Проба на исследование зрительно-пространственных операций. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проба на исследование зрительно-пространственных операций.



- отсутствие на рисунке существенных отличительных признаков;

- нарушение пространственного соотношения между элементами;

- искажение предметного образа.

 

Проба на запоминание и воспроизведение слов

- снижение прочности запечатления слухоречевых следов по механизму их взаимного торможения в виде неполного объема воспроизведения группы и нарушения их порядка;

- снижение прочности запечатления слухоречевых следов по механизму нарушения избирательности. Проявляется в контаминациях (новых ассоциативных словах), вербальных парафазиях (замене предъявляемых слов из одной семантической группы);

- литеральные парафазии (замена словами, близкими по звучанию, или замена отдельных звуков в предъявленных словах).

 

Проба на установление последовательности событий

- трудности в нахождении соответствующей сюжету последовательности.

 

Проба, раскрывающая понимание текста.

- трудности в осознании общего смысла текста;

- ошибки при выявлении морали рассказа (что предусматривает выход за пределы фактического содержания текста);

- недостаточная адекватность и полнота в понимании общего смысла сюжета.

В соответствии с критерием степени возрастной сформированности ВПФ можно выделить четыре варианта выполнения экспериментальных проб.

1. Высокий уровень возрастной сформированности ВПФ (0 баллов)

2. Несформированнсть ВПФ по возрасту легкой степени выраженности. (1 балл).

3. Выраженная степень возрастной несформированности ВПФ (2 балла).

4. Нарушения обследуемых ВПФ (3 балла).

Приложение 21. Вопросы для беседы с родителями гиперактивного ребенка.

1. Каковы особенности протекания беременности и родов?

2. Каковы особенности раннего развития ребенка?

3. Является ли ребенок левшой или правшой?

4. Есть в семье родственники склонные к депрессии, алкоголизму, употреблению наркотиков?

5. Какова амплитуда настроений ребенка?

6. Трудно ли ребенку приступать к занятиям?

7. Характерны ли для него нервные движения (раскачивание ногой и др.)

8. Нет ли склонности принижать свои успехи?

9. Трудно ли доводить до конца начатое?

10. Трудно ли справляться с гневом?

11. Легко ли отвлечь от выполнения задания?

.12. Нет ли привычки «перепрыгивать» с одной программы на другую?

13. Умеет ли следовать указаниям взрослых?

14. Легко ли приходит в состояние гнева?

15. Когда слушает, заняты ли его руки (играет в машинки, чертит линии)?

16. Часто ли проявляется агрессия? Какая чаще: вербальная, невербальная?

17. Имеет ли привычку лгать?.

18. Учиться ниже своих возможностей?

19. Является ли чрезмерно экспрессивным?

20. Характерна ли низкая переносимость огорчений?

21. Умеет ли планировать последствия своего поведения?

22 Каков уровень самооценки?

23. Каков уровень развития мелкой моторики?

24. Насколько хорошо развита координация движений?

25. Не является ли аллергиком?

26. Страдает ли нарушениями сна?

27. Страдал ли кто-либо из членов семьи дефицитом внимания?

28. Часто ли нарушает правила?

29. Трудно ли ему до конца выслушать сказку (рассказ, история), которую читает взрослый?

30. Часто ли проявляет беспокойство?

31. Является ли полной семья?

32. Характерна ли роль «клоуна» в группе?

33. Не было ли в семье усыновлений?

34. Есть ли в семье другие дети? Старшие? Младшие?

35. Какова очередность рождения данного ребенка в семье?

36. Трудно ли ему хранить секреты?

37. Нравиться ли, когда появляются новые вещи? Хватает ли он их сразу?

38. Часто ли приходит в ярость?

39. Склонен ли к депрессиям?

40. Часто ли отказывается выполнять требования, просьбы?

41. Подчиняется ли правилам, инструкциям?

42. Трудно ли ему дождаться своей очереди в игре, на занятиях?

43. Способен ли длительное время ждать вознаграждения?

44. Часто ли является инициатором конфликтных ситуаций?

