Цицерон и его сочинения об ораторском мастерстве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цицерон и его сочинения об ораторском мастерстве



Культура Древней Греции, в том числе и достижения в области риторики, была творчески воспринята Древним Римом. Расцвет римского красноречия приходится на I в. н.э., когда особенно возрастает роль Народного собрания и судов. Вершиной развития ораторского искусства является деятельность Цицерона.

Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.) — крупнейший древнерим­ский оратор, политик, писатель. Его имя стало даже нарицательным. Из риторических сочинений Цицерона большое значение имеют прежде всего три книги: "Об ораторе", в которой автор показывает идеального, всесторонне образованного оратора-философа; "Брут, или О знаменитых ораторах" - история красноречия; "Оратор" — произведение, в котором разрабатывается вопрос о лучшем стиле и теоретически обосновывается собственный идеал. Это памятники античного гуманизма, имевшие огромное влияние на всю европейскую культуру.

Каковы же взгляды Цицерона на ораторское искусство? Автор сетует на то, что красноречие среди всех наук и искусств имеет меньше всего представителем. И это не случайно. По его мнению, подлинное красноречие - нечто такое, что дается труднее, чем это кажется. Красноречие рождается из многих знаний и умений. "В самом деле, — пишет он, — ведь здесь необходимо усвоить самые разнообразные познания, без которых беглость в словах бессмысленна и смешна; необходимо придать красоту самой речи, и не только отбором, но и расположением слов; и все движения души, которыми природа наделила род человеческий, необходимо изучить до тонкости, потому что вся мощь и искусство красноречия в том и должны проявляться, чтобы или успокаивать, или возбуждать души слушателей. Ко всему этому должны присоединиться юмор и остроумие, образование, достойное свободного человека, быстрота и краткость как в отражении, так и в нападении, проникнутые тонким изяществом и благовоспитанностью. Кроме того, необходимо знать всю историю, чтобы черпать из нее примеры; нельзя также упускать знакомства с законами и гражданскими правами. Нужно ли мне еще распространяться о са­мом исполнении, которое требует следить и за телодвижениями, и за жестикуляцией, и за выражением лица, и за звуками и оттенками голо­са?.." Это, собственно, программа подготовки оратора.

Цицерон считает, что основа ораторского искусства — прежде всего глубокое знание предмета; если же за речью не стоит глубокое содержание, усвоенное и познанное оратором, то словесное выражение — пустая и ребяческая болтовня.

Так что же такое риторика, по мнению Цицерона? Риторика — это наука об ораторском искусстве. Во всех трех трактатах Цицерона постоянно звучит вопрос о взаимоотношении риторики и других наук, в частности философии. И всякий раз он неуклонно приходит к принципу подчинения всех наук главной ораторской цели.

Один вопрос разделял философов и риторов: является ли рито­рика наукой? Философы (вспомним Сократа и Платона) утверждали, что риторика не есть наука. Риторы утверждали обратное. Цицерон предлагает компромиссное решение: риторика не есть истинная, т.е. умозрительная, наука, но она представляет собой практически по­лезную систематизацию ораторского опыта. Обязанности оратора заключаются в следующем: 1) найти что сказать; 2) найденное распо­ложить по порядку; 3) придать ему словесную форму; 4) утвердить все это в памяти; 5) произнести.

Цицерон придерживается установившейся в античном мире клас­сической схемы, согласно которой предлагалось пятичастное деление риторического процесса. Риторический процесс — весь путь от мысли к звучащему публичному слову. Кроме того, в задачу оратора входит расположить к себе слушателей; изложить сущность дела; установить спорный вопрос; подкрепить свое положение; опровергнуть мнение противника; в заключение придать блеск своим положениям и окон­чательно низвергнуть положения противника.

В чем видел Цицерон красоту речи? В ее свежести, благород­стве, страстности, логичности, причем, по его мнению, "цветы слов и мыслей" должны распределяться в речи "с разбором". Словесные нагромождения, расцвеченная чрезмерно яркими красками речь не доставляют длительного удовольствия, пресыщают и раздражают слушателей.

