Специальная психология учебное пособие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специальная психология учебное пособие



Редакторы ВВ. Амельченко, В.В. Дремова

Художник обложки Е.В. Кустарова Корректоры Л.Г. Новожилова, Л.Б. Успенская

Компьютерная верстка Т.Н. Полозовой

Оригинал-макет и диапозитивы текста изготовлены

В ООО «ТЦ Сфера»

Лицензия ИД № 02242 от 05.07.2000 г.

Гигиенический сертификат № 77.99.02.953.Д.000876.02.05 от 28.02.2005 г.

Подписано в печать 04.04.05. Формат 84xl08'/32.

Усл. п. л. 11,76. Тираж 5 000 экз.

Заказ №3175.

Издательство «ТЦ Сфера»

Москва, Сельскохозяйственная ул., 18, корп. 3.

Тел.: (095)656-75-05, 107-59-15.

ОАО «Владимирская книжная типография»

600000, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 7

Качество печати соответствует качеству предоставленных диапозитивов

© ООО «ТЦ Сфера», 2005


ПРЕДИСЛОВИЕ

Не плакать, не смеяться, а пони­мать.

Б. Спиноза

Специальная психология как учебная дисциплина включена в государственные стандарты высшего профес­сионального образования в середине 90-х годов XX века. Она призвана помочь людям с психофизическими ано­малиями сделать свою жизнь полноценной и достойной. Каждый человек уникален, индивидуален в восприятии окружающего мира, переживаниях, потребностях, но в то же время он как представитель вида имеет общие чер­ты с себе подобными и приспосабливается к окружаю­щей его физической и социальной среде. Включение че­ловека с теми или иными отклонениями в развитии в социальные отношения и его поддержка предполагают организацию профессионального психологического со­провождения в течение всей его жизни.

Десятилетия изоляции инвалидов от общества сфор­мировали в обыденном сознании разделение социально­го мира на нас, здоровых людей, и их, инвалидов и «не­нормальных».

К сожалению, отношение общества к инвалидам и лю­дям с аномалиями в психическом развитии базируется на предрассудках, негативных и упрощенных стереоти­пах. Это в итоге приводит к несоответствиям поведения таких людей общепринятым нормам.

По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 млн людей с нарушенным психическим и физическим развитием, что составляет одну десятую часть жителей на­шей планеты. Данные Всемирной организации здравоохра­нения свидетельствуют, что число таких людей достигает 13%. Среди них около 200 млн детей с ограниченными воз­можностями. В США число новорожденных с отклонения­ми психофизического здоровья составляет 45—50%, в Рос­сийской Федерации — 80—85%.

В нашей стране в настоящее время 1,7 млн детей, т.е. 4,5% всей детской популяции, относится к категории людей с ограниченными возможностями. Они нуждают­ся в специальном образовании. В это число входит более 353 тыс. детей дошкольного возраста, 63,6% из них нахо­дятся в дошкольных учреждениях. Почти 272 тыс. детей


школьного возраста обучается в 1905 специальных (кор-рекционных) образовательных учреждениях1.

В 15% случаев нарушений интеллекта дети имеют тя­желые формы умственной отсталости, осложненные не­достатками развития — нарушениями слуха, зрения и др. До недавнего времени таких детей относили к необучае-мой категории, поэтому до сих пор они часто остаются вне образовательного пространства, а именно — в уч­реждениях социальной защиты, где получают лишь уход, но не необходимую коррекционную помощь. Таких детей и подростков в РФ сегодня около 32 тыс.

К системе специального образования относятся спе­циальные классы для детей с нарушениями интеллекта в общеобразовательных школах — в них обучается около 200 тыс. человек. Еще около 34 тыс. детей и подростков с нарушениями развития учится на дому или в школах ин­дивидуального (надомного) образования.

В целом более 500 тыс. детей и подростков школьного возраста охвачены системой специального образования, однако десятки тысяч не имеют возможности обучаться из-за отсутствия специальных профильных учреждений на своей территории. Так, каждый второй ребенок с на­рушением опорно-двигательного аппарата лишен возмож­ности получить соответствующее его состоянию обуче­ние, а общеобразовательные школы не имеют условий и специалистов для этого.

Среди ребят с ограниченными возможностями пре­обладают дети 8—13 лет, что объясняется поздними сро­ками выявления отклонений в развитии. Кроме того, не учитывается большая группа детей, не имеющих офици­ального статуса инвалида, но имеющих слабое здоровье из-за хронических заболеваний.

Во взрослом населении России официальный статус инвалида имеет около 8 млн человек, еще несколько мил­лионов по состоянию здоровья близки к ним, а всего около 15 млн жителей России имеет ограниченные воз­можности жизнедеятельности по состоянию здоровья, а значит, и трудоспособности.

Приоритет интересов общества в советский период над интересами личности фактически узаконивал статус со­циальной «малоценности» лиц с ограниченными возмож-


ностями, однако и сегодня в сознании людей продолжа­ет доминировать критерий полезности. Наше общество находится в начале длинного пути — перехода от культу­ры полезности к культуре достоинства, отмечал А.Г. Ас-молов. В культуре полезности, отмечал он, «урезается время, отводимое на детство, старость не обладает цен­ностью, а образованию отводится роль социального па­сынка, которого терпят постольку, поскольку приходит­ся тратить время на выучку, подготовку человека к ис­полнению полезных служебных функций». В культуре достоинства «ведущей ценностью является ценность лич­ности человека независимо от того, можно ли что-либо получить от этой личности для выполнения того или иного дела или нет. В культуре достоинства дети, старики и люди с отклонениями в развитии священны... и находятся под охраной общественного милосердия».

