Введение в политическую теорию. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Введение в политическую теорию.



МИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

БЕЛЯВЦЕВА ДИНА ВЛАДИМИРОВНА

ВВЕДЕНИЕ В ПОЛИТИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ.

 

ЭЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПОЛИТОЛОГИЯ»

 

 

Минск 2010


ПРЕДИСЛОВИЕ.

Политическая теория – высшая форма отражения политики, форма абстрактного мышления, с помощью которой формируются представления о внешних и внутренних связях политики на основе систематизации группового и универсального опыта. Теория стремится построить определенную логическую модель политики, отражающую представления об обществе и мире в целом. Формируя интеллектуальные картины политики, теория может отрываться от действительности. Альтернативой такого явления выступает процедура научной верификации (соотнесение теоретических оценок с практикой). В политической науке сосуществуют множественные подходы, с разных сторон описывающие политическую динамику. Политическая теория является столь же сложной и одновременно такой же подвижной, как и сама политика.

Изучение данной дисциплины позволяет будущему специалисту-политологу понять мир политики, совокупность властных отношений как источник и механизм организации совместной жизни людей как в отдельных странах, так и в мировом сообществе. В Республике Беларусь как суверенном государстве политическое образование способствует формированию навыков выбора эффективных управленческих решений в условиях меняющегося мира.

Данное электронное учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Политология», специализации «Политический менеджмент». Оно составлено в соответствии с типовой учебной программой по курсу «Введение в политическую теорию» и представляет собой краткий конспект лекций. В основу структурирования содержания учебного пособия положен принцип модульного подхода.

Предлагаемое учебное пособие включает введение, шесть модулей, которые представляют собой укрупнённые и целостные дидактические единицы, имеющие относительно завершённый характер, заключение и список литературы.


Введение в дисциплину «Введение в политическую теорию»

0.1. Политическая наука как часть гуманитарного знания. Объект и предмет политической науки. Политическая наука является органической частью гуманитарного знания, неотъемлемым элементом организации всей духовной жизни общества. Объектом политической науки является вся политическая сфера жизнедеятельности общества. Политическая сфера – это область отношений между людьми по поводу управления государственными и общественными делами. Она является единством общего, присущего ряду стран, и особенного, специфичного для той или иной страны. Предметом - закономерности функционирования и развития политики, политических систем и политических процессов.

0.2. Становление и развитие политической науки. Выделяют три этапа эволюции политической науки. Первый - протонаучное осмысление мира политики в религиозно-мифологической форме и первые попытки рационализации политических представлений. Новое время (XVI – XIX вв.) положило начало второму этапу развития политической науки. Главной проблематикой стало исследование государства, демократии, систем политического представительства интересов, элит, партий, психологических процессов в политике и др. Теоретический подъем на рубеже веков привел к институциализации политической науки в качестве самостоятельной дисциплины в учебных заведениях США (1857), а в последствии в Германии и Франции. В 1903г. была создана первая Американская ассоциация политических наук. Все это позволяло говорить о становлении политической науки в качестве особой отрасли знания, занявшей свое место в структуре гуманитарных наук. С первой четверти XX в. и до настоящего времени длится современный этап развития политической науки.

В 1948г. на международном коллоквиуме политологов, организованном ЮНЕСКО в Париже, был рекомендован курс политической науки в системе высшего образования. В 1962г. была образована Советская ассоциация политических наук (САПН) при Институте государства и права АН СССР, со второй половины 70-х годов она является координатором политологических исследований. Под эгидой САПН начинают выходить ежегодники Ассоциации, проводятся семинары, симпозиумы, конференции. В 1989г. в ведущих вузах России и других республиках, в том числе и Беларуси, начинает преподаваться новый учебный курс – политология. В 1992г. в БГУ было открыто отделение политологии, где ведется подготовка специалистов в данной области знаний. В 1993г. создана Белорусская ассоциация политических наук. С 2009г. в БГЭУ также осуществляется обучение студентов по специальности «Политология». В БГУ, БГЭУ, Академии управления при Президенте Республики Беларусь открыты магистратуры и аспирантуры по данной отрасли наук.

