Усвоение в процессе обучения различных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Усвоение в процессе обучения различных



ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ДЕЙСТВИЙ) И СООТВЕТСТВУЮЩИХ СПОСОБОВ МЫШЛЕНИЯ

В процессе системного структурирования, изучения и «свернутого» представления информации о рассматриваемом объекте (рис.13.4.1-13.4.4) осуществляются различные виды деятельности и действия, которые способствуют [1]:

их усвоению и реализации в познавательной, практической и иной деятельности;

целостному познанию объектов окружающей действительности;

формированию системного и иных способов мышления;

повышению эффективности и качества обучения;

развитию интеллектуальных способностей, креативности и т.д.

В указанном методе системного структурирования, изучения и «свернутого» представления информации о рассматриваемом объекте используются различные виды деятельности и действий, в частности:

анализ рассматриваемого объекта и его компонентов как систем, процессов и результатов его разностороннего изучения и т.д.;

моделирование, служащее исследованию рассматриваемых явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей;

выявление и учет существующих и новых условий существования, функционирования, развития изучаемого объекта и его компонентов;

выявление и учет факторов, оказывающих, или способных оказать воздействие на изучаемый объект и его компоненты и изменить его состояние, факторов, влияющих на процесс их изучения и иных факторов;

изучение и учет последствий воздействия (внешних и внутренних, объективных и субъективных, непосредственных и опосредованных и т.д.) влияющих факторов и новых условий функционирования изучаемого объекта и его компонентов;

организация и осуществление исследований объекта, его компонентов, различных вопросов, связанных с их изучением, функционированием и взаимодействием с окружающей средой и т.д.;

мониторинг процесса и результатов функционирования объекта и его компонентов в существующих и новых условиях, процесса и результатов их изучения и т.д.;

диагностика состояния изучаемого объекта и его компонентов, состояния субъектов, осуществляющих изучение объектов и его компонентов (в данном случае – субъектов обучения);

выявление и учет существующих или возможных проблем

(проблемных ситуаций), относящихся: к изучаемому объекту и его компонентам; к процессу, методам и результатам их изучения; к

принятию решения и деятельности субъектов и т.д.

действия по решению (изменению и т.д.) проблем и проблемных ситуаций;

изучение и учет существующей практики «обращения» с изучаемым (или подобным) объектом и его компонентами;

практическая деятельность по достижению цели и решению поставленных задач, связанных с изучением, совершенствованием и развитием рассматриваемого объекта и его компонентов;

по отношению к обучающимся - применение полученных знаний в заданных (исходных) или новых условиях, а также с учетом влияющих факторов: на уровне «стандарта»; на уровне творчества, на уровне исследования;

прогнозирование результатов изучения, совершенствования и развития объекта и его компонентов, иных аспектов;

прогноз состояния объекта и его компонентов в заданных и новых условия их функционирования, с учетом воздействии на них влияющих факторов;

прогноз последствий влияния новых условий и влияющих факторов;

изучение, учет, использование и развитие международного, зарубежного и отечественного опыта в области познания, воплощения, совершенствования и развития объектов и его компонентов, используемых технологий, методов и приемов и т.д.;

по отношению к обучающимся - изучение, учет и использование опыта «отличников» учебы;

действия по совершенствованию изучаемого объекта и его компонентов, технологий, методов и средств их познания, разработка и внедрение инноваций и т.д.

синтез и обобщение выявленной в процессе анализа информации;

построение концептуальной модели системы изучаемой (выявленной) информации, относящейся к рассматриваемому объекту.

формулирование выводов;

рефлексия;

иные действия.

Рекомендуется вести учет и оценивание результатов усвоения предлагаемых видов деятельности (действий) и обусловливаемых ими способов мышления. Содержание подобной работы, используемые инструменты, а также необходимый набор задач, заданий, упражнений и т.п. определяются преподавателем самостоятельно.

Для периодического обновления, развития и эффективной

реализации предлагаемых видов деятельности (действий) необходимо своевременно «включать» межпредметные и внешние связи. В последнем случае создаются условия для построения концептуальной модели системы выявленной информации в «динамическом» состоянии.

Литература

1. Галиев Т.Т. Опережающее обучение на основе системного подхода: Учебно-методическое пособие. – Астана: Изд-во НЦОКО МОН РК, 2011. – 316 с.

