентов с объективными и субъективными критериями эффективности адаптированности в образовательном учреждении;

2. Преподнести описательную характеристику каждого критерия под запись студентам;

3. Задать домашнюю работу для подготовки к семинарскому занятию.

Структура урока:

1. Приветствие аудитории, проверка посещаемости;

2. Обозначение связи между предыдущей и данной темой;

3. Основная часть лекции;

4. Взаимодействие с аудиторией посредством вопросов, обсуждения, приведением иллюстраций;

5. Заключительный этап. Резюмирование, подведение итогов, домашнее задание.

Методы и приемы работы педагога с учащимися:

· Словесно-устные методы: рассказ, дискуссия, разъяснение, объяснение;

· Наглядный метод: таблица

· Метод закрепления: домашнее задание.

Учебное оборудование: магнито-маркерная доска, маркеры.

Содержание урока:

Практическое занятие 1.

Тема: «Диагностика уровня адаптивности»

Цель занятия – формирование навыка диагностики адаптивных возможностей личности с использованием многоуровневого личностного опросник (МЛО) «Адаптивность», разработаного А. Г. Маклаковым и С. В. Чермяниным (1993).

 

Список рекомендуемой литературы

Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация: Учебное пособие. - М.: Наука, 1976. - 272 с.

Глуханюк Н.С., Белова Д.Е. Психодиагностика: учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд-во Академпроект, 2005. – 230 с.

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с.

 

Ход работы

1-й этап. Преподавателем дается описание методики: название, авторы, предназначение, теоретические основы, особенности процедуры проведения.

2-й этап. Каждому студенту раздается инструкция, стимульный материал и бланк опросника «Адаптивность». Далее предлагается определить собственные адаптационные возможности, пройдя методику.

3-й этап. Выдаются ключи опросника.Рассказываются способы обработки данных. Затем данные обрабатываются студентами самостоятельно.

4-й этап. Выдаются интерпретация опросника и бланки постановки психологического диагноза. Студентам предлагается написать психологическое заключение, которое характеризует их собственные адаптационные возможности.

5-й этап. Студентам предоставляется высказать собственные впечатления о проделанной работе. Психологические заключения сдаются преподавателю.

 

 

Практическое занятие 2.

Тема: «Индивидуальная беседа с родителями о развитии ребенка до поступления в школу».

Цель занятия – формирование уменияразрабатывать интервью для родителей о развитии ребенка до поступления в школу.

 

Ход работы

1-й этап. Студентам предоставляется информация о схеме интервью о развитии ребенка до поступления в школу: 1)анкетные данные ребенка и основные сведения о семье; 2) особенности перинатального развития; 3) состояние здоровья ребенка; 4) воспитание ребенка; 5) развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве; 6) развитие ребенка в дошкольном детстве.

2-й этап. Студенты разделяются на микрогруппы по 5-6 человек. Каждой микрогруппе предлагается составить интервью на основе предложенной преподавателем схемы. Время выполнения задания – 40 мин.

3-й этап. Каждая микрогруппа представляет разработанное интервью.

4-й этап. Групповое обсуждение проделанного практического занятия.

 

Семинарское занятие 3.

Тема: «Специфика проведения четырех форм профилактических мероприятий в образовательном учреждении».

Цель – определение специфики проведения различных форм профилактики дезадаптации.

Вопросы для обсуждения:

1. Организационная работа как форма профилактики дезадаптации.

2. Лечебно-оздоровительная работа как форма профилактики дезадаптации.

3. Психологическое обеспечение адаптационного периода как форма профилактики дезадаптации.

4. Социально-педагогическая деятельность как форма профилактики дезадаптации.

 

Список рекомендуемой литературы

Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация: Учебное пособие. - М.: Наука, 1976. - 272 с.

Иовчук Н.М., Северный А.А. Социальная дезадаптация детей и подростков: Причины, проявления, преодоление // Сборник методических материалов сотрудников экспериментального комплекса. М., 1995. - С. 22-30.

Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. М.: Наука, 1981. - 278 с.

Шарапановская Е.В. Социально-психологическая дезадаптация у детей и подростков. Диагностика и коррекция. М, 2005. – 160 с.