0.3. Структура политической науки. Ее взаимосвязь с другими науками. В соответствии с изучаемой проблематикой в структуре политологии выделяются следующие разделы:

1) теория и методология политики раскрывает философско-методологические основы политики и политических отношений, сущность и содержание политики и власти, их основополагающие признаки, функции и закономерности развития;

2) теория политических систем и их элементов исследует сущность, структуру и функции политических систем, дает их сравнительный анализ, а также характеристику основных политических институтов – государств, партий, общественных организаций и движений и отношений между ними;

3) теория управления социально-политическими процессами изучает цели, задачи и формы политического руководства и управления обществом; механизмы принятия и реализации политических решений;

4) история политических учений и политическая идеология раскрывает генезис политической науки, содержание основных идейно-политических доктрин современности, роль и функции политической идеологии и политического сознания в политическом процессе;

5) теория международных отношений рассматривает проблемы внешней и мировой политики, различные аспекты международных отношений, глобальные проблемы современности.

Политическая наука развивается как целостная система теоретического и прикладного (практического) знания о политике. Теоретическая политология решает научные проблемы, связанные с формированием фундаментального знания о политической деятельности, объяснением процессов политического развития, разработкой концептуального аппарата политологии, методологии и методов политических исследований.

Прикладная политология изучает проблемы, связанные с преобразованием политической действительности, анализом путей и средств целенаправленного воздействия на политические процессы. В сфере ее внимания – исследование конкретной деятельности различных политических институтов, избирательных кампаний, технологии и техники организации власти, изучение общественного мнения, особенностей политической ориентации и политического поведения различных социальных групп.

Политическая наука взаимосвязана с другими социальными науками, изучающими отдельные сферы общественной жизни, в частности экономикой, правоведением, социологией, культурологией, социальной психологией, историей др.

Модуль 1

Модуль 2

Модуль 3

Политические институты

3.1. Политический институт как организационная структура системы политических отношений. Государство - основной политический институт.

Государство можно определить как политическую общность, имеющую определенную структуру, организацию политической власти и управления социальными процессами на определенной территории.

Выделяют следующие подходы к исследованию государства: юридический, политологический, институциональный, социологический, философско-этический.

Концепции происхождения государства: марксистская (государство возникло как результат углубленного общественного разделения труда, выделения управления в целях повышения его эффективности в специальную отрасль общественной деятельности, возникновения в ходе развития общественного производства частной собственности, классов и эксплуатации); демографическая (главный фактор возникновения государства - изменения в воспроизводстве самого человека, рост численности и плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, запрет кровосмешения и упорядочения брачных отношений); антропологическая (государственная форма организации коренится в самой общественной природе человека); психологическая (государство - плод человеческого разума, созревший под влиянием определенных потребностей и эмоций человека); теологическая (государство - продукт воли Бога); силовая (государство возникло как результат завоевания одних народов другими) и др.

Основные признаки (атрибуты) государства: территория, население, суверенная власть.

Отличительные признаки государства: монопольное право на применение насилия, которое является легальным и узаконенным; монопольное право на издание законов и правовых актов, обязательных для всего населения; монопольное право на взимание налогов и сборов с населения; флаг, герб, гимн, денежная единица.

Функции государства делятся на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся:

· охрана правопорядка;

· хозяйственная;

· идеологическая;

· социальная.

К внешним функциям государства относятся:

· поддержание отношений с различными субъектами мировой политики – другими государствами, международными организациями и др.

· внешнеэкономическая;

· военная.

Форма государства – это способ организации политической власти, который включает три элемента: форму правления, форму государственного устройства и политический режим. Отражает исторические, географические, национальные, экономические и прочие особенности становления и развития различных государств.

3.2. Форма государственного правления. Это способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением. В зависимости от положения главы государства формы правления подразделяют на монархии и республики.

