Наставления Шуруппака - текст и контекст 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наставления Шуруппака - текст и контекст



Даю без контекста, потому что они простые, не совсем понятно, что тут можно еще параллельно сказать. Шуррупак - это отец Зиудсудры, то есть допотопный царь, типа "самая старая традиция". Текст действительно древний, в 2600 году до н.э. найден, то есть времен Гильгамеша. Кстати, возможно, реальное авторство и принадлежит Гильгамешу, из других текстов известно, что Гильгамеш давал какие-то заповеди, так, может быть, вот они. Есть перевод в сети, в принципе, нормальный, поэтому заливаю с сокращениями.

Совершенно очевидно, что именно тут источник и тех заповедей, что в Торе, про "не убий - не укради" далеко не попы сочинили и даже не евреи, шумеры исповедовали в этом плане то же самое. Конца в инете не нашел, там обрезано, поэтому сам перевел (с 261 шлоки).

 

"Наставления Шуруппака его сыну Зиусудре

 

1.

"В давние дни, в стародавние дни,

в давние ночи, в стародавние ночи,

в давние годы, в стародавние годы,

во время оно некий мудрец,

хитроумных слов он был составитель,

сведущий в слове, Шумера житель,

Шуруппак наставлял своего сына. Шуруппак,

сын Убартуту, наставлял сына своего Зиусудру.

 

10.

Сын мой, совет хочу дать,

прими совет мой, Зиусудра,

слово скажу, со вниманием выслушай.

Советом, что дам я, не пренебрегай.

Слов, что скажу я, не переступай.

Всемогущи наставления отцов, будь им послушен.

Осла крикливого не покупай –

стоит его крик в твоем затылке.

Поля у дороги не разбивай – затопчут.

Поля на ослиных тропах не возделывай – загубят.

Колодца посредь поля не выкапывай – водою зальет.

Дом на улицу широкую не выпячивай – пусть в ряду стоит.

 

20.

Не ручайся – да не будешь зависим.

Да, ни за кого не ручайся –

кто ручается, неблагоразумен.

И свидетельствовать не надо –

за человека говорит его город.

Не иди туда, где спорят, –

да не будешь свидетелем в споре.

Лучше пусть спор тот сам собою угаснет.

Сам не затевай споров. (...)

 

30.

Спор что огонь – сам не вспыхнет.

Споров избегай, иного пути не знай.

Не кради – себя не губи.

В дом не врывайся, на сито чужое не зарься.

Вор – лев, а когда схватили – раб.

Сын мой, не совершай убийства!

Топора сам не воздымай! (...)

С замужней бабой не болтай,

злословье всесильно.

О дитя мое, с замужней бабой в комнате не рассиживайся.

 

40.

Ссоры не разжигай, себя не роняй.

Лжи не допускай, голову от шеи отличай.

Слова не нарушай, твое слово – основа.

Слова не возвращай, взгляда злого не привлекай.

Краденым не прельщайся,

рук своих не марай, много прибыли не получишь.

Слов неискренних не говори – словно в ловушку, в них потом попадешься.

 

50.

Овцу на пастбище незнакомое не гони.

Быка на земле ненадежной не заставляй пахать.

Основанье надежно – и путь надежен.

Пути черного не избирай, добро его – злое.

Степного осла не покупай –

погонщики по обе стороны за ним должны бежать.

Не спи с рабынею – зазнается.

В ярости не проклинай – к тебе возвратится.

Не пытайся воду хватать рукою – ослабеешь.

То, что ты с силою бросишь, тебя же потом сбросит.

Не гони должника – наживешь врага.

 

70.

Герой – один, один средь людей.

Солнце – одно, одно средь людей.

С героем встать рядом – вот удел!

С солнцем встать рядом – вот удел!

 

187.

Малый город даст царю быка.

Большой город дома построит, каналы пророет.

 

192.

Кто рушит дома, будет домом раздавлен.

Кто на людей подымется, на того люди подымутся.

