Отпуск спецоснастки в производство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отпуск спецоснастки в производство



Для отпуска спецоснастки в производство в соответствии с п. 19 Методических указаний N 135н могут применяться следующие первичные документы:

- Требование-накладная (форма N М-11);

- Накладная (форма N М-15);

- Лимитно-заборная карта (форма N М-8).

Первые из двух названных форм составляются в двух экземплярах материально ответственным лицом склада. На основании первого экземпляра склад списывает спецоснастку, на основании второго экземпляра получатель принимает спецоснастку на учет.

В зависимости от вида спецоснастки, как правило, это касается специальных инструментов, организации устанавливают нормы их выдачи в производство, но в необходимых случаях допускается сверхнормативный отпуск.

Для оформления отпуска спецактивов, систематически потребляемых при изготовлении продукции, применяется лимитно-заборная карта (форма N М-8), выписываемая в двух экземплярах на каждое наименование спецоснастки. Один экземпляр карты передается складу, а другой - подразделению, получающему спецоснастку.

Выдача спецоснастки со склада отражается в карточке учета материалов формы N М-17. Особенности отпуска в производство специнструментов и спецприспособлений установлены разд. 3 Методических указаний N 135н.

Выбытие спецоснастки

Выбытие спецоснастки имеет место в случаях:

- продажи;

- передачи безвозмездно (за исключением договора безвозмездного пользования);

- списания в случае морального или физического износа;

- ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;

- передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций.

В случае продажи спецоснастки, бывшей в эксплуатации, на основании заключенного сторонами договора купли-продажи составляется накладная на отпуск материалов на сторону (форма N М-15).

Накладная на отпуск материалов на сторону применяется не только при передаче самостоятельно изготовленной спецоснастки на склад подразделением-изготовителем, при передаче со склада в эксплуатацию, но и при продаже спецоснастки.

Если мощности подразделения, изготавливающего спецоснастку, позволяют организовать ее производство по заказам сторонних организаций, то такая спецоснастка будет учитываться организацией на счете 43 "Готовая продукция".

Продажа спецоснастки, предназначенной для продажи, оформляется товарной накладной (форма N ТОРГ-12). Унифицированная форма этого документа утверждена Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций".

При безвозмездной передаче организацией спецоснастки, если ее стоимость превышает три тысячи рублей, необходимо заключение договора, в частности договора дарения, что следует из ст. 574 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Договор дарения является основанием для составления акта приема-передачи спецоснастки. Унифицированной формы акта нет, поэтому необходимо разработать форму этого документа самостоятельно, соблюдая при разработке документа необходимые реквизиты, предусмотренные ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

В случае морального или физического износа, а также в результате ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях, спецоснастка списывается и решение о списании принимается рабочей инвентаризационной комиссией. Такие комиссии создаются, как правило, в производственных организациях, где используется большая номенклатура различных специальных инструментов, приспособлений и оснастки.

Если комиссией принято решение о списании спецоснастки, то составляется акт на списание объектов спецоснастки. Согласно п. 36 Методических указаний N 135н, для этих целей можно использовать:

- "Акт выбытия малоценных и быстроизнашивающихся предметов" (форма N МБ-4);

- "Акт на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов" (форма N МБ-8).

Помимо названных форм актов организация может использовать и самостоятельно разработанные формы документов, учитывающие конкретные условия производства. При этом необходимо учитывать, что самостоятельно разработанные документы должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Пунктом 9 Методических указаний N 135н установлено, что организация может организовать учет специальных инструментов, специальных приспособлений, специального оборудования в порядке, предусмотренном для учета основных средств.

При формировании информации об объектах основных средств организации необходимо руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н (далее - ПБУ 6/01).