 

Практическое занятие 3.

Тема: «Организация различных форм проведения профилактики дезадаптации».

Цель – формирование умения планировать организацию проведения различных форм профилактики дезадаптации.

 

Ход работы

1-й этап. Разделение группу студентов на четыре микрогруппы в соответствии четырем формам проведения профилактики дезадаптации: организационная работа, лечебно-оздоровительная работа, психологическое обеспечение адаптационного периода, социально-педагогическая деятельность.

2-й этап. Задается конкретная ситуация, в соответствии которой каждая микрогруппа, согласно определенной форме проведения профилактики дезадаптации, разрабатывает план проведения профилактических мероприятий.

3-й этап. Выступление каждой микрогруппы с собственным планом профилактических мероприятий.

4-й этап. Групповое обсуждение практического занятия.

 

Семинарское занятие 4.

Тема: «Критерии эффективности адаптации».

Цель – усвоение и закрепление знаний о критериях эффективности проведения профилактических мероприятий, направленных на предупреждение дезадаптации.

Вопросы для обсуждения:

1. Объективные критерии оценки эффективности адаптации в образовательном учреждении.

2. Субъективные критерии оценки эффективности адаптации в образовательном учреждении.

3. Психологический портрет дезадаптированого ребенка, подростка, молодого человека.

 

Список рекомендуемой литературы

Александровская Э.М. Школа и психическое здоровье учащихся. — М.: Медицина, 1988. — 272 с.

Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация: Учебное пособие. - М.: Наука, 1976. - 272 с.

Гришанов Л.К., Цуркан В.Д. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. - Кишинев,1990 - с.29-41

Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. — М.: Академический Проект, 2000. -3-е изд., перераб. и доп. — 184 с.

Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов.— М.: Высшее образование; МГППУ, 2006. — 460 с.

Сиомичев А.В. Психологические особенности адаптации студентов в сфере познания и общения в вузе: Автореф. дис. на соиск. ст. канд. психол. наук. Л., 1985 – 17 с.

Шарапановская Е.В. Социально-психологическая дезадаптация у детей и подростков.Диагностика и коррекция. М, 2005. – 160 с.

 

 

 

 

Раздел III

Технологическая карта организации и проведения самостоятельной работы студентов

по образовательной программе «Профилактика дезадаптации в образовательном учреждении»

№ п/п Тема занятий в рамках самостоятельной работы студентов Трудоемкость в часах Вид контроля
  Взаимосвязь процессов социализации, адаптации и дезадаптации   Выступление на семинарском занятии
  Психологическая адаптация детей, подростков и молодежи   Выступление на семинарском занятии
  Способы диагностики уровня адаптации   Активность на дискуссионном занятии
  Способы диагностики уровня адаптации   Выполнение психологического заключения
  Способы диагностики уровня адаптации   Выполнение психологического заключения
  Индивидуальная беседа с родителями о развитии ребенка до поступления в школу   Выступление на практическом занятии
  Социально-психологическая дезадаптация. Этапы проведения профилактических мероприятий   Тестовый контроль
  Формы проведения профилактических мероприятий   Выступление на семинарском занятии
  Организация различных форм проведения профилактики дезадаптации   Выступление на практическом занятии
  Роль психолога, педагога и медицинского работника в проведении профилактических работ   Сдача таблицы
  Методы проведения профилактических мероприятий   Выступление на практическом занятий
  Разработка памятки по предупреждении дезадаптации   Выступление на практическом занятии
  Этнический кодекс   Выступление на семинарском занятии
  Методологические принципы проведения профилактики дезадаптации   Выступление на семинарском занятии
  Критерии эффективности адаптации   Выступление на семинарском занятии
  Критерии дезадаптации   Выступление на семинарском занятии
  Сравнительный анализ адаптированного и дезадаптированного ребенка, подростка, молодого человека   Выступление на практическом занятии
  Профилактика дезадаптации   Итоговый тестовый контроль
  Реферат   Оценка реферата
ИТОГО:      

 

Раздел IV

Дидактический тест

Аннотация. Дидактический тест составлен для проведения контрольного опроса студентов по дисциплине "Профилактика дезадаптации в образовательном учреждении" специальности 050706.65 Педагогика и психология (031000). Дидактический тест содержит 15 тестовых заданий. Время, отводимое для выполнения - 25 мин. Проверка тестового задания осуществляется с помощью утвержденного ключа.

