Формы политического прогнозирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы политического прогнозирования



Практика прогнозирования показывает, что при осуществлении этой деятельности необходимо руководствоваться определенными принципами. Важнейшими из них являются принципы альтернативности и верификации.

Принцип альтернативности в данном случае означает, что при разработке прогноза должны быть предусмотрены и обоснованы все вероятные направления развития объектов.

Принцип верификации (проверяемости) означает, что прогноз должен содержать в себе возможность его подтверждения или опровержения. Прогноз, который не может быть ни подтвержден, не опровергнут, бесполезен. Верификация-это эмпирическая проверка теоретических положений путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами.

В настоящее время прогнозирование обладает целым рядом методов: экстраполяция, моделирование, экспертиза, коллективная генерация идей, построение сценариев, прогнозные графы.

Объективные методы: основываютсяна существующих, установленных опытом тенденциях. В данном случае решение принимается на этой же основе. К таким методам относятся моделирование, экспертиза, экстраполяция и др.

Спекулятивные- методы, которые основываются на интуитивных рассуждениях, на осмыслении оснований науки и культуры. К подобным методам относятся коллективная генерация идей (мозговая атака), написание сценариев, прогнозные графы и многие другие.

Экстрополяция это ведущий метод прогнозирования будущего на основе существующих, действующих тенденций.

Моделирование это метод исследования объектов познания (явлений, процессов, систем) на их моделях то есть переноса результатов, полученных в ходе построения и исследования модели, на оригинал, основана на том, что модуль, в определенном смыслы отображает, воспроизводить, моделирует какие либо его стороны.

Из числа спекулятивных методов рассмотрим брейнсторминг, то есть метод внезапных идей (по отечественной терминологии «мозговая атака»)

 

Контрольные вопросы: 1. Понятие политического прогноза, его сущность и основные характеристики 2. Типология политического прогноза. 3. Виды методов политического прогноза в Казахстане.

 

СРСП: Провести круглый стол по актуальным проблемам связанным с умением делать политический прогноз развития государства. (на примере любого государства)

СРС: Подготовить доклады на 5-6 страниц

Литература

основная:

1. Политология: конспект лекций

Мухаев Р. Т. - Изд.: «Проспект», 2010

2. Краткий курс по политологии. Баталина В. В. – М.., Изд.: «Окей-книга», 2009

дополнительная:

3 Кулаков В.В., Е.А.. Каширина Политология- Ростов-на – Дону, Феникс 2011г.

 

ГлоссарийProfessionalduty Профессионалды міндет
стратегия strategy Үдемелі
перспективы prospects жағдайы
оценка еstimation бағалау
имидж image қалыптастырудағы
национальная культура national culture үлтык мәдениет

 

 

Сравнительная политология 2 кредита Лекционное занятие №27 к.п.н., Акпаева Эльмира Рымкановна ФГОН 1 семестр 2013-14 уч. год

Объект и предмет сравнительной политологии.

Сравнительная политология – одно из направлений политической мысли, сформировавшееся как обособленная часть политической науки, являющееся специальной отраслью политических знаний и исследований. С помощью своих теоретических средстви приемов сравнительная политология содействует проведению глубокого анализа реальных политических процессов, институтов власти. Объектом сравнения в политических исследованиях практически всегда служит распределение власти в различных обществах. А предметом изучения можно считать сопоставление однотипных политических явлений, к примеру, политических систем, политических режимов, политических партий и движений, заинтересованных групп и элит, избирательных систем, различных способов реализации одних и тех же политических функций и т. д. Целью является выявление их общих и специфических свойств, черт, признаков, нахождение наиболее эффективных форм политической организации или оптимальных путей решения задач.

Возникновение и методология современной сравнительной политологии.

