Политическая мысль Древнего Мира. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическая мысль Древнего Мира.



История политических учений

 

  1. Политическая мысль Древнего Мира.
  2. Политическая мысль Средневековья и эпохи Возрождения.
  3. Политическая мысль Нового Времени.
  4. Политическая мысль ХХ века.
  5. Политическая мысль Киевской Руси и Московского царства.
  6. Политические идеи в Российской империи.

 

Цицерон Марк Тулий 3.01.106 – 7.12.43 до н.э.

 

Цицерон Марк Тулий «О государстве»

 

Государство – достояние народа

Народ – соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов

Если народ сохраняет свои права, то это наилучшее положение, сама свобода, само благоденствие, т.к. он – господин над законами, над правосудием, над делами войны и мира, над союзными договорами, над правами каждого гражданина и над его имуществом

Цицерон призывал вернуться к общественной структуре и культуре эпохи ранней римской республики

Цицерон был убежден в существовании всеобщего естественного права, определяемого божественным порядком космоса, а также рациональной и социальной природой человечества

Именно он сформулировал концепцию естественного права, вошедшую в римское законодательство, а оттуда перешедшую в доктрину католической церкви

 

Томас Гоббс (1588 - 1679)

 

Учение о праве и государстве Гоббс стремился превратить в столь же точную науку, как геометрия

Государство является искусственным человеком, хотя и более крупным по размерам и более сильным, чем естественный человек, для охраны и защиты которого он был создан

Люди равны от природы

Природа создала людей равными в отношении физических и умственных способностей

Людям присущи такие страсти, как

соперничество (стремление к наживе),

недоверие (стремление к безопасности),

любовь к славе (честолюбие)

Эти страсти делают людей врагами: “человек человеку – волк”

Поэтому в естественном состоянии, где нет власти, держащей людей в страхе, они находятся в “состоянии войны всех против всех”

“Соперничество в добывании богатств, почестей, командования или другой власти приводит к распрям, вражде и войне, ибо один конкурент идет к достижению своего желания путем убийства, подчинения, вытеснения или отталкивания другого”

Пагубность “состояния войны всех против всех” понуждает людей искать путь к прекращению естественного состояния; этот путь указывают естественные законы, предписания разума

Естественное право – свобода делать все для самосохранения;

естественный закон – запрет делать то, что пагубно для жизни

Естественные законы гласят, что следует искать мира

В этих целях всем нужно взаимно отказаться от права на все

“Люди должны выполнять заключенные ими соглашения”

Отказываясь от естественных прав, люди переносят их на государство

Государство - “единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как оно сочтет это необходимым для их мира и общей защиты”

Государство – это великий Левиафан, искусственный человек или земной бог;

верховная власть – душа государства,

судьи и чиновники – суставы,

советники – память;

законы – разум и воля, искусственные цепи, прикрепленные одним концом к устам суверена, другим – к ушам подданных;

награды и наказания – нервы,

благосостояние граждан – сила,

безопасность народа – занятие,

гражданский мир – здоровье,

смута – болезнь,

гражданская война – смерть

Власть суверена абсолютна

Гоббс отдает предпочтение неограниченной монархии

Осуждал смуты, мятежи, попытки парламента ограничить власть короля

Однако же в области частноправовых отношений подданным должны предоставляться широкая правовая инициатива, система прав, свобод и их гарантий

В отношениях между подданными суверен должен обеспечить равную для всех справедливость, незыблемость договоров, беспристрастную защиту для каждого в суде, определить равные налоги

«Нельзя отнимать ни у кого того, что ему принадлежит» Одна из задач государственной власти – обеспечение той собственности, “которую люди приобрели путем взаимных договоров взамен отказа от универсального права”

Частная собственность является условием общежития, “необходимым средством к миру”

Собственность не гарантирована от посягательств на нее со стороны суверена, но это относится более всего к установлению налогов, которые должны взиматься с подданных без каких-либо исключений и привилегий

Суверен обязан поощрять всякого рода промыслы и все отрасли промышленности

“Там, где суверен не предписал никаких правил, подданный свободен делать или не делать согласно своему собственному усмотрению”

Следовательно, свобода – право делать все то, что не запрещено законом

Законы подобны изгородям по краям дороги, поэтому лишний закон вреден и не нужен

Гоббс обосновывал ряд конкретных требований в области права: равный для всех суд присяжных, гарантии права на защиту, соразмерность наказания преступлению и др.

