По источнику политической власти 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По источнику политической власти



Демократическая

Автократическая

По отношению к действительности

Консервативная

Реформаторская: прогрессивная, реакционная

По состоянию политической структуры и уровню политической культуры:

англо-американская

континентально- европейская

доиндустриальная (частично-индустриальная)

тоталитарная

По характеру взаимоотношений с внешней средой:

Открытые

Закрытые

По степени развитости гражданского общества и способу легитимации власти

Традиционные

Модернизированные

Контрольные вопросы:1. Какую роль играет в политологии понятие «политическая система»? 2. Какова структура политической системы и как взаимосвязаны ее элементы? 3. Какой из элементов политической системы выступает определяющим по отношению к остальным компонентам системы и почему? 4. Какие существуют подходы к анализу политических систем в современном политологическом знании? 5. Какая типология политических систем существует в современной политологии? Кратко охарактеризуйте каждый из типов политических систем. 6. Какие функции выполняет политическая система в общественной жизни? 7. Какие виды политических институтов (организаций) Вы могли бы перечислить? 8. Охарактеризуйте процесс становления и функционирования политической системы в современном Казахстане.

 

CРСП: Анализ и обсуждение заданных контрольных вопросов

СРС: Сделать таблицы и схемы по структуре политической системы и составить глоссарий по политическим терминам

 

Литература

основная:

1. Политология: конспект лекций

Мухаев Р. Т. - Изд.: «Проспект», 2010

2. Краткий курс по политологии. Баталина В. В. – М.., Изд.: «Окей-книга», 2009

дополнительная:

3 Основы теории политической системы. – М. 2001

4 Политическая система общества: история и современнность. М.,2001

 

ГлоссарийProfessionalduty Профессионалды міндет
политическая система political system саяси жүйесі
консервативная сonservative консервативтік
модернизация мodernization модернизарлық
реформаторская reformatory реформаторлық
традиционные traditional дәстүрлі

 

 

Социально-этнические общности и национальная политика 2 кредита Лекционное занятие №17-18 к.п.н., Акпаева Эльмира Рымкановна ФГОН 1 семестр 2013-14 уч. год

Этническая общность - одна из разновидностей социальной структуры, включающей в себя устойчивые группы людей, состоящие из племени (первобытное общество), народности (рабовладельческое и феодальное общество), нации (порождение буржуазного общества). Каждую из этих форм исторических общностей иногда называют народом. Понятием «этническая общность» обозначают также несколько народов. Например, русские, украинцы, белорусы, болгары и др. составляют славянскую этническую общность.

Нация – высший тип этноса. Широкое распространение получила точка зрения, которая исходит из того, что признаками нации являются: общность территории, экономических связей, языка, психического склада, культуры и самосознания.

Народность -общность людей, сложившаяся в результате разложения племенных отношений на базе единства территории, языка, культуры, хозяйственной жизни, быта и специфических особенностей культуры.

Национальные меньшинства -форма этнической общности, образовавшейся при отрыве части или группы от того или иного народа в результате изменения границ, миграции или насильственного переселения.

Национальное самосознание – совокупность взглядов, оценок, мнений и отношений, выражающих содержание и особенности представлений членов национальной общности о своей истории, современном состоянии и перспективах своего развития, а также о месте среди аналогичных общностей и характере взаимоотношений с ними. Национальное самосознание является основой национального сознания как совокупности социальных, политических, религиозных и других взглядов, характеризующих содержание, уровень и особенности духовного развития наций. Национальное самосознание является одной из основ формирования социально – этнической общности как субъекта политики.

Национальный вопрос - это совокупность политических, экономических, территориальных, идеологических и культурных отношений между нациями и другими социально-этническими общностями. Это вопрос о причинах недоверия, конфликтов и вражды между этими общностями, а также между ними и существующей системой власти в многонациональном обществе. Это вопрос о путях и методах его решения в интересах мирного сожительства и сотрудничества наций на основе равноправия и независимости. Это вопрос о преодолении отсталости менее развитых социально- этнических общностей и подтягивания их до уровня передовых. Национальный вопрос в строгом смысле проявляет себя в многонациональных странах. В широком смысле национальный вопрос- вопрос мировой и касается совокупности межэтнических отношений всех стран.

