Показатель затрат на 1 руб. Произведенной продукции: виды показателя и их динамика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Показатель затрат на 1 руб. Произведенной продукции: виды показателя и их динамика



Затраты на производство и реализацию продукции отражают в денежной форме расходы предприятия, связанные с использованием в процессе производства основных фондов, природных ресурсов, сырья и материалов, топлива, энергии, труда, нематериальных активов, а также других затрат.

Затраты на 1 рубль продукции - известен в практике как обобщающий показатель с/с продукции, выражающий её прямую связь с прибылью. Он отражает с/с единицы продукции в стоимостном выражении обезличенно, без разграничения ее по конкретным видам. Удобен тем, что имеет свойство универсальности - может рассчитываться в любой отрасли производства.

Затраты на 1 рубль продукции (работ, услуг) определяются делением общей суммы затрат на производство продукции (работ, услуг) на стоимость этой продукции в отпускных ценах предприятия:

h = Еzq / Еpq,

h – средние затраты на 1 рубль продукции;

z – себестоимость единицы продукции каждого вида;

q – количество единиц продукции каждого вида;

p – оптовая цена единицы продукции каждого вида.

Этот показатель определяет затраты (в копейках) на 1 рубль произведенной продукции (работ, услуг). Это один из показателей эффективности производственной деятельности предприятия.

Виды показателей затрат на 1 рубль товарной продукции:

1.Затраты на 1 рубль товарной продукции по утвержденному плану:

hпл = Еzпл*qпл / Еpпл*qпл.

2. Фактические затраты на 1 рубль товарной продукции: hф = Еz1q1 / Еp1q1.

3. Фактические затраты на 1 рубль товарной продукции в плановых отпускных ценах (на фактически выпущенную продукцию, исходя из фактической себестоимости в ценах, принятых в плане): h’ф = Еz1*q1 / Еpпл*q1.

4. Затраты на 1 рубль товарной продукции по плану в пересчете на фактический объем и состав продукции: h’пл = Еzпл*q1 / Еpпл*q1.

Динамика затрат на 1 руб. продукции анализируется на основе индексов:

Индекс затрат на 1 руб. товарной продукции:

Ih=hcp1/hcp0 = (Ez1q1/Ep1q1): (Ez0q0/Ep0q0).

Виды:

1. Индекс планового снижения затрат на 1 рубль продукции:

Ihпл=(Ezпл*qпл/Epпл*qпл): (Ez0q0/Ep0q0).

2. Индекс фактического снижения затрат:

Ihф=(Ez1q1/Ep1q1): (Ez0q0/Ep0q0).

3. Индекс выполнения плана по снижению затрат:

Iв.пл=(Ez1q1/Ep1q1): (Ezпл*qпл/Epпл*qпл).

При построении индекса затрат на 1 руб. товарной продукции следует учитыввать влияние отдельных факторов на его величину:

а) влияние изменения объема и состава всей продукции:

Ih(q)= (Ez0q1/Ep0q0): (Ez0q0/Ep0q0).

б) влияние изменения себестоимости единицы продукции:

Ih(z)= (Ez1q1/Ep0q1): (Ez0q1/Ep0q1).

в)влияние изменения отпускной цены:

Ih(р)= (Ez1q1/Ep1q1): (Ez1q1/Ep0q1).

г) влияние всех рассматриваемых факторов:

Ih= Ih(q)* Ih(z)* Ih(р).

Разность между числителем и знаменателем в каждом из указанных выше индексов характеризует в абсолютном выражении снижение («-») или повышение («+») затрат на 1 рубль продукции за счет влияния соответствующих факторов.

 

Сущность цен.

Цена – выражение стоимости товара в денежных единицах определенной валюты (нац. и межд.) за количественную единицу товара.

Задачи статистики цен:

1. наблюдение за ценами и их изменение;

2. изучение на основе стоимостных показателей конъюнктуры рынка;

3. исследование динамики цен отдельных товарных рынков;

4. анализ цены как фактора уровня жизни населения и индикатора инфляционных процессов;

5. изучение цены при анализе макроэкономических показателей системы нац. счетов и в межд. статистике.

Функции цены:

1. учетная – с помощью которой можно оценить затраты и результаты производства;

2. стимулирующая – для активации НТП, повышения ресурсосбережения эффективности производства и качества продукции;

3. распределительная – предусматривает учет в цене акциза на отдельные группы и виды товаров, НДС, а также др. формы централ. Чистого дохода, который выступает в фед. и местные бюджеты.

Сущность цены, ее экономическая природа проявляются в двойной роли, которую играет цена на рынке. Она выступает как:

- индикатор, отражающий политику и конъюнктуру рынка (соотношение спроса и предложения, торговый и экономический риск., кредитно-финансовую ситуацию,

степень конкурентности на рынке и т. д.);

- маркетинговый регулятор рынка, с помощью которого осуществляется

воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка, покупательную

способность рубля, оборачиваемость товарных запасов и т. д.

Свободная цена – рыночная цена, складыв. на основе согласования интересов сторон, продавцов и показателей под воздействием спроса и предложения, конкуренции и прочих рыночных условий.

Гос. цены – цены, установленные гос-ом на продукцию, товары и услуги, производство кот-ых сосредоточено на предприятиях, занимающих монопольное положение на рынке; на ресурсы, оказывающие определяющее влияние на общий уровень и динамику цен, а также на социально значимые товары и услуги.

111. Виды цен.