13.6 ВЫЯВЛЕНИЕ, ИЗУЧЕНИЕ И УЧЕТ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИЕРАРХИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ И ИЕРАРХИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ ИЗУЧАЕМОЙ СИСТЕМЫ

Ранее говорилось о рассмотрении изучаемого объекта в трех аспектах: как нечто целое (систему - С), как часть более общей системы (надсистемы - НС) и как совокупность более мелких частей (элементов, подсистем - ПС) [13.6.1] (рис.1). Иерархия «учебника» показана на рис.13.6.2.

НС


С1
С2
СN
ПС2.1
ПС2.2
ПС2.N


Рис.13.6.1 Система (С) как часть надсистемы (НС) и совокупность подсистем (ПС)

 

 

Надсистема (учебника) (наука, область знания и /или/ деятельности)


Учебник как информационная система
Подсистемы


Глава 1
Глава 2
Глава N
Параграф 2.1
Параграф 2.2
Параграф 2.N
Абзац 2.2.1
Абзац 2.2.2
Абзац 2.2.N


Рис. 13.4.2 Иерархия учебника

Под иерархией [гр. hieros священный + arche власть] понимается расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. Например, в общей теории систем – для описания любых системных объектов. Иерархия – это свидетельство более высокого интеллектуального и культурного развития [13.6.2].

 

ИЗУЧЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ СОСТОЯНИЯ

РАССМАТРИВАЕМОГО ОБЪЕКТА И ЕГО КОМПОНЕНТОВ

КАК СИСТЕМ

В предыдущем разделе был рассмотрены первые шаги по формированию умений и навыков системного мышления и системного подхода в процессе анализа текста учебника как системы, синтеза и обобщения выявленной информации, конструирования концептуальной модели выявленной и изученной информации как системы. При этом следует иметь в виду, что система конструируется как средство достижения цели и решения поставленных задач [13.6.3].

В данном разделе показан метод изучения состояния рассматриваемого объекта и его компонентов как систем в прошлом, в настоящее время и в будущем, с учетом относящихся к нему и его функционированию знаний, а также состояния науки (области знаний), к которой данный объект относится или которую представляет. Одним из примеров подобного изучения объекта – изучение изменения его состояния в контексте развития соответствующей области знаний или деятельности.

Под контекстом [от лат. сontextus сцепление, соединение] понимается: 1) относительно законченный по смыслу отрывок текста или устной речи, в пределах которого наиболее точно и конкретно выявляется смысл и значение отдельного входящего в него слова, фразы, совокупности фраз; 2) общий смысл социально-исторических и культурных условий, которые позволяют уточнить смысловое значение результатов деятельности человека [13.6.2].

Авторы работы [13.6.4] определяют состояние системы как совокупность параметров (свойств, признаков, качеств), которые в каждый рассматриваемый момент времени отражает наиболее существенные (по цели исследования) стороны поведения системы (ее функционирования). Изменение состояния в зависимости от конкретных задач исследования систем интерпретируются как движение, поведение, функционирование или некоторый процесс в системе.

По мнению О.С.Разумоваи В.А.Благодатских, статической системой называется система, состояние которой во времени не изменяется. Система, состояние которой изменяется во времени под воздействием определенных причинно-следственных связей, называется динамической системой.

Статической моделью называется модель, описывающая связь между компонентами и другими характеристиками системы в условиях равновесия и других условиях «маратория» («замораживания») изменения состояния [16.6.4].

В данном пособии к объектам, состояние которых рассматривается, относятся учебник и его компоненты, а также

объекты, включенные в учебный материал, но не имеющие непосредственного отношения к предмету изучения.

В качестве базовых составляющих учебника, как информационной системы (кроме перечисленных выше – параграфов, глав, разделов, и частей) могут рассматриваться также подсистема обучения, подсистема воспитания и подсистема развития, каждая из которых имеет свою структуру.

Структуру системы изучаемого объекта (учебника) могут составлять и иные компоненты, выбранные самим обучающимся или предложенные преподавателем.

На рис.13.6.3 показана схема изучения состояний рассматриваемого объекта – учебника и его компонентов (параграфов, глав, разделов и частей) в прошлом, настоящем и будущем, где:

1 - Цель и задачи изучения состояний рассматриваемого объекта как системы;

2 - Состояние изучаемого объекта (учебника) как системы (функции, свойства и иные характеристики).