В каждую конкретно - историческую эпоху, в каждой отдельно взятой многонациональной стране национальный вопрос имеет свою специфику. В полной мере он проявился в период борьбы буржуазии против феодализма и утверждения капитализма. Борьба за создание суверенного национального государства составляла в то время сердцевину национального вопроса и являлась показателем проявления нации в качестве субъекта политики. В последующие времена в разных странах и в разные годы на первый план выдвигаются иные стороны национального вопроса: борьба за экономическую независимость, за развитие национальной культуры и языка, за равноправие и т. д.

Национальные взаимоотношения в современном мире подчинены действиям двух взаимозависимых объективных тенденций, определяющих человеческий прогресс.

Они родились на заре буржуазного развития в процессе формирования наций и национальных движений. Их содержание сводится к следующему: с одной стороны, происходит формирование и развитие наций, их борьба за равноправие и самостоятельность, за создание суверенного государства; с другой стороны, осуществляется на основе объективного процесса интернационализации всех сторон общественной жизни ломка национальных границ, усиление связей и взаимного сотрудничества, получают развитие интеграционные процессы. Эти тенденции выражают сегодня общемировые общественные противоречия, составляя сердцевину национального вопроса. Игнорирование их или снятие их путём осуществления волюнтаристской национальной политики как на мировой арене, так и внутри многонациональных государств могут только обострить национальный вопрос и привести к непредвиденным последствиям.

В трактовке сути национальной политики (этнонациональной) в научной литературе существует два подхода: широкий и узкий. Сторонники первого подразумевают под нею «стратегический курс государства, политических партий и общественных движений многонациональных стран в национальном вопросе, языково-культурном развитии этносов и вместе с тем развитии межнациональных отношений, находящий, как правило, своё закрепление в соответствующих разделах конституций и национальных программах».

Приверженцы второго считают, что этнонациональная политика - это «совокупность законодательных, организационных и идеологических мер государства, направленных на организацию жизни этносов и взаимоотношений между ними».

Культура межнационального общения – « это особое качество общественных отношений, возникающих на основе развития и сближения национальных общностей и предполагающих фактическое равенство народов в экономическом, политическом, культурном, научно-техническом развитии, дружескую взаимопомощь между ними, учет национальных интересов и национальных особенностей друг друга, уважительное отношение к национальным языкам. Эти особенности обусловлены общностью экономической, социально – политической и культурно-духовной жизни дружественных наций, народностей, национальных и этнических групп, единством научного мировоззрения».

Контрольные вопросы: 1.Основные характеристики понятия «этнос» 2. Какие концепции нации существуют в современной этнополитологии 3.Что означает понятие «национальная политика» 4.Как соотносятся понятия «нация» и «национализм» 5. Назовите основные государственные органы регулирующие этнополитические процессы в казахстане 6. В чем состоит опасность этнонационализма 7. Охарактеризуйте Ассамблею народов Казахстана как субъекта этнополитического процесса в республике 8.В чем состоят цели и задачи национально-культурных объединений Казахстана

СРСП: Проведение дисскусий на заданную тему

СРС: Подготовить доклады по данной теме (6-7 страниц)

Литература

основная:

1. Политология: конспект лекций

Мухаев Р. Т. - Изд.: «Проспект», 2010

2. Краткий курс по политологии. Баталина В. В. – М.., Изд.: «Окей-книга», 2009

дополнительная:

3Романова Н. В. Этнополитические процессы в Республике Казахстан. Алматы. 1999.

4.Сужиков М. Напряженность или гармонизация? (Развитие межнациональных отношений в Казахстане) Алматы. 1991.

5. Этнические процессы в современном мире. М., 1997.

