VII . Подведение итогов (2 ч) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VII . Подведение итогов (2 ч)



Анализ сжатого изложения и работа над ошибками.

Учебно-тематическое планирование

№ п/п Тема раздела, тема занятия Кол час Задание Текст
I Грамотность чтения – 1 ч.
1. Введение. Что такое грамотность чтения?   Диагностическая работа: анкетирование по выявлению затруднений в восприятии и воспроизведении текста. «У каждого из нас когда-то были любимые игрушки…»
II Размышляем о содержании текста – 2 ч.
  Понимание текста   Анализ текста по вопросам: 1. На какой вопрос в тексте нет ответа? 2. В каком предложении содержится информация, необходимая для ответа на вопрос: «Почему Илья обвиняет в своем несчастье архитектора?» 3. Как характеризует героя информация, заключенная в предложениях 10–12? «В первую минуту мы стоим в оцепенении перед огромной елкой».
  Выбираем верные утверждения   Анализ содержания текста Запишите номера правильных утверждений. «Мы привыкли к белым статуям в наших музеях и забываем, что у греков статуи были раскрашены: открытые части тела в телесный цвет, одежда – в красный и синий, оружие – в золотой».
III Наводим порядок в тексте – 9 ч.
  Устранение повторов   Задание 1.Устраните ненужные повторы: замените существительные местоимениями они «Лучший в мире специалист по паровым машинам - это Карлсон»!

 

      который; употребите предложения с однородными сказуемыми; объедините, где нужно, простые предложения в сложные. В части биспользуйте для связи союзы: и, и, и, так что, хотя, потому что, зато  
  Устранение повторов   Задание 2.Исправьте текст, устранив повторы с помощью местоимений, существительных «гусь», «рыба»,объедините, где нужно, простые предложения в сложное. Используйте для связи слова: правда, но, но, и «Мартин подплыл к берегу. В клюве у Мартина был зажат маленький красноглазый карасик».
  Восстановление семантико- синтаксических связей   Исправьте текст, устраните повторы и однообразие синтаксических конструкций, используя указанные средства связи и конструкции «Усатый сразу проявил такую щедрость. Гаврик ахнул».
  Устранение однообразных синтаксических конструкций и повторов   Исправьте текст: сделайте его более связным, устраните повторы и однообразие синтаксических конструкций. «Одно из самых важных свойств золота - исключительно высокая химическая стойкость золота».
  Устранение повторов и однообразных синтаксических конструкций   Исправьте текст: сделайте его более связным, устраните повторы и однообразие синтаксических конструкций «Римляне слишком охотно выст...вляли Спартака в качестве заурядного разбойнич...го главаря».
  Восстановление разнообразных синтаксических конструкций   Задание 1.Восстановите связи между предложениями, устраните повторы, используйте для связи слова: как ни, и, и, и, но, хотя, а, что. Текст 1 «Две самые сильные обезьяны подхв...тили Маугли под мышки».
  Задание 2.Сделайте текст более связным, используя слова: то и дело, а потом, сначала, с минуту, потом, но вот. Текст 2 «Мартин лежал неподвижно. Он открыл глаза, глотнул разок-другой и с трудом встал на лапы».
  Восстановление предложений с   Найдите ошибки, связанные с употреблением косвенной «Мальчик испуганно сказал, что, бабушка,

 

  косвенной речью   речи. Перепишите, исправляя предложения. я боюсь».
  Редактирование испорченного текста. Итоговое задание по теме   Перед вами к «испорченный» текст, который надо отредактировать. Разбейте текст на абзацы. Установите между предложениями причинно-следственные связи и соедините предложения, если это требуется, подходящими союзами, логическими связками. Запишите восстановленный текст. «Друзья крепко проспали всю ночь. Моховая Борода первым открыл глаза».
IV Структура текстов разных типов: повествования, описания, рассуждения – 5 ч.
  Структура текста- повествования. Сжатие и построение повествовательного текста   1.Подчеркните только то, без чего нельзя понять смысл рассказа. 2. Оцените, правильно ли ученик выполнил предыдущее задание. «Жила девочка Женя. Однажды…»
  Структура текста- описания: вступление- описание-вывод. Построение описаний   Задание. 1.Раскройте скобки, чтобы получились связные предложения Задание 2.Из приведенного плохого описания сделайте хорошее: 1) объедините предложения, добавьте в описание свое отношение к собаке; или 2) опишите собаку в движении, но так, чтобы все ее признаки были названы; или 3) придумайте ситуацию, в которой понадобится описание (знакомство, узнавание, встреча после долгой разлуки). Задание. 3.Какие слова повторяются во втором абзаце? Является ли это повторение речевой ошибкой? Почему? Вставьте подходящие по смыслу сказуемые. Текст 1«Тоненький, пискливый, надтреснутый голосок послышался откуда-то из глубины лавки». Текст 2 «Моя собака маленькая, коричневая. У нее гладкая шерсть. У нее белое пятно на правом боку. У нее белое пятно на левом глазу. У нее длинные висячие уши». Текст 3. «Остановилась машина со скрипом и стоном, и это было неудивительно, потому что от колес до самой крыши она была нагружена багажом».