Под функцией понимается роль, назначение системы в целом и ее компонентов (элементов).

2.1 - Прошлое состояние системы объекта.

2.2 - Прогноз состояния системы изучаемого объекта.

3 - Состояние надсистемы, к которой относится или частью которой изучаемый объект является (функции, свойства, иные характеристики).

3.1 - Прошлое состояние надсистемы.

3.2 - Прогноз состояния надсистемы.

4 - Состояние компонентов изучаемого объекта (функции, свойства, иные характеристики).

4.1 - Прошлое состояние компонентов объекта.

4.2 - Прогноз состояния компонентов объекта.

Подобная схема может быть построена в отношении информации об изменении состояния изучаемого объекта как системы, его надсистемы и подсистемы.

В качестве надсистемы (к которой относится или частью которой

 

Состояние надсистемы     Состояние изучаемого объекта как системы     Состояние подсистем  
3.1   Прошлое состояние надсистемы
Объект как система (состояние, функции, иные характеристики
3.2   Прогноз состояния надсистемы
Надсистема, к которой относится изучаемый объект  
4.1   Прошлое состояние компонентов объекта
2.1   Прошлое состояния объекта
2.2   Прогноз состояния объекта
Компоненты объекта (состояние, функции, иные характеристики) Подсистемы
4.2   Прогноз состояния компонентов объекта
1 Цель: задачи

 

 


Рис.13.6.3 Схема изучения состояний рассматриваемого

объекта как системы

 

изучаемый объект является) могут рассматриваться соответствующая наука (или совокупность наук), область актуальных знаний и деятельности.

Фундаментальные научные теории являются основой содержания учебных предметов и дисциплин. В целом наука – это сфера человеческой деятельности, функцией которой является изучение законов природы, искусственных систем, общества и мышления, выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности в целях рационального использования природных богатств и эффективного управления обществом, в целях получения

новых знаний, повышения благосостояния общества [13.6.2].

В структуре каждой науки, по мнению А.И.Пушкаря и Л.В.Потрашкова, можно выделить элементы, совокупность которых составляет науку как систему знаний [13.6.1].

В целом метод изучения различных состояний информации об изучаемом объекте как системы расширяет и углубляет процесс его целостного познания, способствуя формированию и развитию умений и навыков системного, системно - критического, творческого, «предметного» и иных стилей мышления.

Для изучения состояния объектов, включенных учебный материал, но не имеющих непосредственное отношение к предмету, также может быть использована схема, показанная на рис.13.6.4.

Предлагаемый метод изучения состояния изучаемого объекта в определенной степени аналогичен многоэкранным схемам талантливого обучения (или «системному оператору»), используемым для формирования творческого мышления в соответствии с теорией решения изобретательских задач (ТРИЗ) [13.6.5; 13.6.6].

Например, авторы работы [13.6.9] рекомендуют преподавателю системы технического и профессионального образования (для реализации инновационных технологий в профессиональном образовании, ориентированных на формирование системного творческого технического мышления обучающихся и их способности генерировать нестандартные технические идеи при решении творческих производственных задач):

1) изучить интеллектуальные инструменты и механизмы теории решения изобретательских задач – ТРИЗ;

2) приобрести практический опыт самостоятельного решения производственных проблем с помощью ТРИЗ;

3) изучить педагогическую систему непрерывного формирования творческого технического мышления;

4) представить «ядро» учебной информации в виде структурно-

графической модели – в проблемно-алгоритмической форме.

Важным этапом познания объекта (как системы) является изучение его взаимодействия иными системами (объектами) надсистемы. Например, система образования взаимодействует с иными отраслями экономики, если ее рассматривать в качестве надсистемы.

В учебный материал может быть включена совокупность разных объектов, каждый из которых имеет отношение к соответствующей надсистеме. В данном случае рассматривается изменение состояния рассматриваемого объекта с учетом его функционирования в «составе своей» надсистемы.

С точки зрения практического применения полученных знаний субъект обучения имеет возможность реализовывать и развивать базовые знания не только на уровне «стандарта», а также на уровне

творчества и уровня исследования.

На рис.13.6.4 показан один из примеров ориентировочной схемы изучения объекта как системы в контексте соответствующей надсистемы.

