Политика и ее субстанциональные свойства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политика и ее субстанциональные свойства



2.1. Политика как общественное явление. Термин произошел от греческого слова politike – общественные, государственные дела. Наиболее распространенными подходами к пониманию сущности политики и ее определению являются следующие:

Коммуникационный. В самом общем виде политика есть область отношений между различными общностями людей – классами, нациями, социальными группами и слоями.

Конфликтно-консенсусные определения акцентируют внимание на противоречиях интересов, которые лежат в основе политики, определяя ее динамику. Формами взаимодействия субъектов политики могут быть борьба, столкновение, соперничество, конкуренция, компромисс, сотрудничество, консенсус и др.

Директивные, силовые трактовки. Политика есть сфера властных отношений. Власть – первооснова, суть политических отношений, важнейшее конституирующее качество политики. Только на этой основе можно выделить политику, политические отношения из всей совокупности общественных отношений.

Институциональные определения рассматривают политику как сферу взаимодействия государства, партий, других общественно-политических институтов и структур, в которых воплощается и материализуется власть и политика.

Функциональный подход. Основным назначением политики является управление социальными процессами как систематическое и целенаправленное воздействие на общество для сохранения и оптимального функционирования данного социально-экономического строя.

Политика выступает как организационная и регулятивно-контрольная сфера общества, что обусловлено такими ее свойствами, как универсальность, всеохватывающий характер, инклюзивность (включенность во все сферы), способность воздействовать практически на любые стороны жизни. Функциональность политики не только позволяет ей глубоко воздействовать на другие сферы общественной жизни, но и связывает ее с ними. Политика глубоко опосредована экономической сферой общества, экономическими отношениям и интересами, концентрированным выражением которых она является. Вместе с тем она обладает относительной самостоятельностью и оказывает обратное воздействие на экономику и другие сферы общественной жизни. Тесная связь существует между политикой и моралью, политикой и культурой, политикой и идеологией, политикой и правом.

2.2. Политическая власть, ее природа и сущность. Уже в первобытном обществе есть общественная власть, координирующая все стороны жизни коллектива и регулируемая обычаями. Позже, в условиях разделения труда и собственности, общественная власть претерпевает значительные изменения, становясь политической властью. Постепенно она оформляется в законах, преобразуясь в новую власть – государственную.

Политическая власть – совокупность механизмов и средств, способов определяющего воздействия политических субъектов, на поведение социальных общностей, организаций с целью управления, координации, согласования, подчинения интересов всех членов общества единой политической воле посредством убеждения и принуждения.

Политическая власть всегда носит общественный характер, проявляется через функционирование специальных структур, предполагает использование принуждения, традиций, морального влияния, системы идеологических и правовых норм.

Теоретические трактовки политической власти.

1. Системные концепции рассматривают власть как свойство политической системы.

2. Правовые концепции считают право первичным, а политику и власть – производными от права.

3. Поведенческие концепции объясняют политическую жизнь из присущих человеку свойств, поведения, воли, стремления к власти. Политический человек – это человек, стремящийся к власти.

4. Реляционистские концепции характеризуют власть как межличностное отношение, позволяющее одному индивиду изменять поведение другого. Это отношения субъекта и объекта власти. Они могут быть разными: подавление сопротивления объекта, неравное распределение ресурсов между участниками властных отношений, раздел зон влияния и т.д.

Выделяют следующие измерения политической власти: директивное, функциональное, коммуникативное.

Основные черты политической власти:

· верховенство, обязательность решений для всякой иной власти;

· публичность, т.е. всеобщность и безличность. Политическая власть всегда обращается от имени всего общества с помощью права ко всем гражданам;

· моноцентричность, неделимость наличие единого центра принятия решений;

· многообразие ресурсов.

Процесс властвования. Командование и исполнение – два универсальных принципа власти, которые нераздельны и взаимодействуют, как и два типа личности – властной и подчиняющейся. Оба эти типа общественно необходимы. Они воспроизводятся в крупных общественных структурах и отношениях между ними.

Источники и основания власти: происхождение, социальный статус, деньги, богатство, знания и др.

Субъекты и объекты власти. Субъектами власти могут быть отдельные личности, организации, общности людей, союзы государств, мировое сообщество. Первичными субъектами являются индивиды, вторичными – политические организации, субъектами более высокого уровня – политические элиты и лидеры.