 

  Структура текста- рассуждения: тезис – аргументы – вывод.   Работа с шаблоном текста- рассуждения Речевые клише для создания текста- рассуждения
  Построение рассуждений   Задание 1.Восстановите правильный порядок предложений в рассуждении 1. «Суда во времена Колумба не могли совершать очень длительных плаваний в открыт...м море».
  Задание 2.Разберитесь, в каких предложениях содержатся тезисы, в каких - доказательства. Восстановите правильный порядок предложений; не забудьте новую мысль написать с красной строки. 2. «Трудно даже представить, что произ...шло бы с окружающ...м нас миром, если бы вдруг и...чезли металлы».
V Логика построения текста. Анализ и обработка текста-рассуждения – 10 ч.
  Тема, микротема и основная мысль текста.   1.В каждом предложении найдите слова, в которых сформулирована основная мысль. Остальное заключите в скобки. 2. Части, не заключенные в скобки, соедините в одно предложение. Выпишите из толкового словаря значение слов громоздкий и бесполезный, перескажите получившееся предложение, не используя этих прилагательных. «Чтобы спартанцы не копили богатств, в Спарте деньгами служили железные прутья».
  Деление темы текста на микротемы   1. Подчеркните предложения, в которых содержатся тезисы. Разбейте текст на абзацы. 2. Кратко перескажите предложения, не являющиеся тезисами. «Более двух тысяч лет назад пряности ценились наравне с золотом».
  Тезисы и аргументы   Подчеркните предложения, в которых содержатся тезисы. О скольких разных явлениях идет речь в данном тексте? Найдите в тексте такие слова, которые не описывают эти явления, а точно их называют. Перескажите текст «Есть немало явлений, которые происходят на Земле из-за Луны».

 

      одним предложением.  
  Создание перехода от тезиса к доказательству   Найдите главную мысль первого абзаца и подумайте, доказывается ли она и во втором абзаце. Сформулируйте переходот I ч. ко II ч. и мысль, которую иллюстрирует история, рассказанная во втором абзаце. «Географическая карта (н...)раз служила подсказкой при выборе имени для вновь открытых химических элементов. Взгляните на таблицу Менделеева»
  Соединение тезисов и доказательств   1.Сравните первую и вторую части. В какой из них содержатся тезисы, в какой - доказательства? 2.Соедините обе части в единый связный текст. Для развития и иллюстрации мыслей первой части используйте предложения второй. Для более очевидной связи употребите, где нужно, слова зато, но, пожалуй. «1.К сож...лению, не все об...татели лесов и степей жизн...деятельностью своей об...г...щают почвы и пом...гают р...сти травам и деревьям».
  Восстанавливаем правильный порядок предложений и абзацев   1. Подчеркните предложения или части предложений, в которых заключена главная мыслькаждого из абзацев. 2. Выберите тезис, который соединяет первый и второй абзац 3. Перескажите текст, сохранив только тезисы и опустив все примеры. «В каждом музее, где есть греческие вазы, они бережно хранятся и выставляются на почетных местах».
  Обозначение логических связей с помощью специальных слов: союзов, частиц   1.Разберитесь, в каких предложениях содержатся тезисы, в каких – доказательства. Восстановите правильный порядок предложений: не забудьте новую мысль написать с красной строки. «Листья березы и липы из зеленых становятся желтыми».
  Восстановление логических связей   Определите, как связано по смыслу второе предложение с первым (будем использовать слова «противопоставление», «подобие», «причина», «следствие»), и «Малыш очень любил слушать сказки».

 

