LIV. Когда незаконные дети будут законными? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

LIV. Когда незаконные дети будут законными?



Ввиду нового пересмотра законов о незаконнорожденных и проникшего в печать известия, что им будет присвоено название "внебрачных", уже высказано разными авторами достаточно, чтобы видеть, какой это жгучий и в то же время запутанный и сложный вопрос. Г-жа Лухманова предлагает присвоить таким детям имя "государственных" детей и им же по преимуществу предоставить казенные места в училищах, стипендии в университетах, а следовательно, и все преимущества, доставляемые этим для карьеры служебной и иной. Г. Серенький, полемизируя с кн. Мещерским, стоит за полное уравнение этих детей с законными в правах фамилии и состояния их действительных родителей. Уважаемый В.В. Розанов, много думавший над вопросом, предлагает дать им тоже название "внебрачных"*, но только по латыни, и в то же время признать гражданскую связь насильственно обреченных на холостую жизнь мужчин с девушками героического характера за связь легальную и не менее святую, чем самый церковный брак. Кн. Мещерский, называя ту же меру, обещающую расширение прав незаконнорожденных, великодушной и гуманной, не скрывает своей боязни, что право отыскивать родителей и связанные с тем имущественные и сословные права может повести к страшным злоупотреблениям и шантажу.

______________________

* Вовсе нет! В том-то мысль моя и состоит, что брак - есть, но - не канонический: "matrimonium extra jure canonico", однако - "matrimonium sacrum " [святой брак (лат.)]. В. Р-в.

______________________

Мне кажется, что все эти авторы, каждый по своему и в пределах собственного великодушия, правы. Несомненно также, что лучшее общественное решение этого вопроса лежит в разрешении гражданского брака вообще, а также широкого разрешения каждому мужу и каждой жене права признавать нелегальных детей своими, после чего на этих признанных детей должны распространяться и все сословные и имущественные права, какими пользовались их родители. В старые годы так ведь, в сущности, и было, хотя существовали не дети, а воспитанники, а фамилия таким воспитанникам придавалась чаще по матери, чем по отцу. Свидетелями последнего являются исторически известные бастарды, в числе которых бывали и Шумские, и Жуковские.

Такие постановления отлично решат вопрос относительно детей, у которых есть состоятельные отцы и матери или вообще отец и мать, взаимно преданные настолько, чтобы открыто признавать своих незаконных детей. Но, решая вопрос сравнительно хорошо для высших сословий, эти же законы весьма мало помогут громадному числу детей, рождающихся от проституции, более или менее позорной, т.е. для тех детей, у которых буквально нет отца, ибо им могли быть несколько совершенно ничего общего между собой не имеющих мужчин, или у которых есть мать, умершая от болезни и чрезмерного пьянства в специально для того созданной больнице. Если, по совету г-жи Лухмановой, именно этих детей признать государственными и предоставить им исключительные права по образованию и карьере на общественный счет, то, не будучи пессимистом, можно ждать, что множество бедняков, живущих ныне в честном браке, постараются сбыть своих законнейших чад в воспитательные дома, на общественное привилегированное содержание и попечение. Помилуйте, кто же враг своему младенцу?

Писать же в этом направлении особые законы для лиц привилегированных и для простого народа едва ли в свою очередь будет удобно. Что же касается до наименования в бумагах и метриках этих детей так или иначе, то, как ни назовите, все будет нехорошо. Хоть "детьми Божьими", и то никто добровольно не пожелает носить эту почетную кличку. Как упразднить факт? По-природному - все незаконные Бобчинские родятся совершенно так же, как и законные, но ведь мы живем не по природным законам, а в условиях искусственной и ограниченной гражданственности. Тут само собой упразднение чего-либо стеснительного для одних неминуемо должно отражаться на стеснении других. Здесь все, что будет сделано в пользу детей, нелегально рожденных, отнимется от детей, легально рожденных; все, что будет сделано в интересах свободного сожительства мужчины и женщины, будет во вред семье церковной*. Семья ведь обуза, и пребольшая, особенно к старости. Если ее не поддерживать извне, с некоторым насилием даже, то она неминуемо рассыпется**.

______________________

* Вот это надо очень запомнить: "Будет во вред семье церковной, если в чем-нибудь поможем людям невенчавшимся". След., вся судьба таких девушек, вдов и их детей единственно исходила "из забот о семье церковной". В. Р-в.
** Да во что она рассыпется?! Преспокойно останется все на прежнем месте, - и только семей будет гораздо больше, а сами они - чище и счастливее. Все это объясняется в этой книге с подробностями, каких незачем здесь повторять. В. Р-в.