Эволюция взглядов Гоббса завершилась признанием протектората Кромвеля, установившегося в Англии в результате свержения монархии

Если государство распалось, заявлял Гоббс, право свергнутого монарха остается, но обязанности подданных уничтожаются; они вправе искать себе любого защитника

Это положение Гоббс сформулировал в виде одного из естественных законов и адресовал солдатам армии свергнутого короля:

“Солдат может искать своей защиты там, где он больше всего надеется получить ее, и может законным образом отдать себя в подданство новому господину”

 

Джон Локк (1632 - 1704)

 

Один из первых теоретиков раннего либерализма

Естественное состояние – состояние свободы и равенства людей, живущих своим трудом

“Состояние полной свободы в отношении действий и распоряжения своим имуществом и личностью”

“Состояние равенства, при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого”

К естественным правам относится собственность –право на собственную личность (индивидуальность), на свои действия, на свой труд и его результаты

Именно труд отделяет “мое”, “твое” от общей собственности; собственность – нечто, неразрывно связанное с личностью

“То, что человек извлек из предметов, созданных и предоставленных ему природой, он слил со своим трудом, с чем-то таким, что ему неотъемлемо принадлежит и тем самым делает это своей собственностью”

Коль скоро люди не равны по трудолюбию, способностям, бережливости – собственность не может быть равной

В естественном состоянии все равны, свободны, имеют собственность

В основном это – состояние мира и доброжелательности

Закон природы предписывает мир и безопасность

Однако любой закон нуждается в гарантиях

Естественные права людей – каждый обладает властью охранять “свою собственность, т.е. свою жизнь, свободу и имущество”

Естественные законы, как и всякие другие, обеспечиваются наказанием нарушителей закона в такой степени, в какой это может воспрепятствовать его нарушению

Одной из важнейших гарантий закона и законности является неотвратимость наказания

В естественном состоянии эти гарантии недостаточно надежны, ибо неупорядоченное использование каждым своей власти наказывать нарушителей закона природы то карает чрезмерно сурово, то оставляет нарушение безнаказанным

Происходили споры из-за понимания и толкования конкретного содержания естественных законов, ибо “закон природы не является писаным законом и его нигде нельзя найти, кроме как в умах людей”

Для создания гарантий естественных прав и законов люди отказались от права самостоятельно обеспечивать эти права и законы

В результате общественного договора гарантом естественных прав и свобод стало государство, имеющее право издавать законы, снабженные санкциями, использовать силы общества для применения этих законов, а также ведать отношениями с другими государствами

Народ имеет естественное право пересмотреть первоначальное соглашение в случае тиранического правления, нарушения естественных прав или их гарантий

Государство создано для гарантии естественных прав и законов, оно не должно посягать на эти права, должно быть организовано так, чтобы естественные права были надежно гарантированы

Главная опасность для естественных прав и законов проистекает из привилегий, особенно из привилегий носителей властных полномочий

Абсолютная монархия – один из случаев изъятия носителя власти из-под власти законов

Над абсолютным монархом судьи вообще нет, он сам судья в собственных делах, что противоречит естественному праву и закону

Абсолютная монархия – всегда тирания, так как нет никаких гарантий естественных прав

“Ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества”

Пределы власти государства при всех формах правления – естественные права подданных

Государственная власть не может брать на себя право повелевать посредством произвольных деспотических указов, наоборот, она обязана отправлять правосудие и определять права подданного посредством провозглашенных постоянных законов и известных, уполномоченных на то судей

Власть не может лишить какого-нибудь человека части его собственности без его согласия

Правомерно и необходимо восстание народа против тиранической власти, посягающей на естественные права и свободу народа

Гарантия и воплощение свободы – равный для всех, общеобязательный, незыблемый и постоянный закон

Законодательная власть является высшей властью в государстве, она основана на согласии и доверии подданных

Законы должны приниматься представительным учреждением, избираемым народом и ответственным перед ним, так как народу всегда принадлежит верховная власть отстранять или изменять состав законодательного органа, когда народ видит, что законодательная власть действует вопреки оказанному ей доверию