 

Внешняя среда

 

Надсистема  
Система N1
Система N2
Система Nn
Система ...
Система изучаемого объекта
Взаимодействие с иными системами, относящимися к определенной надсистеме (взаимодействие с объектами внешней среды)

 


Рис.13.6.4 Изучаемая система в контексте надсистемы

 

Краткие выводы

1. Представленная схема, конструируемая с использованием выявленной в процессе анализа, синтеза, систематизации, обобщения и т.д. информации, служит формированию системных знаний, развитию системного мышления, интеллектуальному развитию и практической реализации системного подхода к изучению учебного или иного материала как целостных информационных систем.

2. Для изучения состояния изучаемой информации в прошлом, настоящем и будущем предлагается применять различные существующие, а также специально разработанные (в том числе - системные) методы и технологии, а также приемы, механизмы, инструменты и т.д., направленные на целостное и разностороннее познание рассматриваемых объектов.

Необходимо помнить, что эффективное формирование и развитие системных представлений, умений и навыков системного мышления требует соответствующей активной деятельности субъектов обучения, широкой и целенаправленной реализации системного подхода в познавательной, теоретической, практической и иной деятельности.

Рекомендации

1. В процессе изучения какой-либо определенной системы рекомендуется определить ее надсистему, к которой данная система относится или частью которой является. При изучении учебного текста его содержание может иметь несколько надсистем.

Например, в учебнике «Профессиональная педагогика», в параграфе 2 (главы Х) «системно-синергетическая теория воспитания» в качестве его надсистем могут быть выделены три области знаний: теория систем, синергетический подход и теория воспитания.

Указанный параграф 2 содержит свои конкретные пункты: пункт 2.1 «Сущность воспитания»; пункт 2.2. «Формы воспитательного процесса»; пункт 2.3 «Воспитательное мастерство педагога»; и пункт 2.4. «Педагогическая техника» [13.6.7].

Таким образом, (несмотря на название параграфа) отсутствуют пункты, которые в определенной степени раскрывают те или иные моменты неизвестных областей знаний.

Внутри перечисленных выше пунктов (кроме отдельных аспектов теории воспитания) все же рассматриваются некоторые положения теории систем и синергетического подхода и используются, о чем уже говорилось выше, такие термины как «системно-синергетический процесс», «синергетическая теория воспитательного взаимодействия»,

«синергетический контакт» и т.д.

Вряд ли можно понять системно-синергетическую теорию воспитания не изучая соответствующих положений теории систем и синергетического подхода.

2. Расширение и углубление познания рассматриваемых объектов и их компонентов, а также эффективное формирование умений и навыков системного мышления рекомендуется осуществлять также за счет изучения фактов и динамики изменения состояния этих объектов и

их компонентов в прошлом настоящем и будущем.

3. Рекомендуется использовать предлагаемые способы изучения объектов для каждого параграфа учебника. На этапе работы с учебником в целом, выявленная информация обобщается и используется для конструирования итоговой интегрированной концептуальной модели целостной системы изучаемого объекта – учебника.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Как вы понимаете термины «надсистема» и «подсистема»?

2. С какой целью изучается информация о состоянии рассматриваемых систем в прошлом, настоящем и будущем?

3. Изучите изменение состояния какого-либо выбранного вами объекта как системы, его надсистемы и подсистем.

Литература

13.6.1 Пушкарь А.И., Потрашкова Л.В. Основы научных исследований и организация научно-исследовательской деятельности: Учебное пособие. – Харьков: ИД «ИНЖЭК», 2008. – 280 с.

13.6.2 Сарыбеков М.Н., Сыдыкназаров М.К. Словарь науки. Общенаучные термины и определения, науковедческие понятия и категории: Учебное пособие. – Алматы: Триумф «Т». – 504 с.

13.6.3 Галиев Т.Т. Опережающая подготовка специалистов. – Астана: Изд-во Парламента РК, 2014. – 320 с.

13.6.4 Разумов О.С., Благодатских В.А. Системные знания: концепции, методология, практика. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 400 с.

13.6.5 Орлов М.А. Основы классической ТРИЗ. Практическое руководство для изобретательского мышления. – М.: СОЛОН-ПРЕСС, 2006. – 432 с.

13.6.6 Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. – Минск: Харвест; Москва: АСТ, 2000. – 432 с.

13.6.7 Профессиональная педагогика: Учебник. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование» / под редакцией академика РАО С.Я.Батышева, 1999. – 904 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.046 с.)