Монархия (от греч. monarhia – единовластие) – это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха (короля, императора, шаха, царя и т.п.). Власть монарха, как правило, передается по наследству и считается непроизводной от какой-либо другой власти, органа или избирателя. Глава государства занимает пост на определенный срок и не несет юридической ответственности за свои действия.

Существуют неограниченные (абсолютные) и ограниченные (конституционные) монархии. Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства. Отличительной особенностью конституционной монархии является ограничение власти монарха парламентом. В зависимости от степени такого ограничения выделяют дуалистическую (двойственную) и парламентскую монархии. При дуалистической монархии полномочия главы государства ограничены в сфере законодательства, но достаточно широки в сфере исполнительной власти. При парламентской монархии власть главы государства практически не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничена в сфере исполнительной власти.

Республика (лат respublica от res – дело и publicus – общественный) – это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа. Выделяют три основных разновидности республики – президентскую, парламентскую и смешанную (полупрезидентскую).

Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов. Отличительной чертой президентской республики является жесткое разделение законодательной и исполнительной ветвей власти. Парламент не может вынести вотум недоверия правительству, но и президент не вправе распустить парламент. Отношения между парламентом и президентом основываются на системе сдержек и противовесов, взаимозависимости.

В парламентской республике правительство формируется на парламентской основе и ответственно перед парламентом. Парламент может выразить вотум недоверия правительству, что влечет за собой отставку правительства либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов. Глава правительства (премьер-министр, канцлер) реально является первым лицом в политической иерархии. Президент же фактически занимает в ней более скромное место, осуществляя главным образом представительские и церемониальные функции.

Выделяют также «смешанную» или полупрезидентскую республику. Эта форма правления стремится сочетать сильную президентскую власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Она не имеет таких устойчивых типичных черт, как парламентская и президентская республики и в различных странах существенно отличается в ту или иную сторону. Ее главная отличительная черта – двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом.

3.3. Форма государственного устройства. Раскрывает территориально-организационную структуру государства, характер взаимоотношений центральных, региональных и местных властей. Основные формы государственного устройства в современном мире – это унитарное (простое) государство, федерация и конфедерация (сложные государства).

Унитарное государство – это единое, простое государство, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Унитарное государство имеет единую Конституцию, единую правовую систему, единую систему высших органов власти и управления, единое гражданство.

Федерация – это сложное союзное государство, состоящее из государственных образований, обладающих определенной политической самостоятельностью (штатов, кантонов, республик, земель и т.п.). При верховенстве общегосударственной (федеральной) власти и общегосударственного (федерального) права, государственные образования – члены федерации – имеют собственные конституции, законодательство, гражданство, высшие органы власти.

Конфедерация – союз юридически и политически самостоятельных государственных образований для осуществления конкретных совместных целей.

3.4. Правовое государство: понятие и, признаки. Теория правового государства в ее целостном виде разработана Д. Локком, Ш. Монтескье, Т. Джефферсоном, И. Кантом и другими представителями либерализма. Сам термин «правовое государство» утвердился в XIX веке в трудах немецких юристов К.Т. Велькера Р. фон Моля и др. Правовое государство – это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу личности и подчиняющим власть воле суверенного народа.

Отличительные признаки:

· Суверенитет народа.

· Верховенство закона. Всеобщность права, связанность правом самого государства и его органов.

· Взаимная ответственность государства и личности.

· Разделение властей.

· Незыблемость свободы личности, ее прав, чести и достоинства.

· Наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан, реализацией законов и других нормативных актов, гибкого механизма гарантий свободы народного волеизъявления.

3.5. Понятие и сущность гражданского общества. Наиболее полное обоснование проблема разграничения государства и гражданского общества получила у Гегеля.

Гражданское общество – это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей.

3.6. Правовая основа политической системы белорусского общества. Представлена в Конституции. Она закрепляет основы конституционного строя, политико-правовой статус личности, основные институты власти, органы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь.