К законодательной власти относится также деятельность уполномоченных на то судей

Законодательная и исполнительная власти не должны находиться в одних руках, в противном случае носители власти могут принимать выгодные только для них законы и исполнять их, делать для себя изъятия из общих законов и другими способами использовать политические привилегии в своих частных интересах, к ущербу для общего блага, мира и безопасности, естественных прав подданных

Орган, осуществляющий законодательную власть, не должен заседать постоянно – слишком велик соблазн для депутатов узурпировать власть целиком, создать для себя привилегии, править тиранически

Постоянно заседающий законодательный орган опасен для стабильности законов; определенные права депутатов, данные им на время заседания парламента, не должны превращаться в привилегии, выводящие их из-под власти законов

Не менее опасно наделение законодательной властью монарха и правительства – их политические привилегии неизбежно направляются против естественных прав подданных

Законодательная власть – высшая власть в том отношении, что законы строго обязательны для правительства, чиновников и судей

Монарх – глава исполнительной власти – имеет так называемые прерогативы – право распускать и созывать парламент, право вето, право законодательной инициативы, даже право в интересах общего блага совершенствовать избирательную систему для более равного и пропорционального представительства

Но деятельность монарха и правительства должна быть строго подзаконна, причем монарх не должен препятствовать регулярным созывам парламента

Локк выдвинул идею разделения властей на

1) законодательную власть (способность разума создавать общие правила и руководствоваться ими),

2) исполнительную власть

(способность своими силами выполнять эти решения, прилагать общие правила к конкретным ситуациям),

3) союзную, или федеративную, власть, ведающую международными отношениями (способность определять свои отношения с другими людьми)

Политическое учение Локка оказало большое влияние на последующее развитие политической идеологии

Особенно широкое распространение имела теория естественных неотчуждаемых прав человека, использованная Томасом Джефферсоном и другими теоретиками американской революции и вошедшая затем во французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789 г.

Созданная Локком концепция прав человека на свободу, равенство и собственность, не зависящих от государства, развивалась и дополнялась в последующие века

 

Иммануил Кант (1724 - 1804)

 

Законы нравственности не могут быть выведены из существующих отношений между людьми

Научную теорию морали и права создать поэтому в принципе невозможно

Разум как отличительное свойство человека развивается полностью не в индивиде, а в человеческом роде – в необозримом ряду сменяющих друг друга поколений

В совершенствовании культуры участвуют все поколения людей, хотя большинство из них действует бессознательно, не понимая общего хода развития человечества и преследуя свои собственные цели

Носителями нравственности могут стать все люди без каких бы то ни было исключений

Источником нравственных и правовых законов выступает практический разум, или свободная воля людей

Стать моральной личностью человек способен лишь в том случае, если возвысится до понимания своей ответственности перед человечеством в целом

Поскольку люди равны между собой как представители рода, постольку каждый индивид обладает для другого абсолютной нравственной ценностью

Моральная личность не может руководствоваться гипотетическими (условными) правилами, которые зависят от обстоятельств места и времени

В своем поведении она должна следовать требованиям категорического (безусловного) императива

В отличие от гипотетических правил категорический императив не содержит указаний, как нужно поступать в том или ином конкретном случае, и, следовательно, является формальным

Он содержит лишь общую идею “долга перед лицом человечества”, предоставляя индивиду полную свободу решать самостоятельно, какая линия поведения в наибольшей мере согласуется с моральным законом

Категорический императив – закон нравственной свободы и употреблял эти понятия как синонимы

Кант предлагает две основные формулы категорического императива

Первая гласит:

“Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом”

Под максимой понимается личное правило поведения

Вторая формула требует:

“Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству”

Право и мораль имеют один и тот же источник – практический разум человека и единую цель – утверждение всеобщей свободы

Различие между ними в способах принуждения к поступкам

Мораль основана на внутренних побуждениях человека и осознании им своего долга, тогда как право использует для обеспечения аналогичных поступков внешнее принуждение со стороны других индивидов либо государства

В сфере морали нет и не может быть общеобязательных кодексов, тогда как право с необходимостью предполагает наличие публичного законодательства, обеспеченного принудительной силой

