Программа развивающего курса по русскому языку для учащихся 7-8 классов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа развивающего курса по русскому языку для учащихся 7-8 классов



Программа развивающего курса по русскому языку для учащихся 7-8 классов

«Учимся понимать и строить текст»


 

Выполнил:


Бунякина С.Л. учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №5, г. Сургут

Краткая аннотация

 

Предлагаемая программа составлена на основе дидактического материала Н.А.Шапиро, который включает упражнения на понимание текста, на восстановление семантико-синтаксических связей, на редактирование текста, на построение рассуждений. Такие упражнения будут способствовать умению выражать свои мысли четко, доказательно, грамотно, что особенно актуально для учащихся 7-8 классов, предшествующих подготовке к итоговой аттестации в 9 классе.

 

 

Пояснительная записка

Очевидно, что умение сжато излагать мысль

свидетельствует о высоком уровне умственного и речевого развития школьника, а навыки краткого пересказа и интерпретации текста необходимы для успешного продолжения образования в старшей школе и вузе. 1

Н.А. Шапиро

Развитие и совершенствование навыков грамотной речи будет более эффективным при целенаправленной организованной работе не только на уроках русского языка и литературы, но и на дополнительных факультативных занятиях. В

связи с этим сегодня востребованы программы развивающих и элективных курсов, в которых есть необходимый комплекс упражнений, разнообразных практических заданий, направленных на умение создавать текст. Предлагаемая программа развивающего курса по русскому языку «Учимся понимать и строить текст» составлена на основе дидактического материала доцента Института развития образования НИУ ВШЭ в городе Москве, заслуженного учителя-словесника Надежды Ароновны Шапиро, автора многих публикаций по редактированию текстов, одного из авторов учебно-методического комплекса «Подготовка к ГИА по русскому языку в

9-м классе».

Новая форма аттестации по русскому языку в 9 классе предполагает разные виды деятельности выпускника: сжатое изложение, тест и сочинение. Наибольшее затруднение вызывает восприятие текста на слух и сжатый письменный пересказ, так как перед учеником стоит сразу несколько задач: понять основное содержание текста,

а также структуру, логику текста, выделить главную и второстепенную информацию, используя приёмы сжатия, связно изложить текст. Недостаточная сформированность навыков редактирования текста, восстановление логических связей создают проблемы в написании связного текста. Так как эта часть экзаменационной работы проверяет и лингвистическую, и языковую, и коммуникативную компетенции, важно сформировать у ребёнка умение рассуждать, анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное и второстепенное. Однако, если не организовать специальные занятия, этот процесс нередко протекает стихийно. Исходя из этого, можно

 

 

1 Н.А. Шапиро, А.В. Волкова, Е.В. Кузнецова,Е.Ю. Шувалова. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика. Лекции 1–4. Педагогический университет «Первое сентября», 2010


предположить, что целенаправленное развитие навыков редактирования текста –

достаточно важная задача.

Работу по подготовке к экзаменационному изложению целесообразно начинать задолго до 9 класса. Хорошим подспорьем в этом нам служат часы развивающих и элективных курсов по русскому языку. Предлагаемая программа составлена на основе

дидактического материала Н.А.Шапиро, который включает упражнения на понимание прочитанного для подготовки к изложению и сочинению, на восстановление семантико-синтаксических связей, на построение рассуждений. Такие упражнения помогут учащимся отработать речевые навыки, научиться выражать свои мысли четко, доказательно, грамотно. Программа включает работу с разными видами упражнений:

упражнения на редактирование текста помогают в подготовке к написанию сжатого изложения. Необходимо уметь видеть логику рассуждения и обозначать логический переход от одной мысли к другой, это при пересказе помогает правильно, не исказив авторского замысла, передать содержание текста;

упражнения на восстановление смысловой связи между предложениями или абзацами, на правильное расположение тезисов и аргументов в рассуждении, на исправление нарушенной логики, на подбор вступления или заключения к основной части текста. Например, текст, в котором отсутствуют союзы, частицы, вводные слова

и синтаксические конструкции, поможет ученикам научиться устанавливать логические переходы от одной мысли к другой, видеть логическую схему текста.

упражнения, в которых отсутствуют сочинительные и подчинительные союзы и вводные слова, также помогают прояснить логическую структуру текста. Восстановление этих слов, делает содержание текста более понятным, выражают причинно-следственные отношения, подчеркивают в предложениях важные смысловые части.