 

 

ГлоссарийProfessionalduty Профессионалды міндет
национальная политика The national policy Ұлттық мәселе
этническая общность Ethnic generality Этникалық қауымдастық
нация The nation Ұлт
культура Culture мәдениеті
язык Language тіл

 

 

Политические элиты и политическое лидерство 2 кредита Лекционное занятие №18-19 к.п.н., Акпаева Эльмира Рымкановна ФГОН 1 семестр 2013-14 уч. год

Современная элитология как специализированная отрасль политологии сформировавшаяся в русле политической философии на стыке политологии, социологии, психологии, культурологии, всеобщей истории и т.д., имеет давние традиции в истории общественной мысли. Еще в античной философии элитарное мировоззрение наиболее полно было сформулировано Платоном. В этот же ряд можно поставить такого идеолога эпохи Возрождения как Н. Маккиавелли. Непосредственным же предшественником современного элитаризма принято считать Ф. Ницше.

В политологии термин “элита” ввел В. Парето который дал ему следующее определение:«люди занимающие высокое положение соответственно степени своего влияния и политического и социального могущества»... «так называемые высшие классы» и составляют элиту «аристократию» (aristos-лучший) большинство тех кто в нее входит как представляется обладают определенными качествами-неважно хорошими или дурными-которые обеспечивают власть» Другой основоположник элитологии Г Моска дал свое определение элиты: наиболее активные в политическом отношении люди ориентированные на власть организованное меньшинство осуществляющие управление неорганизованным большинством У Г Лассуэлла элита-это «высший господствующий класс» лица пользующиеся в обществе наибольшим престижем статусом богатством лица обладающие наибольшей властью М Вебер относил к элите харизматические личности А Тойнби называл элитой творческое меньшинство противостоящее нетворческому большинству Таким образом в политологии существует множество определений элиты при этом наблюдается некоторое смешение терминов Ряд ученых подразумевает под элитой только политическую элиту у других это понятие более всеобъемлющее Тем не менее в современных теориях элиты утверждается позиция признания не единой целостной элиты а ее многообразия (политическая научная творческая экономическая военная элита)

Обобщая вышеприведенные определения элиты мы приходим к выводу что элита – это социальный слой который в силу своего высокого положения в обществе обусловленного в первую очередь наличием определенных личностных качеств и в меньшей мере социальным происхождением позволяет ему оказывать прямое или косвенное влияние на процесс управления обществом выработку стратегии развития и моделей социального поведения

Родоначальниками элитологии как одной из отраслей политической науки являются известные итальянские ученые В Парето Р Михельс Г Моска

Перу В Парето принадлежит разработанная им теория циркуляции элиты Согласно данной теории правящий класс постоянно воспроизводится не только численно но и качественно путем абсорбции представителей низших классов обладающих качествами необходимыми для удержания власти высшим классом кроме того правящий класс самоочищается вычисляя из рядов элиты своих деградировавших членов При этом первых Парето называет высшими элементами в низшем классе а последних низшими элементами в высшем классе В случае прекращения одного из вышеназванных процессов или даже обоих в высшем классе начинается преобладание низших элементом а в низшем – высших ведущее к нарушению равновесия и вырождению правящего класса с негативными последствиями для всего общества

Р Михельс является автором “железного закона олигархических тенденций” суть которого состоит в том что демократия дабы сохранить себя вынуждена создавать организацию т е необходим процесс выделения элиты – меньшинства которому большинство населения доверяет осуществление управления обществом так как прямой контроль с ее стороны за деятельностью меньшинства невозможен Таким образом демократия неизбежно превращается в олигархию так как первая немыслима без управления и правящей элиты атрибутами которых являются различные привилегии отрыв от масс и стремление к несменяемостиполитических лидеров что чревато трансформацией демократии в авторитаризм Причина безболезненного переплетения демократии с авторитарными тенденциями заключается по Михельсу в психологических и исторических причинах:“Масса легче переносит господство когда каждый ее индивид имеет возможность приблизиться к нему или даже включится к нему…Избранный вождь в силу демократического своего избрания склонен в большей степени считать себя представителем общей воли и требовать в качестве и требовать в качестве такого послушания и подчинения себе чем прирожденный вождь демократии”