Кто быка мощного на шею взвалит,

тому через реку не переправиться.

Если ты к сильным своего города примкнешь, дитя мое,

безусловно вверх ты поднимешься.

 

210.

Геройство и обладание – защита нам-лугали.

Перед геройством ты склонишь голову.

Власть имеющему ты подчинишься.

Дитя мое, тогда и перед злым человеком ты устоишь.

 

258.

Слов матери твоей и бога-хранителя твоего не оспаривай.

 

260.

Мать – словно бог солнца Уту, она рождает человека.

Отец – словно бог, он свет дает.

 

261.

Без пригородов не может быть и центра города

 

262-263.

Мой сын, даже поле внизу берега, сухое оно или мокрое - источник прибыли

 

266-271.

Неизвестное место опасно, потеряться - позорно. На неизвестных путях, на границах гор, боги гор поедают людей. Они не строят домов, как люди, они не строят городов, как люди.

 

274-276.

Этот подарок из слов успокоит разум, когда он входит во дворец, то успокаивает разум.

277.

Вот поучения Шуруппака, сына Убара-Туту.

 

278-280.

Слава женщине, которая завершила великие таблички, девушке Нисабе, что Шуруппак, сын Убара-туту, дал эти наставления.

 

Законы Хаммурапи - контекст

Вавилонская цивилизация будет дана здесь кратко, потому что тут мы видим, после яркого шумерского рассвета, угасание длиной в полторы тысячи лет. Пришли семиты, и вместо культурного развития началось тупое копирование и воспроизводство, что, кстати, часто будет и потом - что-то в семитской ментальности есть тормозящее и омертвляющее, любое развитие они ненавидят и подменяют творчество толкованием переписанных у других народов книг. Может, потому что из Африки, я не знаю.

В основном они и книг-то не писали, в связи с чем распространились шумеро-вавилонские словари, чтобы понимать хотя бы то, что написала предыдущая культура. Усвоенное шумерское наследие в какой-то степени развивалось, но экстенсивно - например, все шумерские законы вавилоняне свели в единый кодекс Хаммурапи.

Разнообразные истории о Гильгамеше были сведены в первый в истории роман. Истории о богах тоже получили некое солидное воплощение в многострочной поэме "Энума Элиш". Все это собирательство кончилось библиотекой Ашшурбанипала, где собрали вообще все тексты, которые смогли достать по всей Передней Азии. В общем, если шумеры были креаторами, вавилоняне стали компиляторами их наследия.

Поскольку аккадского языка я не знаю, придется пользоваться исключительно чужими переводами. Вообще собираюсь как-нибудь таки изучить семитские языки нормально, хотя бы три главных - арабский (немного уже известный), иврит и арамейский, но пока занят санскритом, планирую позже.

Предысторию создания кодекса можно описать кратко так. Известный предатель Ишби-Эрра смог к концу своего царствования выбить эламитов из Ура, он подражал третьей династии Ура и воображал себя императором Шумера, таким же, как древние императоры, но империю не восстановил, и, поскольку не мог управлять уже многотысячными государственными рабами, раздавал их в пользование частным лицам.

Кроме того, началось выделение земли крестьянам, деколлективизация, так как государственных рабов было недостаточно, чтобы их разрабатывать. Кулаки, в какой-то степени, свои земли восстановили, то есть в конце царствования Ишби-Эрры имелся своего рода шумерский нэп. Но не на всей территории и с аморейскими племенами, которые продолжали грабить коммуникации. Шумерский язык вышел из употребления и стал мертвым государственным языком, который никто не понимал без специального обучения.

Ур был восстановлен, то есть то, что просили у богов в "плаче об Уре", боги им дали.

Преемники его сидели в Исине, воевали с Эламом (с переменным успехом), частично решили проблему с аморреями, нанимая их к себе на службу. Предпринимались попытки восстановить контроль над Верхней Месопотамией, окончательно отпавшей, тоже с переменным успехом, иногда удавалось там что-то захватывать, иногда и пизды давали. Так прошло около 100 лет.

