Исторические тенденции в развитии политических властеотношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исторические тенденции в развитии политических властеотношений



а) стремление государства максимально расширить свое влияние на граждан и населения. С божественного происхождения власти. Идея всеобщего благо.

б)тенденция противостояния населения усилению государственной власти.

в) концепция прав человека.

Основные виды политических режимов

основные характеристики режима тоталитаризм -

1)объем отношений гос власти в обществе - высокий объем власти в обществе. Реализуется, если исчезает частная собственность

2) - полный контроль над личностью. Государство создает окологосударственные структуры. Разрешено все что приказано.

демократия

1) - резкое сужение гос влияния на все сферы общественной жизни, появляется термин гражданское общество.

2) степень автономности индивида и его свободы и права- набор не только гражданских, политических прав, но и защиту этих прав от государства.

авторитарный

1) - присутствуют элементы гражданского общества.

2) - комплекс гражданских и социальных прав может быть достаточно высоким, Ограничены права политические.

Современные концепции демократии

Демократический аудит

13.03.2012

Политическая система

ПС - находится в определенной окружающей среде. Под окружающей средой понимается все многообразие неполитических отношений (экономических, культурных) которые могут проявляться в актах. На ПС всегда идут импульсы из вне - принцип входа в ПС. Однако и сама ПС оказывает воздействие на окружающую среду. Воздействие на окружающую среду влияет на изменение в ней и в итоге она воздействует на ПС.

Модель Истона.

Карл Дойч - все влияние носит информационный характер. Процесс принятия решений. Информация идущая из окружающей среды улавливается рецепторами. Рецепторы - улавливают информацию идущую от общества. От эффекторов попадает в память и ценности - блок аналитической обработки информации.

Третий блок центр принятие решения - законодательные органы. Четвертый блок - эффекторы.

 

Габриель Алмонд - внимание не на информационные потоки а на некоторую совокупность институтов которые включены в систему принятия решений. Выделяет 4 функции процесса:1)артикуляция интересов - демонстрация потребностей определенных социальных групп, выполняют в обществе общественные организации и объединения. Они говорят о проблемах которые волнуют группу. 2)агрегация - приведение разнородных интересов к общему знаменателю. Эту функцию вырабатывают политические партии. 3)принятие решения - которую выполняют органы исполнительной и законодательной власти. 4)осуществление политического курса реализации политических решений - органы исполнительной власти отвечающие за реализацию курса.

 

 

20.03.2012

 

Политическая культура

 

1)понятие

2)структура

3)политические идеологии

4)типологии

5)функции

 

 

Политическая культура - (Габриель Алмонт) - система ценностей глубоко укоренившихся в сознании людей или ориентации и установок регулирующих поведение людей в ситуациях имеющие отношение к политике. - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ.

Есть объективный подход к культуре - культура как некая совокупность артефактов, которые были созданы людьми и которые оказывают влияние на людей и являются в качестве ограничителей.

 

Три структурных элемента политической культуры:

1)политические знаковые системы

Человек в отличие от животных создал язык с помощью которого он может обозначать определенный объект или предмет. (объект - обозначаемое - то что существует, что люди наблюдают/ и человек придумал комплекс обозначающих символов). Есть 4 видов знаков которые есть в культуре:

а)иконические знаки - рисунки, попытки человека изобразить предмет.

б)жесты - знаки, когда человек с помощью жестов передать какое то чувство.

в)слова

г)символы

ПК опирается на все многообразие языка, которое является культурным кодом общества, но ПК главным является то что можно назвать политическим языком - знаки с помощью которых человек пытался показать отношение к власти и все что с ней связанно. Национальные особенности заключаются в том что специфика исторического развития отражается в специфике языка.

В последнее время происходит развитие политического языка - в русском языке много заимствованных слов. Связано с терминологическим обозначением политических институтов.

Политика наполнена символами - это определенные знаки, которые используются для обозначения аналога какого либо явления(скипетр, держава, корона). Каждое государство обладает своей символикой, она позволяет быстро определить принадлежность группы или индифицировать государство среди других. Они возникли раньше чем слова и поэтому они воспринимаются на эмоциональном уровне, обеспечивают тесную связку между этим знаком и тем что они обозначают. Есть одна особенность символов - человек для того чтобы адекватно интерпретировать символы, он должен знать их значение. Геральдика закрепляет в сознании людей определенные значение символов. Партии имеют тоже символику, но сейчас выбор случайный.

 

 

2)модели поведения

Возникают в культуре общества в ходе эволюции.

