Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность понятия «информационное неравенство»
В 1997 году Программа Развития Организации Объединенных Наций ввела понятие «информационная бедность», как бедность по принципу доступа к современным ИКТ. Сегодня чаще употребляют термин «информационное неравенство» или «цифровой раскол». Однако суть остается той же - под информационным неравенством чаще всего понимается наличие или отсутствие физического доступа к информационной и коммуникационной технике (ИКТ) (Вершинская, О.Н. Проблема информационного неравенства и пути ее решения: материалы депутатских слушаний / О.Н. Вершинская. - М.: Институт развития информационного общества, 2001. – С.28). В глоссарии по информационному обществу также дано такое определение: «Информационное неравенство - новый вид социальной дифференциации, вытекающий из разных возможностей использования новейших ИКТ» (Вершинская, О.Н. Глоссарий по информационному обществу). Таким образом, цифровое неравенство можно рассматривать как социально-экономическое явление, состоящее их двух форм: - территориальное неравенство, т.е. существуют регионы, где ИТ доступны большинству населению (Северная Америка, Европа, развитые страны Юго-Восточной Азии) и страны «третьего мира» (Африка, Азия, Южная Америка); - социальное неравенство, т.е. присутствие в том или ином обществе социальных групп, использующих ИТ, и групп, которые не могут себе этого позволить по причинам не умения ими пользоваться, бедности и др.
Из этого следует, что в настоящее время информационное неравенство - проблема не только отдельных людей, но также регионов и стран (Вершинская, О.Н. Информационно-коммуникационные технологии и общество / О.Н. Вершинская. - М.: Наука, 2007. - С.53). Объективизация процесса информатизации в России и социальные преобразования в последнее десятилетие способствовали появлению информационного неравенства как нового вида социального неравенства. Внутреннее информационное неравенство вызвано неравномерностью социально-экономического, технологического развития регионов, имущественной поляризацией населения государства как следствия непоследовательных экономических реформ, социокультурным разнообразием российского народа (Денисова, Ж.А. Информационное неравенство и его воздействие на социальные процессы в российском обществе: Автореф. дис. … канд. социол. наук / Ж.А. Денисова; РАН Институт соц.-полит. исследований. - М.: [Б. и.], 2001. – С.8).
2 Состояние исследуемой проблемы в российском обществе и в образовании
По оценкам отечественных ученых в области аппаратных и информационных средств Россия отстает от мирового уровня на 10-15 лет (Еляков, А.Д. Современное информационное общество / А.Д. Еляков // Высшее образование в России. - 2001. - №4). По результатам исследований, проведенных в Швейцарии Международным телекоммуникационным союзом, составлена таблица, свидетельствующая о количестве компьютеров на 1000 человек в 2004 году во многих странах мира.
Первое место занимает государство Сан-Марино (727 компьютеров на 1000 человек). В то время как в США – только 554 компьютера. На третьем месте рейтинга оказалась Швеция. Россия в этом рейтинге занимает 78 строчку (43 компьютера на 1000 человек) (РБК Рейтинг. Самые «компьютерные» страны мира). Рейтинг стран по количеству Интернет пользователей за 2014 год показал, что Китай – страна с наибольшим числом Интернет пользователей (642 млн.). На втором месте – США (280 млн.). Россия заняла 6-ое место с показателем 84,5 млн пользователей, опередив Германию и Англию (Все рейтинги мира. Рейтинг стран по количеству Интернет пользователей за 2014 год). В российской статистике выделен раздел «Информационное общество» с подразделом «Информационные и коммуникационные технологии». Согласно представленным показателям, в нашей стране наблюдается положительная тенденция к увеличению доли организаций, которые используют ИКТ в своей деятельности. Число предприятий, которые имеют локальные вычислительные сети, растет. Если в 2009 г. их было 60,5%, то в 2014 г. стало 67,2%. Практически аналогичный рост демонстрирует использование Интернета: с 78,3 до 89%. Компаний, имеющих собственный веб-сайт в сети, стало почти в 2 раза больше, хотя до сих пор не превышает 40% (Федеральная служба государственной статистики. Удельный вес организаций, использовавших информационные и коммуникационные технологии). Проанализировав данные, взятые из Федеральной службы государственной статистики и статистической службы Европейского союза, был составлен график доли домохозяйств, имеющих доступ в Интернет в России и странах Европейского союза на 2012 г (рисунок 1).