Правовые законы – первая ступень (минимум) нравственности

Если в обществе установлено право, сообразное нравственным законам, то это значит, что поведение людей поставлено в строго очерченные рамки, так что свободные волеизъявления одного лица не противоречат свободе других

Право обеспечивает внешне благопристойные, цивилизованные отношения между людьми, вполне допуская, однако, что люди останутся в состоянии взаимной антипатии и даже презрения друг к другу

В обществе, где господствует только право (без морали), между индивидами сохраняется “полный антагонизм”

Право – это совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы

К таким условиям относятся: наличие принудительно осуществляемых законов, гарантированный статус собственности и личных прав индивида, равенство членов общества перед законом, а также разрешение споров в судебном порядке

Свободные и независимые друг от друга индивиды способны сами, по взаимному согласию урегулировать отношения, возникающие между ними, и нуждаются лишь в том, чтобы эти отношения получили надежную защиту

Человеку изначально свойственно одно-единственное прирожденное право – свобода нравственного выбора

Из нее вытекают такие неотъемлемые моральные качества людей, как равенство, способность делиться своими мыслями

В догосударственном состоянии человек приобретает субъективные естественные права, в том числе право собственности, но они ничем не обеспечены, кроме физической силы индивида, и являются предварительными

Совокупность таких субъективных полномочий Кант назвал частным правом

Подлинно юридический и гарантированный характер частное право приобретает только в государстве, с утверждением публичных законов

Кант отказался решать вопрос о происхождении государства

“…Договор есть всего лишь идея разума, которая, однако, имеет несомненную (практическую) реальность в том смысле, что он налагает на каждого законодателя обязанность издавать свои законы так, чтобы они могли исходить из объединенной воли целого народа”

Кант сформулировал основные идеи и принципы современных учений о правовом государстве

“Государство в идее, такое, каким оно должно быть в соответствии с чистыми принципами права”

Государство – это соединение множества людей, подчиненных правовым законам

Осуществление законодательной власти народом исключает возможность принятия законов, наделяющих граждан неравными правами

Деятельность государства сводится к правовому обеспечению индивидуальной свободы

“Под благом государства следует понимать состояние наибольшей согласованности конституции с принципами права, к чему нас обязывает стремиться разум своим категорическим императивом”

В задачу государственной власти не входит забота о счастье граждан

Кант выделяет в государстве три главных органа – по изданию законов (парламент), их исполнению (правительство) и охране (суд)

Идеалом организации государства является система разделения и субординации властей

“Республиканизм есть государственный принцип отделения исполнительной власти (правительства) от законодательной; деспотизм – принцип самовластного исполнения государственных законов, данных им самим” Кант категорически отверг путь насильственной революции

Правового состояния общества невозможно достичь противоправными средствами

Ни один мирный договор не должен считаться таковым, если при его заключении тайно сохраняется основа новой войны

Ни одно самостоятельное государство ни по наследству, ни в результате обмена, купли или дарения не должно быть приобретено другим государством

Государство не представляет собой имущества

Государство – это общество людей, повелевать и распоряжаться которыми не может никто, кроме его самого

Постоянные армии со временем должны полностью исчезнуть

Ни одно государство не должно насильственно вмешиваться в политическое устройство и управление другого государства
Гражданское устройство каждого государства должно быть республиканским
Международное право должно быть основано на федерализме свободных государств

 

Карл Маркс (1818-1883)

Фридрих Энгельс (1820 - 1895)

«Манифест Коммунистической партии»

Марксизм сложился как самостоятельная доктрина во второй половине 40-х гг. XIX в. Первыми произведениями зрелого марксизма В.И. Ленин называл книгу Маркса “Нищета философии” (1847 г.) и “Манифест коммунистической партии” Маркса и Энгельса (1847–1848 гг.).

Политико-правовая теория Карла Маркса (1818–1883 гг.) и Фридриха Энгельса (1820–1895 гг.) складывалась в процессе формирования марксистского учения в целом. Большое влияние на эту теорию оказали идеи французских социалистов. Хорошо известно, что французский социализм является одним из источников марксизма. Социалистом (коммунистом) Маркс стал в Париже, где он жил в 1843–1845 гг.

