Советы молодому писцу - текст 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Советы молодому писцу - текст



Небольшое, емкое, перевожу полностью.

- - - -

Учитель говорит:

"Школьник, подойди ко мне, и я объясню тебе то, что открыл мне мой учитель.
Как ты, я был когда-то юношей и имел наставника. Учитель дал мне задание - это работа для мужчины. Как растущий тростник, я поднялся и принялся за работу. Не отступал я от слов моего учителя, не делал я ничего по собственной инициативе. Мой наставник был рад моей работе. Он радовался, потому что я был смиренным перед ним и говорил за меня.

Я делал то, что он указал мне - все всегда было на своем месте. Только дурак будет уклоняться от его инструкций. Он направил мою руку по глине и сохранил меня на верном пути. Он сделал меня красноречивым в словах и дал мне совет. Он направил мои глаза к правилам, которые ведут человека к достижению цели: упорство нужно для достижения цели, а растрата времени запрещена; всякий, кто отвлекается, достигая цели, игнорирует свою цель.

Не хвалился он своим знанием; слова его были скромными. Если бы он хвалился знанием, люди бы хмурили брови. Не трать время, не отдыхай ночью - продолжай свою работу. Не отказывайся от приятной компании наставника или его помощника: если ты уже встретил на своем пути такие великие умы, твои слова станут достойными.

И вот еще что: никогда ты не вернешься к своим тупым взглядам, ты не сможешь унизить подлинное достоинство человека. Нужные растения успокаивают сердце, и грехи прощены. К дарам человека с пустыми руками так и нужно относиться. Даже бедный человек прижимает ребенка к своей груди, когда кланяется. Ты должен уступать силам и это тебя успокоит.

Вот, я тебе прочитал то, что открыл мой учитель, и ты не пренебрегай этим. Ты должен внимательно к этому отнестись, взять это в свое сердце, и это тебе поможет".

Ученый писец отвечает учителю со смирением:

"Я дам тебе ответ на то, что ты прочитал как заклинание, и твою прекрасную песню я опровергну. Не делай из меня идиота - я тебе отвечу однажды и навсегда. Ты открыл мои глаза, как будто щенку и ты сделал меня человеком. Но зачем ты даешь мне эти правила, как будто я тунеядец? Любой, кто слушает твои слова, будет оскорблен ими.
За то, что ты мне открыл из искусства письма, я заплатил тебе. Ты поставил меня над твоим домом, и я никогда не уклонялся от этого. Я давал задания рабыням, рабам и подчиненным в твоем доме. Я сделал их счастливыми, выделяя им еду, одежду и масло, и я дал им расписание их обязанностей, чтобы тебе не надо было ходить за рабами вокруг дома их хозяина. Я делаю это, как только проснусь, я охочусь на них, как на овец.

Когда ты приказал принести жертвы, я выполнил это для тебя в соответствующие дни. Я сделал овец и приготовил еду так, что твой бог был счастлив. Когда приходит лодка твоего бога, люди должны приветствовать ее с уважением. Когда ты послал меня на край полей, я заставил там людей работать. На тяжелой работе они не спали ни ночью, ни в жару дня, работали они до конца на границах полей. Я сделал твои поля плодородными, и люди тобой восхищаются. Что ты сказал о быках, я это выполнил, я полностью наполнил их кормушки для тебя.

С моего детства ты следил за мной и смотрел за моим поведением, исследуя его как серебро - и нет этому никакого конца. Говоря просто, я раб тебе. Но те, кто себя недооценивают, тобой игнорируются - вот что я хочу объяснить тебе".

Учитель отвечает:

"Подними свою голову, тот, кто был раньше юношей. Ты можешь повернуть свои руки против любого человека, делай же то, что надо".

Ученик говорит:

"Через то, что ты сказал молитвы и благословил меня, влил в мое тело знание, как будто молоко и масло, и твоя помощь мне не прекращается, я имею успехи и не испытываю зла".

Учитель отвечает:

"Учителя, эти ученые люди, должны высоко ценить тебя (пропуск)... в их домах и на видных местах. Имя твое будет превозноситься как известное за твои достижения. Ради твоих сладких песен даже я буду сражаться... Учитель благословит тебя с радостным сердцам. Ты, кто как юноша сидел и слушал, обрадовал мое сердце.

Нисаба (= богиня знания) положила в твою руку честь быть учителем. Ради нее определенная тебе судьба будет изменена, и ты будешь щедро благословлен. Ты был создан Нисабой! Да благословит она тебя с радостным сердцем и освободит тебя от уныния... как будто в школе, в месте учения. Величие Нисабы... молчание. Ради твоих сладких песен даже пастухи будут сражаться... Они признают тебя как опытного в знании. Маленькие ребята будут наслаждаться, как пивом, сладостью красивых слов: мудрецы приносят свет во тьму, они несут его во все улицы и переулки.

