LXV. Кто не обрадовался новому закону 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

LXV. Кто не обрадовался новому закону



На днях мы не без удивления привели сообщение одной провинциальной газеты о том, что термин "незаконнорожденный" до сих пор продолжает употребляться провинциальными духовными консисториями, да еще подчеркивается.

Оказывается, это еще не так удивительно. По поводу нашей заметки один из столичных священников пишет нам, что новый закон не дошел не только до медвежьих углов, но он не известен и в столице.

"Ни в одном из духовных официальных органов, - пишет он нам, - о новом законе нет никакого упоминания, а без опубликования его в официальном органе Св. Синода духовенство его не знает, да и не будет знать, - и этой клички не изменит. Я лично не пишу "незаконнорожденный", но не ручаюсь, что за это не придется отвечать перед духовным начальством. А рядом, священники соседних церквей, пишут "незаконнорожденный"...

Как медленно проводится даже вполне ясно выраженный определенный закон в жизнь. Скептицизм лиц, которым приходится проводить этот закон в жизнь, положительно не знает пределов. "Мы не читали нового закона, - пишет наш автор, - и не знаем его, но сомневаемся, есть ли там что-нибудь гласящее об уничтожении слова незаконнорожденный. Оно, быть может, там не употребляется и вместо него стоит слово "внебрачный", но это еще не говорит об уничтожении ранее существовавшего слова"...

Автор письма совершенно забывает, что никто не может отговариваться незнанием закона. Он, впрочем, и не отговаривается. Он знает о нем из газет, но газетам не верит.

"Светской печати, - говорит он, - мы не имеем права верить". Ну а духовной? Духовной, оказывается, тоже нет. Ответ редакции "Церковн. Вед." одному из сомневавшихся, по его мнению, ни более ни менее как "частное мнение" официального органа. Словом, священники ждут "циркулярного предложения". Казалось бы, в таких случаях естественнее всего было спросить; особенно удобно это сделать столичному духовенству, которое в Синоде могло бы получить самые авторитетные указания. Из того, однако, что одни из священников "боятся" и продолжают писать "незаконнорожденный", а другие еще с большим страхом, все время опасаясь ответственности, изгоняют это слово, - видно, что самый простой, на наш взгляд, способ почему-либо не прост и трудно осуществим. Необходим, следовательно, общий авторитетный циркуляр, который бы положил конец недоразумению тягостному как для священников, так особенно для бедных незаконнорожденных детей, которые остаются вне закона 29 июня 1902 г. ("Нов. Вр.", 25 сентября 1902 г.)

ПОСЛЕДНИЕ ФРАГМЕНТЫ О БРАКЕ

Введение детей в семью

Правила об улучшении положения вне брака рожденных детей, недавно опубликованные, обнимают огромное число рождающихся. В России по данным переписи 1897 года на каждые сто рождений приходится внебрачных: в городах 11, в селах и деревнях немного менее 2-х. В Петербурге из 1000 женщин, разрешающихся в данный год первым ребенком, 437 рождают вне брака, и эта последняя цифра остается неизменяющеюся в течение последних десяти лет. Вообще цифра "незаконных" рождений представляет чрезвычайную устойчивость, чуть-чуть колеблясь в зависимости от улучшения или ухудшения экономического положения страны. Бедность затрудняет заключение законных браков, достаток облегчает; но вообще всякая местность с большим подвижным, приходящим на заработки населением и с постоем войск дает большой процент незаконных рождений. По-видимому, число вообще рождений представляет абсолютную процентную величину в отношении к численности населения. Известно, что после войн, уносящих особенно много мужских жизней, начинает рождаться особенно много мальчиков, чем восстановляется в стране равенство мужской и женской половины населения. К подобным же неисследимым причинам неодолимого действия относится, по всему вероятию, и рождение, - из которого если закон зачерпнет в себя более, то останется менее их "вне закона", а если закон менее зачерпнет, то "вне закона" останется более, без всякой перемены собственно в абсолютной общей величине. Так, у евреев в Петербурге рождается незаконными 0,6 проц., у магометан -0,3 проц., у католиков -13 проц., у протестантов - 9 проц. Допущение четвертого брака и отсутствие затруднений в разводе уменьшает, как видно из этих данных, процент незаконнорожденности.