Знакомство с многочисленными и разнообразными политическими учениями французских социалистов и коммунистов наложило отпечаток на политико-правовое учение Маркса тем более, что его основные интересы и научные изыскания относились к сфере политэкономии. Дело не только в том, что значительная часть “Манифеста коммунистической партии” текстуально совпадает с составленным сен-симонистами “Изложением учения Сен-Симона” при непременной замене авторами “Манифеста” слова “эксплуатация” термином “борьба” (1). Это был, скорее всего, полемический прием, призванный подчеркнуть активное, наступательное начало, лежащее в основе того варианта коммунистической идеологии, сторонниками которого были Маркс и Энгельс. Важнее то, что многие положения политико-правовой идеологии, которые порой считаются достоянием исключительно марксистской теории, были известны и широко распространены во французской социалистической литературе 20–40-х гг. XIX в. Это положения о буржуазной сущности государства и права того времени, о неизбежности социальной революции, о необходимости диктатуры (2) на период перехода от капитализма к социализму или к коммунизму, а также идея отмирания государства при коммунизме. Все перечисленные положения, однако, были включены в систему логически связной и достаточно оригинальной доктрины, разработанной Марксом и Энгельсом.

К основным положениям марксизма относится учение о базисе и надстройке. Базис – экономическая структура общества, совокупность не зависящих от воли людей производственных отношений, в основе которых лежит та или иная форма собственности; эти отношения соответствуют определенной ступени развития производительных сил. На базисе возвышается и им определяется юридическая и политическая надстройка, которой соответствуют формы общественного сознания. Государство и право как части надстройки всегда выражают волю и интересы класса, который экономически господствует при данной системе производства. Маркс писал, что прогрессивными эпохами развития общества являются азиатский, античный, феодальный и буржуазный способы производства, причем буржуазные производственные отношения – последняя антагонистическая форма общественного производства. Одна общественно-экономическая формация сменяется другой в результате борьбы классов, социальной революции, которая происходит, когда постоянно развивающиеся производительные силы приходят в противоречие, в конфликт с устаревшей системой производственных отношений (базисом общества). После социальной революции происходит переворот во всей громадной надстройке.

Обосновывая необходимость и близость насильственной коммунистической революции, Маркс и Энгельс доказывали, что в 40-е гг. XIX в. капитализм уже стал тормозом общественного развития. Силой, способной разрешить противоречие между растущими производительными силами и тормозящими их рост капиталистическими производственными отношениями, является пролетариат. Пролетариат, осуществив всемирную коммунистическую революцию, построит новое, прогрессивное общество без классов и политической власти.

Маркс и Энгельс всегда придавали большое значение раскрытию классовой сущности государства и права. “Современная государственная власть, – писали они, – это только комитет, управляющий общими делами всего класса буржуазии”. В книге “Происхождение семьи, частной собственности и государства” (1884 г.) Энгельс доказывал, что государство возникло в результате раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами и само оно является “государством исключительно господствующего класса и во всех случаях остается по существу машиной для подавления угнетенного, эксплуатируемого класса”. В той же работе Энгельс изложил типизацию государств по их классовой сущности (рабовладельческое, феодальное, капиталистическое государства).

По учению Маркса и Энгельса, право тоже носит классовый характер. В “Манифесте коммунистической партии”, риторически обращаясь к буржуазии, они писали: “Ваше право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса”.

Классовый подход к государству и праву в марксистской теории связан с идеей пролетарской коммунистической революции: “Пролетариат основывает свое господство посредством насильственного ниспровержения буржуазии”. В “Манифесте коммунистической партии” изложена программа пролетарской революции: “Первым шагом в рабочей революции является превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии.

Пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т.е. пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил.

Это может, конечно, произойти сначала лишь при помощи деспотического вмешательства в право собственности и в буржуазные производственные отношения”. Там же перечислены конкретные мероприятия, необходимые для переворота во всем способе производства (отмена права наследования, высокий прогрессивный налог, конфискация имущества эмигрантов и мятежников, монополизация государственного банка, подчинение производства плану, учреждение промышленных армий и др.).

В начале 50-х гг. Маркс назвал политическую власть рабочего класса диктатурой пролетариата, ссылаясь на О. Бланки: “Этот социализм, – писал Маркс о революционном коммунизме Бланки, – есть объявление непрерывной революции, классовая диктатура пролетариата как необходимая переходная ступень к уничтожению классовых различий вообще”.