Как установлено п. 4 ПБУ 6/01, актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:

- объект предназначен для использования в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование);

- объект предназначен для использования в течение длительного времени (то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев);

- организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

- объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Если спецоснастка, полученная или изготовленная организацией, удовлетворяет перечисленным условиям, то организация может учитывать ее в составе основных средств и отражать на счете 01 "Основные средства" на отдельном субсчете.

Выбранный порядок организация должна закрепить в приказе по учетной политике.

При таком способе учета спецоснастки необходимо применять первичные учетные документы по учету основных средств, унифицированные формы которых утверждены Постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств".

 

. ДОКУМЕНТООБОРОТ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ОДЕЖДЕ

 

В целях защиты жизни и здоровья, обеспечения безопасных условий труда работников производства обеспечивают их бесплатной специальной одеждой. В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) все хозяйственные операции, производимые на предприятии, в частности движение специальной одежды, должны оформляться оправдательными документами.

В данном разделе рассмотрим, что понимается под специальной одеждой, порядок ее отражения в учете, а также порядок документального оформления движения специальной одежды в организации.

Для начала определим, что понимается под специальной одеждой. Для того чтобы узнать, какие именно активы относятся к специальной одежде, следует обратиться к Методическим указаниям по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденным Приказом Минфина России от 26 декабря 2002 г. N 135н (далее - Методические указания N 135н).

Согласно п. 7 Методических указаний N 135н под специальной одеждой (далее - спецодеждой) понимаются следующие средства индивидуальной защиты работников производства:

- спецодежда;

- специальная обувь;

- предохранительные приспособления, в том числе: комбинезоны, костюмы, куртки, брюки, халаты, полушубки, тулупы, различная обувь, рукавицы, очки, шлемы, противогазы, респираторы;

- другие виды спецодежды.

Поступление спецодежды в бухгалтерском учете организации отражается аналогично поступлению иных материально-производственных запасов, следовательно, их учет регламентируется:

- Положением по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденным Приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. N 44н (далее - ПБУ 5/01);

- Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н (далее - Методические указания N 119н).

Во всех случаях спецодежда принимается к учету по фактической себестоимости, которая определяется в порядке, установленном п. 7 ПБУ 5/01, абз. 5 п. 16, п. 203 Методических указаний N 119н.

Согласно п. 13 Методических указаний N 135н спецодежда учитывается на счете 10 "Материалы", субсчет 10 "Специальная оснастка и специальная одежда на складе".

При поступлении спецодежды в бухгалтерском учете организации будет сделана следующая запись:

Дебет счета 10 "Материалы", субсчет 10 "Специальная оснастка и специальная одежда на складе", Кредит счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - отражено поступление спецодежды.

Спецодежда может быть приобретена за плату, изготовлена в самой организации, получена безвозмездно, внесена в уставный капитал организации.

Независимо от способа, поступление спецодежды должно быть оформлено документально и отражено в бухгалтерском учете организации.

Для учета спецодежды, поступающей от поставщиков, применяется приходный ордер (форма N М-4), унифицированная форма которого утверждена Постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве" (далее - Постановление Госкомстата России N 71а).

Лицу, которому предстоит получить спецодежду у поставщика, необходимо выдать документ, подтверждающий его право выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей, отпускаемых поставщиками по нарядам, счетам, договорам, заказам, соглашениям.

Такими документами являются доверенности унифицированной формы N N М-2 и М-2а, которые утверждены Постановлением Госкомстата России N 71а. При этом доверенность формы N М-2 отличается от формы N М-2а лишь наличием корешка доверенности.

Такие доверенности выписываются бухгалтерией организации в одном экземпляре и выдаются под расписку получателю.

Методическими указаниями N 135н разрешен и вариант использования форм первичных учетных документов по движению спецодежды, разработанных организацией самостоятельно. Однако эти формы должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в ст. 9 Закона N 129-ФЗ.

Напомним, что согласно п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, имеющейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

- наименование документа;

- дату составления документа;

- наименование организации, от имени которой составлен документ;

- содержание хозяйственной операции;

- измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

- наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

- личные подписи указанных лиц.