      добавьте подходящее слово: но, однако, тоже, потому что, поэтому.  
  Упорядочение элементов рассуждения Восстановление правильного порядка предложений   Восстановите правильный порядок предложений, чтобы получился текст о важном научном открытии. Какое предложение здесь лишнее? а) «При помощи остр...умных соображений Аристотель док...зал шар...образность Земли».
  Восстановление семантико- синтаксических связей   Сделайте текст более связным, для этого соедините простые предложения в сложные разных видов, в предложения с однородными сказуемыми; кроме необходимых союзов используйте частицы, вводные слова, а также обстоятельства времени. «Странный страх всегда сопутствовал Павлу с младенческих лет. Ему постоя...о мерещилась какая(то) опас...ость».
VI Освоение приемов сжатия текста – 6 ч.
  Приём обобщения информации – замена однородных членов обобщающим словом   1.Замените ряд однородных членов обобщающим словом (где нужно, измените форму согласующихся слов) «1. О его учености знали и мельник, и солдаты, и дамы, и министры».
  Приём обобщения информации – замена общим по смыслу словом или словосочетанием.   Передайте содержание выделенного фрагмента более общим по смыслу словом или словосочетанием. «1. Маленькими кулаками он тер глаза и размазывал слезы по щекам».
  Приём обобщения информации – замена общим по смыслу словом или словосочетанием.   На пустой строчке запишите предложение, которое обобщает смысл выделенного фрагмента. «1. По широкой лестнице его понесли кверху, в зал. Продавец на секунду зажмурился».
  Приём исключения второстепенной информации   1.Подчеркните в тексте только то, без чего нельзя понять смысл рассуждения. Разбейте текст на абзацы. 2. Заполнив пропуски в опорных предложениях, передайте основное «Можно прыгать по- заячьи, выть по- волчьи, сидеть по- турецки».

 

      содержание текста.  
  Приём исключения повторяющейся информации   1. В каждом абзаце подчеркните однородные по смыслу фрагменты предложения. Выберите для краткого изложения только один из них. «Сжечь корабли – окончательно, решительно порвать с прошлым».
  Написание сжатого изложения   Написание сжатого изложения «Слово «мама» — особое слово».
VII Подведение итогов – 2 ч.
  Анализ сжатого изложения. Работа над ошибками.   Анализ сжатого изложения Работа над ошибками. «Слово «мама» — особое слово».
  Итоговое занятие   Какие задания можно придумать, чтобы сделать из фрагмента книги «Катя и крокодил» упражнение на сжатие текста? «Папа ушел, а кран в ванне остался открытым».

 

Приложение

 

Диагностическая работа

У каждого из нас когда-то были любимые игрушки. Пожалуй, у каждого человека

есть связанное с ними светлое и нежное воспоминание, которое он бережно хранит в своем сердце. Любимая игрушка – это самое яркое воспоминание из детства каждого

человека.

В век компьютерных технологий реальные игрушки уже не привлекают к себе такого внимания, как виртуальные. Но несмотря на все появляющиеся новинки, такие как телефоны и компьютерная техника, игрушка все-таки остается неповторимой и незаменимой в своем роде, ведь ничто так не учит и не развивает ребенка, как игрушка, с которой он может общаться, играть и даже приобретать жизненный опыт.

Игрушка – это ключ к сознанию маленького человека. Чтобы развить и укрепить в нем положительные качества, сделать его психически здоровым, привить любовь к окружающим, сформировать правильное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбирать игрушку, помня, что она принесет в его мир не только свой образ, но и поведение, атрибуты, а также систему ценностей и мировоззрение. Невозможно воспитать полноценного человека с помощью игрушек негативной направленности.

(158 слов)

 

 

Итоговое изложение

Слово «мама» — особое слово. Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в

годы взросления и зрелости. Его лепечет дитя в колыбели. С любовью произносит юноша и глубокий старец. В языке любого народа есть это слово. И на всех языках оно звучит нежно и ласково.


Место матери в нашей жизни особое, исключительное. Мы всегда несем ей свою радость и боль и находим понимание. Материнская любовь окрыляет, придает силы, вдохновляет на подвиг. В сложных жизненных обстоятельствах мы всегда вспоминаем маму. И нужна нам в этот миг только она. Человек зовет мать и верит, что она, где бы не была, слышит его, сострадает и спешит на помощь. Слово «мама» становится равнозначным слову «жизнь».

Сколько художников, композиторов, поэтов создали замечательные произведения о матери! «Берегите матерей!» - провозгласил в своей поэме известный поэт Расул Гамзатов. К сожалению, мы слишком поздно понимаем, что забыли сказать много хороших и добрых слов своей маме. Чтобы этого не произошло, нужно дарить им радость каждый день и час. Ведь благодарные дети – лучший подарок для них. (165 слов)

 

Список источников

 

1. Учимся понимать и строить текст. 5-9 классы, Н.А.Шапиро, “Первое сентября”,

2002г

 

 

2. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и

практика. Н. Шапиро. «Русский язык» ИД «Первое сентября», № 16,17, 2010г

 

 

3.Принципы и приемы редактирования текста в процессе работы над сочинением, Н.А.Шапиро, Издательский дом «Первое сентября»

 

4. Учимся размышлять, Н.А.Шапиро, Издательский дом «Первое сентября», № 34,

35, 36, 2002

 

5. Русский язык в упражнениях: 5-7 классы. Шапиро Н.А. – М.: Сентябрь, 2000



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.102.239 (0.035 с.)