В 1932 году восстали амореи и захватили город Ларса. Подавить восстание не удалось, царь Липит-Иштар был убит в бою. Ларса начала претендовать на титул "царь Шумера и Аккада", то есть на императорское звание. На практике это означало, что они захватили Ур и прочий юг Двуречья, перекрыв иссинским царям дорогу к морю, а Ларса и Иссин стали двумя вечно воюющими мелкими царствами, в которых уже никак нельзя было узнать прежнюю империю. Государственных рабов при таких размерах страны уже никак нельзя было контролировать, и экономика окончательно стала многоукладной, но, в отличие от старошумерских времен, власть царя была уже абсолютной, без противовесов в лице жречества и народного собрания, и принимались в больших количествах разнообразные законы. То есть возникли классические восточные деспотии, эта модель потом на Востоке будет практически вечной, с периодическим, впрочем, креном то в сторону государства, то в сторону частной собственности.

Изматывающие войны между Иссином и Ларсой привели к усилению севера, куда бежало население от войны, и где стал укрепляться незначительный ранее город Вавилон (получил независимость в 1894 г. до н.э., по мере дальнейшего распада Иссина). К 1869 г. до н.э., то есть после полувека сражений, Ларса захватила Ниппур, потом его отбили, потом опять потеряли - царство Иссина было уже окончательно слабым, мелким и жило только воспоминаниями о той империи, обломком которого оно являлось. В конце 19 в. до н.э. по югу Шумера прокатилось нашествие Кудурмабуга, который царем не короновался, но грабил все города, Исин от него отбивался с большим трудом, а Вавилон Кудурмабугу даже помогал, чтобы окончательно ослабить юг.

После 1813 года до н.э. Вавилон (возглавляемый Син-мубаллитом) начинает уже активно вмешиваться в южный хаос; судя по хроникам, там все уже воевали против всех и периодически все всех кидали. Вавилонская политика при этом была самой беспринципной и самой продажной из всех, в результате, как часто бывает в истории, вавилоняне победили.

При сыне Син-мубаллита Хаммурапи было полное впечатление, что империя восстановилась. Во времена Хаммурапи была уже сильна Ассирия, с царем которой Шамши-Ададом поделили сферы влияния на севере Месопотамии. Разбив эламитов, которые стабильно уже лезли тогда в Месопотамию, а также обеспечив мир с Ассирией, Хаммурапи объявил себя общешумерским царем и двинулся на юг. В 1762 году до н.э. Ларса была взята, и с этого года можно считать явным восстановление общемесопотамского государства. По примеру древних императоров Хаммурапи решил дать свои законы, что и было сделано в 1759 году до н.э. - к этому году и относится рассматриваемый документ.

 

Законы Хаммурапи - текст

Как сейчас установлено, в основном здесь компилируются шумерские законы, но они до нас полностью не дошли, а тут полноценное законодательство от начала и до конца. Имеются небольшие лакуны в примерно 37 статьях, возможно, эти законы позднее поменяли и потому со стеллы их стерли.

Написаны они на аккадском языке, шумерский к тому времени знали только книжные крысы из ниппурской библиотеки, даже цари и их руководство писали и общались на семитском диалекте Вавилона. Преамбула состоит из длинного восхваления Хаммурапи, которому всяческие боги дали власть над Месопотамией, чтобы он осуществлял справедливость, а в чем она заключается, будет изложено в законах.

Основные правовые идеи и пересказ содержания кодекса:

1. Справедливость, понимаемая как таллион, причем высокий социальный статус виновного является смягчающим обстоятельством. Примерно по тем же принципам Азия живет и до сих пор - в принципе, зуб за зуб, но если, допустим, мент обидел нищего, то может заплатить и как за ползуба. Хотя, в общем виде - "если человек повредит глаз какого-либо из людей, то должно повредить его глаз".