упражнения с текстами, в которых перемешаны тезисы и примеры или упражнения, в которых нужно восстановить правильный порядок предложений в тексте, развивают умение видеть логическую структуру текста. А упражнения, в которых нужно восстановить пропущенные тезисы или доказательства, логические переходы между абзацами, закрепляют умение воссоздавать логическую структуру текста.


 

 

Цель программы


Цель и задачи программы


– развитие и коррекция навыков работы с текстовой информацией с целью улучшения восприятия, переработки, усвоения и воспроизведения содержания текста, повышение уровня развития речи школьников.

Задачи программы

– формирование умения правильно усваивать и передавать текстовую информацию,

анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главную и второстепенную информацию в тексте, логически строить высказывание;

– углубление и расширение знаний учащихся о тексте;

– развитие речи и словарного запаса учащихся;

– формирование положительной мотивации к учению.

 

 

Сроки реализации программы

Реализация программы рассчитана на 1 года обучения, 1 час в неделю, 35 часов

в год. Программа подходит как для учащихся 7 классов, так и для учащихся 8 классов.

 

 

Содержание программы

Приложение

 

Диагностическая работа

У каждого из нас когда-то были любимые игрушки. Пожалуй, у каждого человека

есть связанное с ними светлое и нежное воспоминание, которое он бережно хранит в своем сердце. Любимая игрушка – это самое яркое воспоминание из детства каждого

человека.

В век компьютерных технологий реальные игрушки уже не привлекают к себе такого внимания, как виртуальные. Но несмотря на все появляющиеся новинки, такие как телефоны и компьютерная техника, игрушка все-таки остается неповторимой и незаменимой в своем роде, ведь ничто так не учит и не развивает ребенка, как игрушка, с которой он может общаться, играть и даже приобретать жизненный опыт.

Игрушка – это ключ к сознанию маленького человека. Чтобы развить и укрепить в нем положительные качества, сделать его психически здоровым, привить любовь к окружающим, сформировать правильное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбирать игрушку, помня, что она принесет в его мир не только свой образ, но и поведение, атрибуты, а также систему ценностей и мировоззрение. Невозможно воспитать полноценного человека с помощью игрушек негативной направленности.

(158 слов)

 

 

Итоговое изложение

Слово «мама» — особое слово. Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в

годы взросления и зрелости. Его лепечет дитя в колыбели. С любовью произносит юноша и глубокий старец. В языке любого народа есть это слово. И на всех языках оно звучит нежно и ласково.


Место матери в нашей жизни особое, исключительное. Мы всегда несем ей свою радость и боль и находим понимание. Материнская любовь окрыляет, придает силы, вдохновляет на подвиг. В сложных жизненных обстоятельствах мы всегда вспоминаем маму. И нужна нам в этот миг только она. Человек зовет мать и верит, что она, где бы не была, слышит его, сострадает и спешит на помощь. Слово «мама» становится равнозначным слову «жизнь».

Сколько художников, композиторов, поэтов создали замечательные произведения о матери! «Берегите матерей!» - провозгласил в своей поэме известный поэт Расул Гамзатов. К сожалению, мы слишком поздно понимаем, что забыли сказать много хороших и добрых слов своей маме. Чтобы этого не произошло, нужно дарить им радость каждый день и час. Ведь благодарные дети – лучший подарок для них. (165 слов)

 

Список источников

 

1. Учимся понимать и строить текст. 5-9 классы, Н.А.Шапиро, “Первое сентября”,

2002г

 

 

2. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и

практика. Н. Шапиро. «Русский язык» ИД «Первое сентября», № 16,17, 2010г

 

 

3.Принципы и приемы редактирования текста в процессе работы над сочинением, Н.А.Шапиро, Издательский дом «Первое сентября»

 

4. Учимся размышлять, Н.А.Шапиро, Издательский дом «Первое сентября», № 34,

35, 36, 2002

 

5. Русский язык в упражнениях: 5-7 классы. Шапиро Н.А. – М.: Сентябрь, 2000

Программа развивающего курса по русскому языку для учащихся 7-8 классов

«Учимся понимать и строить текст»


 

Выполнил:


Бунякина С.Л. учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №5, г. Сургут

Краткая аннотация

 

Предлагаемая программа составлена на основе дидактического материала Н.А.Шапиро, который включает упражнения на понимание текста, на восстановление семантико-синтаксических связей, на редактирование текста, на построение рассуждений. Такие упражнения будут способствовать умению выражать свои мысли четко, доказательно, грамотно, что особенно актуально для учащихся 7-8 классов, предшествующих подготовке к итоговой аттестации в 9 классе.