______________________

Смею думать, что я прав, говоря, что вопрос о незаконнорожденных перестанет существовать только с полным торжеством крайнего феминизма. Когда дети будут носить фамилию матери и наследовать ее права, тогда само собой исчезнет всякое между ними различие и de jure, и de facto. Одна мать достоверна; отец слишком часто сомнителен, а так как ему и убежать легче от ребенка, чем матери, то этим и порожден вопрос о легальных и нелегальных детях. И это одно только безусловно совершенное решение вопроса. Но сколько можно видеть вперед и судить при наличности наших чувств, царство феминизма будет заключать в себе владычествующих неограниченно: "гетер"-амазонок, затем "маток"-рожающих, существующих наподобие дойных коров, затем производителей-самцов, очень строго и жестоко содержимых, и тому подобных существ и порядков, о которых мечтает крайний феминизм.

На самом же деле будет только то, что может быть.

На этом и утешимся.

А-т

LV. Игра слов

В.В. Розанов, горячий, искренний защитник пасынков "семейного права", вполне основательно опасается, что термин "внебрачный" примет на себя весь тот позор, который до сих пор тяготел над "незаконнорожденными". В.В. предлагает заменить слово "внебрачный" - "внеканоническим".

"Незаконнорожденный", "внебрачный", "внеканонический" - все эти термины, приставленные к человеческому имени, звучат неприятно, все три одинаково ярко подчеркивают, что носитель их batard (незаконнорожденный (фр.)).

Кому это нужно? Зачем порочить имя без вины виноватого, отнимать у него при самом рождении право на человеческое существование?

И без того плод любви несчастной обыкновенно подвержен многим чисто материальным невзгодам. В большинстве случаев на их долю выпадает и голод, и холод, а в довершение несчастья - позорное клеймо на всю жизнь.

Дети не могут требовать от родителей богатого наследства, от государства - пенсии и знатных титулов, но можно ли им отказать в праве на лично неопозоренное имя? Ведь отметка в паспорте о недочетах прислуги - и та преследуется законом, который не может потерпеть такого посрамления личности, а по отношению к беззащитному, невинному существу говорит не отеческий голос, а слышится суровый приговор судьбы...*

______________________

* Ну, конечно; понятие и термин "незаконнорожденный" есть внесенная в самый закон, и от закона на частных людей падающая, диффамация гражданская религиозная. В. Р-в.

______________________

Разные сословные привилегии, имущественные права - дело в жизни наживное. Мальчик-крестьянин может достигнуть титула светлейшего князя и звания фельдмаршала (как Меньшиков), разбогатеть, как московские миллионеры, но "незаконнорожденный", "внебрачный", "внеканонический" никогда не может сбросить этого позорного тавра, своей каторжной печати, никогда не может быть просто "сыном", а всегда с гнусной приставкой...

Скажут, упоминание о "внебрачности" рождения необходимо для определения гражданских прав лица, для охранения интересов "законных" детей. Если это так нужно, то неужели другим путем нельзя гарантировать признаваемых законом наследников, что их пай не будет затронут несчастным братом, сестрой или более отдаленным нелегальным родственником? Это не больше как техническая подробность законодательства, которая должна отступить перед ясным принципом невозможности клеймить невинных. Пусть в метрических свидетельствах детей, рожденных вне брака, вместо позорных определений и наименований будет глухое упоминание, что относительно прав наследственных надлежит представить дополнительные документы.

Вопрос о незаконнорожденных назрел, проникли слухи в печать о намерении улучшить их положение. Дело благое, человечное! Не следует же останавливаться на полумере, на игре слов, перемене терминов. Бог с ними с прирожденными качествами. Теория наследственности камнем налегла теперь на человечество. За грехи предков, за былых алкоголиков, сифилитиков, эпилептиков, за больных прапрадедов и прабабушек приходится ждать расчета молодым поколениям. Не сегодня, так завтра наступит расплата. Слава Богу не придумали еще зарегистрировать при рождении таких определений: "сын алкоголика", "правнук развратницы", "праправнук сумасшедшего"...

Желательно и черную приставку о рождении "вне брака" совсем стереть и не напоминать о ней людям, имевшим несчастие родиться вне теплого, оберегаемого государством, семейного гнезда.

В. Кривенко

LVI. Из писем о "незаконнорожденности"

М. Г. В. В.!

