МОДУЛЬ 06. Гетерогенные равновесия и процессы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

МОДУЛЬ 06. Гетерогенные равновесия и процессы.



 

Задания для самостоятельной работы

6.27; 6.29;6.50; 6.54

 

 

Дата _______

Лабораторная работа 6.5

Гетерогенные равновесия в растворах электролитов

Цель работы: Получить системные знания по теории гетерогенных процессов в приложении к биологическим системам; определить термодинамические условия образования и растворения осадков; изучить влияние различных факторов на растворимость малорастворимых электролитов.

Задание: Изучить: а) условия образования осадков, б) влияние одноименного иона на растворимость малорастворимого электролита; в) конкуренцию гетерогенных процессов; г) влияние природы растворителя на образование осадка; д) провести групповые и характерные реакции на ионы с образованием осадков.

Оборудование и реактивы: Набор пробирок в штативе; бюретки вместимостью 25 мл, воронки диаметром 30 мм, капельницы с растворами.

Растворы хлорида кальция (0,01 моль/л и 0,1 моль/л), оксалата натрия, сульфата натрия (концентрация растворов 0,01 моль/л); гидрофосфата натрия, дигидрофосфата натрия (концентрация растворов 0,1 моль/л), соляная кислота (0,1 моль/л), гидроксид натрия (0,1 моль/л), хлорида натрия (0,2 моль/л), сульфат натрия, хромат натрия (1 моль/л), нитрата свинца(0,1 моль/л).

Сущность работы: визуальное наблюдение за изменениями в пробирках при сливании растворов солей, способных образовать осадки.

Выполнение эксперимента:

Опыт 1. Условия образования осадков.

Уравнения реакций:

 

 

Наблюдения записывают в таблицу 1.

Экспериментальные данные

Таблица 1

Исходная концентрация Са2+, моль/л Исходная концентрация аниона, моль/л Пс Ks Наблюдения
  0,01   С2О42- - 0,01      
  0,01   SO42— 0,01      

Расчет ПС:

 

 

* В выводе указывают термодинамические условия образования и растворения осадков.

Вывод:

Дата:_________ Занятие №___

 

МОДУЛЬ 07. Лигандообменные равновесия и процессы

 

Задания для самостоятельной работы

7.9;7.10; 7.45; 7.53

 

Дата _______

Лабораторная работа 6.6

 

Изучение реакций комплексообразования с неорганическими лигандами.

Цель: Изучить реакции ионов-биометаллов и ионов-токсикантов с неорганическими лигандами на примере образования аммино- и гидроксокомплексов.

Задание: выполнить серию опытов, связанных с изучением возможности образования

аммин- и гидроксокомплексов.

Оборудование и реактивы: Штатив с пробирками. Растворы растворимых солей железа(Ш), кобальта (П), никеля(П), меди (П), цинка, алюминия, свинца(П) (с=0,1моль/л); раствор гидроксида натрия (с=0,1моль/л) и концентрированный; раствор аммиака концентрированный, тиоцианида калия (с=0,1моль/л).

Сущность работы: визуальное наблюдение за изменениями, происходящими в пробирках. На первом этапе получают гидроксиды изучаемых ионов металлов. К полученным гидроксидам добавляют концентрированные растворы щелочи и аммиака. Об образовании прочного комплексного соединения судят по растворению осадка гидроксида. Выполнить опыт по изучению влияния природы растворителя на устойчивость комплексов.

Выполнение эксперимента:

Опыт 1. Получают нерастворимые гидроксиды.

Изучают возможность образования гидроксокомплексов.

Уравнения реакций:

 

Опыт 2. Изучают возможность образования амминокомоплексов

Уравнения реакций:

 

Экспериментальные данные:

Катион Цвет осадка при добавлении разбавленного раствора щелочи Изменения, произошедшие при добавлении концентрированного раствора щелочи Изменения, произошедшие при добавлении аммиака
Fe3+      
Zn2+      
Cu2+      
Co2+      
Ni2+        
Pb2+      
Al3+        
Mg2+      
       
           

 

 

Вывод оформляют в виде перечисления:

 

 

- ионы, образующие прочные и аммино- и гидроксокомплексы……………………..

 

- ионы, образующие прочные только амминокомплексы …………………………….

 

- ионы, образующие прочные только гидроксокомплексы ……………………….…

 

- ионы, не образующие прочные ни аммино- ни гидроксокомплексы ………………………

 

Дата ______ Занятие ________

 

Задания для самостоятельной работы

7.39; 7.657.70; 7.72

 

 

Дата _______

Лабораторная работа 6.7

 

Тема: Простые и совмещенные лигандообменные равновесия

 

Цель: Изучить реакции ионов биометаллов и ионов токсикантов с органическими лигандами, а также совмещенные лигандообменные равновесия.

Задание: Выполнить одну или несколько реакций ионов-биометаллов или ионов-токсикантов со специфическими органическими лигандами. Выполнить опыты по изучению влияния рН среды на устойчивость и строение комплексов. Выполнить опыт по совмещенным лигандообменным равновесиям.

Оборудование и реактивы: Штатив с пробирками, пипетки, фильтровальная бумага.

Растворы, содержащие ионы алюминия, меди(П), кобальта (П), никеля (П), цинка, железа (Ш), кальция

(с=0,2 моль/л); насыщенные водные растворы фторид-иона, тартрат-иона, тиоцианата -иона, ализарина, 0,01% р-р дитизона в четыреххлористом углероде, 0,2% р-р 1-нитрозо2-нафтола в 50% уксусной кислоте, 1% р-р диметилглиоксима в этаноле. Водные р-ры ЭДТА натрия, глицина, салицилата натрия. Эриохром черный Т. Буферные р-ры со значениями рН 1; 2,5; 7,4. Аммиачный буферный р-р с рН=9.

Сущность работы: По изменению цвета, возникающего в ходе взаимодействия судят о:

1) возможности образования хелатных соединений (опыт1); 2) преобладающем направлении лигандообменного процесса в случае совмещения нескольких равновесий (опыт 3); 3) зависимости структуры комплекса от рН среды (опыт 4).

Выполнение эксперимента:

Опыт 1. Изучение образования внутрикомплексных соединении ионов металлов с органическими лигандами

А. Взаимодействие ионов алюминия с ализарином

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.159 (0.012 с.)