Можно думать, что наши воспитательные дома, благородная инициатива которых принадлежит сподвижнику Екатерины II И.И. Бецкому (незаконный сын Трубецкого, получивший только окончание фамилии своего отца), уже окончили свою историческую службу, и факт незаконнорожденности будет урегулировать иначе и лучше, нежели через прием на государственное вскормление и отчасти воспитание едва ли не всех в Империи незаконнорожденных детей. Если принять во внимание, что воспитательные дома выдают небольшую плату незаконно родившим матерям, отдавшим сюда детей своих, если они приходят сами первые месяцы кормить их; если далее обратить внимание, что в настоящее время строится колония-приют для таких матерей, дающая им полное содержание на ферме во время беременности и после родов, - то законодательное отделение ребенка от матери, ввиду этой заботливости о таких детях и таких матерях самого же закона и законодательствующей администрации, представится очевидным архаизмом, деланием одною рукою того, что другая рука разделывает. Очевидно, законодательствующая мысль вполне дозрела до сознания, что разделять ребенка и матерь так же не следует, если рождение произошло вне закона, как и тогда, когда оно произошло в законе; и что, напротив, обоюдность и соединение их оберегает здоровье и жизнь ребенка, а мать во всяком случае предохранит более всего другого от легкомысленного поведения. Незаконно родившая девушка, сдавшая куда-нибудь ребенка своего на воспитание, чаще всего затем и попадает в реестр сперва девушек окончательно дурного поведения, а наконец и проституток. Ибо она не имеет якоря нравственного воздержания, чистоты своего дома или комнатки - как только из нее вынесена колыбель ребенка. Труды кормления и воспитания суть самое верное средство обеззаражения духовной атмосферы около такой неудачливой девушки, и очень вероятно, что огромный их процент после первого ребенка и не имел бы вовсе потом детей, найдя достаточную цель жизни в одном. Новые правила о незаконных детях, все значение которых сейчас трудно даже обнять мыслью, и устраняют в самом законе лежавшее разделение ребенка и матери, вносят новорожденного под кров его собственной матери, юридически устанавливают между ними связь, очищают, соскребают нечистоту от ребенка и вводят его в семью как признанного члена. С передачею ему фамилии матери и нормального наследования ей в ее личной, не родовой собственности "Правила" узаконяют ребенка, и самый термин "незаконнорожденный" отныне становится совершенно призрачным. Потому что если ребенок родился в формах, установленных для его рождения, то никакой строжайший юрист уже не назовет его "незаконным", т.е. как бы "в противоречии с законом" родившимся, или "без закона" родившимся. Поэтому самый термин этот, вероятно, скоро исчезнет, и особенно исчезнет в разговорном языке общества. Дети эти перестают быть "незнаемо" чьими, и главная мука родителей, прежде происходившая во время отдачи их в учебные заведения, теперь не имеет более для себя оснований. Мы, впрочем, не нашли в "Правилах" одного добавления или "примечания": это чтобы матерям таких детей не писали более в паспорте "девица". Отдача в учебное заведение своего ребенка девицею и становилась всегда на пороге желания воспитывать таких детей нормально в общегражданских заведениях. Государству никакой нет выгоды или интереса, чтобы в паспорте матери стояло "девица". И маленькое административное распоряжение, чтобы при рождении ребенка переменялся матери ее паспорт, с прописью в нем имени, отечества и фамилии, без обозначения "замужняя" или "девица", с припискою: "При ней дети такие-то" (одни имена, конечно, без прибавления слова "незаконнорожденные"), успокоит чрезвычайно много тревог. Нужно заметить, вся эта область чрезвычайно наболела. Общество и население уже до того привыкли мучить таких матерей, что закон, неизмеримо вознесшийся воззрением своим над уровнем грубых и распространенных воззрений, спасет взятых им под свою защиту от всяких маленьких неловкостей, неудобств, всю муку которых не в силах оценить посторонний и знают подлинно только эти матери. Закон сдвинул скалу. Остается ее полировать. Мы убеждены, что реформы касательно детей и женщин у русских станут одним из лучших со временем украшений нашего законодательства.

Говоря о "полировке" скалы, мы говорим не о пустом. Нужно закону повести за собою общество; нужно, чтобы закон привился в населении и начал спасительно, в отношении женщин и детей, действовать. Только тогда население воспитательных домов разредится и наконец исчезнет, а притоны, как Скублинской, будут воспоминанием прошлого без возможности в настоящем. Вот почему к ране "незаконного рождения", которую века разъедала насмешка, придется еще годы прикладывать вату, лечить ее осторожно, пока она совсем не закроется. Ужасная эта рана выкидывала из себя в одну сторону детоубийство, в другую - проституцию. Девушки гибли сами и губили детей, не в силах будучи бороться с осуждением. Чашка воды, брошенная на землю, только расплещется, но брошенная на раскаленную плиту - она брызнет парами и кипятком. Таким образом, незаметное для закона и для общества осуждение, по степени возбужденности в этой точке совести, будет способно производить все еще прежнее ужасное и роковое действие, гибель юных существ.