 

 

Пояснительная записка

Очевидно, что умение сжато излагать мысль

свидетельствует о высоком уровне умственного и речевого развития школьника, а навыки краткого пересказа и интерпретации текста необходимы для успешного продолжения образования в старшей школе и вузе. 1

Н.А. Шапиро

Развитие и совершенствование навыков грамотной речи будет более эффективным при целенаправленной организованной работе не только на уроках русского языка и литературы, но и на дополнительных факультативных занятиях. В

связи с этим сегодня востребованы программы развивающих и элективных курсов, в которых есть необходимый комплекс упражнений, разнообразных практических заданий, направленных на умение создавать текст. Предлагаемая программа развивающего курса по русскому языку «Учимся понимать и строить текст» составлена на основе дидактического материала доцента Института развития образования НИУ ВШЭ в городе Москве, заслуженного учителя-словесника Надежды Ароновны Шапиро, автора многих публикаций по редактированию текстов, одного из авторов учебно-методического комплекса «Подготовка к ГИА по русскому языку в

9-м классе».

Новая форма аттестации по русскому языку в 9 классе предполагает разные виды деятельности выпускника: сжатое изложение, тест и сочинение. Наибольшее затруднение вызывает восприятие текста на слух и сжатый письменный пересказ, так как перед учеником стоит сразу несколько задач: понять основное содержание текста,

а также структуру, логику текста, выделить главную и второстепенную информацию, используя приёмы сжатия, связно изложить текст. Недостаточная сформированность навыков редактирования текста, восстановление логических связей создают проблемы в написании связного текста. Так как эта часть экзаменационной работы проверяет и лингвистическую, и языковую, и коммуникативную компетенции, важно сформировать у ребёнка умение рассуждать, анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное и второстепенное. Однако, если не организовать специальные занятия, этот процесс нередко протекает стихийно. Исходя из этого, можно

 

 

1 Н.А. Шапиро, А.В. Волкова, Е.В. Кузнецова,Е.Ю. Шувалова. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика. Лекции 1–4. Педагогический университет «Первое сентября», 2010


предположить, что целенаправленное развитие навыков редактирования текста –

достаточно важная задача.

Работу по подготовке к экзаменационному изложению целесообразно начинать задолго до 9 класса. Хорошим подспорьем в этом нам служат часы развивающих и элективных курсов по русскому языку. Предлагаемая программа составлена на основе

дидактического материала Н.А.Шапиро, который включает упражнения на понимание прочитанного для подготовки к изложению и сочинению, на восстановление семантико-синтаксических связей, на построение рассуждений. Такие упражнения помогут учащимся отработать речевые навыки, научиться выражать свои мысли четко, доказательно, грамотно. Программа включает работу с разными видами упражнений:

упражнения на редактирование текста помогают в подготовке к написанию сжатого изложения. Необходимо уметь видеть логику рассуждения и обозначать логический переход от одной мысли к другой, это при пересказе помогает правильно, не исказив авторского замысла, передать содержание текста;

упражнения на восстановление смысловой связи между предложениями или абзацами, на правильное расположение тезисов и аргументов в рассуждении, на исправление нарушенной логики, на подбор вступления или заключения к основной части текста. Например, текст, в котором отсутствуют союзы, частицы, вводные слова

и синтаксические конструкции, поможет ученикам научиться устанавливать логические переходы от одной мысли к другой, видеть логическую схему текста.

упражнения, в которых отсутствуют сочинительные и подчинительные союзы и вводные слова, также помогают прояснить логическую структуру текста. Восстановление этих слов, делает содержание текста более понятным, выражают причинно-следственные отношения, подчеркивают в предложениях важные смысловые части.

упражнения с текстами, в которых перемешаны тезисы и примеры или упражнения, в которых нужно восстановить правильный порядок предложений в тексте, развивают умение видеть логическую структуру текста. А упражнения, в которых нужно восстановить пропущенные тезисы или доказательства, логические переходы между абзацами, закрепляют умение воссоздавать логическую структуру текста.


 

 

Цель программы


Цель и задачи программы


– развитие и коррекция навыков работы с текстовой информацией с целью улучшения восприятия, переработки, усвоения и воспроизведения содержания текста, повышение уровня развития речи школьников.

Задачи программы

– формирование умения правильно усваивать и передавать текстовую информацию,

анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главную и второстепенную информацию в тексте, логически строить высказывание;

– углубление и расширение знаний учащихся о тексте;

– развитие речи и словарного запаса учащихся;

– формирование положительной мотивации к учению.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.054 с.)