3.7. Законодательная власть как одна из ветвей власти. Законодательные органы. Законодательная власть представлена как правило парламентом. Слово «парламент» впервые появилось в Англии (Parliament), происходит от французского слова parler – говорить, парламент – место, где разговаривают. Парламент – избираемый населением (может быть частично назначаемый) высший представительный, законодательный орган государственной власти в стране. Принято считать, что первый парламент появился в Англии в 1265 г. Основные функции парламента: законодательная, представительская, в сфере финансов, по контролю над деятельностью правительства, по формированию других органов государства, а также в области внешней политики, обороны и безопасности государства.

С точки зрения структуры парламенты делятся на однопалатные и двухпалатные. Порядок формирования парламента зависит от его структуры. Если парламент однопалатный, то он, как правило, избирается гражданами. Если двухпалатный, то одна его палата (нижняя) также избирается гражданами, а что касается второй палаты, то существует множество разных вариантов формирования второй палаты: формирование путем прямых выборов с некоторыми особенностями по сравнению с той системой, которая применяется в выборах нижних палат, формирование посредством непрямых-многостепенных, или косвенных выборов, формирование посредством назначения, феодальный способ формирования по наследственному принципу.

В структуре парламента выделяют также различные подразделения необходимые для эффективной деятельности парламента: спикер, парламентские комиссии или комитеты, партийные фракции или парламентские группы, специальные органы парламентского контроля (ревизоры, контролеры, счетные палаты или комиссии).

3.8. Исполнительная власть в политической системе белорусского общества. Высшим органом исполнительной власти является правительство. Говоря о правительстве, как правило, имеют в виду государственный коллегиальный орган, при помощи которого осуществляется повседневное текущее руководство внутренней и внешней политикой. В Республике Беларусь представлено Советом Министров.

Порядок формирования правительства, как правило, определяется формой правления государства. Можно выделить два основных способа образования правительства: парламентский способ и внепарламентский способ.

Парламентский способ образования правительства часто называется английской моделью, по которой лидер партии, победившей на выборах, образует правительство. Внепарламентский способ представлен в президентских республиках. В президентских республиках глава государства сам является главным обладателем исполнительной (правительственной) власти. В президентских республиках президент назначает и увольняет членов кабинета или правительства.

В состав правительства, кроме главы правительства и министров входят еще такие должностные лица, как государственные министры, министры без портфеля, статс-секретари; иногда – младшие министры и парламентские секретари. Кроме министерств в правительстве выделяют комиссии и комитеты.

Правительство обладает следующими полномочиями: в сфере политического руководства, в области управления, в сфере законодательства, внешнеполитические, чрезвычайные и иные полномочия правительства.

3.9. Государственный аппарат. Государственное управление на локальном уровне. Государственное управление на локальном уровне осуществляется через систему органов местного управления и самоуправления. Местное самоуправление характеризуется главным признаком – выборностью. Местное управление – это органы, назначаемые центральной властью. В этом их главное отличие: самоуправление – избираемые органы, управление – назначаемые. Они также различаются по функциям и компетенциям.

Терминология, существующая в разных странах мира, для обозначения органов управления и самоуправления достаточно разнообразна. Одни и те же органы могут называться и администрацией, и органами управления, и органами самоуправления, муниципалитетами и т.д.,

Объем полномочий и способ предоставления прав муниципальным органам в различных странах различен.

К наиболее общим полномочиям относятся следующие:

· Полномочия в сфере финансово-экономической деятельности – это принятие местного бюджета, а также и участие в экономических и социальных проектах.

· Полномочия в области охраны общественного порядка.

· Полномочия в области коммунального обслуживания, благоустройства и охраны окружающей среды.

· Полномочия в социальной сфере.

3.10. Возникновение и развитие политических партий и партийных систем. Термин «партия» происходит от латинского partis, что означает часть чего-то целого, сторону какого-либо явления или процесса. Возникновение и развитие партий и партийных систем в современном смысле слова связано с эпохой буржуазных революций, с появлением и развитием парламентаризма как формы организации и осуществления государственной власти. В генезисе партии как политического института выделяют, согласно общепринятой в политологии классификации М. Вебера, три этапа: аристократическая группировка – политический клуб – массовая партия.

