Противопоказания для профессионального занятия психологией. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Противопоказания для профессионального занятия психологией.



1. Ненависть к людям или мизантропия (греч. misanthropía, от miséo — ненавижу и ánthropos — человек).

2. Откровенное психическое нездоровье.

3.Неспособность выстраивать с людьми отношения на взаимоуважительной основе.

4. Лень при обучении и профессиональном саморазвитии.

Тема 5. Этапы и условия профессионального становления

Категории «становление» и «развитие» применительно к профессионализму человека.

а) как развитие деятельности (ее структуры, совокупности способов и средств, порядок следования которых друг за другом имеет целевую детерминацию);

б) как процесс развития личности в онтогенезе (как временнáя последовательность ступеней, периодов, стадий на всем жизненном пути).

Периодизация развития человека как субъекта труда Е.А. Климова.

Стадия «оптации - от 11-12 до 14-18 лет - стадия подготовки к труду, выбора профессии, профессионального самоопределения, на этой стадии может оказаться и взрослый человек, например безработный.

Стадия адепта (лат. adeptus — достигший — последователь, обычно ревностный приверженец какого-либо учения, идеи, знания) - стадия профессиональной подготовки, получения профессии, специальности.

Стадия адаптанта (позднелат. adaptatio — прилаживание, приспособление, от лат. adapto — приспособляю) - первые шаги в профессии, вхождение в профессиональное сообщество, без него человек не может стать представителем профессии, так как для формирования профессионала имеет значение не только профессиональное образование, но наличие благоприятной профессиональной среды. Стадия длиться от 2-3 месяцев до 2-3 лет в зависимости от сложности профессии.

Стадия интернала (от англ. internal – внутренний от лат. interims — внутренний) — работник входит в профессиональное сообщество в качестве полноправного ее члена, становиться равным среди равных. Этой стадии достигают все профессионалы, либо уходят из профессии.

Стадия мастера - работник начинает выделяться на общем профессиональном фоне, становиться лучшим среди равных. До этой стадии, как и до последующих доходят не все работники, а только имеющие достаточно сильную мотивацию и достаточно высокий уровень притязаний.

Стадия авторитета (от лат. auctoritas — «власть, влияние») - работник становиться лучшим среди мастеров. Этой стадии достигают немногие работники

Стадия наставника — высший уровень развития любого специалиста. На этой стадии работник становиться не только лучшим среди авторитетов, но и учителем, передающим свой опыт ученикам.

Уровни профессионализма по А.К. Марковой.

допрофессионализм (человек работает, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала);

профессионализм (человек-профессионал, т.е. стабильно работает и выполняет все, что от него требуется);

суперпрофессионализм (творчество, личностное развитие, то, что называется «акме»- вершина профессиональных достижений);

непрофессионализм, псевдопрофессионализм (внешне достаточно активная деятельность, но при этом человек либо производит «брака» в работе, либо сам деградирует как личность);

послепрофессионализм (человек может оказаться «профессионалом в прошлом», «экс-профессионалом», а может оказаться советчиком, учителем, наставником для других специалистов).

Этапы освоения профессии по А.К. Марковой.

адаптация человека к профессии;

самоактуализация человека в профессии (приспособление к профессии - «выработка индивидуальной профессиональной нормы», «планки» самореализации, которую в дальнейшем работник пытается приподнять);

гармонизация человека с профессией (близко к уровню «мастерства»- по Е.А.Климову);

преобразование, обогащение человеком своей профессии. Это уровень творчества;

этап освоения свободного владения несколькими профессиями. Специалист выходит за рамки формальной деятельности и все больше становится тем, что Е.А.Климов называет «наставник»;

этап творческого самоопределения себя как личности. Он предполагает, что профессионал в своей работе стремится реализовать свою главную жизненную идею и находит для этого возможности и силы.

По мнению А.К.Марковой четвертый, пятый и шестой – это этапы суперпрофессионализма.

Представление Д.Сьюпера о конгруэнтности (соответствии) «Я-концепции» и профессии.