Последнее время много пишется о детях "незаконнорожденных", о том, что им на всю жизнь дается позорная кличка. Дело, по-моему, не в названии, а в том, что незаконность рождения отмечается при самом вступлении в свет и остается отмеченной на всю жизнь. Избежать этого, мне кажется, возможно изменением самого порядка записи в метрические книги. Вместо теперешней формы записи принять общую для всех детей: "Такого-то числа и года в такой-то церкви крещен младенец (имя), родившийся тогда-то. Восприемниками были" и пр. Одновременно с этим делать надпись на метрическом свидетельстве о бракосочетании родителей: "У означенных в сем свидетельстве супругов такого-то числа родился (сын или дочь), который и занесен в метр, книги о родившихся такой-то церкви такого-то за N " и вменить в обязанность священникам вместе с выдачей свидетельства о крещении выдавать бесплатно копию брачного свидетельства родителей с означенной надписью.

Незаконнорожденные по достижении известного возраста должны приписываться к обществу, - и получатся мещане или крестьяне такие-то (отчество и фамилия по восприемному отцу), и нигде не будет отметки русской или латинской, которую захочется скрыть или которой надо стыдиться. При таком порядке уничтожится и название "узаконенный", которое тоже не очень благозвучно и носящим его вряд ли приятно. Форму записи выработают специалисты, ну а что придется писать и иметь вместо одного метрического - два, это не беда, тем более что копию и надпись можно писать на обороте метр. свид. о крещении. Если найдете мою идею стоящей внимания, поместите в своих статьях, не упоминая моей фамилии, так как это для меня по некоторым причинам неудобно. Простите за неразборчивость письма, но причина этого не небрежность, а болезнь пальца на правой руке.

С полным к Вам уважением остаюсь А. К-в.

P. S. Вместо практикуемой теперь перемены метрических свидетельств придется делать надписи (на основании постановления суда) на метрическом о браке и выдавать копии; и тогда только при внимательном сличении времени брака и рождения можно будет знать о том, что такой-то "узаконен". Кроме этого, проектируемый мною порядок затруднит и запись незаконных детей, прижитых женой, ушедшей от мужа.

Закончив письмо, вспомнил еще одну подробность. Для установления связи между матерью и незаконным ребенком можно матерям выдавать свидетельства:

"У такой-то, тогда-то родился(ась) (сын - дочь), который(ая) и занесен(а) в метр, книги такой-то церкви, тогда-то за N".

Милостивый Государь, В.В.

В печати много писалось о том, чтобы не клеймить детей, рожденных вне брака, "незаконнорожденными". Предлагали разное: назвать "внебрачными", "внеканоническими" и т.д., но это все делу не помогло бы, кличка осталась бы кличкою. Если бы даже для рожденных вне брака документы составлялись совершенно одинаково, как и для детей законных, но для отличия (имена) фамилии первых только бы подчеркивались - и этого достаточно было бы, чтобы их заклеймили каким-либо словом, ну хоть - "подчеркнутыми".

Мне кажется, чтобы не клеймить ни в чем не повинных детей на всю жизнь, следовало бы изменить запись крещаемых детей в метрические книги, и форму выдаваемых копий из метрических книг тоже немного изменить. В метрические книги записывать имя ребенка и от кого он родился, причем никаких упоминаний, что он законнорожденный или незаконнорожденный, не делать. Если отец незаконнорожденного признает его своим ребенком, то он объявляет об этом (при записи) священнику, предъявляет ему свои документы, и священник записывает: "Мать: девица* Анна Ивановна Иванова, отец: дворянин Игнатий Иванов Николаев". Если же отец не признается, то записывать одну мать.

______________________

* Никто таковую "девицей" не смеет называть. Сам человек должен ответить о себе: "Я - жена", "женщина", "девица", "мать"; а полиция должна покорно вписать в паспорт то, что диктует о себе его владетель. Девушка с рождением ребенка получает новый паспорт: "Анна Петровна и при ней ребенок такой-то" (с выпуском прежнего именования: "Девица"). В. Р-в.

______________________

При выдаче же выписки из метрической книги помещать только имя, отчество и фамилию отца как для законных, так и для незаконных детей**. При таких условиях никто из окружающих ни в учебном заведении, ни на службе не будут знать о незаконности рождения, потому что метрическая выпись будет указывать только отца, а состоит ли он в браке или не состоит - этого в выписи не значится. Для тех же детей, от которых отцы их отреклись, в выписи проставлять имя матери.

______________________

* Ни под каким видом не обозначая, кто мать, потому что по просьбе законных такие пометки начали бы делать. И. К-тис.

