Общая Схема изучения учебного материала и его компонентов как систем с целью формирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая Схема изучения учебного материала и его компонентов как систем с целью формирования



УМЕНИЙ И НАВЫКОВ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ

 

 
 
Изуча- емый объект и его компо- ненты
Анализ учебного материала, основных понятий и т.д.
Изучение объекта (учебного материала) и его компонентов как систем
В «исходных» условиях и с учетом влияющих факторов
В «новых» условиях и с учетом возможных влияющих факторов
Критический анализ содержания компонен-тов изучаемого объекта
Анализ учебного материала, основных понятий и т.д.  
Синтез выявленной информации  

 

 


 

Синтез выявленной информации
Обобщение и конкре-тизация выявленной информации  
Системное структури-рование, изучение и представление инфор-мации о рассматри-ваемом объекте  
Усвоение деятельнос-тей и действий, способствующих целостному познанию изучаемого объекта  
Выявление и изучение иерархии и иерархических связей изучаемого объекта
Усвоение деятельнос-тей и действий, способствующих целостному познанию изучаемого объекта
Системное структури-рование, изучение и представление инфор-мации о рассматри-ваемом объекте
Обобщение и конкре-тизация выявленной информации

 


Продолжение общей схемы (13.9)

 
 
Изучение изменения состояния объекта и его компонентов как систем
 
Выявление и изучение иерархии и иерархических связей изучаемого объекта


Изучение изменения состояния объекта и его компонентов как систем
Системное изучение конкретных ситуаций
Формулирование выводов
Рефлексия
Системное изучение конкретных ситуаций  
Формулирование выводов  
Рефлексия
Применение полученных знаний на уровне: «стандарта», творчества, исследования
Воспроизведение изучаемого материала и его основных положений  
Построение концепту-альной модели систе-мы изучаемого объекта в его исходном условно «статическом» состоянии  
Изучение включенных в учебный материал объектов, имеющих связи с иными систе-мами и надсистемами  
Воспроизведение изучаемого материала и его основных положений
Построение концепту-альной модели систе-мы изучаемого объекта в его исходном условно «статическом» состоянии
Изучение включенных в учебный материал объектов, имеющих связи с иными систе-мами и надсистемами


ПЕРЕЧЕНЬ НЕКОТОРЫХ ВОПРОСОВ, СВЯЗАННЫХ С ФОРМИРОВАНИЕМ У ОБУЧАЮЩИХСЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ

(Таблица 13.10)

Таблица 13.10

Вопросы Оценка
  Отдельные понятия системологии, теории систем и системного подхода.  
  Общие сведения о системологии и теории систем.  
  Понятие и сущность системного подхода.  
  Понятие и сущность системного анализа.  
  Понятие и сущность аналитического, исследовательского, практического, прогностического, деятельностного и иных подходов к осуществлению познавательной, теоретической, практической и иной деятельности.  
  Системное мышление: понятие, значение, формирование в обучении.  
  Методы и приемы формирования умений и навыков системного и иных способов мышления.  
  Анализ объекта как системы (в исходном состоянии).  
  Моделирование изучаемого объекта (в исходном состоянии).  
  Синтез выявленной (в результате анализа изучаемого объекта) информации.  
  Системное структурирование, изучение и представление информации о рассматриваемом объекте.  
  Усвоение видов деятельности и действий, служащих целостному познанию окружающей действительности.  
  Выявление и изучение включенных в учебный материал объектов, имеющих определенные связи с иными системами и надсистемами.  
  Изучение изменения состояния системы рассматриваемого объекта, его надсистемы и подсистем.  
  Системное изучение конкретной ситуации.  
  Обобщение выявленной (в результате системного изучения ситуации) информации. Выводы.  

