Виды и системы заработной платы в РФ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды и системы заработной платы в РФ.



В экономической теории существует две основных концепции определения природы заработной платы:

1.Объективная: з/п - стоимость рабочей силы – денежный эквивалент средств существования, необходимый для воспроизводства работника как социально-биологического субъекта на протяжении всего жизненного цикла,

2.Субъективная: з/п – цена рабочей силы – величина, которая определяется условиями производства и рыночными факторами – спросом и предложением, под влиянием которых происходит отклонение заработной платы от стоимости рабочей силы.

Виды з/п:

а) Минимальная заработная плата - законодательно установленный размер заработной платы за простой, неквалифицированный труд, ниже которого не может устанавливаться оплата за выполненную работником месячную норму работ.

б) Номинальная заработная плата – абсолютная сумма денежных средств, получаемая работником за определенный период или работу.

в) Реальная заработная плата – это кол-во материальных благ и услуг, которое может быть приобретено работником при данном уровне номинальной заработной платы.

г) Основная - начисляемая работникам за отработанное время, количество и качество выполненных работ.

д) Дополнительная - выплаты за не проработанное время, предусмотренные законодательством по труду.

Системы з/п:

1. Бестарифная: з/п зависит от конечных результатов и определяется в соответствии с долей работника в фонде оплаты труда.,

2. Тарифная система – совокупность нормативов, с помощью которых осуществляется дифференциация заработной платы работников различных категорий в зависимости от: сложности выполняемой работы, условий труда, природно-климатических условий, интенсивности труда, характера труда.

Элементы тарифной системы: а) Тарифная ставка – показатель абсолютного уровня оплаты труда рабочего в единицу времени (час, смена, месяц). б) Тарифная сетка – шкала, определяющая в форме тарифных коэффициентов соотношение тарифных ставок, работников разных тарифных разрядов (к ставке 1-го разряда). в) Единый тарифно-квалификационный справочник – служит основой для определения разряда рабочего, в нем содержатся подробные производственные характеристики различных видов работ, производящихся в отрасли, также указывается, что рабочий должен знать и уметь. г) Тарифный коэффициент – показывает во сколько раз тарифная ставка данного разряда выше ставки первого разряда.

3. Смешанная система: имеет признаки одновременно и тарифной, и бестарифной систем. а)Система плавающих окладов: при условии выполнения задания по выпуску продукции в зависимости от результатов труда работников происходит периодическая корректировка тарифной ставки (оклада). б)Комиссионная форма: прибыль от реализации продукции данным работником умножается на процент комиссионного вознаграждения. в)Дилерский механизм: работник за свой счет закупает часть продукции предприятия, которую затем сам же и реализует. Разница между фактической ценой реализации и ценой, по которой работник рассчитывается с предприятием, представляет собой его заработную плату.

Тарифная система предусматривает след. формы оплаты труда: повременная (простая, повр-премиальная); сдельная (прост, сд.-премиальн., сд.-прогрессив.)

Концепция ренты: абсолютная рента, дифференциальная рента, монопольная рента.

Рента - особый вид относительно устойчивого дохода, непосредственно не связанного с предпринимательской деятельностью и получаемого с капитала, имущества, земли.

Особенности: 1.Ограниченность: земля и многие другие природные ресурсы не являются свободно воспроизводимыми условиями труда; 2.Неоднородность: различие почвенных климатических характеристик, географического положения земельных участков и т.д.

Земельная рента – центральная экономическая категория, регулирующая экономические отношения между землевладельцем и предпринимателем, арендующим землю для ведения сельского хозяйства на капиталистической основе.

Формы ренты:

1.Абсолютная рента: взимается с любого участка вне зависимости от его качества и местоположения.Является результатом монополии частной собственности на землю. Собственник земли, зная, что земля необходима всем – для сельскохозяйственного и промышленного производства, - заставит желающего пользоваться землей, платить за нее арендную плату.

Одна из форм проявления абсолютной ренты – роялти - фиксированные отчисления за использование собственности в процентах от рассчитанного экономического эффекта, которые выплачиваются арендатором или покупателем лицензии.

2.Дифференциальная рента: возникает из-заразличий в качестве или расположении земельных участков.