Слава Нисабе, которая принесла порядок в... и определила границы всему, женщине, чья магия не имеет равных.

- - - -

Судя по тексту, часть учеников жили в доме учителя, но, видимо, не все, а какие-то, которые дальше сами становились учителями, и в качестве учителя они также были обязаны писать стихи. Содержание обучения сводится к умению писать, читать и сочинять стихотворения, то есть чисто гуманитарное. Уже есть метафора "свет знания", и метафора второго рождения, потом она пойдет в многочисленные религии и тексты - интеллигент рождается от богини знания, вся его судьба, которая имелась до получения знания, отменяется, и дальше он несет свет во тьму, во все улицы и переулки. Слава богине знания - женщине, которая знает самую главную магию.

 

Поэмы-споры - контекст

Интеллектуальная культура сразу при возникновении была диалогической, "Советы молодому писцу" - тоже в форме диалога, но был отдельный жанр, "поэмы-споры". Прямой смысл их был, видимо, учебный - чтобы молодой интеллигент привыкал к тому, что у сторон могут быть разные аргументы, надо не тупо выслушивать одну сторону, а взвешивать суждения обоих сторон нелицеприятно. Кроме того, переписывая эти дискуссии, школьники получали какие-то сведения по природоведению, технике и технологии. Но, помимо учебного смысла, это еще и интересные произведения литературы, поэтому попробую вкратце рассмотреть каждую. Всего их дошло шесть:

1. Спор между мотыгой и плугом.

2. Спор между зерном и овцой.

3. Спор между зимой и летом.

4. Спор между птицей и рыбой.

5. Спор между медью и серебром.

6. Спор между фиником и тамариском.

Кстати, зря традиция писать учебники в виде диалогов была прервана, в античности такая форма была распространена, и во времена Ренессанса тоже - диалоги писали и Платон, и Джордано Бруно, и бывали интересные. Диалогическая форма показывает мысль в ее развитии, что современным учебникам весьма недостает. Кроме того, диалоги позволяли бы разыгрывать учебник как пьесу, разучивание и постановка такой пьесы была бы и учащимся полезна, и зрителям весьма полезна; в общем, зря такую прикольную античную штуку, которая была еще у шумеров, по непонятным причинам теперь вообще забыли.

 

Поэмы-споры - текст (1)

Большие по объему, потому что учебные. Реферирую очень кратко, например, в "Споре мотыги и плуга" описываются вообще все сельхозоперации, строительные работы и все связанные с этим обряды. Но и даже если кратко, придется разбивать это на две главы, а в этой главе будет два первых "спора".

1.Спор между мотыгой и плугом. "Мотыга, мотыга, мотыга, связанная нитями; мотыга, сделанная из тополя, сделанная из тамариска, с зубами из пепла, мотыга, дочь бедняка, мотыга начала спорить с плугом". Далее мотыга перечисляет какие конкретно сельхозоперации плуг не может выполнить и спрашивает, зачем он вообще нужен, такой слабый. Плуг отвечал мотыге: я плуг, устроенный с великой силой, собранный великими руками, могучий чиновник отца Энлиля. Я верный отец человечества. Чтобы отметить мой праздник на полях в месяц урожая, царь закалывает скот, и приносит овец в жертву, и наливает пиво в чашу. Приносит царь возлияние и бьют барабаны.

Затем плуг описывает разные операции, которые он делает, с упором на то, что мотыга копает мелко, и если все это делать мотыгой, то будет плохо. И вообще мотыга - это дерево для бедных, а плуг - орудие богатых и знатных.

Мотыга ссылается на то, что в храме Энлиля она стоит впереди плуга. Мотыгой копают каналы, без которых вообще невозможно земледелие. Мотыгой работают круглый год, а плугом только 4 месяца. Ей строят дома и делают кирпичи (следует подробное описание строительных технологий). Описываются различные работы по сезонам года, осуществляемые мотыгой.

Ветер сказал: друшлаг тут спорит с ситом. Почему ты такая злая на плуг?
Энлиль сказал мотыге: Мотыга, не будь такой злой, не будь такой насмешливой. Разве не Нисаба тебе покровительствует? Писец опишет твою работу; ты всегда, как служанка, готова выполнить твое задание.

Так мотыга вступила в спор с плугом, так мотыга победила плуг - слава богине Нисабе!

2. Спор между зерном и овцой.