2. Требуются доказательства вины, но в четкой форме презумпция невиновности там не сформулирована, а "доказательства вины" могут быть магическими, которые несложно подтасовать. В гражданском праве жестко проводится как принцип письменная фиксация договоров, вообще доказательства вавилонские суды предпочитали письменные.

"Если человек порочит верховную жрицу или замужнюю женщину и не может доказать свои слова, то его следует высечь плетьми в присутствии судей и сбрить ему половину бороды" - такие дела.

3. nullum crimen sine lege - отсутствует, право не стремится регулировать все на свете, значительная часть отношений регулируется обычаями или граждане там сами разбираются, государство вмешивается только в то, во что считает нужным.

4. Состязательность судебного процесса. Суды имеются общинные, храмовые и высший суд, царский.

Определенная классификация по темам есть, хотя отрасли права еще не выделены.

Статьи 1-26 описывают тяжелые преступления - оскорбления-клевета (кстати, это тяжелые уголовные преступления по большинству древних кодексов и, соответственно, большинству религий, российские блогеры как-то легко к этому относятся, а по древним религиозным представлениям там расстрельные статьи, в принципе, это в некоторых случаях расценивается хуже, чем убийство; то есть лучше бы убил человека, чем оскорбил его); убийства, грабежи, кража, помощь беглым рабам и прочие преступления, за которые смертная казнь полагается.

Ст. 26—37 - имущественные права состоящих на царской военной службе.

Ст. 38—107 - статьи об аренде земли и правилах водопользования (ирригационными сооружениями), условия и меры по обеспечению возврата долгов. Долговые отношения в описываемом обществе весьма распространены, и различные случаи анализируются подробно.

Потом идет как-то все вперемешку, но можно выделить следующие массивы:

Ст. 128—163 - семейное право - в частности, алименты; брак законен только если заключен брачный контракт по договору жениха и отца невесты; неверность жены карается смертью; муж может ебать кроме жены своих рабынь; развод разрешен только если жена больная, злая или монахиня.

Ст. 165—182 - наследование - дети наложниц могли приравниваться к законным, если этого захотел мужчина; отец не имеет права убивать своих детей - потом Мухаммед упорно этот принцип проводил арабам, которые убивали своих маленьких дочерей; но отец может, например, продать дочь в проститутки, а сына в рабы.

Ст. 185— 195 - отношения детей и родителей.

Ст. 196—214 – деликты.

Ст. 215—282 - гражданское право (торговые операции и т.п., а также регламентирование наиболее важных услуг, которые в наше время лицензируются, а тогда вводили ответственность по типу "если стена дома обрушилась, обрушить стену на того, кто это строил").

Социальный строй, который описывается, смешанный. Есть какие-то рабы, но на них производство не держится, в основном - домашние слуги. Возможен брак с рабыней или рабом, дети от этого брака становятся свободными. В общем, напоминает крепостных в Российской империи - рабы с некоторыми правами. Права женщин вообще выше, чем в римском праве, где они частично дееспособны, вавилонская женщина полностью дееспособна и обладает своим имуществом, выступает в суде свидетелем и так далее. За кровосмешение казнили с особой жестокостью.

Имеется как частная, так и государственная собственность, которая защищается законом (государственная больше защищается, наказания выше). Граждане не равны между собою, но даже неполноправные имеют основные права - их нельзя оскорблять, бить, воровать у них и так далее, по таким существенным вопросам вавилонский закон относится ко всем равно, включая и рабов.

В целом, кодекс гораздо более продвинутый по сравнению с тем, что творилось на Востоке даже и после этого, он приближается к исламскому шариату по многим своим принципам, а шариат был через 2500 лет только. В связи с этим некоторые исследователи сомневаются, что все это вообще соблюдалось, может быть, это просто декларации. Но, в принципе, если шумеры коммунизм смогли построить на тех технологиях, то почему Хаммурапи правового государства не мог сделать, на том уровне, как он понимал право, конечно? Вполне себе мог.