Изготовление спецодежды подтверждается составлением акта выполненных работ, образец формы которого приведен в Приложении к Методическим указаниям N 135н.

Передача изготовленной спецодежды на склады организации оформляется составлением:

- Требования-накладной (форма N М-11), применяемого для учета движения спецодежды между структурными подразделениями организации или материально ответственными лицами, составляется в трех экземплярах материально ответственным лицом пошивочного цеха. Первый экземпляр передается в бухгалтерию и служит основанием для принятия изготовленной спецодежды к учету и списания затрат на ее изготовление, второй экземпляр вместе со спецодеждой сдается на склад, а третий - остается в пошивочном цехе;

- Накладной (форма N М-15), применяемой для учета отпуска материальных ценностей хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории, также составляется в трех экземплярах, распределяемых аналогично.

Склад, получивший один экземпляр формы N М-11 или N М-15 и изготовленную спецодежду, оформляет приходный ордер (форма N М-4). Приходный ордер составляется в одном экземпляре и выписывается на фактически поступившее количество спецодежды.

Отпуск спецодежды в эксплуатацию со складов организации и иных мест хранения осуществляется с применением:

- Требования-накладной (форма N М-11);

- Накладной (форма N М-15);

- Лимитно-заборной карты (форма N М-8).

Все вышеназванные формы утверждены Постановлением Госкомстата России N 71а.

При передаче спецодежды в эксплуатацию перечисленные выше документы составляются в двух экземплярах. На основании одного экземпляра спецодежда списывается со склада, где она хранилась, другой экземпляр служит основанием для принятия спецодежды на учет принимающим структурным подразделением.

Спецодежда выдается работникам в порядке, установленном коллективным договором на основе типовых отраслевых норм бесплатной выдачи спецодежды, а также Правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных Постановлением Минтруда России от 18 декабря 1998 г. N 51 (далее - Постановление Минтруда России N 51).

Выдача спецодежды работникам организации отражается в личной карточке работника, форма которой утверждена названным Постановлением Минтруда России N 51.

Также спецодежда, выданная работникам организации, отражается в Ведомости учета выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений (форма N МБ-7), форма которой также утверждена Постановлением Госкомстата России N 71а.

Ведомость учета выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений составляется в двух экземплярах, один из которых передается в бухгалтерию, второй экземпляр остается на складе.

Выбытие спецодежды имеет место в случае:

- продажи;

- безвозмездной передачи (за исключением договора безвозмездного пользования);

- списания в результате морального и физического износа;

- ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;

- передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций.

Если спецодежда выбывает в результате продажи, то на основании заключенного договора купли-продажи оформляется накладная на отпуск материалов на сторону (форма N М-15). Однако накладная на отпуск материалов на сторону оформляется только в том случае, если организация продает спецодежду, бывшую в эксплуатации, либо излишки спецодежды, учтенные на счете 10 "Материалы".

Если же организация, помимо изготовления спецодежды для собственных нужд, производит пошив спецодежды по заказам других организаций, то такая спецодежда должна учитываться на счете 43 "Готовая продукция".

Продажа спецодежды, изначально предназначенной для продажи, оформляется составлением товарной накладной (форма N ТОРГ-12), унифицированная форма которой утверждена Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций".

Безвозмездная передача спецодежды осуществляется на основании договора, в частности, на основании договора дарения, заключаемого в письменной форме, если стоимость дара превышает три тысячи рублей и дарителем является юридическое лицо, что установлено ст. 574 Гражданского кодекса Российской Федерации.

На основании заключенного договора следует составить акт приема-передачи спецодежды. Однако унифицированной формы акта приема-передачи спецодежды не утверждено, поэтому организация может разработать форму акта самостоятельно, соблюдая требования, перечисленные в ст. 9 Закона N 129-ФЗ.