К наиболее важным, общественно значимым функциям политической власти можно отнести следующие:

· - поддержание общественного порядка и стабильности;

· - выявление, ограничение и разрешение конфликтов;

· - достижение общественного согласия (консенсуса);

· - принуждение во имя социально значимых целей и сохранения стабильности;

· - управление делами общества.

Под ресурсами власти принято понимать все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. К ним относятся: ценности (деньги, предметы потребления); средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивацию человека (средства массовой информации); орудия, с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей (оружие, карательные органы в целом); государство с его аппаратом, армией, органами внутренних дел, тюрьмами, правоохранительными органами, денежной и налоговой системами; интересы, убеждения людей, их чувства, эмоции (страх, ненависть, зависть, восторг, энтузиазм, недовольство и др.); экономический, военный, культурный потенциал страны; государственная территория; стабильность и порядок, единство общества; природные богатства; численность населения, его качество, знания, профессионализм и др.

2.3. Понятие легитимности политической власти. Термин «легитимность» возник в начале XIX века и означает признание населением данной власти, ее права управлять. Легитимная власть принимается массами, а не просто навязывается им. Массы согласны подчиняться такой власти, считая ее справедливой, авторитетной, а существующий порядок наилучшим для страны. В политологии используется также термин «легальность» власти. Легальность власти – юридическое обоснование, юридическое бытие власти, ее законность, соответствие правовым нормам.

Типология легитимности, пользующаяся широким признанием, введена Максом Вебером. Он выделил три типа легитимности. Традиционная власть основана на вере в священный характер норм, обычаев, традиций, которые рассматриваются как нерушимые. Обычаи выступают основой управления и послушания в обществе, ибо так принято, так было всегда.

Харизматический тип властвования. Харизма означает особый дар, призвание, божественный дар, которым обладает лидер, по сути, это сверхчеловек с особыми качествами. Харизматический тип властвования развивается в условиях, где нет свободы, в революционных условиях.

Легальная власть основывается на признании юридических норм, конституции, которые регулируют отношения управления и подчинения. Эти нормы открыты для изменений, для чего имеются установленные законом процедуры. Рационально-правовая легитимность характерна для демократических государств. Она предполагает строгое соблюдение законов всеми структурами общества, в том числе и государственными органами, доступ к политическим институтам всем слоям населения, доверие граждан к устройству государства, а не к отдельным лидерам, подчинение законам, а не личности руководителя.

В период радикальных социально-экономических изменений наблюдается, как правило, кризис законности власти. Старый режим уже утратил легитимность, а новый еще не приобрел. Положение нового режима во многом зависит от того, каким способом он попытается утвердить свою легитимность. К стабильной легитимности ведет лишь рационально-правовой способ, при котором доверие и уважение к власти основывается на признании законными ведущих к ней путей.

2.4. Понятие и структура политической системы общества. Политическая система – совокупность институтов, которые выявляют потребности и интересы социальных групп, формируют и организуют взаимодействие людей по осуществлению публичной власти на соответствующей территории.

Политическая система имеет определенные компоненты.

1.Политическое сообщество – совокупность людей, стоящих на разных ступенях политической иерархии, но связанных вместе определенной политической культурой, знаниями о политике, историей страны, традициями и ценностными ориентациями, а также чувствами в отношении политической системы и целей правления.

2. Должностные лица, решения которых признаются политическим сообществом как обязательные.

3. Правовые нормы и нормы политической этики, которые регулируют работу системы, методы, способы осуществления политической власти.

4. Территория, которая выполняет связующую роль и имеет определенные границы.

Политические системы могут иметь сложную или простую структуру. Политические структуры включают в себя различные организации, как собственно политические – государство, политические партии, так и неполитического характера, которые могут преследовать серьезные политические интересы, например, профсоюзы, объединения предпринимателей, церковь и другие.

В политической науке сформировались определенные подходы к изучению политической системы. Институциональный подход рассматривает политическую систему как совокупность государственных и негосударственных институтов социальных и правовых норм, посредством которых реализуются политико-властные отношения. При системном подходе главным предметом анализа является не институт, а социальное взаимодействие между индивидами и группами, которые осуществляют определенные политические роли. Политические взаимодействия ориентированы на авторитетное распределение ценностей в обществе.

К функциям политической системы относят:

· постановку целей и задач общественного развития;

· создание необходимых условий и проведение необходимой работы по претворению в жизнь поставленных целей и задач;

· оказание повседневного регулирующего воздействия на все сферы общественной жизни.