Оценка тестовых заданий производится в соответствии с утвержденными критериями:

Процент правильных ответов Оценка по общепринятой шкале
90-100% Отлично
60-89% Хорошо
30-59% Удовлетворительно
0-29% Неудовлетворительно

 

Инструкция. Уважаемые студенты! Вашему вниманию представляется дидактический тест для проведения контрольного опроса по дисциплине "Профилактика дезадаптации в образовательном учреждении" специальности 050706.65 Педагогика и психология (031000).

 

1. Выберите номер правильного ответа

Двусторонний процесс, включающий в себя с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта, путем вхождения в социальную среду, с другой стороны – процесс активного воспроизводства системы социальных связей за счет его активной деятельности, называется:

1) воспитанием;

2) социализацией;

3) развитием.

 

2. Выберите номера правильных ответов

К фазам социализации относится:

1) идентификация;

2) индивидуализация;

3) интериоризация;

4) адаптация.

3. Выберите номер правильного ответа

Семья, школа, ВУЗ, неформальные объединения являются:

1) институтами социализации;

2) сторонами социализации;

3) факторами социализации.

 

4. Выберите номера правильных ответов

Задачи адаптационных занятий:

1) Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности;

2) формирование научного мировоззрения;

3) развитие умственных сил, способностей и дарований;

4) Создание условий для проявления индивидуальных особенностей детей;

5) Развитие навыков сотрудничества, доверительного отношения друг к другу;

6) развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.

 

5. Дополните

Дезадаптация - это частичная или полная утрата способности __________________ к условиям социальной среды.

 

6. Выберите номер правильного ответа

Состояние, когда личность не находит путей и средств адаптации в определенных социальных ситуациях, хотя предпринимает такие попытки, такой ход внутрипсихических процессов и поведения, который приводит не к разрешению проблемной ситуации, а к ее усугублению называется:

1) фрустрацией;

2) патологической адаптацией;

3) дезадаптированностью;

4) вытеснение.

 

7. Выберите номера правильных ответов

Факторами дезадапатации учащихся являются:

1) индивидуальные и личностные особенности, социально-психологические условия, психолого-педагогические ситуации;

2) педагогическая запущенность, стиль педагогического взаимодействия;

3) хронические соматические заболевания, врожденные уродства, эндогенные психические заболевания.

 

8. Выберите номер правильного ответа

Дезадаптация включает:

1) 5 уровней;

2) 4 уровня;

3) 3 уровня;

4) 2 уровня.

 

9. Установите соответствие:

Этапы проведения профилактики дезадаптации Характеристики этапов
1) диагностический А) происходит анализ полученной информации
2) аналитический Б) происходит осуществление запланированных профилактических мероприятий
3) этап планирования В) осуществляется сбор информации об условий и возможностей проведения профилактических мероприятий, а также индивидуально-личностных характеристик индивидов
4) реализационный Г) происходит определение результативности профилактической деятельности
5) оценочный Д) происходит разработка алгоритма проведения профилактических мероприятий

 

10. Выберите номера правильных ответов

Профилактика дезадаптации может проводиться посредством:

1) тренингов общения, упражнений-разминок;

2) беседы с родителями;

3) внеучебных мероприятий;

4) медикаментозной профилактики.

 

11. Установите соответствие:

Формы профилактических мероприятий Характеристика пформ профилактических мероприятий
1) организационная работа А) деятельность, направленная на оказание помощи учащемуся в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе.
2) лечебно-оздоровительная работа Б) система организационных и практических мероприятий, направленных на приспособление к новой социальной ситуации на основе применения психологических технологий, а также мобилизации психологического потенциала индивида и группы
3) психологическое обеспечение адаптационного периода В) деятельность, направленная на проведение лечебной, профилактической, оздоровительной работы среди учащихся без отрыва от учебного процесса
4) социально-педагогическая деятельность Г) деятельность, направленная на обеспечение благоприятных условий для адаптации индивидов к условиям образовательного учреждения

 

12. Дополните

Существуют ряд критериев эффективности адаптации, которые подразделяются на ______________ и _______________.