Списание спецодежды вследствие морального или физического износа, при авариях, стихийных бедствиях или иных чрезвычайных ситуациях должно производиться вследствие проведения инвентаризации.

Инвентаризационная комиссия определяет возможность ремонта спецодежды, его целесообразность, либо непригодность дальнейшего использования спецодежды и принимает решение о ее списании, которое отражается составлением одного из следующих актов:

- "Акт выбытия малоценных и быстроизнашивающихся предметов" (форма N МБ-4);

- "Акт на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов" (форма N МБ-8).

Все названные формы утверждены Постановлением Госкомстата России N 71а.

Возможность внесения спецодежды в счет вклада в уставный капитал организации должна быть предусмотрена учредительными документами такой организации.

При передаче спецодежды в уставный капитал организации необходимо составить передаточный акт, унифицированная форма которого не установлена. Следовательно, организации следует самостоятельно разработать такую форму, предусмотрев в ней все необходимые реквизиты, предусмотренные в ст. 9 Закона N 129-ФЗ.

Таковы основные документы, которыми следует оформлять учет и движение специальной одежды в организации.

 

. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ И СПЕЦИАЛЬНАЯ И ФОРМЕННАЯ ОДЕЖДА

 

Ношение специальной и форменной одежды предписано законодательством Российской Федерации, нормативными актами или ведомственными распорядительными документами. Если специальная одежда используется для защиты от вредного воздействия, то форменная одежда предназначена для создания благоприятного имиджа организации.

В данном разделе рассмотрим: понятие специальной и форменной одежды, их основные отличия, порядок обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также порядок отражения расходов на приобретение специальной и форменной одежды в целях налогообложения прибыли организаций.

Для начала отметим, что представляет собой специальная одежда.

Специальная одежда (далее - спецодежда) в общепринятом понимании представляет собой средства индивидуальной защиты работников, выполняющих вредные, опасные и грязные виды работ, а также работы в особых температурных условиях. Спецодежда позволяет защитить работника от повреждений и от воздействия вредных веществ.

Обязанность работодателя приобретать и выдавать сертифицированные средства защиты сотрудникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, установлена ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).

Приобретение средств индивидуальной защиты и обеспечение ими работников в соответствии с требованиями охраны труда, согласно ст. ст. 212 и 219 ТК РФ, производится за счет средств работодателя.

Порядок обеспечения работников средствами индивидуальной защиты регулируется Правилами, утвержденными Постановлением Минтруда России от 18 декабря 1998 г. N 51 "Об утверждении Правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты" (далее - Правила N 51).

Согласно п. 1 Правил N 51 к средствам индивидуальной защиты относятся:

- специальная одежда;

- специальная обувь;

- изолирующие костюмы;

- средства защиты органов дыхания;

- средства защиты рук;

- средства защиты головы;

- средства защиты лица;

- средства защиты органов слуха;

- средства защиты глаз;

- предохранительные приспособления.

В соответствии со ст. 215 ТК РФ средства индивидуальной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать требованиям охраны труда, установленным в Российской Федерации, и иметь сертификаты соответствия. Выдача работникам средств индивидуальной защиты, не имеющих сертификата соответствия, не допускается.

Типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утверждены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 октября 2008 г. N 541н.

При заключении трудового договора работодатель обязан ознакомить работников с Правилами N 51, а также с Нормами выдачи им средств индивидуальной защиты.

Работодатель обязан:

- производить уход за средствами индивидуальной защиты и их хранение;

- осуществлять химчистку, стирку, ремонт, дегазацию, дезактивацию, обезвреживание и обеспыливание специальной одежды;

- производить ремонт, дегазацию, дезактивацию и обезвреживание специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.

Далее рассмотрим порядок отражения расходов на приобретение спецодежды в целях налогообложения прибыли организации. Для этого обратимся к Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ).