Имеется длительное мифологическое введение про то, что анунаки первоначально не знали ни зерна, ни овцы, и даже не одевались в одежды, а люди в те годы не ели хлеба. Наконец, анунаки сотворили зерно (земледелие) и овцу (скотоводство), и Энки с Энлилем решили послать овцу и зерно на святую гору. Овца явилась на горе в виде прекрасного пастуха, а Зерно - в виде прекрасной девушки, и они излучали сияние (если из этого когда-либо мультфильм сделают, то, в соответствии с полом героев, это должно называться «Баран и Пшеница»).

И сказала Пшеница Барану: я лучше тебя, я - слава всех светильников Шумера. Я дар Анунаков, я даю силу воину, из-за меня ссорятся соседи (и так далее).

Ответил Баран Пшенице: Сестра моя, что ты сказала? Мне принадлежат все овчарни Уту, ради меня Шаккан, царь святой горы, надевает свои эмблемы и повязывает большую веревку вокруг гор восставшей страны.

(Описываются одежды царей и священников, сделанные из овечьей шерсти).

Пшеница напоминает, что из нее делают пиво, описывается технология производства и применение.

Баран отвечает, что веревками из шерсти связывают рабов, а хлеб кидают на землю, муку месят и кидают в печь, то есть относятся к Пшенице непочтительно.
Пшеница злится и напоминает, как овцы страдают на пастбищах зимой и летом, а потом с них сдирают кожу и продают на рынке.

Энки сказал Энлилю: Баран и пшеница должны стать братом и сестрой. Но из них Пшеница должна быть выше, пусть Баран падет перед ней на колени. Пусть он целует ей ноги, от рассвета до заката, пусть Пшеница почитается. У кого есть серебро, у кого есть драгоценности, у кого есть стадо, у кого есть овцы, пусть он сядет у ворот того, у кого есть зерно, и сидит там долго.

Такой был спор между Овцой и Зерном: Овца проиграла, а Зерно победило - слава отцу Энки!

 

Поэмы-споры - текст (2)

3. Спор между зимой и летом.

Начинается он с того, как Энлиль выеб землю, ебал горы и холмы, и земля родила Лето и Зиму. Он определил Зиме и Лету разную судьбу и обязанности (описываются).

Затем Зима и Лето приносят жертвоприношения Энлилю в его храме (описание приношений); Зима, слушая, как Лето себя восхваляет, становится злой и начинает его ругать. Сводится к тому, что Лето не одно производит растения, не одно Лето делает каналы и так далее. А также обзывает Лето разными словами, в том числе рабом.

Ответ Лета идет с лакунами, но, в общем, Зиму упрекают за лень, описываются подробно всякие летние работы. В ответ Зима описывает зимние работы, помимо того, оба времени года хвалятся теми праздниками и обрядами, которые в них совершаются.
В конце, как обычно, спорщиков судит Энлиль, который присуждает победу Зиме, потому что Зима контролирует течение воды в каналах, от чего, в конечном итоге, все зависит в Шумере. В знак примирения Лето устраивает для Зимы попойку, и, совместно пьянствуя, они приходят к примирению.

4. Спор между птицей и рыбой.

Та же схема: описывается сотворение (в данном случае - биологический мир сотворил Энки). Затем птица свила себе гнездо в тростнике, а рыба плыла внизу, и начали они спорить.

Рыба ругает птицу за то, что она шумная, вьет гнезда, где попало, портит поля земледельцам, и люди на нее охотятся. Птица, уходи из моих болот.

Птица отвечает, что она умная и красивая, и что она может съесть рыбу, еда же пусть не высказывается. Она поет прекрасные песни, и ей приносят фрукты в храмах.
Рыба, в свою очередь, вспоминает, как ей поклоняются с помощью еще каких-то обрядов, а чтобы птица поменьше выебывалась, рыба раскачала тростник, разрушила гнездо птицы и съела ее яйца.

Злая на это Птица ищет Рыбу по всем болотам и рекам, находит ее икру и тоже ее съедает.

Продолжая ругаться, они приходят к сыну Энлиля, императору Шумера Шульги и просят рассудить их спор. Он присуждает победу Птице, потому что поет красиво. Слава отцу Энки!

5. Спор между медью и серебром.

Сильно поврежден, но очевидно, что в нем та же схема, по одному канону делалось. Подозреваю, что у них там сотни было таких споров, но только шесть нашли. Схема явно наработана и предполагает, что жанр отточен на многочисленных образцах. Конец, к сожалению, до нас не дошел, и мы не знаем, кто там победил, медь или серебро.

6. Спор между фиником и тамариском.

Дошло только начало - тамариск открыл свой рот и сказал финику: тело мое - как тело богов. И в гневе отвечал ему финик.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.156.140 (0.018 с.)