Об идее диктатуры пролетариата Маркс и Энгельс потом писали неоднократно. Существенные новшества, внесенные ими в эту идею, состояли в следующем. В работе “Критика Готской программы” (1875 г.) Маркс писал о двух фазах коммунистического общества, на первой из которых сохранится “узкий горизонт буржуазного права” в связи с распределением по труду. На второй, высшей фазе коммунизма, когда осуществится принцип распределения “по потребностям”, отпадет надобность в праве и государстве. Упоминание в этой работе и о диктатуре пролетариата, и о “будущей государственности коммунистического общества” впоследствии создало ряд теоретических неясностей об исторических рамках диктатуры пролетариата и даже породило идею “общенародного государства”, против которой Маркс энергично возражал в той же самой работе.

Другие дополнения и уточнения идей коммунистической революции и диктатуры пролетариата состояли в суждениях о темпах и формах развития революции. В 70-е гг. Маркс говорил о возможности мирного, ненасильственного развития пролетарской революции в Англии и США (предположительно сказано о Голландии), где не было развитого военно-бюрократического аппарата исполнительной власти Энгельс в 90-е гг писал, что можно “представить себе” (чисто теоретически) мирное осуществление требований социалистической партии в демократических республиках (Франция, Америка) или в таких монархиях, как Англия.

Мысли о возможности “легальной” социалистической революции подробно изложены в последней работе Ф. Энгельса – во “Введении” к “Классовой борьбе во Франции с 1848 по 1850 г.” К. Маркса, переизданной по инициативе Энгельса в 1895 г. Отнюдь не отвергая возможности в будущем уличных боев пролетариата и энергично протестуя против сокращения рассуждений об “уличных боях” в своем “Введении”, опубликованном в газете “Форвертс”, Энгельс пишет об успехах германской социал-демократии на выборах и замечает, что буржуазия и правительство стали бояться легальной деятельности рабочей партии больше, чем нелегальной, успехов на выборах гораздо больше, чем успехов восстания Ссылаясь на результаты выборов в ландтаги, в муниципальные советы, в промысловые суды, Энгельс отмечал, что в государственных учреждениях, в которых буржуазия организует свое господство, есть вообще много такого, чем может воспользоваться рабочий класс для борьбы против этих самых учреждений. Использование рабочим классом представительных учреждений и всеобщего избирательного права для борьбы против буржуазии тем более необходимо, считал Энгельс, что темп развития социальной революции оказался не таким, каким виделся в 1848 г., – история свидетельствовала, что тогдашний уровень экономического развития был недостаточен для устранения капиталистического способа производства Мощная армия пролетариата еще и теперь (в 1895 г), писал Энгельс, далека от того, чтобы добиться победы одним великим ударом – она принуждена медленно пробиваться вперед, упорной борьбой отстаивая позицию за позицией Использование всеобщего избирательного права и экономический переворот откроют широким массам рабочих путь к политическому господству

В ряде работ Маркс и Энгельс одобряли Парижскую коммуну 1871 г. В работе “Гражданская война во Франции” Маркс высоко оценивал мероприятия Парижской коммуны. Отмечая ряд особенностей Коммуны Парижа, свойственных ей как традиционному органу городского самоуправления (право отзыва депутатов, их обязанность отчитываться перед избирателями, выборность и сменяемость всех должностных лиц, соединение в Совете коммуны законодательных и исполнительных функций и др), Маркс писал, что “Коммуна должна была быть не парламентарной, а работающей корпорацией... Она была, по сути дела, правительством рабочего класса Она была открытой, наконец, политической формой, при которой могло совершиться экономическое освобождение труда”.

Политико-правовое учение марксизма содержит идею отмирания политической власти (государства) в коммунистическом обществе, когда не будет классов с противоположными интересами. Эта идея особенно резко защищалась Энгельсом, называвшим государство злом, которое по наследству передается пролетариату, ставившим задачу отправить в будущем обществе государство “в музей древностей, рядом с прялкой и с бронзовым топором”.