а)Традиции и обычаи - распространенные обычаи поведения устанавливаемые в обществе в ходе естественного отбора. (выступление английской королеве в парламенте)

б)ритуалы или обряды - определенное формализованное действие имеющее символическое значение. (ритуал инагурации). посещение главой государства больници - чистой воды ритуальное действие. С рациональной точки зрения это Бред, но с другой стороны это показание почестей или доверия новой главе государства.

в)манеры и этикет - правила поведения принятые в определенных кругах. Изначально были прописаны в королевских дворах.

г)нравы - нормы поведения которые имеют нравственное значение. Нарушение нравственных норм выражается в каких то скандалах.

д)стили политической жизни - совокупность форм поведения которые складываются в повседневной практике (авторитарный стиль, демократический стиль). Любое отклонение от этих норм - нарушение существующего порядка.

 

Коллективные представления

Эмил Дюргейм - в обществе всегда складываются определенные представления о самом обществе и о политике и эти представления объективируются и могут превращаться в предмет объективной реальности. (идет по спирали - создается в сознании человека, потом объективируется и потом анекдот ходит сам по себе, тем самым оказывает он влияние на других людей и на самого этого человека(приблизительно). Есть объективированный мир культуры.

Кол представление - объективированное представление - созданные людьми но приобрели самостоятельное существование.

Виды:

1)ценностные суждения - суждения о том какая власть хорошая а какая плохая

2)политические стереотипы

3)народный фольклор

В них всех выражены суждения о власти.

 

Миф - форма представления о политике в которой присутствует вымысел, но причина этого вымысла не обязательно заключается в том что человек намеревался солгать. Появляется как форма объяснения мира политического системы политической власти. Мир построен на доминанте образного мышления. Миф - пытается человек объяснить что то непонятное через понятные явления.

Мифы распространяются достаточно быстро, потому что они очень просты и легки для усвоения. Таким образом быстро объективируются.

Политические стереотипы - стандартизированные, упрощенные образы какого либо явления процесса. Рамка с помощью которой удается обществу представления о какой либо группе. Они упрощают взгляд на наш мир и выполняет психологическую функцию - снятие напряжения при встрече с незнакомым явлением. Они выполняют важную политическую функцию 0- формируем отношение к определенной (партии) объекту.

 

 

03.04.2012

Политическая культура

 

Политические идеологии.

Идеология в повседневной жизни смысл – что есть принцип которыми мы руководствуемся в той или иной отрасли.

В науке – система принципов, которая оформлена концептуально, которая отражает о политических моделях. Политические учения и политическая идеология.

Общее – и идеология и учения – абстрактно логическое конструирование оптимальных принципов общественного устройства. Попытка объяснения чего то складывается из опыта людей и складывается за счет аналитического мышления человека. И идеология и политические учения фактически в качестве отправной точки используют ценности. Некая совокупность представления об идеальных формах бытия (политического бытия) – аксиологический подход.

Они должны открывать перспективу, то есть они обращены на будущее.

Различия – учение как правило результат творческой интеллектуальной деятельности человека, а идеология базируясь на неком учении как можно больше аккумулировании учений близких по взглядам. Идеология появляется там и тогда когда появляются группы заинтересованные в распространении некоторой системы ценностей. Идеология нуждается в определенной в политической и социальной опоре. Поэтому идеология возникает только тогда, когда возникает социальная и политическая сила. Идеология как система взглядов определенной группы.

Сам факт ориентации той или иной группы влияет не только социальное положение группы. Много определяется процессами индивидуальной социализации.

Любая идеология включает два уровня:

1)доктринальный уровень – сближает идеологию с учением, абстрактно-логическое концепты, в рамках

2)массовый уровень – упрощенное выражение тех абстрактных суждений которые были сформулированы в научных трудах и в рамках таких научных трудах недоступных для понимания большой массы происходит их адаптация.

 

Функции идеологии:

1)формирование политически ценностных суждений в массовом сознании.

2)легитимации политической системы с одной стороны, а с другой – оспаривание существующего политического порядка. Идеология система ценностей, формирующая суждения – через идеологию можно вносить в массовое сознание что сложившая политическая власть отвечает принципам.

3)интеграции или сплочения людей. Идеология начинает формировать группы людей – единомышленников.

 

 

Виды политических идеологий.