Рисунок 1 - Доля домохозяйств, имеющих доступ в Интернет в России и странах Европейского союза (максимальные и минимальные значения), %, 2012 г.
Из графика видно, что в России доступ в Интернет имеется в основном в крупных городах, поэтому наиболее остро проблему информационного неравенства ощущают жители малых городов. В связи с возрастанием роли информационных технологий в законодательной и политической сфере Российской Федерации происходит появление новых законов, концепций и программ. В декабре 2014 г. Председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым была утверждена Концепция региональной информатизации на 2015-2018 годы. В Концепции устанавливаются основные цели информатизации: - повышение качества жизни граждан за счет использования информационных и телекоммуникационных технологий; - выравнивание уровня развития информационного общества в субъектах Российской Федерации; - формирование эффективной системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий (Концепция региональной информатизации: Распоряжение Правительства РФ от 29.12.14 № 2769-р). Правительство России в 2010 г. приняло Государственную программу Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)", разработанную для создания целостной и эффективной системы использования информационных технологий. К 2020 г. планируется увеличить долю населения, пользующуюся электронными государственными услугами с 11% до 85%. Данная программа охватывает следующие направления: - создание электронного правительства; - преодоление цифрового неравенства; - развитие новых технологий связи (Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)»: Распоряжение Правительства России от 20.10.10 года №1815-р). Министерство связи и массовых коммуникаций предложило в феврале 2016 года рассматривать доступ в интернет как часть конституционного права на информацию (Балашова, А. Доступ к интернету закрепляют в Конституции / А. Балашова, Е. Геращенко // Газета "Коммерсантъ" от 03.02.2016. - 2016. - №17). Таким образом, неконтролируемое и хаотичное увеличение информации определяет потребность в развитии навыков и умений по ее восприятию и переработке, в том числе по осуществлению поиска, критическому анализу и интерпретации информации. Другими словами, необходимо систематическое повышение уровня медиакомпетентности населения, и в первую очередь, аудитории высшей школы.
Удовлетворить эти потребности невозможно без изменения государственных образовательных стандартов, разработки учебных программ и изменений квалификационных требований к выпускникам ВУЗов, направленных на формирование информационных компетенций участников образовательного процесса (Иванченко, Д.А. Информатизация высшей школы: современные подходы и инструменты реализации: Коллективная монография / Под ред. Д.А. Иванченко. - М.: Октопус, 2014, -С.12). Именно системе образования предоставлена задача уменьшения негативного влияния информационного неравенства на стабильность и темпы развития общества. Больше всего это относится к личностно-социальному и геополитическому аспектам информационного неравенства.
К личностно-социальному аспекту относятся: быстрое изменение информационной среды, требований к информационной компетентности работников и необходимость соответствующей социальной адаптации личности. Геополитический аспект обусловлен неравномерностью процесса информатизации в странах с разным уровнем образования населения. В 2006 году было проведено исследование информационной компетентности студентов гуманитарных специальностей Оренбургского государственного университета (ОГУ). В исследовании участвовало 910 студентов ОГУ, из них студентов экономических специальностей – 134, гуманитарных – 227, инженерно-технических – 387, обучающихся информационным технологиям – 108.
Анкетирование проводилось по разработанной анкете, составленной на основании 55 признаков информационной компетентности. В них входило: наличие навыка работы на компьютере, знание компьютерных терминов и специальных программ, использование электронных средств обучения, знание процесса разработки программ, навык самостоятельного поиска информации в Интернет, связь профессии с информационными технологиями и многие другие показатели. Опытными пользователями оказались 25,5% из опрошенных студентов, 70% считали себя начинающими пользователями, не умели работать на компьютере – 4,5% студентов. Также было выявлено, что более 30% студентов не используют электронные средства обучения. В качестве дополнительных источников информации для студентов лидирует Интернет (46,5%). Библиотекой пользуется лишь 1/3 студентов, составляя 33%. Таким образом, большинство студентов гуманитарных специальностей относятся к начинающим пользователям информационных технологий, что, по их мнению, связано с невысоким уровнем информатизации их будущей профессиональной деятельности. Однако следует отметить, что 16,5% студентов знают языки программирования, 12% умеют работать в графических дизайнерских программах, что свидетельствует о положительных тенденциях в плане повышения информационной компетентности (Утенин, М.В. Результаты исследования информационной компетентности студентов гуманитарных специальностей университета / М.В. Утенин. – Оренбург: Вестник ОГУ. - 2006. - №6).
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.205.223 (0.012 с.) |