2.5. Политический режим как функциональный аспект политической системы. Политический режим – это способ функционирования и взаимосвязи основных элементов политической системы общества

Понятие политического режима включает в себя ряд основных критериев:

· - характер и мера осуществления власти;

· - механизм формирования власти;

· - взаимоотношения общества и власти;

· - роль и значение негосударственных и неполитических организаций и структур;

· - характер существующих в обществе запретов;

· - роль идеологии в жизни общества;

· - характер политического лидерства;

· - соотношение прав и свобод граждан;

· - положение средств массовой информации;

· - роль политических партий;

· - соотношение между законодательной и исполнительной властью;

· - роль и значение органов подавления;

· - тип политического поведения.

Наиболее распространенной классификацией политических режимов является следующая:

· Тоталитарные режимы.

· Авторитарные режимы.

· Демократические режимы.

2.6. Исторический опыт и формы перехода от авторитаризма и тоталитаризма к демократии. Трактовки и модели демократии Понятие «демократия» происходит от греческих слов demos – народ, kratos – власть. Это понятие впервые встречается у Геродота. В настоящее время демократию рассматривают:

· - как форму устройства любой организации; как принцип взаимоотношений, основанный на равноправии, выборности, принятии решений большинством;

· - как идеал общественного устройства, основанный на свободе, правах человека, гарантиях прав меньшинства, народном суверенитете, политическом участии, гласности, плюрализме, толерантности;

· - как тип политического режима, характеризующийся совокупностью определенных признаков.

Как особый тип политического режима выделяется еще либерально-демократический режим. Это переходный тип, который устанавливается в обществе на этапе его трансформации из тоталитарных и авторитарных режимов в демократические. При этом режиме отчуждение от власти носит относительный характер. Власть, как правило, готова обсуждать с обществом свои решения, но она сама определяет меру, степень и характер участия масс в политической жизни общества. Роль общества еще сильно ограничена. Оно может влиять на процесс принятия решений, но не может выбирать, может советовать, но не может требовать, может думать, но не может решать. При либерально-демократическом режиме особая роль придается гласности, просвещению, нравственности, но часто недооценивается роль формальных структур власти, правовых и демократических процедур. С точки зрения допустимого и запретного действует принцип «позволено все, что не ведет к смене власти».

В зависимости от того, кто имеет приоритет – личность, социальная группа или народ, выделяют следующие модели демократии:

· индивидуалистические;

· плюралистические;

· коллективистские.

Теории демократии разделяются на группы в зависимости от того, какая форма демократии преобладает –

· прямая

· представительная.

 

Модуль 3

Политические институты

3.1. Политический институт как организационная структура системы политических отношений. Государство - основной политический институт.

Государство можно определить как политическую общность, имеющую определенную структуру, организацию политической власти и управления социальными процессами на определенной территории.

Выделяют следующие подходы к исследованию государства: юридический, политологический, институциональный, социологический, философско-этический.

Концепции происхождения государства: марксистская (государство возникло как результат углубленного общественного разделения труда, выделения управления в целях повышения его эффективности в специальную отрасль общественной деятельности, возникновения в ходе развития общественного производства частной собственности, классов и эксплуатации); демографическая (главный фактор возникновения государства - изменения в воспроизводстве самого человека, рост численности и плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, запрет кровосмешения и упорядочения брачных отношений); антропологическая (государственная форма организации коренится в самой общественной природе человека); психологическая (государство - плод человеческого разума, созревший под влиянием определенных потребностей и эмоций человека); теологическая (государство - продукт воли Бога); силовая (государство возникло как результат завоевания одних народов другими) и др.

Основные признаки (атрибуты) государства: территория, население, суверенная власть.

Отличительные признаки государства: монопольное право на применение насилия, которое является легальным и узаконенным; монопольное право на издание законов и правовых актов, обязательных для всего населения; монопольное право на взимание налогов и сборов с населения; флаг, герб, гимн, денежная единица.

Функции государства делятся на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся:

· охрана правопорядка;

· хозяйственная;

· идеологическая;

· социальная.

К внешним функциям государства относятся:

· поддержание отношений с различными субъектами мировой политики – другими государствами, международными организациями и др.

· внешнеэкономическая;

· военная.

Форма государства – это способ организации политической власти, который включает три элемента: форму правления, форму государственного устройства и политический режим. Отражает исторические, географические, национальные, экономические и прочие особенности становления и развития различных государств.

3.2. Форма государственного правления. Это способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением. В зависимости от положения главы государства формы правления подразделяют на монархии и республики.