 

13. Выберите номера правильных ответов

К критериям адаптивности относят:

1) Низкая степень интеграции (вплоть до дезинтеграции) индивида со средой;

2) Зависимость, конформность;

3) Интернальный локус контроля;

4) Быстрая смена настроения, эмоциональная неустойчивость, неадекватность аффективных реакций;

5) Социальная активность.

 

14. Выберите номер правильного ответа

К дезадаптационным нарушениям относится:

1) педагагическая запущенность;

2) синдром тревожного ожидания;

3) трудновоспитуемость.

 

15. Дополните

При профилактике отколняющегося поведения членов неформальных групп в большинстве случаев рекомендуется основной упор делать не на _________________________________ действия, а на ______________, гласное, ____________________________ интересующих молодых людей проблем. Безусловно, что в ряде случаев следует решительно применять запрет.

 

 

Ключ для обработки

Номер задания Правильные ответы
  2)
  3), 4)
  1)
  1), 4), 5)
  приспосабливаться
  3)
  1), 2), 3)
  2)
  1)-В); 2)-А); 3)-Д); 4)-Б); 5)-Г)
  1), 2), 3), 4)
  1)-Г); 2)-В); 3)-Б); 4)-А)
  субъективные; объективные
  3), 5)
  2)
  запретительно-административные; открытое; демократическое обсуждения

 

 

Раздел V

Глоссарий

по дисциплине «Профилактика дезадаптации в образовательном учреждении»

1. Адаптированность –это уровень фактического приспособления человека, уровень его социального статуса и самоощущения - удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью.

2. Дезадаптация -это частичная или полная утрата способности приспосабливаться к условиям социальной среды.

3. Дезадаптированность – это состояние, когда личность не находит путей и средств адаптации в определенных социальных ситуациях, хотя предпринимает такие попытки, такой ход внутрипсихических процессов и поведения, который приводит не к разрешению проблемной ситуации, а к ее усугублению.

4. Институты социализации -это те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта.

5. Методология -(от греч. «учение о способах»; от др. -греч. «путь вслед за чем-либо» и «мысль, причина») учение о методах, методиках, способах и средствах познания.

6. Обучение -это целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаний, умений, навыков, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов.

Заключение

В результате выполнения курсовой работы была разработана рабочая программа по психолого-педагогической дисциплине "Профилактика дезадаптации в образовательном учреждении".

В процессе ее разработке была проанализирована научно-учебная литература по дезадаптации и способах ее профилактики, подобран соответствующий материал, который лег в основу содержания данной учебной дисциплины, составлены и разработаны теоретические, семинарские, практические и самостоятельные занятия, а также дидактический тест как форма контроля уровня знаний и глоссарий понятий.

 

Библиографический список

 

1. Александровская Э.М. Школа и психическое здоровье учащихся. — М.: Медицина, 1988. — 272 с.

2. Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация: Учебное пособие. - М.: Наука, 1976. - 272 с.

3. Беззубова Е.Б. Типология школьной дезадаптации // Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков: материалы науч. практ. конф. - M, 1995. — С. 33 - 34.

4. Вачков И.В. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. - М.: Ось-89, 2008. - 208 с.

5. Вострокнутов Н..В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации. Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. М., 1995. – 208 с.

6. Гришанов Л.К., Цуркан В.Д. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. - Кишинев,1990 - с.29-41.

7. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. — М.: Академический Проект, 2000. -3-е изд., перераб. и доп. — 184 с.

8. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте: Учебное пособие. – М. Издательский центр «Академия», 2005. – 256 с.

9. Задания к курсовой работе и методические указания для ее выполнения по дисциплине "Методика преподавания психологии"для направления 03030062 Психология (521000) очной формы обучения. Екатеринбург, 2007. 23 с.

10. Задания к курсовой работе и методические указания для ее выполнения по дисциплине "Методика преподавания психологии" (ГОС 2005) для студентов всех форм обучения специальности 050607.65 Педагогика и психология (031000). Екатеринбург, ГОУ ВПО "Рос. гос. проф.-пед. ун-т", 2009. 29 с.