______________________

Если бы нежелательно было уравнять права наследства, то, чтобы не выходило недоразумений по наследованию от отца незаконнорожденного ребенка, следует суду требовать во всех случаях полную выписку из метрических книг, где и видно будет, законный или незаконный ребенок. Такие выписи могут быть выдаваемы только по требованию суда, отца ребенка, матери и самого незаконнорожденного. Посторонним лицам выпись не должна выдаваться.

Будьте любезны развить эту мысль и напечатать в "Новом Времени". Если бы нужно было подробней изъяснить мою мысль, я с удовольствием готов вам ответить на ваши вопросы. Примите уверение в моем к вам почтении.

И. Куртис

Многоуважаемый В. В.!

Все, что вы сказали сегодня, в своей заметке, и что писали на днях в газетах по поводу открытия в Киеве нового притона замаскированного детоубийства, есть один вопрос, самый ужасный в жизни. Главные виновники этого: рутина и предрассудки. Строй жизни не может быть тот же, что был даже 100 лет тому назад. Женщина теперь не та раба, которая жила в тереме и была с детства рабой родителей, а потом мужа; или крепостная, которая была в двойном рабстве. Раз не стало этого рабства, женщина свободна, но все ее запросы жизни, по-старому, остаются "в общественном" рабстве. Оттого и весь строй общества и семья страдает. По моему мнению, все изменилось бы к лучшему, лишь исчез бы жестокий предрассудок - считать позором материнство*. Тогда каждая женщина нашла бы свою семью**, т.е. нашла бы цель в жизни, привязанность, все то, что возвышает нравственно человека вообще, к какому бы кругу общества ни принадлежала женщина по своему развитию. Любовь к своему ребенку заставляет каждую мать больше подумать и о своем нравственном воспитании. Это ужасное зло, жестокий приговор людской - покрывать позором материнство вне брака; и оно есть начало "фабрик" Скублинской и проч. и ухода девушек даже в гаремы, о чем вы писали, - лишь бы найти привязанность и покой. Интеллигентные, здоровые матери и сами должны уметь воспитывать детей, это их долг, обязанность, а не сдавать детей на руки бонн и гувернанток. У меня была прислуга, девушка, но имеющая сына, и любовь к этому ребенку спасла ее от всех искушений, она не отдала ребенка в воспитательный дом, а отдала на воспитание в деревню, отец помогал, и сообща они платили за него, ездили к нему: мать старалась жить на одном месте, чтобы не потерять возможности вовремя посылать гонорар. Другая девушка, ее знакомая, также готовилась быть матерью, но, боясь того, что скажут, т.е. людского приговора, плакала, страдала, все скрывая, и должна была отдать ребенка в воспитательный дом. Не могла помириться "с позором" и с горькими слезами отнесла свое дитя туда. Но когда привычка взяла свое, т.е. успокоилась от разлуки с ребенком, и считая себя уже не девушкой, она, ничем не связанная, повела жизнь по избитой дороге, и материнство для нее пропало. А оставила бы она свое первое дитя на своем попечении, она могла бы быть честной, любящей матерью и свою нравственность сохранила бы, любя ребенка. Только бы признали материнство правом каждой женщины, лишь бы она честно относилась к своим обязанностям, не спрашивая, законный или незаконный ребенок, тогда уменьшилось бы много, много зла в жизни. Это единственный выход. Дома трудолюбия не привлекут никогда молодую жизнь, желающую именно жить согласно с тем, чего требует природа, т.е. материнства. Это не разврат, и от этого нечего оберегать женщину, она для этого создана, а ее насильно хотят сделать весталкой*** при доме трудолюбия! Конечно, ей в гареме лучше. Общество ставит на одну ступень материнство вне брака и разврат. А это так же далеко одно от другого, как небо и земля. Лишь бы поняли эту разницу, и тогда легче многим жилось бы на свете. Примите уверение в моем уважении.

С. Чужбойская

______________________

* Возведите его в славу - и все изменится, вся цивилизация. Вот что наделал идеал девства: он подрыл счастье и прочность целой цивилизации. В. Р-в.
** Можно бы преобразование начать с закона о наследовании: дочь, наследующая (теперь) от родителей в размере 1/3 сравнительно с братьями, получает при первой же беременности, заявленной и доказанной суду (вообще - власти, напр., священнику или губернатору), полное уравнение наследственных прав с братьями. Вообще надо не втихомолку, а явно, громко, государственно и религиозно объявить превосходство родительства перед девством. В. Р-в.
*** Письмо это печатается впереди моих двух статей, которыми оно было вызвано, для объединения рубрики "незаконнорожденность". В. Р-в.

______________________



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.204.208 (0.031 с.)