Продолжение таблицы 13.10

Вопросы Оценка
  Предложения для принятия решений. Иные результаты.  
  Систематизация изучаемой и выявленной информации.  
  Конкретизация информации, подлежащей усвоению.  
  Построение и воспроизведение концептуальной модели системы изучаемого объекта (в условно «статическом состоянии»). Выводы. Рефлексия.  
  Воспроизведение изученного материала по построенной концептуальной модели системы рассматриваемого объекта.  
  Анализ объекта как системы в новых условиях и с учетом влияющих факторов, а также оценкой имеющихся и возможных последствий их воздействия.  
  Построение модели системы изучаемого объекта в новых условиях и с учетом влияющих факторов.  
  Синтез выявленной (в результате анализа объекта в новых условиях и с учетом влияющих факторов) информации.  
  Системное структурирование, изучение и представление информации о рассматриваемом объекте в новых условиях и с учетом влияющих факторов.  
  Выявление и изучение включенных в учебный материал объектов, имеющих связи с иными системами и надсистемами.  
  Изучение изменения состояния системы рассматриваемого объекта (в новых условиях и с учетом влияющих факторов), его надсистемы и подсистем в пространстве и во времени.  
  Системное изучение конкретных ситуаций, имеющих место в новых условиях их функционирования и развития и при воздействии влияющих факторов.  
  Обобщение выявленной (в результате системного изучения ситуаций, имеющих место в новых условиях и при воздействии влияющих факторов)  

Продолжение таблицы 13.10

Вопросы Оценка
  информации. Выводы. Предложения для принятия решений. Иные результаты.  
  Построение и воспроизведение концептуальной модели системы изучаемого объекта в новых условиях и с учетом влияющих факторов (в условно «динамическом состоянии»). Выводы. Рефлексия.  
  Воспроизведение изучаемого материала по построенной концептуальной модели системы рассматриваемого объекта в новых условиях и под воздействием влияющих факторов (в «динамическом состоянии»).  
  Воспроизведение основных положений изучаемого материала.  
  Иное.  
  Тренинги.  
  Самостоятельные работы.  
Итого  
Общие выводы:  
Рекомендации:    

 

 

Уровни знаний, умений и навыков:

в – высокий; с – средний; у – удовлетворительный.

 

Три ступени применения полученных знаний:

на уровне «стандарта» = в «ст»; с «ст»; у «ст»;

на уровне творчества = в «тв»; с «тв»; у «тв».

на уровне исследования = в «ис»; с «ис»; у «ис».

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Формирование умений и навыков системного мышления в обучении требует необходимых для этого педагогических условий, актуальными из которых являются: готовность преподавателей к реализации данного процесса; готовность (мотивация) обучающихся осознанно и целенаправленно формировать свои умения и навыки системного мышления и системного подхода в познавательной, теоретической, научной, практической и иной деятельности; организация соответствующего учебного процесса; наличие специальных системных методов и технологий обучения.

Решению указанных выше задач может способствовать принятие коллективом учебного заведения так называемой сквозной программы формирования умений и навыков системного мышления и системного подхода. В соответствии с данной программой в каждой дисциплине должны быть предусмотрены вопросы, направленные на реализацию системного подхода и на формирование и развитие системного мышления. Это в свою очередь может направить преподавателей на изучение теории и практики системологии и системного подхода.

Что касается методов и технологий обучения, направленных на формирование умений и навыков системного мышления, то их разработка и внедрение требует значительного времени и необходимых для этого затрат. Существует много способов развития и стимулирования данного процесса. Для этого в первую очередь требуются соответствующие управленческие решения.

Предлагаемые в пособии приемы и методы, составляющие основу технологии обучения на основе системного подхода, прошли многолетнюю апробацию и показали свою эффективность. Данные методы и приемы рекомендуется использовать в традиционном учебном процессе как дополнительное развивающее обучение, направленное на формирование у обучающихся системных представлений, умений и навыков системного мышления и системного подхода в познавательной и иной деятельности.

Использование этих методов в учебном процессе решает многие задачи обучения и подготовки будущих специалистов, потому что неразрывно связаны с развитием у них умений и навыков не только системного, но и аналитического, исследовательского, инновационного, прогностического и иных способов мышления. Кроме того эти методы направлены на целостное познание окружающей действительности и интеллектуальное развитие личности.

В целом идея опережающего обучения на основе системного подхода требует своей актуализации и участия в этом специалистов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.78.106 (0.007 с.)