 

Энума Элиш - контекст

Обширная мифологическая поэма, но имеет определенный политический смысл - обоснование претензий Вавилона на мировое господство. Написана после Хаммурапи, причем, когда это господство в реале уже утрачивалось, поэтому в качестве контекста будет история Старовавилонского царства.

Конец правления Хаммурапии ознаменовался тем, что испортили отношения с Ассирией, правда, Ассирию при этом победили и взяли новые города. Сын его, Самсуилуна, правил почти полвека (1750-1712 гг. до н.э.). Первые годы всё было стабильно, но потом пошли бедствия, отчасти повторилась история 21-го века до н.э. В 1742 г. до н.э. вторглись касситы, по тому же маршруту, что когда-то амореи, и основали царство на периферии Месопотамии. Южные сепаратисты немедленно восстали и отделились (вся бывшая территория царств Ларсы и Исина), во главе с сыном бывшего царя Ларсы. За два года Самсуилуна разбил и тех, и этих, но восстание продолжилось до убийства его лидера в 1737 году до н.э. Пока замиряли юг, восстал север, там тоже удалось победить, но все окончание своего правления Самсуилуна лихорадочно строит стены городов, пытаясь создать эффективную оборону против касситов.

В 1722 году до н.э. крайний юг окончательно отделился (Приморское царство) и занимал ту же территорию, что когда-то царство Гильгамеша, то есть от моря до Ниппура. Во время подавления восстаний были разгромлены университеты в Ниппуре, Уре и Ларсе, погибли многие знатоки шумерского языка, которые могли читать древние тексты. Часть из них была увезена в Вавилон, но сравнимый с ниппурским университет в Вавилоне создать не удалось. Видимо, после этого начали уже фиксировать мифы на вавилонском языке, включая и рассматриваемый текст.

В 17 веке до нашей эры продолжались войны с касситами и Приморьем, с переменным успехом. Тем не менее основную часть Двуречья удерживал-таки Вавилон, вероятно, именно в это время и были переведены на вавилонский и сведены в один текст истории о Гильгамеше Урукском.

В 1595 г. до н.э. хеттский царь Мурсили I в союзе с касситами предпринял поход на Вавилон и разрушил его. С этой точки Вавилонское царство теряет свое значение, город переходит из рук в руки - касситы, эламиты, приморские сепаратисты и так далее, и центр мировой истории окончательно сдвигается к северу и западу. Поэтому дальше исторические обзоры имеет смысл давать в хеттской или ассирийской культуре, о которых, впрочем, скоро будет.

 

Энума Элиш - текст

Структурировано на семь табличек. Поскольку Мардук (Юпитер) - покровитель Вавилона, политический смысл его - в обосновании вечного закрепления нам-лугали за Вавилоном (что, кстати, осуществилось, так как больше никаких столиц, кроме Вавилона, в Месопотамии не было на протяжении двух тысяч лет).

Таблица I

Первоначально был хаос, праотец Апсу (подземный океан) и праматерь Тиамат (наземный океан) смешивали свои воды.

Появились некоторые боги - Лахаму и Лахму, от них родились Аншар и Кишар, которые создали по своему подобию Ану. Затем Ану породил Эа (который шумерский Энки).

Боги шумели и не понравились подземному океану, он решил их уничтожить, но хитрожопый Эа сочинил заклинание, усыпил своего прапрадеда Апсу и убил его, а вредного Мумму, который поддерживал Апсу, лишил волшебной силы. Энки не только хитрый, но и глумливый, так что он многообразно издевается над телом убитого прадеда, а также над Мумму. Затем от Эа рождается Мардук, которым все боги восхищаются.
Однако осталась еще Тиамат, которая решила отомстить богам за смерть Апсу. У нее, к тому же, были таблицы судьбы. Она женилась на одном из богов (Кингу) и создала армию всяческих чудовищ, чтобы воевать с богами. Тиамат, кстати, была категорически против замыслов Апсу уничтожить всех богов, так что первоначально в конфликте она не участвовала, но Энки ее таки достал. Многие из чудовищ позднее стали известны в мифологии - Гидра, Сфинкс, гигантский скорпион.