Факторы образования дифференциальной ренты – различия в: климате и плодородии почв; богатстве месторождений полезных ископаемых; местоположении рынков сбыта; размерах налогов, дорожных сборов, таможенных пошлин; затратах на средства связи.

а) Дифференциальная рента I по плодородию: плодородие отражает производительность участка, поэтому устанавливается высокая рента на очень продуктивные земли, менее продуктивная земля даст намного меньшую ренту, а непродуктивная земля — совсем никакой ренты.

б) Дифференциальная рента I по местоположению: при прочих равных условиях арендаторы будут платить больше за единицу земли, которая стратегически выгодно расположена по отношению к материалам, труду и потребителям, чем за единицу земли, местоположение которой удалено от этих рынков.

в) Дифференциальная рента II: возникает в условиях научно-технического прогресса в результате дополнительных инвестиций, что приводит к росту производительности труда и снижению издержек.

Различие между двумя формами дифференциальной ренты: дифференциальная рента I возникает на основе экстенсивного хозяйствования, тогда как дифференциальная рента II возникает только на основе интенсификации производства; различие состоит в ее получателях: Дифференциальная рента I полностью присваивается землевладельцем, а рента II — частично арендатором.

3.Монопольная рента: причина образования - монополия на ограниченные факторы и результаты производства, условия образования – монопольные цены на исключительно редкие и невоспроизводимые в других местах земледельческие продукты и природные ресурсы. Монопольную ренту присваивает собственник ресурса производства, редкого товара.

Государственный бюджет.

Гос. бюджет – централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для обеспечения: безопасности страны; содержания гос. аппарата; осуществления социальной политики; развития науки, образования и культуры; регулирования экономики посредством косвенного воздействия на рыночное поведение фирм; распределения финансовых средств.

Бюджет РФ - совокупность бюджетов всех уровней, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права. Он состоит из след. уровней:

1.Федеральный бюджет

2.бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты)

3.бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты)

4.бюджеты государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования).

Бюджетная система РФ построена на основе следующих принципах:

1. Принцип единства бюджетной системы: обеспечивается единством бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации, форм бюджетных документов и бюджетной отчетности, бюджетной политики. 2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ. 3. Самостоятельность бюджетов всех уровней, выражающаяся в наличии у каждого бюджета своих источников доходов и в праве каждого бюджета самостоятельно расходовать их по своему усмотрению 4. Принцип сбалансированности: означает, что объем расходов должен быть равен объему доходов плюс источники финансирования дефицита бюджета. 5. Принцип эффективного и экономного использования бюджетных средств.

6. Принцип достоверности: означает надежность показателей бюджетов, их адекватность существующему экономическому положению.

7. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает необходимость их отражения в бюджетах в полном объеме и в обязательном порядке.

8. Принцип гласности, т.е. необходимость публикации законов о бюджетах и отчетов об их исполнении в открытой печати.

9. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств: означает, что бюджетные средства выделяются в адрес конкретных получателей с обозначением цели их использования.

Гос. бюджет может рассматриваться в качестве финансового плана правительства, имеющего силу закона и включающего:

1.Доходную часть:доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления (налоги, пошлины, сборы, неналоговые доходы).

2.Расходная часть: Расходы бюджета- денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления (расходы на гос. управление, м/ународную деятельность, природоохранную деятельность, оборону, фундаментальные исследования и т.д.).

Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это - бюджетный профицит. Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета - бюджетный дефицит.

 

Государственный долг.

Государственный долг - результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков.

Классификация:

1. По валютному критерию:

а) Внутренний - задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте. б)Внешний - задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам, выраженная в иностранной валюте.

2. Капитальный долг - это сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты. Текущий долг - это расходы по выплате доходов и погашению обязательств.

3. По срокам государственные долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет). Долговые обязательства не могут превышать срок в 30 лет.

4. По уровню управления: государственный долг РФ, государственный долг субъекта РФ и муниципальный государственный долг.

Последствия накопления государственного долга:

1.Снижается авторитет страны,

2.Повышение налоговых ставок. Это ведет к снижению стимулов инвестировать производство и замедляет эк.развитие.

3.Перераспределение доходов среди населения в пользу наиболее обеспеченных слоев.

4.Вытеснение (сокращение) частных инвестиций в силу выпуска государственных ценных бумаг.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.154 (0.017 с.)