В целях исчисления налога на прибыль, произведенные налогоплательщиком расходы согласно п. 2 ст. 252 НК РФ подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

Расходы, связанные с производством и реализацией, в соответствии с п. 2 ст. 253 НК РФ подразделяются, в свою очередь, на:

- материальные расходы;

- расходы на оплату труда;

- суммы начисленной амортизации;

- прочие расходы.

К материальным расходам, согласно п. 1 ст. 254 НК РФ, относятся, в частности, следующие затраты на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.

Затраты на приобретение средств индивидуальной защиты, предусмотренных законодательством, включаются в состав расходов в полной сумме по мере их передачи в пользование работникам в пределах норм выдачи, определяемых согласно ст. 221 ТК РФ. Таково мнение Минфина России, изложенное в Письмах от 14 ноября 2007 г. N 03-03-05/254, от 23 апреля 2007 г. N 03-04-06-01/128, от 4 апреля 2007 г. N 03-03-06/1/214.

Обратите внимание на то, что по мере ввода в эксплуатацию в состав материальных расходов могут быть включены затраты на приобретение спецодежды и иных средств индивидуальной защиты при условии того, что они не являются амортизируемым имуществом.

Напомним, что амортизируемым имуществом в целях исчисления налога на прибыль, согласно п. 1 ст. 256 НК РФ, признается, в частности, имущество организации, удовлетворяющее следующим условиям:

- имущество находится у налогоплательщика на праве собственности (если гл. 25 НК РФ не предусмотрено иное);

- используется для извлечения дохода;

- стоимость имущества погашается путем начисления амортизации.

Есть еще два условия, которые также должны выполняться: срок полезного использования имущества должен быть более 12 месяцев, а первоначальная стоимость - более 20 тыс. руб.

Таким образом, если приобретенная спецодежда будет соответствовать перечисленным выше условиям, она будет признана амортизируемым имуществом.

Налогоплательщикам предоставлено право выбора одного из двух предлагаемых п. 1 ст. 259 НК РФ методов начисления амортизации - линейного либо нелинейного. Метод начисления амортизации устанавливается налогоплательщиком самостоятельно применительно ко всем объектам амортизируемого имущества и отражается в учетной политике для целей налогообложения.

Порядок расчета сумм амортизации при применении линейного метода начисления амортизации установлен ст. 259.1 НК РФ, при применении нелинейного метода начисления амортизации - ст. 259.2 НК РФ.

Форменная одежда, в отличие от спецодежды, имеет знаки отличия, нашивки, отражающие отношение работника к той или иной отрасли и его статус, и выдается работнику бесплатно или на льготных условиях.

Форменная одежда должна быть выполнена в единой цветовой гамме и содержать товарный знак или логотип фирмы, ее символику. Как отметили специалисты Минфина России в Письме от 1 ноября 2005 г. N 03-03-04/2/99, товарный знак (логотип, символика) наносится непосредственно на одежду, а не на значок, галстук, косынку или жилет.

Форменная одежда и обувь в обязательном порядке должны свидетельствовать о принадлежности работников к данной организации, о чем должно быть указано в документах, связанных с ее изготовлением.

Нередко возникают вопросы о том, являются ли затраты на приобретение (изготовление) форменной одежды для сотрудников рекламой, если на ней изображен зарегистрированный товарный знак (логотип).

Обратимся к Федеральному закону от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе". В соответствии со ст. 3 названного Закона реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В Письме от 24 августа 2005 г. N 03-03-04/2/51 специалисты Минфина России высказали мнение, что затраты на форменную одежду не является рекламой, поскольку одежда не может распространять информацию о видах деятельности предприятия, его целях и задачах.

Аналогичное мнение содержится и в Письме ФАС России от 30 октября 2006 г. N АК/18658. В нем сказано, что нанесение логотипов или товарных знаков на форменную одежду, используемую сотрудниками для собственных нужд организации, не является рекламой.

