Билет 12. Источники международной информации и особенности работы с ними. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 12. Источники международной информации и особенности работы с ними.



Поиск информации – это в какой-то степени наука, ведь каждый журналист вырабатывает свой почерк, технологию работы с источниками информации. Для этого журналисту необходимо представлять действительность как совокупность источников информации и знать их координаты.

Выбор источников:

Взвешенность

Разные точки зрения (если есть 1 точка зрения, то должна быть и другая, поэтому нужно искать несколько источников)

Первоисточники

Знать, какие цели использует этот источник, о чем он умалчивает

Важна сеть контактов

Источники международной информации.

Документы

Понятие «документа» употребляется сегодня в двух смыслах. Причём один из них более объёмен: документ – это «материальный носитель записи с зафиксированной на нём информацией для передачи её во времени и пространстве», а другой – более узок: «документ – это юридически закреплённая бумага, утверждающая за её владельцем право на что-либо, подтверждающая какой-либо факт».

Социология разработала следующее деление документов, применяющееся в журналистике:

1. По способу фиксирования информации (рукописные, печатные документы, кино и фотоплёнки, магнитные ленты).

2. По типу авторства (личные и общественные, например, расписка в получении денег и протокол собрания коллектива).

3. По статусу документа (официальные и неофициальные, например, постановление правительства и пояснительная записка).

4. По степени близости к эмпирическому материалу (первичные, например, заполненные анкеты, и вторичные – отчёт, написанный по результатам анкетирования на основе обобщения данных анкет).

5. По способу получения документа (естественно функционирующие в обществе, например, статистические отчёты по установленному образцу и «целевые», т. е. созданные по заказу журналиста – допустим, справка о деятельности учреждений).

При работе с документальным источником важно различать документально подтверждённые сведения (завизированный текст) и факты типа «как стало известно из заслуживающих доверия источников». Оперирование такими сведениями требует специальных оговорок.

Чтобы убедиться в достоверности информации, содержащейся в источнике, журналисты прибегают к правилам проверки достоверности документов, принятым в социологии. Согласно им необходимо:

1. Различать описание событий и их интерпретацию (факты и мнения);

2. Определять, какими источниками информации пользовался составитель документа, является она первичной или вторичной;

3. Выявлять намерения, которыми руководствовался составитель документа, давая ему жизнь;

4. Учитывать, как могла повлиять на качество документа обстановка, в которой он создавался.

Информ. агентства

Информационное агентство — специализированное информационное предприятие (организация, служба, центр), обслуживающее СМИ. Его основная функция — снабжать оперативной политической, экономической, социальной, культурной информацией редакции газет, журналов, телевидения, радиовещания, а также другие учреждения, организации, частных лиц, являющихся подписчиками на его продукцию. Функционирование агентства ориентировано на сбор новостей. Россия: ИТАР-ТАСС, РИА Новости, Регнум. Интерфакс. Мир: Agence France-Presse, Al-Jazeera, Associated Press, BBC News. СПб: БалтИнфо, Итар Тасс в СПБ, Регнум, РосБалт, Интерпресс, Северо-Запад.

М. Орг-ии

Международные организации (ООН, Евросоюз, НАТО, Совет Европы, ЕБРР). Экспертные и общественные организации и специализированные академические институты (Чэтем-хаус, Международная амнистия, Human Rights Watch, Репортеры без границ, Oxfam).

Международные организации, а также государственные органы разных стран, являются одновременно и источниками новостей, и потенциальными комментаторами событий. С другой стороны, в подавляющем большинстве стран мира существуют развитые системы общественных организаций и специализированных академических институтов для изучения политических, экономических, международных и других проблем.

Названия крупнейших международных организаций — ООН, Европейского Союза, НАТО, Совета Европы, ОБСЕ, ЕБРР и множества других — мелькают в материалах СМИ каждый день. Обычно объектом внимания становятся саммиты, сессии и заседания этих организаций, где принимают участие мировые лидеры, принимающие ключевые решения.

Сходным образом работают и государственные учреждения (администрации глав государств, правительства, министерства, различные государственные службы).

В качестве дополнительного (а иногда альтернативного) источника очень часто используются мнения экспертов из различных специализированных научных, исследовательских, экспертных или академических организаций.

Пресс-релизы, пресс-конференции. Базы данных, электронные библиотеки, энциклопедия Wikipedia, биографии известных людей.

Анонсы и календари событий (Рейтер, РИА Новости, FENS). Технологии подготовки материалов о предстоящих событиях и их обновление по мере того, как событие происходит. Интернет-рассылки.

Отдельного подхода требуют слухи как источник информации. Журналисты охотно пользуются сведениями такого рода, предварительно обезопасив себя необходимыми процедурами. А именно:

Ø полезно найти источник слуха;

Ø переспросить у источника, так ли было или есть на самом деле;

Ø в случае отказа подтвердить слух – поискать другой источник, способный дать подтверждение;

Ø при удачном поиске и полученном подтверждении договориться о том, что если после опубликования материала редакции будет предъявлен иск, источник явится в суд и подтвердит изложенные сведения.

 

Билет 13. Социальные медиа в работе журналиста-международника. Особенности работы с контентом, генерированным пользователем (на конкретных примерах).

Социальные медиа — это пространство, содержательный контент которого генерируется непосредственно самими пользователями. Пользователи социальных медиа могут одновременно выполнять функции комментатора, репортёра, фотокорреспондента и/или редактора данного сервиса. Andreas Kaplan и Michael Haenlein определяют социальные медиа как «группу Интернет-приложений, основанных на идеологической и технологической базе, которые позволяют создание и обмен контентом, созданным пользователями»

Web 2.0 (Тима О’Рейли) — методика проектирования систем, которые путём учёта сетевых взаимодействий становятся тем полнее, чем больше людей ими пользуются. Особенностью веб 2.0. является принцип привлечения пользователей к наполнению и многократной выверке информационного материала.