Дети офицеров и солдат

Все помнят, что Санчо-Пансо, остроумный и верный оруженосец Дон-Кихота, на некоторое время был сделан губернатором острова и что в краткие дни воображаемой власти он проектировал многие меры улучшения. Между ними не было распоряжения, но могло бы быть, чтобы и имущество верноподданных не спускалось ниже миллиона: "А у кого меньше окажется, у того конфисковать то, что есть". На такой необыкновенно благожелательный закон капля в каплю походит семейное право целой Европы, сводящееся к допущению единственной и наилучшей формы брачных отношений: "Союз единого с единою на всю жизнь, счастливый". Я прибавил бы к этому пожеланию только еще следующее: "Чтобы до старости брачащиеся, вставая от ложа, находили перед утренним самоваром пшеничный свежий хлеб с надписью: поздравляем ". Но как в поздравлении этом, так и в благожелательном законе есть один почти незаметный недостаток: он не указывает, каким же образом вступить в такой брак: 1) кому это запрещено законом же, 2) кому это нельзя по тысяче частных могущественных причин.

Между тем, в порыве благодеяний, закон не допускал ни компромиссов, ни дробей счастья. Он сурово обрекал "на слом" всякую семью, которая не походила полнотою форм на идиллию Авраама и Сарры. Ничего половинчатого, ничего неполного, ничего временного в отношениях мужчины и женщины он не допускал. Кроме, впрочем, голого нуля - проституции. "Или миллион, или нищенская сума". Проституция и кафешантанное загрязнение улиц явились ответом на это. Правила о детях, вне церковного брака рожденных, которые имущественно и фамильно усваиваются матери и образуют материнскую семью, важны не гуманною своею стороною, или не одною ею, а тем, что вносят порядок и закон туда, где ранее не было ни порядка, ни закона (иначе как отрицательного). Они устанавливают и санкционируют семейное состояние "ниже миллиона ценою", которое на весах государства и общества составляет положительное богатство. Правил этих собственно давно и вопиюще требовало распоряжение, отодвинувшее брак офицеров до позднего возраста и запретившее солдатам вступать в брак ранее отбывания воинской повинности. Государство могло запретить брак воинам; но запретить семью женщинам, которые, спасая этих воинов от грязи и болезней проституции, имели и имеют от них детей, этого не только не может и не вправе государство, но оно всячески должно бы облегчать их положение. Военному министерству нужен воин подвижный, готовый каждую минуту сняться с места, не привязанный, не прикрепленный ни к чему, кроме службы. Но в "девственности" этих воинов начальство не заинтересовано, да и не предполагает ее. Государству предстояло громко о них произнести: "Пусть эти довольствуются проституцией; в случае же к ней отвращения, пусть пользуются слабостью девушек". Государство, однако, упиралось; и хотя очевидно, что ничего третьего произвести тут нельзя, оно не пачкало своих законов подобным указанием. Но что же получилось? Через это государство перелагало всю невыносимую тяжесть со своих могучих и безличных плеч на слабые и личные, отвечающие плечи частных людей, именно женщин. Государство молчало, а частный человек должен был выбирать. Государству трудно было выговорить слово. А каково же крестьянке, мещанке, чиновнице, дворянке (мы знаем таких, имеющих детей именно от военных) было сделать то, о чем стыдно сказать в законе слово? Можно сказать, государство слишком себя берегло и слишком не берегло частных людей. Его renomme было сохранено, законы были чисты, как весталка; но лицо частных людей именно в меру этого замарывалось самым невозможным образом, - замарывалось тем обременительнее, чем полнее было молчание закона о всяких случаях семьи, кроме единственной допущенной: "Полного церковного брака, единого на всю жизнь". И вот рождались и рождаются дети от солдат, от офицеров и выбрасывались кто куда, в помойную яму или в воспитательный дом, не только без вины своей, но и без всякой решительно вины родителей, которым некуда деваться.