В самом общем смысле сравнительную политологию можно рассматривать в качестве метода политологии, выражающегося в компаративистском (сравнительном) подходе к политическим явлениям. Данный метод использовался уже в античном мире Платоном, Аристотелем и др. Особенно широко сравнительный метод стал использоваться в социальных и гуманитарных науках в ХIХв. В конце ХIХв. сформировалась методология сравнительной политологии. Одним из её зачинателей считается Э. Фримен «Сравнительная политика» (1873г.) Изыскания сравнительного плана продолжались в ХХ веке. В 1940 с выходом в свет книги М. Фортеса и Е. Притгарда «Африканские политические системы» началась история политической антропологии, сыгравшей немаловажную роль в возникновении сравнительной политологии. При всем этом сравнительная политология как самостоятельный крупный раздел политической науки выделилась лишь в 50-х годах. К этому времени в методологическом арсенале политической науки и в её понятийно-категориальном аппарате были разработаны и стали использоваться новые концепции - политической системы, политических ролей и функций, политической структуры, политической культуры, социализации и др. Соответственно все большую популярность в политологии приобретали антропологические, социально-психологические, культурологические концепции, а также теории и методы исторической социологии и собственно социологии. Сравнительная политология и была призвана осуществить интеграцию этих новых явлений, тенденций и достижений и поднять политическую науку на качественно новую ступень развития. Своеобразным манифестом нового направления стала статья Г. Алмонда «Сравнительные политические системы» (1956г.) В 70-х,80-х годах ХХ века появилась серия работ, посвященных созданию методологических принципов сравнительной политологии. Это книги Р. Чилкота «Теории сравнительной политики» (1981г.), Р. Меррита «Системный подход к сравнительной политике» (1970г.)

Роль сравнительной политологии.

Вряд ли есть необходимость доказывать актуальность и важную роль сравнительной политологии. Сравнительные исследования полезны и необходимы всегда. Применение компаративистского метода расширяет кругозор исследователя, способствует плодотворному использованию опыта других стран и народов, позволяет учиться на других ошибках и избавляет от необходимости «изобретать велосипед» в государственном строительстве. Проведение сравнительного исследования теории и практики функционирования современных политических систем позволяет решать по крайней мере следующие основные задачи: Во-первых, лучше понять их основные особенности и черты, сущность, социальное содержание и назначение. Во-вторых, четко определить их сильные и слабые стороны, их плюсы и минусы для прогрессивного развития общественной теории и практики. И, в-третьих, глубже изучить экономические, социально-политические и идеологические основы различных политических систем, механизм их адаптации к постоянно изменяющейся внутренней и внешней среде. Творческое, с учетом специфики страны, использования сравнительного метода особенно актуально для современной казахстанской политологии в условиях модернизации общества и государства.

Контрольные вопросы: 1. Объект и предмет сравнительной политологии 2. Методы сравнительной политологии 3. Сравнительный анализ политических институтов и систем. В чем состоит сущность метода сравнительного анализа? 3. Какие факторы определяют метод сравнительного исследования в политологии?

 

СРСП: Конкурс на лучший сравнительный анализ

СРС: подготовить слайды и презентацию по данной теме

Литература

основная:

1. Политология: конспект лекций

Мухаев Р. Т. - Изд.: «Проспект», 2010

2. Краткий курс по политологии. Баталина В. В. – М.., Изд.: «Окей-книга», 2009

дополнительная:

3.Голосов Г. В. Сравнительная политология. Новосибирск, 1995.

4 Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М.,1996

 

ГлоссарийProfessionalduty Профессионалды міндет
Сравнительная политология Comparative political science Салыстырмалы саясаттану
концепции Concepts концепциялар
методология Methodology методологиялық
задача Problem мақсатын

 

Мировая политика и международные отношения 2 кредита Лекционное занятие №28 к.п.н., Акпаева Эльмира Рымкановна ФГОН 1 семестр 2013-14 уч. год

Международные отношения – это совокупность экономических, политических, дипломатических, социальных, правовых, военных и гуманитарных связей и отношений между основными субъектами мирового сообщества.

Факторы, влияющие на международные отношения: мировая экономическая ситуация; военно-стратегическая ситуация; воздействие отдельных государств; влияние природной среды, состояния сырьевых и природных ресурсов.

Основные субъекты международных отношений: народы, государства, межгосударственные объединения, всемирные, региональные, политические, правительственные и неправительственные организации.

Наиболее крупные международные экономические, политические, военные организации:

ООН, ЮНЕСКО, МАГАТЭ, МВФ, ВТО, ОПЕК, ЕС, НАТО, ШОС, СВМДА

Основные тенденции развития современных международных отношений: рост взаимозависимости и целостности мира; становление многонациональной системы международных отношений; сохранение социальной неоднородности мира; возрастание роли политических средств в разрешении конфликтов и противоречий; обострение противоречий между новыми реальностями мирового развития и традиционными подходами к решению проблем; постепенное преобразование геополитического пространства в единую зону, где беспрепятственно перемещаются капиталы, товары, услуги и пр. (глобализация).