Монархия (от греч. monarhia – единовластие) – это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха (короля, императора, шаха, царя и т.п.). Власть монарха, как правило, передается по наследству и считается непроизводной от какой-либо другой власти, органа или избирателя. Глава государства занимает пост на определенный срок и не несет юридической ответственности за свои действия.

Существуют неограниченные (абсолютные) и ограниченные (конституционные) монархии. Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства. Отличительной особенностью конституционной монархии является ограничение власти монарха парламентом. В зависимости от степени такого ограничения выделяют дуалистическую (двойственную) и парламентскую монархии. При дуалистической монархии полномочия главы государства ограничены в сфере законодательства, но достаточно широки в сфере исполнительной власти. При парламентской монархии власть главы государства практически не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничена в сфере исполнительной власти.

Республика (лат respublica от res – дело и publicus – общественный) – это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа. Выделяют три основных разновидности республики – президентскую, парламентскую и смешанную (полупрезидентскую).

Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов. Отличительной чертой президентской республики является жесткое разделение законодательной и исполнительной ветвей власти. Парламент не может вынести вотум недоверия правительству, но и президент не вправе распустить парламент. Отношения между парламентом и президентом основываются на системе сдержек и противовесов, взаимозависимости.

В парламентской республике правительство формируется на парламентской основе и ответственно перед парламентом. Парламент может выразить вотум недоверия правительству, что влечет за собой отставку правительства либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов. Глава правительства (премьер-министр, канцлер) реально является первым лицом в политической иерархии. Президент же фактически занимает в ней более скромное место, осуществляя главным образом представительские и церемониальные функции.

Выделяют также «смешанную» или полупрезидентскую республику. Эта форма правления стремится сочетать сильную президентскую власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Она не имеет таких устойчивых типичных черт, как парламентская и президентская республики и в различных странах существенно отличается в ту или иную сторону. Ее главная отличительная черта – двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом.

3.3. Форма государственного устройства. Раскрывает территориально-организационную структуру государства, характер взаимоотношений центральных, региональных и местных властей. Основные формы государственного устройства в современном мире – это унитарное (простое) государство, федерация и конфедерация (сложные государства).

Унитарное государство – это единое, простое государство, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Унитарное государство имеет единую Конституцию, единую правовую систему, единую систему высших органов власти и управления, единое гражданство.

Федерация – это сложное союзное государство, состоящее из государственных образований, обладающих определенной политической самостоятельностью (штатов, кантонов, республик, земель и т.п.). При верховенстве общегосударственной (федеральной) власти и общегосударственного (федерального) права, государственные образования – члены федерации – имеют собственные конституции, законодательство, гражданство, высшие органы власти.

Конфедерация – союз юридически и политически самостоятельных государственных образований для осуществления конкретных совместных целей.

3.4. Правовое государство: понятие и, признаки. Теория правового государства в ее целостном виде разработана Д. Локком, Ш. Монтескье, Т. Джефферсоном, И. Кантом и другими представителями либерализма. Сам термин «правовое государство» утвердился в XIX веке в трудах немецких юристов К.Т. Велькера Р. фон Моля и др. Правовое государство – это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу личности и подчиняющим власть воле суверенного народа.

Отличительные признаки:

· Суверенитет народа.

· Верховенство закона. Всеобщность права, связанность правом самого государства и его органов.

· Взаимная ответственность государства и личности.

· Разделение властей.

· Незыблемость свободы личности, ее прав, чести и достоинства.

· Наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан, реализацией законов и других нормативных актов, гибкого механизма гарантий свободы народного волеизъявления.

3.5. Понятие и сущность гражданского общества. Наиболее полное обоснование проблема разграничения государства и гражданского общества получила у Гегеля.

Гражданское общество – это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей.

3.6. Правовая основа политической системы белорусского общества. Представлена в Конституции. Она закрепляет основы конституционного строя, политико-правовой статус личности, основные институты власти, органы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь.

3.7. Законодательная власть как одна из ветвей власти. Законодательные органы. Законодательная власть представлена как правило парламентом. Слово «парламент» впервые появилось в Англии (Parliament), происходит от французского слова parler – говорить, парламент – место, где разговаривают. Парламент – избираемый населением (может быть частично назначаемый) высший представительный, законодательный орган государственной власти в стране. Принято считать, что первый парламент появился в Англии в 1265 г. Основные функции парламента: законодательная, представительская, в сфере финансов, по контролю над деятельностью правительства, по формированию других органов государства, а также в области внешней политики, обороны и безопасности государства.