Форменная одежда может выдаваться работникам в личное постоянное пользование или только для использования на работе без личного постоянного пользования. В зависимости от этого у организации возникают различные налоговые последствия.

Если форменная одежда и обувь остаются в личном постоянном пользовании работников, то затраты на приобретение или изготовление форменной одежды признаются расходами на оплату труда согласно п. 5 ст. 255 НК РФ. При этом не имеет значения, выдана форменная одежда работникам бесплатно или продана по пониженным ценам. В последнем случае в расходах будет учитываться не полная стоимость форменной одежды, а лишь та ее часть, которую работники не компенсировали.

Такой вывод подтверждает Письмо Минфина России от 2 апреля 2009 г. N 03-03-06/1/206, в котором обращено внимание налогоплательщиков на то, что в соответствии с п. 5 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся, в том числе расходы на приобретение (изготовление) выдаваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации работникам бесплатно либо продаваемых работникам по пониженным ценам форменной одежды и обмундирования (в части стоимости, не компенсируемой работниками), которые остаются в личном постоянном пользовании работников.

Если форменная одежда в собственность работника не передается, ее стоимость не учитывается в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, даже если обязанность работодателя по оплате расходов на приобретение такой одежды зафиксирована в трудовом или коллективном договоре. Об этом сказано в Письме Минфина России от 9 октября 2006 г. N 03-03-04/1/686. Аналогичное мнение высказано в Письмах Минфина России от 10 марта 2006 г. N 03-03-04/1/203, от 9 октября 2006 г. N 03-03-04/4/156.

Если работодатель выдает по собственной инициативе форменную одежду без аттестации рабочих мест, расходы, связанные с приобретением форменной одежды, можно учесть в составе расходов по оплате труда. В данном случае расходы будут учтены как другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором на основании п. 25 ст. 255 НК РФ. При этом выдачу форменной одежды необходимо закрепить в трудовом и (или) коллективном договоре.

Если форменная одежда выдается во временное пользование, организован ее соответствующий учет и расходы на нее документально подтверждены, то организация может учесть расходы на ее приобретение при исчислении налога на прибыль.

Затраты на ее приобретение (изготовление) можно учесть в составе материальных расходов на основании пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ или в качестве других расходов, связанных с производством и (или) реализацией на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Обеспечивая работников форменной одеждой по своей инициативе, организация должна особое внимание обратить на документальное оформление для того, чтобы иметь возможность учитывать стоимость форменной одежды в составе расходов для целей гл. 25 "Налога на прибыль организаций" НК РФ.

Как известно, все расходы, производимые организацией, учитываются в целях налогообложения прибыли при условии того, что расходы экономически обоснованы, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Минфин России в Письмах от 9 октября 2006 г. N N 03-03-04/1/686 и 03-03-04/4/156, от 7 июня 2006 г. N 03-03-04/1/502 высказал мнение, что норма п. 5 ст. 255 НК РФ применяется в случае, если форменная одежда передается работнику в собственность. Если же форменная одежда в собственность работника не передается, ее стоимость не учитывается в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, даже если обязанность работодателя по оплате расходов на приобретение форменной одежды зафиксирована в трудовом или коллективном договоре.

Тем не менее, существует положительная судебная практика. В качестве примера можно привести Постановление ФАС Московского округа от 19 января 2007 г., 26 января 2007 г. N КА-А40/13501-06, где суд указал, что организация правомерно в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ относила на расходы по налогу на прибыль затраты на приобретение форменной одежды.

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ОДЕЖДЕ

 

В соответствии с трудовым законодательством, техникой безопасности, санитарными нормами и иными нормативными положениями большинство производственных предприятий должны в своей повседневной работе использовать специальную одежду и обувь (халаты, рукавицы, фартуки, спецовки, сапоги и так далее). Однако их учет (особенно бухгалтерский) несколько отличается от учета прочих видов материальных запасов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.154.151 (0.092 с.)