Внешняя политика - это деятельность государства и других политических институтов общества по осуществлению своих интересов и потребностей на международной арене.

Цели внешней политики: обеспечение благоприятных внешних условий экономического развития страны и проводимого политического курса; реализация внешнеполитических задач, обусловленных системой международных связей.

Формы осуществления внешней политики: установление (или снижение их уровня, вплоть до разрыва) дипломатических отношений между государствами; открытие представительств государства при международных организациях или членство в них; осуществление на различном уровне эпизодических и регулярных контактов с представителями государств, партий.

Методы и средства внешней политики государств: осуществление регулярного обмена информацией, обмен визитами на разных уровнях; подготовка и заключение двухсторонних и многосторонних договоров и соглашений; содействие развитию возможностей внутри- и внешнеполитической деятельности государств или их блокирование; подготовка и осуществление полной или частичной блокады; подготовка к войне и обеспечение благоприятной для ведения военных действий внешнеполитической обстановки.

Глобальные проблемы современности - это совокупность жизненно важных проблем,от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс человечества.

Характерные признаки глобальных проблем современности – затрагивают в той или иной мере жизненные интересы всего человечества, всех государств; приобре- тают острый характер, угрожают позитивному развитию человечества и даже его гибелью; требуют для своего решения коллективных усилий всех государств и народов.

Основные группы глобальных проблем современности:

· связанные со сферой международных отношений: проблема сохранения мира, преодоление экономической отсталости слаборазвитых стран, борьба с международным терроризмом;

· связанные со взаимоотношениями личности и общества: борьба с голодом, решение насущных вопросов здравоохранения и образования, защита духовной сферы существования человечества;

· связанные с взаимодействием человека и природы: экологическая, энергетическая, сырьевая, продовольственная и демографическая.

 

Контрольные вопросы: 1.Система МО как совокупность политических, экономических, идеологических культурных и иных связей между государствами 2. Типы и виды МО. Геополитика 3. Внешняя политика РК, её многовекторный характер.

СРСП: Дебаты

СРС: подготовить доклады и составить кроссворды с использованием политических терминов (глоссарий)

Литература

основная:

1. Политология: конспект лекций

Мухаев Р. Т. - Изд.: «Проспект», 2010

2. Краткий курс по политологии. Баталина В. В. – М.., Изд.: «Окей-книга», 2009

дополнительная:

3Цыганков П. А., Международные отношения. Новая школа М., 1996

4 Гаджиев К. С., Геополитика, международные отношения М. 1997

 

ГлоссарийProfessionalduty Профессионалды міндет
Внешняя политика Foreign policy Сыртқы саясат
Международные отношения The international attitudes Халықаралық қатынас
факторы Factors факторлар
народ People халық
лобби lobby лобби

 

 

Политические проблемы современного Казахстана 2 кредита Лекционное занятие №30 к.п.н., Акпаева Эльмира Рымкановна ФГОН 1 семестр 2013-14 уч. год

С момента обретения Казахстаном независимости, по мере создания необходимых экономических условий в стране идет процесс политической модернизации. В своем выступлении на совместном заседании палат Парламента Республики Казахстан 16 мая 2007г. Президент РК Н.А. Назарбаев выделил три этапа пройденного пути.

Первый этап (1991-1995) характеризовался преодолением дезинтеграционных процессов, формированием фундамента казахстанской государственности, переходом от диктата однопартийности к политическому плюрализму, созданием основ демократического развития. На этом этапе становления государственности объективно был сделан выбор в пользу концентрации властных полномочий по вертикали исполнительной власти.

Главным уроком этого периода стало осознание того, что без стабильной и сильной экономики политическое развитие будет протекать болезненно и медленно, может привести к дестабилизации страны. Поэтому основополагающим принципом был принцип «сначала экономика, а потом политика».

На втором этапе (1995 – 2000) основная задача заключалась в создании и укреплении современных демократических институтов, формировании новой политической культуры на основе Конституции, принятой народом в 1995 году. С помощью нового национального законодательства за эти годы был создан прочный фундамент для преобразования Казахстана в страну, в которой действуют реальные демократические институты, где гарантируются права и свободы граждан. Это происходило в условиях преодоления инерции постсоветского синдрома и последствий азиатского финансового кризиса. Но успех был во многом обеспечен реализацией социально-экономической стратегии развития Казахстана до 2030 года. Избрав модель президентской республики, страна вышла из постсоветского экономического и политического хаоса. Поднималась экономика, строилась новая инфраструктура, развивалось сельское хозяйство, образовывалась прослойка «среднего класса». Одновременно с этим была обеспечена устойчивость международных позиций страны. Эти достижения позволили продолжить дальнейшее демократическое развитие Казахстана.