В зависимости от сферы регулирования:

- жестко фиксированные (основной тип цен в условияхадминистративно-командной экономики); - регулируемые (допускаются изменения в определенныхпределах, устанавливаются государством, как правило, на продукты повышенногосоциального назначения); - свободные (не подвержены прямому вмешательству,формируются в соответствии с конъюнктурой рынка). По сферам товарного обслуживания: -оптовые цены, по которым предприятия реализуют в больших объемах продукцию промышленно-технического и потребительского назначения (между отраслями внутри оптовой сферы и из оптовой в розничную). - розничные цены, по которым товары реализуются конечному потребителю (в основном населению) в ограниченном количестве; - закупочные цены, по которым государство покупает продукцию у сельскохозяйственных предприятий (фермеров); - цены и тарифы на услуги. Тарифы могут относиться к сфере оптовой торговли (например, грузовые транспортные тарифы, фрахт) и розничной(пассажирские тарифы). По способу отражения транспортных расходов: - цены франко-отправления (на товары ограниченного производства и разветвленной сети потребления), включающие транспортные издержки до пункта магистрального транспорта (порта, железнодорожной станции),расходы на остальной путь покрывает покупатель; - цены франко-назначения, включающие транспортные расходы до пункта назначения. По формам продаж: - контрактные (договорные) цены - цены фактической договоренности между продавцом и покупателем; - биржевые котировки - это уровень цены товара, реализуемого через биржу. Цена биржевого товара складывается из биржевой котировки и надбавки (скидки) за качество, удаленность от места поставки; - цены ярмарок и выставок (часто льготные); - аукционные цены, отражающие ход продаж на аукционах По стадиям продажи: - цены предложения, по которым продавец желает продать товар. - цены спроса, по которым покупатель заинтересован приобрести товар; - цены реализации (сделки, продажи, покупки) - фактические, или номинальные, цены. В зависимости от территории регулирования: - единые или поясные;- региональные (зональные) цены. По времени действия: - твердые (постоянные);- сезонные;-скользящие. 112. Индексный метод цены. Индексный метод является основным методом всестороннего статистического исследования цен. Индексный метод основан на относительных показателях динамики, пространственных сравнений, выполнения плана, выражающих отношение фактического уровня анализируемого показателя в отчетном периоде к его уровню в базисном периоде (или к плановому или по другому объекту).

Индекс цен - относительный показатель выраженный в коэффициентах или процентах, характеризующий изменение цен во времени или в пространстве.

Сравнение цен одного товара осуществляется с помощью индивидуального (однотоварного) индекса цен:

где pi1 – цена на товар в текущем периоде

pi0 – цена на товар в базисном периоде.

Индивидуальные индексы характеризуют динамику цены конкретного товара. Основной формой индекса цен для совокупности разнородных товаров является агрегатный индекс. Чтобы выявить непосредственно изменение цен, необходимо зафиксировать показатели количества на одном из уровней.

Базисного периода времени (формула Ласпейреса)

где qi0 – объем продаж в базисном периоде,

qi1 – объем продаж в текущем периоде.

Текущего периода времени (формула Пааше)

Доказано, что наилучший линейный индекс лежит между индексами, вычисленными по формулам Ласпейреса и Пааше. Зарубежные статистики пытались найти компромиссную формулу.

Формула Эджворта - Маршалла:

Наиболее удачным компромиссом многие экономисты считают «идеальный» индекс Фишера.

113.Индексный метод динамики средних цен. Индексный метод широко применяется также для изучения динамики средних величин и выявления факторов, влияющих на динамику средних. С этой целью исчисляется система взаимосвязанных индексов: переменного, постоянного состава и структурных сдвигов.

1.Индекс переменного состава для цены имеет следующий вид.

pq –выручка от продажи..

Индекс фиксированного (постоянного) состава представляет собой отношение средних с одними и теми же весами. Для цены он может быть записан следующим образом.

2. Индекс структурных сдвигов характеризует влияние структуры продаж на изменение средней цены и рассчитывается по формуле.

3. Индекс цен постоянного состава

3.1. агрегатный индекс цен

3.2. индекс Пааше, взвешивание по текущим значениям.

индекс Ласперейса, взвешивание по базисным значениям

3.3. индекс Фишера, независимость индекса от выбора базы сравнения

4. Индекс цен Эджворта – Маршалла - отражает динамику цен в условиях среднего объема продаж отч. И баз. Периодов (недостаток – весами выступает условный товарооборот)

Индекс потребительских цен.

ИПЦ -- это индекс, измеряющий помесячную (поквартальную) динамику цен на потребительские товары и услуги. ИПЦ измеряет темпы инфляции цен, с которой сталкиваются на собственном опыте и которую ощущают домашние хозяйства, выступающие в роли потребителей. Он также широко используется в качестве заменителя общего индекса инфляции для экономики в целом, отчасти благодаря частоте и своевременности его составления. ИПЦ стал важнейшим статистическим показателем для принятия экономических решений, особенно в сфере денежно-кредитной политики.

Расчет ИПЦ на региональном и федеральном уровнях в РФ производится по единой методологии и осуществляется в несколько этапов:

- формирование весов для расчета ИПЦ;

- расчет индивидуальных индексов цен на товар (услугу)-представитель на уровне города;

- расчет агрегатных индексов на товар (услугу)-представитель на уровне субъекта Российской Федерации, федерального округа, России в целом;

- расчет групповых и сводных индексов потребительских цен на уровне субъекта Российской Федерации, федерального округа, России в целом.

Исчисление индексов потребительских цен осуществляется на основе двух источников информации:

- средних сопоставимых цен на отдельные товары (услуги) -представители;

- весов для исчисления агрегатных индексов цен на товары (услуги)-представители, а так же групповых и сводных индексов цен.

Индекс потребительских цен (темп инфляции)

Где Тр-индекс потребительских цен.

Тм- темп роста ден. массы

Tv – темп ускорения оборота денег

TQ – темп роста кол-ва реальных товаров



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 2848; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.237.255 (0.028 с.)