С точки зрения структуры парламенты делятся на однопалатные и двухпалатные. Порядок формирования парламента зависит от его структуры. Если парламент однопалатный, то он, как правило, избирается гражданами. Если двухпалатный, то одна его палата (нижняя) также избирается гражданами, а что касается второй палаты, то существует множество разных вариантов формирования второй палаты: формирование путем прямых выборов с некоторыми особенностями по сравнению с той системой, которая применяется в выборах нижних палат, формирование посредством непрямых-многостепенных, или косвенных выборов, формирование посредством назначения, феодальный способ формирования по наследственному принципу.

В структуре парламента выделяют также различные подразделения необходимые для эффективной деятельности парламента: спикер, парламентские комиссии или комитеты, партийные фракции или парламентские группы, специальные органы парламентского контроля (ревизоры, контролеры, счетные палаты или комиссии).

3.8. Исполнительная власть в политической системе белорусского общества. Высшим органом исполнительной власти является правительство. Говоря о правительстве, как правило, имеют в виду государственный коллегиальный орган, при помощи которого осуществляется повседневное текущее руководство внутренней и внешней политикой. В Республике Беларусь представлено Советом Министров.

Порядок формирования правительства, как правило, определяется формой правления государства. Можно выделить два основных способа образования правительства: парламентский способ и внепарламентский способ.

Парламентский способ образования правительства часто называется английской моделью, по которой лидер партии, победившей на выборах, образует правительство. Внепарламентский способ представлен в президентских республиках. В президентских республиках глава государства сам является главным обладателем исполнительной (правительственной) власти. В президентских республиках президент назначает и увольняет членов кабинета или правительства.

В состав правительства, кроме главы правительства и министров входят еще такие должностные лица, как государственные министры, министры без портфеля, статс-секретари; иногда – младшие министры и парламентские секретари. Кроме министерств в правительстве выделяют комиссии и комитеты.

Правительство обладает следующими полномочиями: в сфере политического руководства, в области управления, в сфере законодательства, внешнеполитические, чрезвычайные и иные полномочия правительства.

3.9. Государственный аппарат. Государственное управление на локальном уровне. Государственное управление на локальном уровне осуществляется через систему органов местного управления и самоуправления. Местное самоуправление характеризуется главным признаком – выборностью. Местное управление – это органы, назначаемые центральной властью. В этом их главное отличие: самоуправление – избираемые органы, управление – назначаемые. Они также различаются по функциям и компетенциям.

Терминология, существующая в разных странах мира, для обозначения органов управления и самоуправления достаточно разнообразна. Одни и те же органы могут называться и администрацией, и органами управления, и органами самоуправления, муниципалитетами и т.д.,

Объем полномочий и способ предоставления прав муниципальным органам в различных странах различен.

К наиболее общим полномочиям относятся следующие:

· Полномочия в сфере финансово-экономической деятельности – это принятие местного бюджета, а также и участие в экономических и социальных проектах.

· Полномочия в области охраны общественного порядка.

· Полномочия в области коммунального обслуживания, благоустройства и охраны окружающей среды.

· Полномочия в социальной сфере.

3.10. Возникновение и развитие политических партий и партийных систем. Термин «партия» происходит от латинского partis, что означает часть чего-то целого, сторону какого-либо явления или процесса. Возникновение и развитие партий и партийных систем в современном смысле слова связано с эпохой буржуазных революций, с появлением и развитием парламентаризма как формы организации и осуществления государственной власти. В генезисе партии как политического института выделяют, согласно общепринятой в политологии классификации М. Вебера, три этапа: аристократическая группировка – политический клуб – массовая партия.

Политическую партию тем самым можно охарактеризовать как организованную группу единомышленников, представляющую интересы части народа и ставящую своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.

Основными отличительными признаками политической партии являются:

· - связь с определенным классом, социальным слоем, группой или их совокупностью, т.е. наличие социальной базы;

· - обладание определенной программой деятельности, отражающей единство мировоззренческих установок и идеологических принципов членов партии;

· - наличие формализованной организационной структуры (членство, субординация органов, партийный аппарат и т.д.);

· - установка на достижение политической власти и действия по ее практическому воплощению.

Специфика партии как политического института – это открытая борьба за политическую, государственную власть. Этим политическая партия и отличается, прежде всего, от других разновидностей общественных объединений (общественных организаций и движений), которые также активно участвуют в политической жизни, но не добиваются прямого контроля над правительственной властью.