По сути, термин «Web 2.0» обозначает проекты и сервисы, активно развиваемые и улучшаемые самими пользователями: блоги, wiki, социальные сети и т. д.

Социальные медиа зачастую служат журналистам не только плодотворным источником информации, но и являются отличным инструментом для собственной реализации. Журналист может продвигать свои материалы в сети интернет, распространяя свое влияние среди масштабной аудитории. Для того, чтобы добиться наибольшего успеха в интернет-пространстве, необходимо выглядеть презентабельно, внимательно следить за последними тенденциями в оформлении и использовании ресурсов, быть как можно более оперативным, объективным, и в то же время неординарно преподносить информацию. Также одним из наиболее эффективных способов самореализации в профессии является селф-брендинг. Журналист-фрилансер Паулина Тильман, рассказывая на одной из лекций об этом способе самопродвижения, подчеркивала важность работы над собственным сетевым имиджем. Необходимо подавать себя как бренд, ни на кого не похожий, исключительный в своём роде. Селф брендинг – это синоним слова «имидж», т.е. создание уникального образа товара, бренда, только в этом случае товаром являетесь вы сами, как специалист и личность, непохожая на других.

В качестве плюсов социальных СМИ, в первую очередь, необходимо выделить скорость обмена информацией. Доступ в интернет возможен практически из каждого уголка нашего мира, поэтому свидетели событий зачастую даже опережают журналистов в оперативности её подачи в массы. Положительной стороной соц. Медиа является обилие доступного материала на любые темы. Забив ключевое слово в поисковой строке твиттера, в ответ мгновенно вылетает множество мнений и постов, содержащих его. Можно в считанные минуты изучить разные точки зрения по какой-либо проблеме и провести их анализ. Собранная информация в дальнейшем служит опорой для написания материалов.

Одной из ключевых проблем социальных СМИ является недостоверность содержащейся в них информации. Журналист- международник всегда обязан тщательно проверять освещаемый контент. Но зачастую в погоне за скоростью реакции на то или иное событие этот постулат оказывается нарушенным, что впоследствии влечет за собой бурный общественный резонанс. Примеров множество: взрыв на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 году, а также недавняя катастрофа в Крымске породили волну слухов во «всемирной паутине». Согласно публикации Татьяны Пантюшевой от 20 июля 2012 года «Кто, а самое главное, зачем сеет панику в интернете» на сайте kp.ru, в обоих случаях анонимные блоггеры публиковали прогнозы о неминуемом продолжении катастрофы, еще более смертоносном и разрушительном.

«Читая то, что творилось в интернет-сообществе первые (да и последующие тоже) дни после трагедии в Крымске, невольно испытываешь ощущение дежа вю. Будто всё это уже было и не раз. Намного раньше скупых и сухих сводок: «Угрозы затопления нет», в сети стали распространяться более эмоциональные и, что самое страшное, апокалиптические прогнозы на тему: «Плотину прорвёт!» и «Мы все умрём!». блоггеры с удовольствием читали и передавали дальше такие посты псевдоочевидцев и псевдоспециалистов, которые, кстати, никакими реальными фактами не располагали.»

Неоднократно на телевидении появлялись любительские ролики, снятые очевидцами катастроф, которые впоследствии оказывались фальсификациями. Во время выборов в государственную думу 2011 года на канале Euronews появились ролики, на которых в центре Москвы якобы происходят кровавые разборки.

Дезинформация, «информационные бомбы» также являются острыми проблемами в деятельности социальных медиа. В канун трагических событий 11 сентября Ближний Восток вспыхнул новым пламенем мятежей, направленных против Соединенных Штатов Америки. Начались волнения в Египте, Судане, Тунисе и других арабских странах. Сожжено посольство США в Ливии, убит посол. Произошедшее во многом напоминает сценарий прошлогодней расправы над Муаммаром Каддафи. Причиной тому послужил нелепый, совершенно беспомощный с художественной точки зрения видеоролик, выложенный анонимными источниками в сервис видео-блогов «Youtube». Малобюджетный любительский фильм «Невинность мусульман» блуждал по сети в течение нескольких месяцев, а накануне одиннадцатой годовщины террористических атак на Вашингтон и Нью-Йорк был услужливо переведен на арабский язык. Согласно публикации от 13.09.12 под названием «Старые грабли» в газете «Комсомольская правда», фильм с большой вероятностью был вброшен в сеть с экстремистскими целями.

Работая в открытом информационном пространстве, журналист должен учитывать, что его записи находятся в свободном доступе, и поэтому тщательно следить за точностью, беспристрастностью и объективностью сказанного. Необходимо учитывать, что социальные медиа- это скорее рабочее пространство журналиста, чем частное, поэтому личную информацию необходимо фильтровать. Журналист даже в соц. Медиа остается журналистом, поэтому за все сказанное и опубликованное он несёт профессиональную ответственность. В твиттере желательно фолловить самых разных людей, из разных соц. Групп и категорий. Чем шире круг подписчиков в твиттере, тем многогранней спектр мнений по какому либо вопросу. Журналисты должны быстро адаптироваться к темпам развития интернета и социальных сетей, в то же время отдавая себе отчет в том, что их твиты и обновления статусов представляют их как общественных деятелей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1686; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.208.206 (0.015 с.)