Маркс и Энгельс разрабатывали и распространяли свою теорию в бескомпромиссной и жесткой борьбе с другими социалистическими учениями. Большая часть их произведений носит острополемический характер, посвящена разоблачению буржуазной или мелкобуржуазной сущности иных социалистических теорий того времени. Уже в книге “Нищета философии” крайне резко критикуется доктрина Прудона, в “Манифесте коммунистической партии” все вообще социалистические теории той эпохи отвергаются как реакционные, буржуазные, мелкобуржуазные, феодальные, утопические и т.п. Активное неприятие и предвзято критический настрой ко всем другим идеям и теориям опирался на незыблемую уверенность в научности своей собственной доктрины, Авторы “Манифеста коммунистической партии” открыто притязали на то, что только у них в теоретическом отношении “перед остальной массой пролетариата преимущество в понимании условий, хода и общих результатов пролетарского движения”.

Однако марксизм, несмотря на все разногласия и расколы его сторонников, избежал судьбы доктринерских и догматических теорий первой половины XIX в., ставших достоянием узких кружков единомышленников. Распространению марксизма и становлению его как влиятельного направления политико-правовой идеологии способствовала организация Международного Товарищества Рабочих (Интернационал). Через эту организацию Маркс и Энгельс получили возможность широкого для того времени идейного влияния на растущее рабочее движение тем более, что еще с “Манифеста коммунистической партии” марксизм был твердо ориентирован не на какую-либо страну или группу стран, а на всемирную пролетарскую революцию. Распространению и росту авторитета марксизма содействовали находившиеся под его прямым или опосредованным влиянием рабочие партии Германии, после внушительных успехов на выборах в рейхстаг получившие официальное признание. Марксистские идеи были популярны среди социалистов ряда стран Европы, причем Рабочая партия Франции с самого начала была создана на основе программы, составленной Марксом совместно с социалистами Ж. Гедом и П. Лафаргом. Важную роль играло и то обстоятельство, что в политической жизни Западной Европы марксизм выступал в окаймлении социал-демократических идей. Суть дела в том, что партии, поддерживавшие марксистскую критику капитализма, соединяли ее с идеями социальной демократии и боролись за практическое улучшение жизни наемных рабочих не в далеком будущем (после победы коммунистической революции), а уже в современном им обществе, при капитализме. В борьбе за влияние на рабочее движение немалое значение имела также теоретическая и публицистическая деятельность Маркса и Энгельса, особенно опубликование первого тома “Капитала”, считавшегося последним словом политической экономии.

Основным предметом ожесточенных дискуссий в Международном Товариществе Рабочих с анархистами и в немецком рабочем движении с лассальянцами была идея политической революции и диктатуры пролетариата. Марксизм сближала с анархистами идея отмирания государства, но анархисты отрицали политическую борьбу и пролетарское государство. С лассальянцами общим было признание необходимости политической деятельности, особенно борьбы за избирательное право, но лассальянцы были противниками насильственных политических революции и диктатуры.

Идеология социальной демократии сложилась из ряда идей и стремлений первой половины XIX в. Еще тогда зародилась идея государства, помогающего трудящимся осуществить глубокий общественный переворот. Для этого государство должно стать демократическим, со всеобщим избирательным правом, без каких бы то ни было имущественных цензов. Такое государство, как предполагалось, окажет помощь наемным рабочим в организации производственных мастерских, коопераций, объединений, которые постепенно вытеснят буржуазию из всех сфер экономической деятельности.

Немалую роль в распространении идей социальной демократии играло неверие их сторонников в возможность насильственного, принудительного создания социалистического строя.

Наиболее ярким теоретиком социальной демократии второй половины XIX в. был публицист и адвокат Фердинанд Лассаль (1825–1864 гг.). Его усилиями была создана в 1863 г. первая рабочая социалистическая партия “Всеобщий германский рабочий союз”.

Талантливый агитатор и пропагандист, Лассаль называл себя учеником Маркса. Зная наизусть “Манифест коммунистической партии” и экономические труды Маркса, он так активно и широко пропагандировал его идеи в немецком рабочем движении, что после гибели Лассаля Маркс счел необходимым на первой же странице “Капитала” (1867 г.) заявить о своем авторстве идей, распространенных Лассалем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.242.165 (0.071 с.)