45. Случается ли, что ребенок задевает, роняет вещи?

46. Есть ли в семье другие гиперактивные члены?

47. Как реагирует на замечания взрослых?

48. Часто ли ребенку делают замечания дома, на прогулке?

49. Теряет ли ребенок свои вещи?

 

Приложение 22. Анкета определения гиперактивности (по Д.Коннепсу)

Имя ___________

Возраст_________

 

№ п/п Наблюдаемые признаки Степень проявления признака
Отсутствует (0) Низкая (1) Довольно высокая (2) Очень высокая (3)
  Двигательное беспокойство (постоянно находится в движении)        
  Раздражительность, импульсивность        
  Вмешательство в занятия других детей        
  Частая и быстрая переключаемость внимания        
  Постоянное ерзанье на месте        
  Невнимательность, отвлекаемость        
  Нетерпеливость и быстрое разочарование        
  Плаксивость        
  Быстрая и резкая смена настроения        
  Склонность к проявлениям ярости, взрывное, непредсказуемое поведение        
Общая сумма баллов        

 

Анкету могут заполнить как родители, так и учителя, воспитатели при условии, что этому предшествует как минимум четырехдневный период наблюдений.

 

Приложение 23. Методика обследования ребенка младшего школьного возраста с умственной недостаточностью.

I Социальное развитие

1. Представление о себе и о своих родителях.

- Как тебя зовут?

- Найди свою фотография (выбор из трех фотографий детей).

- Найди фотографию своей мамы (даются фотографии 3 женщин): «Кто на этой фотографии? Как зовут твою маму?».

- Найди фотографию своего папы (даются фотографии 3 мужчин): «кто это на фотографии? Как зовут твоего папу?».

Средства общения ребенка

- экспрессивно-мимические (улыбка, взгляд, «глаза в глаза», жесты и т.п.)

- предметно-действенные (протягивание взрослому различных предметов, выражение протеста и т.д.).

- речевые средства общения (высказывания, вопросы).

3. Характеристика контактов ребенка во взрослыми.

- устанавливает контакт легко и быстро;

- контакт избирательный;

- контакт формальный;

- не вступает в контакт.

Особенности поведения и эмоционально-волевой сферы.

- ребенок активен/ пассивен;

- деятелен \инертен;

- не агрессивен/ агрессивен к другим детям;

- преобладающее настроение: бодрое, спокойное, подавленное, раздражительное, неустойчивое, резкие колебания настроения.

Особенности характера

Ребенок:

- спокойный;

- пассивный;

- жизнерадостный;

- улыбчивый;

- раздражительный;

- злой;

- упрямый;

- вялый;

- часто (редко) плачет;

- конфликтный и т.д.

6. Навыки в быту (уточняются при беседе с родителями и в процессе наблюдения за ребенком в режимных моментах).

Навык еды – самостоятельно ли ест ложкой, ест с чьей-то помощью, сосет из бутылки, пьет самостоятельно из чашки, пьет с чьей-то помощью.

Навык одевания – самостоятельно или с помощью взрослого.

Навык умывания – самостоятельно умывается ил с помощью взрослого.

Навык опрятности – самостоятельно пользуется туалетом или с помощью взрослого, не сформирован навык опрятности (своевременно не проситься в туалет).

 

II Физическое развитие

Упражнения, направленные на оценку физического развития.

Упражнения для детей 3-4 лет

Ходьба.

- Ходьба по прямой: «Иди по дорожке к мячу».

-Ходьба с препятствиями (перешагнуть через деревянный кирпичик): «Иди к колокольчику

- Ходьба по шнуру, положенному зигзагом: «Иди по шнуру к погремушке».

- Ходьба по лестнице вверх и вниз: «Поднимайся по лесенке вверх, а теперь спускайся вниз (Взрослый находиться рядом с ребенком).

Бег

- Бег за взрослым в прямом направлении: «Беги за мячом, как я».

- Бег за взрослым в разных направлениях: «Догони меня».