Дети умирали, в сущности, от того, что закон сам их стыдился. "Ну, стыдятся меня - тогда я умру". Пусть застыдится муж своей жены (законной) - она удавится; то же муж, если жена будет стыдиться его как мужа. Человеческая деликатность, это благородное и нежное качество, не выносит, когда человека человек стыдится, и деликатный человек предпочитает умереть, нежели стыдить ближнего своим существованием. Но незаконного ребенка и его родителей все стыдились. Как же им было не умереть?! А если принять во внимание, что они родились "вне закона" ради службы отечеству своих отцов, которое эти отцы любят, которое они защищают, умрут за него если не завтра, то послезавтра, то как определить и выразить ужас того, что дети таких служилых людей - кто с камнем на шее в воду, кто в воспитательный дом? Закон о материнстве дает этому выход. Он обнимает вовсе не одни случаи "соблазненных девиц", а главным образом утаиваемые связи, во главе всего офицеров и солдат, а затем и других дробей населения в аналогичном или близком положении. Передача детям фамилии матери и наследства после нее разламывает своды катакомб брака (давно пора произнести это слово) и выводит на воздух и свет задыхавшихся там людей, - задыхавшихся отцов, матерей и детей.

Позволим себе маленькое историческое припоминание. В сфере семьи всегда надо искать прецедентов, - для покоя и, так сказать, счастья совести. В библейские времена (см. "Мишна", отдел "Жены") было установлено, что, становясь женою, невеста иногда давала жениху запись, что не только не будет от него требовать содержания, одежды и прокормления, но сама будет трудом своим кормить его. Это относилось к молодым людям, "идеалистам", всецело преданным изучению Писания. У нас это перекинуто на воинов. Юридические крючки семьи зацепливаются за плечи матери, когда отцу почему-либо юридически, а не физиологически семья невозможна.

С тем вместе, раз с новыми правилами рождение детей таких входит "в закон", урегулировано "законом", они, конечно, становятся "законными". Собственно неясный и неверный термин "незаконные дети" проистекал от того, что вовсе никакого не было закона о их рождении. Дети предполагались рождающимися единственно при наличности полных обстоятельств церковного брака; вне его никаких детей вовсе не предполагалось, хотя государство хорошо знало, что они есть (воспитательные дома). Рождение их входило в такую же хронику случайностей, как уличный дебош, разбитые стекла в трактире или кража со взломом. Итак, это было "вне закона". Это собственно более полицейский термин, нежели юридический. Теперь не сохраняется никаких более причин для его удержания, ибо все так рождаемые суть "рождающиеся по правилам Высочайше утвержденного мнения Государственного Совета".

К ЧИТАТЕЛЮ

Вопрос о супружестве, о детях, семье, - конечно, не только не кончен здесь, но он едва продвинулся на вершок (в темах незаконнорожденности и развода), когда ему предстоит пройти еще версты; и, во-первых - пройти теоретически, а во-вторых - законодательно. Прощаясь с добрым читателем, я хотел бы найти в нем друга своим мыслям, изложенным в этих томах, изложенным робко, первоначально, как бывают неуверенны шаги дитяти, приучающегося ходить. Но едва кладя перо редактора этих томов, я беру его как писатель, чтобы продолжать вопрос, особенно неизмеримый в своей теоретической части, на страницах повременной печати. Открытие журнала "Новый Путь", обещавшего мне значительный простор для тем о семье, дозволяет надеяться, что я доведу там вопрос до требуемой закругленности: но это - уже матерьял для третьего и последующих томов "Семейного вопроса в России". Боткин некогда издавал "Архив клиники внутренних болезней". Мой "Семейный вопрос в России", в мечтаемых размерах и границах, есть именно начало подобного же обширного, сложного и разнообразного издания: как бы создание новой отрасли философских исканий и практической озабоченности. Я верю, что кто любит - в конце концов побеждает и кто заботится - опять же в конце концов побеждает. Мне выпало на долю, или, может быть, указано было Богом, сказать так пространно и так многолетне о всех сторонах супружества (см. книги: "Религия и культура", в ее второй половине, и особенно: "В мире неясного и нерешенного"), что самая любовь моя и пристальность к теме внушают надежду, что, если при жизни я был чернорабочим этой темы, может быть, загробно возьму скипетр в ней. В конце концов - я даю серию решений вопроса, выраженных в условной форме: "Возьмешь то - получишь это ", "возьмешь другое - найдешь третье ". И уже по обширному арсеналу заготовленных решений в настоящем как бы "Архиве семейных болестей русского народа", - всякий, даже и законодатель, раньше чем подумать вновь о семье и какой-нибудь ее детали, поищет, не заготовлено ли уже чего-нибудь об этой детали в "Сем. вопр. в России". Итак, до будущих надежд, до будущих успехов, читатель; не смею сказать, по зрелости возраста, до следующих томов...

В.Р.

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.204.140 (0.016 с.)