Известный итальянский политолог Г Моска сформулировал закон 0социально-политической дихотомии общества состоящий в том что во всех обществах есть два класса – управляющих и управляемых Проанализировав процесс рекрутирования политической элиты Моска пришел к выводу что основным критериям отбора правящего класса является наличие материального морального и интеллектуального превосходства Однако не все представители высшего класса обладают необходимыми качествами В развитии политического класса существуют две тенденции – аристократическая и демократическая Суть первой – стремление к юридической либо фактической наследственности второй – в обновлении за счет наиболее способных представителей низших социальных слоев

В переходные периоды на первый план выдвигается проблема легитимности власти как одно из главных свойств которое эту власть характеризует Ибо власть не признанная и отрицаемая обществом в первую очередь его интеллектуальной элитой нелегитимна

Рассматривая легитимность власти как господство М Вебер разработал три типа легитимности: традиционное харизматическое и рационально–легальное Всовременном мире чистые типы легитимности довольно редки чаще встречаются их смешанные комбинации

Смешанные комбинации легитимности политической власти особенно характерны для новых независимых государств возникших на постсоветском пространстве Вступив на путь построения демократического общества политические режимы созданные в этих государствах стремятся к установлению рационально-легального господства (или по крайней мере заявляют об этом) однако просматривается тенденция к стремлению властвующей элиты этих стран к господству харизматическому что особенно характерно для большинства центральноазиатских государств

Харизматическое господство еффективно в периоды революционных преобразований однако слабые стороны его в том что во-первых оно нестабильно и не подкреплено рационально-легальным обоснованием либо традиций во-вторых при определенных обстоятельствах и в первую очередь в зависимости от поведения элит может трансформироваться в господство традиционное Наглядный пример можно найти в нашей недавней истории когда Сталин объявлялся верным продолжателем дела Ленина В новейшей постсоветской истории наиболее ярким примером является опыт современного Туркменистана где харизма Президента Сапармурада Ниязова приобретает черты традиционного господства не встречая при этом какого-либо противодействия со стороны национальной элиты

Рекрутированние политической элиты: В современном мире существует два основных способа рекрутирования –антрепренерская система и система гильдий являющихся идеальными типами отбора политической элиты выработанных в процессе политической эволюции Однако в реальности подобные модели в чистом виде не существуют так как в современном мире трудно найти общество абсолютно закрытые или общество где социальная мобильность была бы доступна всем его членам На практике мы имеем смешанные типы рекрутирования и политические системы пока только приближающимися к одному из идеальных типов

Для государств со старыми демократическими традициями характерна антрепренерская система которая более открыта для представителей любых социальных слоев Выдающиеся личности и молодые лидеры при этой системе имеют больше возможностей претендовать на занятие ведущих позиций в обществе Именно индивидуальные качества человека а не какие-либо другие должны учитываться при формировании политической элиты допуск в которую открыт для всех достойных индивидов Одной из сильных сторон антрепренерской системы является участие избирателей страны в рекрутировании элиты Недостатки этого варианта отбора элиты – слабая предсказуемость результатов большая вероятность риска в политике По своей сути антрепренерская система является инновационной

Система гильдий лежит в основе тоталитарной модели рекрутировании политической элиты Классическим примером является жестко иерархизированная номенклатурная система рекрутирования в бывшем СССР В этом случае более приемлемым было бы употребление термина «властвующая элита» (варианты: номенклатурная партийная государственная) таккак политическая элита подразумевает наличие контрэлиты представленной оппозицией в лице различных партий и движений чего при советском режиме не могло существовать

