Охарактеризуйте типы международных корпораций на основе культуросодержащих критериев. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Охарактеризуйте типы международных корпораций на основе культуросодержащих критериев.



Международные корпорации последней четверти XX в. являются важнейшим элементом развития мировой экономики и международных экономических отношений. Бурное развитие международных корпораций в последние десятилетия отражает обострение международной конкуренции, углубление международного разделения труда. Международные корпорации, с одной стороны, являются продуктом быстро развивающихся международных экономических отношений, а с другой стороны, сами представляют мощный механизм воздействия на них. К началу XXI в. в мире функционировало около 83 тыс. международных компаний. Вместе с тем общемировую значимость имеет сравнительно небольшое число международных компаний. Основная часть международных корпораций сосредоточена в США, странах ЕС и Японии. Эксперты ООН, которая традиционно изучает деятельность международных корпораций, долгое время относили к ним такие фирмы, которые имели годовой оборот, превышающий 100 млн долл., и филиалы более чем в шести странах. В последние годы было сделано некоторое уточнение: о международном статусе фирмы теперь свидетельствует такой фактор, как размер процента ее продаж, товаров, реализуемых за пределами страны происхождения компании.

В зарубежной экономической литературе можно встретить множество определений международных монополий: многонациональные корпорации, интернациональные корпорации, транснациональные компании, глобальные компании и др. Известный маркетолог Ф. Котлер по организационным принципам выделяет именно эти международные корпорации. Российскими экономистами предлагается другая классификация.

1) Транснациональные компании (ТНК) - национальные монополии с зарубежными активами. ТНК можно было бы определить как крупные финансово-промышленные, научно-технические, торгово-сервисные объединения, для которых характерно органичное сочетание производства в стране базирования с широко разветвленной системой функционирования за рубежом. ТНК начали свою деятельность с конца XIX в. и претерпели за этот продолжительный период значительную эволюцию. ТНК первого поколения действовали, как правило, в границах существующих тогда колониальных империй и были ориентированы прежде всего на выкачивание из них сырьевых ресурсов. ТНК второго поколения активизировались между двумя мировыми войнами, они специализировались прежде всего на производстве вооружений. Начиная с 60-х гг. обозначилось третье поколение ТНК, деятельность которых ориентирована на широкое использование достижений НТП для завоевания рынков сбыта. В 80-е гг. деятельность транснациональных компаний привела к тому, что были созданы экономические предпосылки формирования действительно международного производства с единым рыночным и информационным пространством, международным рынком капитала, рабочей силы и научно-технических услуг. Таким образом, стали зарождаться глобальные ТНК, т. е. ТНК четвертого поколения.

2) Многонациональные корпорации (МНК) - международные корпорации, объединяющие национальные компании ряда государств на производственной и научно-технической основе. К ним относятся фирмы, интернациональные как по капиталу, так и по среде их действия, т. е. капитал такой фирмы формируется за счет участия не менее двух стран. Вообще границы между этими двумя группами международных компаний весьма подвижны, возможен переход одной формы в другую.

 

 

13 Назовите критерии сопоставления национальных моделей бизнеса в рамках сравнительных исследований международного бизнеса.

В настоящее время выделяют 5 типов моделей предпри­нимательского бизнеса, которые применяются на нацио­нальных рынках различных стран.

Примером инициативной модели предприниматель­ства являются Соединенные Штаты Америки. Принцип свобо­ды и независимости всегда имел решающее значение для аме­риканских предпринимателей.

Либеральное инициативное предпринимательство было и остается в США ключевым обще­ственным идеалом деловых отношений. На протяжении веков американский бизнес развивался за счет инициативы самих предпринимателей при относительно незначительной роли го­сударства в регулировании бизнеса. Государственная собствен­ность была во все времена ограничена в США лишь учрежде­ниями социального предназначения (больницы, образователь­ные учреждения).

Именно в США родилась одна из наиболее известных се­годня научных экономических школ — монетаризм, в основе ко­торой лежат представления о необходимости обеспечения пред­принимателям максимально широкого «коридора независимо­сти». В 30-е гг. прошлого века Америка в целях выхода из Ве­ликой депрессии (мирового экономического кризиса 1929-1932 гг.) согласилась на широкомасштабное государственное вмеша­тельство в развитие предпринимательства, получившее назва­ние «нового курса президента Рузвельта».

Однако и сегодня свобода и независимость предпринима­телей продолжает почитаться в качестве основной ценности со­временной человеческой цивилизации. Монетаристские взгля­ды лежали в основе «рейганомики» — экономического курса пре­зидента Рональда Рейгана, который, по всеобщему признанию, обеспечил США невиданное экономическое процветание в 80-е гг. XX в.

В настоящее время признаки инициативной модели пред­принимательства можно наблюдать не только в США и Вели­кобритании, но и в Канаде, большинстве стран Латинской Аме­рики (Чили, Аргентина, Бразилия), некоторых государствах Юго-Восточной Азии (Южная Корея, Малайзия, Сингапур, Филиппины).