- Бег самостоятельно по прямой: «Беги к домику».

Прыжки.

- Подпрыгивание на месте на двух ногах: «Прыгай, как зайка».

- Спрыгивание со скамейки (высота 10 см); «Иди по скамейке, спрыгни со скамейки» (взрослый находиться рядом с ребенком).

- Перепрыгивание через широкую ленту, положенную на пол: «Прыгай через ручеек».

Ползание, лазание.

- Ползание на четвереньках: «Проползи через ворота».

- Ползание на животе: «Ползи за игрушкой» (взрослый держит мячик за резинку и постепенно двигает его вперед).

- Лазанье по шведской стенке: «Ползи вверх» (взрослый находиться рядом с ребенком)

Бросание.

- Бросание в цель двумя руками: «Брось мяч в корзину».

- Бросание маленьких мячей (3-4) одной рукой: «Бросай мячики».

Оценка действий ребенка: выполняет задание самостоятельно, с помощью взрослого (показ, подражание, самостоятельные действия), выполняет задание после обучения, результат.

 

III. Познавательное развитие.

1. Сенсорное развитие

Задание 1. «Найди свои домики для фигурок»

Направлено на выявление уровня сформированности ориентировки на форму у ребенка.

Оборудование: деревянная (или пластиковая) доска с тремя прорезями – круглый, прямоугольный, квадратной или с шестью прорезями – круглой, квадратной, прямоугольной, полукруглой, треугольной и шестиугольной, с шестью плоскими геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует форме одной из прорезей.

Проведение обследования: педагог показывает ребенку доску. Обращая внимание на фигурки, и по очереди вынимает их. Затем предлагает ребенку вставить эти фигурки в прорези: «Вставь фигурки в свои прорези (домики)»

Обучение.: проводиться в том случае, если ребенок не понимает, что нужно делать, пытается вставить фигурку при помощи силы, не учитывает форму прорези. Педагог показывает медленно, как надо вставлять фигурки в прорези, используя метод проб.

Оценка действий ребенка: принимает задание, выполняет задание самостоятельно, действует целенаправленно, выполняет задание после обучения; способ выполнения задания: методом проб, хаотичные действия, совместные действия со взрослым; обучаемость во время обследования.

Задание 2. «Спрячь матрешку»

Направлено на выявление уровня развития у ребенка практической ориентировки на величину, наличие соотносящих действий, определение ведущей руки, согласованности действий обеих рук, целенаправленности действий.

Оборудование: двухместная матрешка, кубики –вкладки (большой и маленький).

Проведение обследования: Педагог показывает матрешку и предлагает ребенку ее раскрыть, помогает соединить части большой матрешки. Затем расставляет перед ребенком кубики-вкладки и говорит: «Это домики для матрешек, спрячь каждую матрешку в свой домик».

Обучение: при затруднениях педагог показывает, как надо прядать: большую матрешку в большой «домик», а маленькую – в маленький; затем достает матрешки, переставляет местами кубики и снова предлагает ребенку спрятать их в «домиках».

Оценка действий ребенка: принимает задание, выполняет задание самостоятельно, действует целенаправленно, выполняет задание после обучения; способ выполнения задания: методом проб, хаотичные действия, совместные действия со взрослым; обучаемость во время обследования.

Задание 3. «Цветные бабочки»

Направлено на выделение цвета как ведущего признака, на различение и называние основных цветов (желтый, красный, синий, зеленый).

Оборудование: цветные карточки – красного, желтого, синего и зеленого цветов, 4 бабочки соответствующих цветов.

Проведение: перед ребенком расставляют четыре цветные карточки и говорят «Это домики для бабочек». Показывают цветных бабочек и предлагают найти для каждой бабочки свой домик. Затем просят ребенка показать по очереди: желтый, красный, синий и желтый домики.

Обучение: если ребенок не различает цвета, то педагог обучает его. В тех случаях, когда ребенок различает цвета, но не выделяет по их названию, его учат выделять по названию два цвета, повторив при этом название цвета два-три раза. После обучения снова проверяется самостоятельное выполнение задания.