На третьем этапе (2001-2006) был обеспечен социально-экономический прорыв, Казахстан стал региональным лидером, состоялась государственность. Утвердились демократические традиции казахстанского многонационального и поликонфессионального общества.

За эти годы принимались меры по расширению полномочий местных органов, разграничению компетенции между уровнями государственного управления. В практику работы Парламента было введено обсуждение кандидатур членов Правительства на заседаниях профильных парламентских комитетов. По инициативе Президента начались регулярные отчеты Акимов перед населением. Совершенствовались выборное законодательство и практика. Началась глубокая административная реформа, направленная на создание качественных государственных услуг, повышение подотчетности и прозрачности исполнительной власти. Активно обсуждались и вырабатывались рекомендации по вопросам совершенствования законодательства о выборах, политических партиях, СМИ, разграничения полномочий между уровнями государственного управления, совершенствования судебной системы и статуса судей. Все это было сделано в рамках Общенациональной программы политических реформ. Этот период, по мнению Президента РК, можно считать одним из важных в истории демократии Казахстана.

В мае 2007 года Президент страны представил, а Парламент на совместном заседании двух палат утвердил законопроект «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан». Данный законопроект заложил законодательную основу начатым либеральным реформам и призван привести к новому балансу общественных и государственных интересов, становлению новой системы сдержек и противовесов в государственном устройстве на новом этапе развития Казахстана.

Все изменения можно сгруппировать по нескольким направлениям.

Первое. Перераспределение властных полномочий и ответственности, повышение роли Парламента. Модель республики постепенно трансформируется из президентской в президентско-парламентскую, президентский срок сокращается с 7 лет до 5. Выборы депутатов Мажилиса будут проходить по пропорциональной избирательной системе. Это усилит роль политических партий в политической системе страны. Численность Мажилиса увеличивается до 107 депутатов, 9 из них представляют Ассамблею народа Казахстана. Предложено усилить полномочия Парламента по эффективному контролю деятельности Правительства.

Второе. Укрепление роли политических партий. Премьер-Министр будет представлять партию парламентского большинства, что повысит роль партий в формировании правительства, приведет к тому, что партия парламентского большинства будет нести ответственность за формирование и последующие действия Правительства. Повышается роль фракций, которые становятся главным инструментом реализации политических целей.

Третье. Развитие местного самоуправления. Предложено назначать Акимов областей, городов республиканского значения и столицы с согласования соответствующих маслихатов.Упрощается процедура выражения маслихатом недоверия Акиму.

Четвертое. Совершенствование судебной системы. Будет принят закон, предусматривающий введение судебного санкционированного ареста.

Пятое. Обеспечение межнационального согласия и укрепление Ассамблеи народа Казахстана. В Конституцию вводится норма о формировании Ассамблеи Президентом страны. Ассамблея получает конституционный статус организации, обеспечивающей представительство различных этнических групп страны в общественно-политической жизни.

Шестое. Дальнейшее развитие институтов гражданского общества.

Будут предприниматься системные меры по поддержке институтов гражданского общества, предполагается повышение роли средств массовой информации.

Седьмое. Укрепление системы защиты прав и свобод граждан. Казахстан становится страной, в которой смертная казнь фактически не будет применяться.

Внешнеполитический курс Казахстана, как и любого государства, основывается на национальных интересах. Республика активно поддерживает интеграционные процессы с постсоветскими странами с целью совместного решения политических, экономических и социальных проблем на взаимовыгодных условиях. Стратегическим направлением в этом плане выступают взаимоотношения с Россией и центрально-азиатскими государствами.

Важное значение имеет направление «АТР» - это Пекин-Сеул-Токио с выходом на другие страны Юго-Восточной Азии.

«Азиатское» направление нацелено на сотрудничество с Турцией, Ираном, Индией, Пакистаном и другими государствами Азии.

«Европейское» и «Американское» направления также рассматриваются, как стратегические.