Прямой противоположностью инициативной модели пред­принимательства являются национальные модели бизнеса, важную направляющую роль в развитии которых, наряду с са­мими предпринимателями, играют органы государственной власти и управления. Такие системы имеют распространение, прежде всего, в ряде стран Западной Европы (Франция, Ита­лия, Бельгия, Португалия). Их сущность можно выразить тер­мином «дирижизм», вошедшим в лексикон благодаря попу­лярным во Франции теориям благотворного государственного влияния на бизнес.

Данная модель базируется на представлениях о том, что противоречия деловых интересов субъектов предприниматель­ства имеют непреодолимый характер, но их негативное влия­ние может быть успешно нивелировано при условии, что в на­циональной экономике мощно представлен государственный сектор. Такой сектор работает, прежде всего, на выполнение го­сударственных заказов и заданий. Он является уравновеши­вающей силой для конкурентов — негосударственных предпри­нимателей и стабилизирует рынок труда, содействует занято­сти населения. Неслучайно многие флагманы современного предпринимательского бизнеса во Франции и в Италии имеют организационно-правовую форму государственных предприя­тий.

Модель дирижизма не отвергает самостоятельности субъ­ектов предпринимательского бизнеса, не отказывает им в пра­ве на инициативу, активность и предприимчивость. Но глав­ными достижениями современной предпринимательской циви­лизации она полагает включение государства непосредственно в предпринимательскую деятельность, жесткость централизо­ванного регулирования бизнеса, прежде всего в сфере налогоо­бложения и контроля легализации подозрительных доходов, а также лояльность к властям и законопослушность предприни­мателей.

Третий тип национальной модели бизнеса представлен в государствах, тяготеющих к так называемой социальной рыноч­ной экономике. Ее можно определить как модель социально ответственного бизнеса. Она возникла в послевоенной Феде­ративной Республике Германия, позднее получила распростра­нение в Норвегии, Дании и Швеции. Ее главной особенностью является признание в качестве основного достижения совре­менной цивилизации взаимной ответственности между субъек­тами предпринимательского бизнеса и обществом. Данная мо­дель базируется не на выделении государственных предприя­тий в качестве приоритетных субъектов национального бизне­са, а на обеспечении всем предпринимателям наилучших воз­можностей проявления деловых способностей и талантов, при этом социально ответственный бизнес вынужден делиться до­ходами со всем обществом. Делается это с помощью налогообло­жения. Благодаря этому обеспечивается социальная стабиль­ность в обществе.

Четвертым типом национальной модели бизнеса являет­ся патерналистская модель сотрудничества в бизнесе. Ее родиной является Япония. Именно ей современная Япония обязана неправдоподобно высокими темпами экономического развития во второй половине XX в., ставшими основой так на­зываемого «японского экономического чуда». Японские пред­принимательские фирмы доминируют сегодня во многих обла­стях современного мирового предпринимательства. В десятке ведущих коммерческих банков земного шара 8 мест уверенно держат японские банки.

Особенностями национальной модели бизнеса по-японски являются: инициативное негосударственное предприниматель­ство, жесткая конкуренция, диверсификация деятельности крупных предпринимательских фирм с целью рассредоточения ри­сков, сотрудничество между предпринимателями-владельцами бизнеса, а также рабочими и служащими их компаний в деле достижения успехов; процветание родной фирмы объявляется важнейшей жизненной установкой, владельцы бизнеса прини­мают на себя обязательства по оказанию постоянного внима­ния своим сотрудникам, они заботятся об их благосостоянии, о повышении ими своей профессиональной квалификации, о здоровье и благополучии их детей, демонстрируя тем самым предпринимательский патернализм.

Модель социалистической рыночной экономики по­лучила развитие в Китайской Народной Республике (китай­ская модель бизнеса). Данная модель сочетает инициативное предпринимательство с политической монополией одной пар­тии — Коммунистической партии Китая (КПК). Особенности со­временного бизнеса по-китайски: развитие совместного пред­принимательства в крупном производственном бизнесе, под­держание особых экономических зон на территории страны, ко­торые могли бы выполнять функцию мировых центров бизнеса (например Гонконг), активное привлечение инвестиций в на­циональную экономику со стороны состоятельных этнических китайцев, постоянно проживающих за рубежом (хуацяо), по­ощрение выезда китайцев за рубеж для ведения системати­ческой предпринимательской деятельности, массовое мелкое предпринимательство внутри Китая. На протяжении почти трех десятилетий КПК сохраняет политическую власть в стра­не, выступает главным мотором проводимых реформ и старает­ся быть эффективным дирижером деятельности всех субъектов предпринимательского бизнеса.

В современном мире национальные модели предпринима­тельского бизнеса постепенно интегрируются в единую миро­вую систему предпринимательства.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.008 с.)