Типы политических партий.

С точки зрения их идейно-политической ориентации различаются коммунистические, социал-демократические, либеральные, консервативные партии, а также партии, опирающиеся на различные религиозные и национальные доктрины.

По отношению к существующему порядку, содержанию целей и задач выделяют революционные партии (стремящиеся к радикальному качественному преобразованию общества), реформистские (стремящиеся к улучшению общественной жизни без структурных принципиальных изменений), консервативные (отстаивающие сохранение устойчивых, сложившихся форм общественной жизни) и реакционные партии (стремящиеся к восстановлению предшествующих общественных порядков и структур).

По месту в системе государственной власти партии подразделяются на правящие и оппозиционные, по условиям деятельности – на легальные, полулегальные и нелегальные.

В соответствии с характером членства, принципами организации партии делятся на кадровые и массовые.

Деление партий на кадровые и массовые дополняется типологией партий на парламентские и авангардные по характеру их деятельности. Парламентская партия борьбу за власть связывает главным образом с выборами в представительные учреждения. Авангардная партия не ограничивает свою деятельность борьбой за депутатские мандаты. Она осуществляет широкую внепарламентскую деятельность, большое внимание уделяет идеологической и воспитательной работе, формируется на мировоззренческой основе.

К числу наиболее общих функций политических партий относятся:

· - представительство социальных интересов;

· - выработка программных установок, политической линии партии;

· - формирование общественного мнения, политическое образование и политическая социализация граждан;

· - участие в борьбе за власть и в ее осуществлении, в формировании политической системы общества;

· - подготовка и выдвижение кадров.

В процессе своей деятельности политические партии вступают в определенные отношения друг с другом, а также с государством и другими политическими институтами. В подобном взаимодействии они и образуют партийную систему. Партийная система представляет собой объединение взаимосвязанных между собой партий, стремящихся к получению, удержанию и осуществлению власти. Этим понятием охватывается, таким образом, совокупность существующих в стране партий и принципы взаимоотношений между ними.

В зависимости от характера политического режима можно говорить о демократических, авторитарных и тоталитарных партийных системах; в соответствии с господствующими социальными ценностями выделяют социалистические и буржуазные системы; учитывая характер отношений между партиями и государством – конкурентные и неконкурентные, альтернативные и неальтернативные партийные системы. Так или иначе, все эти типологии связаны с делением партийных систем на многопартийные, двухпартийные и однопартийные в соответствии с количеством партий, реально участвующих в борьбе за власть.

Многопартийная система характеризуется наличием в стране нескольких политических партий, соревнующихся в борьбе за власть. Существует несколько разновидностей многопартийной системы.

1. Уклад многопартийной раздробленности характеризуется конкуренцией нескольких политических партий, ни одна из которых не в состоянии завоевать большинство мест в парламенте и самостоятельно осуществлять власть. В этих условиях партии вынуждены идти на компромиссы, искать союзников и партнеров с целью создания коалиционного большинства.

2. Блоковая или поляризованная многопартийность. Здесь на политической арене действует несколько политических партий, объединившихся в два и более крупных политических блока.

3. Многопартийная система с доминирующей партией (уклад доминации) характеризуется длительным пребыванием у власти одной партии при наличии малоэффективной оппозиции. Правящая партия получает и удерживает доминирующее положение благодаря слабости и распыленности своих противников, противоречия в рядах которых не позволяют им образовать прочный оппозиционный союз.

Двухпартийная система предполагает наличие в стране двух сильных партий, каждая из которых способна к самостоятельному принятию власти и ее осуществлению. Когда одна из партий побеждает на выборах, другая становится в оппозицию, и так периодически они сменяют друг друга у руля власти. Бипартизм не исключает существования в стране и других, менее влиятельных партий. Они также участвуют в политическом процессе, но реально претендовать на победу не в состоянии.

Однопартийная система характеризуется монополией на власть со стороны одной партии. В однопартийной системе нет политической конкуренции.

В Республике Беларусь идет процесс становления многопартийности. В 2010 г. в Беларуси действовало 15 политических партий, представляющие различные направления политического спектра. Большинство партий пока немногочисленны и аморфны.

3.11. Место и роль общественных организаций в политической системе белорусского общества. Формирование разветвленной системы общественных организаций и движений является показателем развитости гражданского общества, свидетельством многообразия и структурированности его интересов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.45.92 (0.112 с.)