Таблица II

Энки таки узнал, что против богов готовят заговор, и пересказал эту тему своему деду Аншару. Аншар призывает воевать с Тиамат, к ней посылают Ана на переговоры, но тот даже не может разговаривать, настолько там все страшно. На бой посылают молодого Мардука, которому за победу обещают первое место среди богов и пресловутые таблицы.

Таблица III

Аншар отправляет посла Гагу к Лахму и Лахаму, который повторяет им всю историю про то, как Тиамат сделала чудовищ и дала таблицы судьбы страшному Кингу. Аншар созывает собрание богов и рассказывает им о предложении Мардука. Затем Мардук с Аншаром спаивает богов, которые по пьяни соглашаются поставить Мардука лугалем, если тот победит Тиамат.

Таблица IV

Бухие в жопу боги просят Мардука показать какие-нибудь фокусы в доказательство того, что он достоин быть лугалем. Мардук сначала уничтожает, а потом снова создает звезду на небе, что является доказательством его крутости.

Затем Мардук вооружается на битву, берет с собой семь ветров (то есть материальные силы семи планет) и четыре урагана (то есть пространство, у которого четыре стороны). Семь – это, кстати, звезда, а четыре - это крест, если уже брать дальнейшую всякую символику.

Мардук и Тиамат высокопарно лаются, после чего начинается битва, Мардук связывает Тиамат и вспарывает ей живот, вынимает сердце, убивает всю команду чудовищ, забирает мировую матрицу у Кингу, воинство, берет в плен Кингу и отнимает у него таблицы судеб. Тело Тиамат Мардук рубит пополам, одну половину делает небом и вторую землей. На небе он строит рай и поселяет там базовую троицу богов (Ан, Энлиль, Эа).

Таблица V

Мардук творит небо (и, соответственно, годовой цикл), планеты (подобия богов, как тут сказано), центр неба Нибиру, определил движение Луны и Солнца, табличка, к сожалению, повреждена. Мардук из тел Тиамат и Апсу творит разные реки и горы, назначает ритуалы и передает таблицы судьбы Эйе (у которого их потом украла Иштар, что известно из другого мифа).

Таблица VI

Мардук решает сотворить человека, и, совместно с Эа, они убивают Кингу, выпускают из него кровь, из которой творятся люди (то есть "из крови дьявола"), и их обязывают работать на богов. Боги строят для Мардука в Вавилоне храм Эсагилу. После строительства храма они опять пьянствуют и устанавливают на небе лук Мардука. Затем Аншар, Лахму и Лахаму нарекли Мардука каждый тремя именами и посоветовали остальным сделать также. Мардук обещает остальных всех богов тоже не обидеть, люди будут на них работать и приносить им жертвы.

Таблица VII

Гимн Мардуку как творцу Вселенной и перечисление его пятидесяти имен, каждое из которых прославляется. Мардук - непостижимый разумом и абсолютный правитель вселенной, то есть в итоге мы видим типичного так называемого ишвару.

Творение мира и человека из тел убитых демонов, как мы видим, - не изобретение Мани Хайя, а догмат старовавилонской религии, Мани Хайя только ишвару отрицает в соответствии с общефилософскими установками джайнизма о том, что ишвары нет, а есть только джива и пракрити. При этом нарратив в манихействе вавилонский - семь планет, тела архонтов и так далее – мифологии, то есть, никакой не сочиняется, интерпретируется та, которая есть. Это особенно заметно по сравнению с иудаизмом, где мифология обычно искажается в угоду националистическим установкам иудеев, а суть остается та же самая, ну, называют просто Мардука Иеговой, а место закрепления нам-лугали помещают не в Вавилоне, а в Иерусалиме.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 932; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.40.207 (0.071 с.)