Концепция профессионального развития Д. Сьюпера — генетическая теория. Сьюпер основывался на представлениях Ш. Бюлер о жизненном пути.

Д.Сьюпер считал что что люди стремятся выбрать профессию, которая отвечает сложившимся у них представлениям о себе, и, если выбранная профессия соответствует их Я-концепции, то они добиваются самоактуализации.

Д.Сьюпер даёт описания стадий и этапов профессионального развития, различающихся типичными задачами.

Весь профессиональный путь Сьюпер разделил на пять этапов. В первую очередь автора интересовало выяснение индивидом своих склонностей и способностей и поиск подходящей профессии, актуализирующей профессиональную «Я-концепцию».

Этапы профессионального пути по Д. Сьюперу.

1. Этап роста (от рождения до 14 лет), которая делится на фазы:

Фантазии - 4-10 лет, доминируют детские потребности, профессиональные роли проигрываются в фантазии;

интересов -11-12 лет, формируются профессионально значимые предпочтения;

способностей - 13-14 лет, опробываются индивидуальные способности, проявляются представления о профессиональных требованиях и профессиональном образовании.

2. Этап исследования - 15-24 года, когда индивид пытается опробовать себя в различных ролях при ориентации на свои реальные профессиональные возможности. Этапы:

эксперимента (предварительный профессиональный выбор и его опробование, 15–17 лет),

перехода (реализация Я–концепции, 18–21 год);

пробы (овладение составом профессиональной деятельности, 22–24 года).

3. Этап упрочения карьеры, или этап консолидации (от лат. consolidatio - уплотнять, укреплять, сращивать) - (25-44 года) характеризуется стремлением обеспечить в найденном профессиональном поле устойчивую личную позицию, включает этапы:

пробы (самоутверждение в поле деятельности или повторный выбор, 25–30 лет);

стабилизации (направление всех усилий в одно русло, 31–44 года).

4. Этап сохранения достигнутого (45-64 года), в рамках которой профессиональное развитие индивида идет в одном определенном направлении, без выходов за рамки найденного поля.

5. Этап спада (65 и более лет) происходит развитие новых ролей: частичное участие в профессиональной жизни, наблюдение за профессиональной деятельностью других людей

Этапы профессионального пути по Ф. Хейвигхерсту.

1.ИДЕНТИФИКАЦИЯ С РАБОТНИКОМ (от 5 до 10 лет). Дети идентифицируются со своими работающими отцами и матерями, и намерение работать в будущем становится частью их "Я-концепции".

2. ПРИОБРЕТЕНИЕ ОСНОВНЫХ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ И ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ (от 10 до 15 лет). Школьники учатся организовывать свое время и усилия для выполнения различных задач, например, домашних заданий или работы по дому. Они также начинают в определенных обстоятельствах следовать принципу: вначале работа, а потом - игра.

3. ПРИОБРЕТЕНИЕ КОНКРЕТНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (от позднелат. identicus — тождественный, одинаковый) - от 15 до 25 лет. Человек выбирает профессию и начинает себя к ней подготавливать. Он приобретает определенный трудовой опыт, который помогает ему сделать выбор и начать карьеру.

4. СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛА (от 25 до 45 лет). Взрослые совершенствуют свои профессиональные способности и мастерство в рамках возможностей, предоставляемых работой, и начинают продвигаться вверх по служебной лестнице.

5. РАБОТА НА БЛАГО ОБЩЕСТВА (от 40 до 70 лет). Работники достигают пика своей профессиональной карьеры. Они реализуют свою гражданскую и социальную ответственность, с которой сопряжен их труд, и выполняют свои обязательства перед обществом.

6. РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПРОДУКТИВНОМ ПЕРИОДЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (после 70 лет). Выйдя в отставку или на пенсию, люди окидывают взглядом пройденный путь и с удовлетворением вспоминают о своих профессиональных достижениях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 909; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.139.50 (0.01 с.)