Необходимо отметить активную деятельность Казахстана в ШОС. Универсальность Организации и её направленность против конкретных угроз, а не против отдельных стран, полностью соответствует пониманию принципов и основ глобальной безопасности. Казахстан привержен дальнейшему развитию эффективного практического взаимодействия в рамках ШОС, благодаря которому эта Организация может стать одним из опорных элементов формирующегося многополярного мира. Ответственная и последовательная позиция по всем актуальным вопросам глобальной повестки дня сформировала восприятие Казахстана в мире в качестве надежного и предсказуемого партнера. При этом цели страны гармонично сочетаются с интересами всего международного сообщества. Примером такого тождества интересов является исторический отказ Казахстана от ядерных амбиций, что особенно актуально в свете событий последнего времени, когда фатальные ошибки, связанные с двусмысленностями и двойными стандартами, ввергли в серьезный кризис глобальную безопасность и режим нераспространения.

В этом плане показательной акцией стало подписание в сентябре 2006 года в Семипалатинске Договора о создании зоны, свободной от ядерного оружия в Центральной Азии. Казахстан как первое в мире государство, закрывшее ядерный полигон и занимающее последовательную позицию по вопросам нераспространения оружия массового уничтожения, активно участвовал в подготовке этого документа и сделал все возможное для его успешного подписания. Именно безъядерный выбор способствовал получению Казахстаном твердых гарантий безопасности от пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН.

В силу своего геополитического положения Казахстан проводит многовекторную внешнюю политику, направленную на развитие дружественных отношений со всеми странами мира. За 20-летний, короткий по историческим меркам период, РК закрепила за собой репутацию ответственного субъекта международных отношений. Республика Казахстан активно участвует в решении актуальных мировых проблем и формировании нового миропорядка. Из 193 государств ООН, Казахстан стал ее 168-м членом. В результате активной внешнеполитической деятельности под руководством Президента РК-Лидера Нации Н.А.Назарбаева наша страна установила дипломатические отношения со 138 государствами мира, имеет свыше 70 дипломатических миссий за рубежом. Казахстаном в различных областях сотрудничества заключено более 3 тыс. международных договоров межгосударственного, межправительственного и межведомственного уровня.

В 2010 году Казахстан возглавлял ОБСЕ, что, безусловно, повысило имидж государства как активного участника и полноправного субъекта Организации, инициатора интеграционных процессов на евразийском пространстве и организатора исторического Астанинского Саммита, который принял Астанинскую декларацию ОБСЕ, призванную подтвердить поддержку всеми участниками всеобъемлющего подхода к безопасности, основанного на взаимном доверии и полной прозрачности. Важным итогом Саммита стало обозначение и необходимость перехода к новому этапу развития сотрудничества и безопасности, исходя из новых геополитических координат. В декларации впервые было закреплено понятие «Евро-Атлантическое и Евразийское сообщество безопасности».

Председательство Казахстана в Организации Исламского сотрудничества (ОИС) - одной из самых влиятельных международных организаций, объединяющих мусульманские страны. Это поможет развитию диалога между исламским миром и Западом.

 

 

Контрольные вопросы: 1 Назовите долгосрочные цели внешней политики РК? 2 Какие основные приоритеты и направления внешней политики Казахстана? 3 В каких крупнейших международных организациях участвует Казахстан?4 Назовите основные инициативы Казахстана по интеграции постсоветского протсранства? 5 Какое место во внешней политикн Казахстана занимает взаимодействие с государствами центральноазиатского региона?

СРСП: круглый стол, деловая игра

СРС: устные доклады и сообщения (6-7 стр)

Литература

основная:

1. Политология: конспект лекций

Мухаев Р. Т. - Изд.: «Проспект», 2010

2. Краткий курс по политологии. Баталина В. В. – М.., Изд.: «Окей-книга», 2009

дополнительная:

3Назарбаев Н.А. Новый этап демократизации Казахстана- ускоренное развитие свободного демократического общества. Казахстанская правда,17 мая 2007г.

4 Казахстанская политологическая энциклопедия. Алматы, 1998г.

5 Машан М.С. Политическая система Казахстана. Алматы, 2000.

6 Токаев К. К. Внешняя политика Казахстана в условиях глобализации. Алматы, 2000.

 

ГлоссарийProfessionalduty Профессионалды міндет
межнационального согласия тhe interethnic consent ұлтаралық келісімді
период тhe period кезеңде
достижения аchievements жалғастыруға
кризис Crisis дағдарыс

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.07 с.)