Процесс появления ПИ начинается с развития капитализма и появления противоположных доктрин – либерализм (возникает в 17 - начале 18 века Локк). Смысл либерализма как идеологии. Ценности на которых базируется – свобода личности, частная собственность, равенство политических и экономических прав, равенство перед законом. В туже самую эпоху формируется эпоха социализма (Маркс, Энгельс) – главная основная ценность – социальное равенство! Свобода личности присутствует, но перенос акцента на социальное равенство – переносит на вопросы частной собственности как главный источник не равенства – переход на социальную общую собственность. Если создать для социального равенства условия, то человек будет более совершенным, свободным.

В 20 столетии эти два базовых вида идеологии модифицируются. Появляется неолиберализм – появляются элементы указывающие на возрастание роли государства. Происходит дрейф с правого на более центральное, то есть сближение с социализмом. Тоже самое происходит и с социализм.

В современном мире могут возникать идеологии на базе идей социальной справедливости, а в признании например важной ценности – нации, то тогда появляется идеология национализма.

Стали появляться идеологии на религиозной основе. В 20 столетии феномен – появление интереса к религии – религия как некий комплекс идей которые могут привести к политическим целям. Религиозные идеи используются для реализации политических целей.

Значение идеологии в современном мире падает – количество партий которые строятся на четких идеологических ориентирах падает. Но списывать идеологию из арсенала политической борьбы преждевременно. Систему принципов превращается в систему целостных ориентиров.

Юмор – имеет место в каждой политической культуре. Почему он есть? Фрейд – он выполняет функцию защитного механизма. Связано с тем, чтобы смягчить давление власти. Есть мнение и такое юмор форма переключения агрессии.

 

 

Типология политической культуры

Классик – Г.Алмонд. ПК – культура есть некая ориентация людей на политику, которая выражается в знании о политики и в некотором оценивании этой политики.

Идеальные типы:

1)пароихиальная политическая культура (с англ – общинный, приходской, местный). Смысл – люди мало знают о системе власти в обществе, наслышаны, н представления смутные. Люди стараются не втягиваться в какие-либо властные отношения, они замкнуты в своих правлениях.

2)подданнический тип политической культуры – знают, кто есть власть, что есть власть, ей хотят подчиняться потому что е верят, отношение людей патерналистское к власти. Люди пассивны – они самостоятельные действия не могут и не хотят принимать.

3)партисипаторный – люди осознают свое место в системе политической власти и они готовы активно участвовать.

В любом обществе можно найти эти виды, но их соотношение разное.

Гражданская политическая культура – когда большинство 60% людей с активистской позицией.

Поляризованный тип культуры - другая типология. Группа людей различающихся по своим ориентациям – субкультура. Политические субкультуры связаны с идеологическими различиями. И второй вид – консенсуальная культура – в обществе существует согласие по некоторым базовым принципам и ценностям, но есть различия по каким то второстепенным деталям.

 

 

Функции политической культуры

Зачем культура нужна обществу?

1)ценностно ориентационная

Политическая культура способствует формированию в обществе устойчивого понимания политики с помощью ценностных ориентиров. Усваиваем сисему ценностей – сразу начинаем смотреть на окружающий мир через призму этих ценностей. Устойчивый способ восприятия и оценки окружающего мира на основе ранее усвоенной системе ценностей – менталитет. Человек им овладевает в ходе социализации, а не с рождением. Характерно не для одного человека, а для многих людей. Способность одинаково объяснять что происходит в политической системе.

2)нормативно регулятивная.

Проявляется в том что люди живущие в том или ином обществе усваивают некие образцы поведения и усвоение в ходе социализации этих моделей – ведет к тому что люди воспроизводят их одинаково. Культа начинает воздействовать на людей из внутри. Человек когда попадает в другое общество, основанное на других ценностях может испытать культурный шок.

3)интеграции – не только идеология и политическая культура выполняет эту функцию. Формирует представление о большой группе людей …. Человек начинает отождествлять себя с определенной группой.

4)инновационная.

В культуре всегда что то создается. В идеологии всегда должен быть элемент будущего.

 

Политические ценности – политические идеальные отношения. Идеальное состояние – то к чему мы стремимся. Инструментальные ценности – как можно достичь! Представления о том к чему надо стремится? По мере того как возле одного мыслителя собирались мыслители и поддерживают его идеи и ценности и с их помощью можно изменить мир, и такая группа начинает работать с этими ценностями – появляется идеология.

Главное в идеологии это система ценностей. Они отражают состояние политического бытия в обществе. Ценности выполняют основную функцию – мотивация деятельности. Ценностный компонент показывает в идеологии направление в будущее.

 

Мифы скорее всего обращены в прошлое. Объяснение, почему сейчас так, а не иначе по этому в нем ценностный элемент не так важен!

 

17.04.2012

Группы в политике



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.6 (0.036 с.)