11. Иовчук Н.М., Северный А.А. Социальная дезадаптация детей и подростков: Причины, проявления, преодоление // Сборник методических материалов сотрудников экспериментального комплекса. М., 1995. - С. 22-30.

12. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. - СПб.:Питер, 2005. - 250 с.

13. Карандашев В.Н., Носова Н.В., Щепелина О.Н. Педагогическая психология. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2006. – 416 с.

14. Коробейников И.А. Нарушение развития и социальная адаптация. М.: ПЕРСЭ,2002. – 191 с.

15. Кочергова С. А. Психокоррекция и профилактика дезадаптации младших школьников \\ Электронный журнал «Психологическая наука и образование».-2011.-№1.URL: ttp://psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2011_1_2064.pdf (дата обращения 1.05.2012).

16. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Изд. 2-е доп. и перераб., Л.: Медицина, 1983. – 256 с.

17. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. - М., 2001. - 77 с.

18. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. М.: Наука, 1981. - 278 с.

19. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с.

20. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов.— М.: Высшее образование; МГППУ, 2006. — 460 с.

21. Пахальян В.Э. Развитие и психологическое здоровье: Учебное пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2006. - 237 с.

22. Профилактика дезадаптации детей поступающих в дошкольное учреждение.URL:http://dc7pz.ucoz.ru/load/profilaktika_dezadaptacii_detej_postupajushhikh_v_doshkolnoe_uchr ezhdenie/ 4-1-0-43 (дата обращения: 1.05.2012).

23. Рахманкулова Р. Программа работы по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников \\ Школьный психолог. – 2003. - №18. URL: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200301806 (дата обращения: 1.05.2012).

24. Сиомичев А.В. Психологические особенности адаптации студентов в сфере познания и общения в вузе: Автореф. дис. на соиск. ст. канд. психол. наук. Л., 1985 – 17 с.

25. Терещенко А.Г. Изменение особенностей психических процессов у студентов в связи с адаптацией к учебной деятельности. // Адаптация учащихся и молодёжи к трудовой и учебной деятельности. - Иркутск, 1986 - с.89-103.

26. Шарапановская Е.В. Социально-психологическая дезадаптация у детей и подростков.Диагностика и коррекция. М, 2005. – 160 с.

27. Эльбакидзе О.В. Комплексный подход к организации работы по профилактике дезадаптации детей к ДОУ \\ Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». URL: http://festival.1september.ru/articles/502922/ (дата обращения: 1.05.2012).

 

Содержание

Введение. 3

Раздел I 4

Титульный лист рабочей программы.. 4

Пояснительная записка. 5

Виды и объем учебной работы, график изучения дисциплины.. 7

Тематический план изучения дисциплины.. 8

Содержание учебной дисциплины.. 9

Темы практических и семинарских занятий. 10

Перечень вопросов к зачету. 11

Рекомендуемая литература по курсу. 12

Раздел II 14

План-конспект лекционного занятия. 14

Практическое занятие 1. 17

Практическое занятие 2. 18

Семинарское занятие 3. 19

Практическое занятие 3. 20

Семинарское занятие 4. 21

Раздел III 22

Технологическая карта организации и проведения самостоятельной работы студентов 22

Пояснения к технологической карте. 24

Раздел IV.. 27

Дидактический тест. 27

Ключ для обработки. 31

Раздел V.. 32

Глоссарий. 32

Заключение. 34

Библиографический список. 35

 

 

Введение

Темой данной курсовой работы является: методические рекомендации по разработке учебно-методического комплекса по дисциплине «Профилактика дезадаптации в образовательном учреждении».

Актуальность темы обусловлено современным состоянием нашего общества, которое характеризуется серьезными психологическими трудностями. Одной из наиболее глобальных является проблема дезадаптации, как одна из форм проявления девиации, о чем свидетельствует всплеск нервно-психических заболеваний, распространение девиантных форм поведения, дестабилизация семьи, массовые детские и подростковые явления бродяжничества, проституции, наркомании и т.п.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.8.110 (0.221 с.)