Цицерон продемонстрировал глубокое проникновение в сущ­ность ораторского искусства, создав ораторскую теорию на основе своего богатого опыта. Блестящий теоретик, он обобщил и осмыслил взгляды теоретиков и практиков красноречия.

Учение о красноречии М. В. Ломоносова

М. В. Ломоносов сыграл огромную роль в развитии учения о крас­норечии в России. Не случайно Н. М. Карамзин в "Пантеоне россий­ских авторов" назвал Ломоносова "отцом российского красноречия".

До риторики Ломоносова никаких правил для начинающего писа­теля, кроме схоластических рукописных курсов риторики, уже уста­ревших, не было.

Смелое новаторство проявилось в том, что это было первое рус­ское общедоступное руководство по красноречию. Все доломоно-совские риторики, рассчитанные на узкий круг читателей, были или латиноязычными, или написаны на трудном для понимания церков­нославянском языке. Впервые за всю историю появления риторик на Руси ее автором был не представитель духовенства, а ученый, нахо­дившийся в оппозиции к церкви и святейшему Синоду. Справедливо поэтому высказывание о том, что "появление "Риторики" Ломоносова освобождало тем самым теорию словесного искусства от церковной опеки, тяготевшей над ней в течение многих веков и тормозившей ее развитие".

Несмотря на множество противников, с которыми М. В. Ломо­носову приходилось скрещивать копья, они не могли помешать блестящему успеху "Риторики", которая в XVIII в. выдержала семь изданий. В начале XIX в. "Риторика" переиздавалась дважды — в 1805-1810 гг.

Три вида риторики

Есть три вида риторики, потому что есть столько же родов слушателей. Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обра­щается; оно-то и есть конечная цель всего (я разумею слушателя). Слушатель непременно бывает или простым зрителем, или судьей, и притом судьей или того, что уже свершилось, или ж того, что мо­жет совершиться. Примером человека, рассуждающего о том, что имеет быть, может служить член народного собрания, а рассужда­ющего о том, что уже было, — член судилища; человек, обращаю­щий внимание только на дарование оратора, есть простой зритель. Таким образом, естественно является три рода риторических речей: совещательные, судебные и эпидейктические. Дело речей совещательных — склонять или отклонять, потому что как люди, которым приходится совещаться в частной жизни, так и ораторы, произносящие речи публично, делают одно из двух: или склоняют, или отклоняют.

Что же касается судебных речей, то дело их — обвинять или оправдывать, потому что тяжущиеся всегда делают непременно одно что-нибудь из двух: или обвиняют, или оправдываются.

Дело эпидейктической речи — хвалить или порицать. Что касается времени, которое имеет в виду каждый из указанных родов речи, то человек, совещаясь, имеет в виду будущее: отклоняя от чего-нибудь или склоняя к чему-нибудь, он дает советы относительно будущего. Человек тяжущийся имеет дело с прошедшим временем, потому что всегда по поводу событий, уже свершившихся, один обви­няет, а другой защищается. Для эпидейктического оратора наиболее важным представляется настоящее время, потому что всякий произ­носит похвалу или хулу по поводу чего-нибудь существующего. <...> У каждого из этих родов речей различная цель, и так как есть три рода речей, то существуют и три различные цели: у человека, дающе­го совет, цель — польза и вред: один дает совет, побуждая к лучшему, другой отговаривает, отклоняя от худшего; остальные соображения, как-то: справедливое и несправедливое, прекрасное и постыдное — здесь на втором плане. Для тяжущихся целью служит справедливое и несправедливое, но и они присоединяют к этому другие соображения. Для людей, произносящих хвалу или хулу, целью служит прекрасное и постыдное, но сюда также привносятся прочие соображения (по Н. Кохтеау).

Завдання 76. Складіть стислі конспекти наведених власне наукових і науково-навчальних текстів актуальної термінознавчої про­блематики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 782; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.209.8 (0.006 с.)