Предлагаемое учебное пособие является материальным методическим обеспечением таких университетских кур­сов, как «Основы специальной психологии и специаль­ной педагогики», «Специальная психология», «Введение в специальность» (специальность «Специальная психо­логия»), «Основы дефектологии», для факультетов пси­хологии, социальной педагогики, других педагогических специальностей.

Главные цели этих курсов — формирование мотива-ционно-ценностного компонента профессиональной под­готовки будущих специалистов, их первоначальное озна­комление с теоретическими и прикладными аспектами специальной психологии.

Предлагаемая читателям книга содержит базовый по­нятийный аппарат, сведения об особенностях развития психики людей с психофизическими аномалиями, о воз­можностях компенсации и путях коррекции отклоняю­щегося развития, методах его диагностики. Книга вклю­чает информацию о природе и характере отклонений в психофизическом состоянии и развитии личности, воз­можностях и механизмах их компенсации, коррекции и личностной реабилитации.


1 Цифры приведены по кн.: Специальная педагогика: Учеб. посо­бие / Под ред. Н.М. Назаровой. М., 2000.


НОРМАЛЬНОЕ, АНОМАЛЬНОЕ

И ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ

РАЗВИТИЕ

Идиоты? Так ведь они только для нас идиоты, а не для себя и не для Бога. Дух их своим путем рас­тет и может так статься, что не они, а мы, просвещенные, станем похуже их идиотами.

Святитель затворник Феофаний

РАЗНОБОЙ В ТЕРМИНОЛОГИИ

Среди специалистов существуют значительные расхож­дения в определении того, что обозначается термином «проблемный ребенок». Ученые и практики обращают вни­мание на то, что такие определения, как «дети-дебилы», «имбецилы», «шизофреники», абсолютно не отвечают ни гуманистическим принципам, ни этике специалиста-пси­холога, ни собственно психологическому содержанию это­го феномена. Иными словами, специальная психология нуждается в собственном профессиональном словаре, в языке общения специалистов.

В начале XX века дети с недостатками в развитии счи­тались «ненормальными» (А. Бине, Г.И. Россолимо и др.) или «дефективными» (В.П. Кащенко, Л.С. Выготский и др.). Эти определения не удовлетворяли психологов, поскольку крайне односторонне характеризовали личность и были оскорбительны.

В конце 30-х годов появился термин «аномальный ре­бенок», а во Франции «инадаптированный» — трудно при­спосабливающийся; в Англии — «исключительный» (exceptional). Однако под эти определения попадали не только аномальные, но и одаренные дети. В те годы полу­чили распространение термины «абнормальный», «ати­пический», «субнормальный» и др. В Словакии до сих пор официально используется понятие «дети и подростки, нуждающиеся в специальной помощи». В нашей стране общепринятыми терминами являются «инвалид» и «лицо с ограниченными возможностями здоровья». Это люди,


в том числе дети, пользующиеся социальными льготами и пособиями.

В то же время в специальной литературе часто исполь­зуется термин «дети с нарушениями в развитии», т.е. те, кто имеет отставание (искажение) в психофизическом развитии вследствие нарушений деятельности анализа­торов или органического поражения центральной нерв­ной системы (ЦНС). При менее выраженных дефектах используется определение «дети с отклонениями в раз­витии». Получило распространение и понятие «дети с ог­раниченными возможностями здоровья». Однако оно не вполне адекватно, так как не ясно, о каком здоровье идет речь и в чем психологическое содержание жизнедея­тельности таких детей. Ведь существуют нарушения здо­ровья в виде тяжелых хронических соматических заболе­ваний, например астмы или диабета, накладывающие свой негативный отпечаток на жизнь и развитие ребенка или взрослого, и др.

Термин «дети с особыми потребностями (нуждами)» в целом не определяет, какие нужды имеются в виду, какие из них особые. На наш взгляд, более правомерен термин «дети с особыми образовательными потребно­стями», т.е. с отклонениями в развитии.

Распространенный термин «дети с нарушениями раз­вития» также не совсем точен, так как не дифференци­рует, что является нарушением (повреждением), а что — недоразвитием, несформированностью. А это весьма важ­но, так как от этого зависит психологическое содержа­ние дифференцированной работы с детьми.

Наконец, термины «дети с трудностями обучения», «с проблемами развития», «проблемные дети» также край­не неопределенны и не дают возможности оценить пси­хологическую специфику их состояния.

Наиболее адекватным признается термин «дети с от­клонениями в развитии». Однако есть значительное ко­личество детей с отклонениями в развитии, которых нельзя отнести к «классическим», традиционным ви­дам. Такие дети испытывают значительные трудности адаптации, обучения, развития в целом. Кроме того, в последние десятилетия во всем мире отмечается тен­денция резкого усложнения структуры отклонений в развитии, у многих детей значительно увеличивается число сочетанных нарушений, а в 90-х годах XX века появились, новые формы отклонений и несформиро-


г


ванности определенных сфер психического развития. Наконец, выделяются особые формы дизонтогенеза, достаточно сложные для психолого-педагогической диагностики и применения к ним сложившегося поня­тийного аппарата.

В связи с необходимостью уточнения и дифференциа­ции терминологии далее рассматриваются определения и характеристики норм развития, дизонтогенеза и откло­няющегося развития.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 549; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.197 (0.014 с.)