Оценка действий ребенка: принятие задания, способ выполнения задания: сличает ли ребенок цвета, узнает ли их по названию, знает ли название цветов; педагогом фиксируется сопровождение действий: отношение ребенка к своим действиям.

Задание 4. «Сложи разрезную картинку» (ведерко, домик)

Направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения

Оборудование: предметные картинки (2 одинаковые), одна из которых разрезана на две (три) части.

Проведение: педагог показывает ребенку две (три) части разрезанной картинки и просит сложить целую картинку.

Обучение: в тех случаях, когда ребенок не справляется с заданием, взрослый показывает целую картинку и просит сделать из частей такую же. Если и после этого ребенок не справляется с заданием, то взрослый сам накладывает одну часть разрезанной картинки на целую и просит ребенка добавить другую часть. Затем предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие задания, каким способом выполняет – самостоятельно, после обучения, отношение к результату.

Задание 5. «Покатай матрешку».

Направлено на выявление уровня развития наглядно-действенного мышления; умения использовать вспомогательное средство (тесемку).

Оборудование: матрешка находится в машине с кольцом, через кольцо продета тесемка, рядом со скользящей тесемкой – ложная.

Проведение: перед ребенком на другом конце стола находится тележка, до которой он не может дотянуться рукой. В зоне досягаемости его руки находятся два конца тесемки, которые разведены между собой на 50 см. Ребенка просят достать машинку. Если ребенок тянет только за один конец тесемки машина остается на месте, тесемка выскальзывает. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался подтянуть машинку за оба конца тесемки (соединил оба конца, либо тянул за оба конца тесемки обеими руками), и машинка едет.

Обучение: Не проводится.

Оценка действий ребенка: если ребенок тянет за оба конца, то отмечается высокий уровень выполнения. Если же ребенок тянет сначала за один конец тесемки, то ему надо дать возможность попробовать еще раз, но это уже более низкий уровень выполнения. Взрослый за экраном продевает тесемку через кольцо и, убрав экран, предлагает ребенку достать машинку. Если ребенок не догадывается использовать тесемку, то это расценивается как невыполнение задания; фиксируется также отношение ребенка к результату.

Задание 6. «Возьми игрушки»

Направлено на выявление уровня сформированности представлений о предметном мире.

Оборудование: перед ребенком находится несколько игрушек и предметов: мяч, юла, кукла, коляска для куклы, грузовая машинка, платок, ложка, тарелка, одежная щетка, расческа.

Проведение: ребенку предлагают взять какую-то игрушку и поиграть.

Обучение: если ребенок не может выполнить задание по речевой инструкции, его просят выполнить задание по показу: «Смотри и делай, как я». После обучения ребенку снова предлагают взять игрушки и поиграть.

Оценка действий ребенка: принятие задания, способ выполнения: выделяет игрушки среди различных предметов – самостоятельно, по показу: оценивается обучаемость, отношение к результату.

Задание 7. «Покажи картинку»

Направлено на выявление уровня сформированности представлений о явлениях живой природы (животные, птицы).

Оборудование: картинки с изображением нескольких домашних животных (кошка, собака, лиса, заяц – 4 пары) и птиц (петух, утка, ворона, воробей – 4 пары).

Проведение: перед ребенком вначале раскладывают картинки с изображением животных (не более 4-х) и просят показать «Покажи, где собака? Как она лает?». Затем раскладывают картинки с изображением птиц и также предлагают показать: «Покажи, где петух? Как он кричит?»

Обучение: если ребенок не может показать по словесной инструкции ни одну из предложенных картинок, педагог берет одну из картинок и предлагает выделить такую же, как у него в руке. Если ребенок не выделяет зрительно, педагог указательным жестом соотносит: «У тебя такая и у меня такая же».

Оценка действий ребенка: принимает задание, понимает ли речевую инструкцию, делает ли выбор картинки по названию животного или птицы, соотносит ли название животного с его изображением.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 423; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.15.94 (0.054 с.)