Политическое лидерство: Слово «лидер» взято из английского языка и означает «ведущий» «глава» «вождь» «руководитель» В любых сферах жизни общества люди сталкиваются с необходимостью иметь лидера Тем более лидер необходим в социально-политической системах отличающихся большой сложностью своей оригинальностью в отношении между ее членами В политической сфере жизни общества пересекаются интересы и потребности различных человеческих общностей сталкиваются симпатии и антипатии множества людей Без политического лидерства это многообразие человеческих интересов потребностей тенденций может приобрести стихийный характер ввергнув общество в состояние хаоса Лидер является объектом политики Лидер влияет на политические события определяя содержание и характер его действий

Типы политического лидерства: Многообразие теорий и концепций политического лидерства имеет своим следствием многообразие типологий лидерства Одной из старейших и в то же время распространённых среди них является типология М Вебера Эта типология напрямую связана с учением Вебера о способах легитимации власти в соответствии с которой лидеры делятся на традиционных рационально-легальных и харизматических К традиционным лидерам относятся вожди родов племен монархи Наиболее выраженным видом традиционного лидерства является патриархальное лидерство присущее доиндустриальному обществу

· Традиционный лидер выступает в этом обществе как господин повелитель а подчиненные-как его подданные

· Рационально-легальный или по другому бюрократическое лидерство основано на подчинении не личности лидера а установленным законом которым подчиняются не только управляемые но и управляющие К последним относятся чиновники и вообще бюрократия

· Харизматическое лидерство основано не на традиции или рациональном знании а на особых выдающихся качествах лидера Само слово «харизма» в переводе с греческого означает «общественный дар» особые редчайшие качества человека дарованные ему природой богом судьбой Харизмой по мнению Вебера обладают герои выдающиеся полководцы политики гениальные творцы К харизматическим личностям можно отнести и основателей мировых религий – Будду Моисея Иисуса Христоса Мухаммеда; основателей государств- Хаммурапи Солона Ликурга; великих завоевателей – Александра Македонского Юлия Цезаря Чингиз-хана Наполеона

В современной политологии существуют различные типологии политического лидерства которые исходят из многообразия признаков выражающих этот феномен Одним из таких признаков является стиль руководства в соответствии с которым принято делить на авторитарное и демократическое

Авторитарное лидерство предполагает единоличное воздействие основанное на угрозе санкций применении силы Авторитарный лидер требует монопольной власти единолично определяет цели и способы их достижения

Демократическое лидерство выражается в учете руководителем интересов и мнений членов группы не унижает подчиненных а пробуждает в них чувство собственного достоинства стимулирует активность

Политическое лидерство в Казахстане: политическое лидерство в условиях современного Казахстана существует на различных уровнях-общегосударственном региональном и местном локальном когда лидерство осуществляется в рамках определенной метсности или группы а также политического движения или партии Очевидным стало и развитие политической системы Казахстана в направлении сильной президентской республики которая персонифицируется прежде всего с личностью Нурсултана Назарбаева Первый Президент оказывает благоприятное в целом влияние на осуществление реформ в нынешних условияхкогда проблемы демократизации общества и перехода к рыночным отношениям не решены в полной мере

 

Контрольные вопросы: 1 Дайте характеристику основных концепций элиты в политической науке? 2 Может ли существовать современное общество без элит? 3 Какие функции в обществе осуществляет элита? 4 Назовите основные этапы эволюции концепции политического лидерства? 5 Назовите основные типы политичсекого лидерства по М Веберу? 6 Каковы основные функции политического лидерства в Казахстане?

Темы для обсуждения и самостоятельной работы:

1. Используя различные методики и теоретические подходы, составьте политические портреты современных лидеров

2. Используя исторический подход, рассмотрите становление и развитие института политического лидерства

3. Используя сравнительный подход, сопоставьте политическое лидерство различных исторических эпох

4. Работа Н. Макиавелли «Государь» и постановка проблемы типологии политических лидеров

5. Основные концепции политического лидерства в современной политологии

6. Реформация и ее лидеры: сочетание религиозного и политического

7. Политические портреты лидеров Великой Французской революции

8. Особенности политического лидерства в странах «третьего мира»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.193.45 (0.006 с.)