Политическую партию тем самым можно охарактеризовать как организованную группу единомышленников, представляющую интересы части народа и ставящую своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.

Основными отличительными признаками политической партии являются:

· - связь с определенным классом, социальным слоем, группой или их совокупностью, т.е. наличие социальной базы;

· - обладание определенной программой деятельности, отражающей единство мировоззренческих установок и идеологических принципов членов партии;

· - наличие формализованной организационной структуры (членство, субординация органов, партийный аппарат и т.д.);

· - установка на достижение политической власти и действия по ее практическому воплощению.

Специфика партии как политического института – это открытая борьба за политическую, государственную власть. Этим политическая партия и отличается, прежде всего, от других разновидностей общественных объединений (общественных организаций и движений), которые также активно участвуют в политической жизни, но не добиваются прямого контроля над правительственной властью.

Типы политических партий.

С точки зрения их идейно-политической ориентации различаются коммунистические, социал-демократические, либеральные, консервативные партии, а также партии, опирающиеся на различные религиозные и национальные доктрины.

По отношению к существующему порядку, содержанию целей и задач выделяют революционные партии (стремящиеся к радикальному качественному преобразованию общества), реформистские (стремящиеся к улучшению общественной жизни без структурных принципиальных изменений), консервативные (отстаивающие сохранение устойчивых, сложившихся форм общественной жизни) и реакционные партии (стремящиеся к восстановлению предшествующих общественных порядков и структур).

По месту в системе государственной власти партии подразделяются на правящие и оппозиционные, по условиям деятельности – на легальные, полулегальные и нелегальные.

В соответствии с характером членства, принципами организации партии делятся на кадровые и массовые.

Деление партий на кадровые и массовые дополняется типологией партий на парламентские и авангардные по характеру их деятельности. Парламентская партия борьбу за власть связывает главным образом с выборами в представительные учреждения. Авангардная партия не ограничивает свою деятельность борьбой за депутатские мандаты. Она осуществляет широкую внепарламентскую деятельность, большое внимание уделяет идеологической и воспитательной работе, формируется на мировоззренческой основе.

К числу наиболее общих функций политических партий относятся:

· - представительство социальных интересов;

· - выработка программных установок, политической линии партии;

· - формирование общественного мнения, политическое образование и политическая социализация граждан;

· - участие в борьбе за власть и в ее осуществлении, в формировании политической системы общества;

· - подготовка и выдвижение кадров.

В процессе своей деятельности политические партии вступают в определенные отношения друг с другом, а также с государством и другими политическими институтами. В подобном взаимодействии они и образуют партийную систему. Партийная система представляет собой объединение взаимосвязанных между собой партий, стремящихся к получению, удержанию и осуществлению власти. Этим понятием охватывается, таким образом, совокупность существующих в стране партий и принципы взаимоотношений между ними.

В зависимости от характера политического режима можно говорить о демократических, авторитарных и тоталитарных партийных системах; в соответствии с господствующими социальными ценностями выделяют социалистические и буржуазные системы; учитывая характер отношений между партиями и государством – конкурентные и неконкурентные, альтернативные и неальтернативные партийные системы. Так или иначе, все эти типологии связаны с делением партийных систем на многопартийные, двухпартийные и однопартийные в соответствии с количеством партий, реально участвующих в борьбе за власть.

Многопартийная система характеризуется наличием в стране нескольких политических партий, соревнующихся в борьбе за власть. Существует несколько разновидностей многопартийной системы.

1. Уклад многопартийной раздробленности характеризуется конкуренцией нескольких политических партий, ни одна из которых не в состоянии завоевать большинство мест в парламенте и самостоятельно осуществлять власть. В этих условиях партии вынуждены идти на компромиссы, искать союзников и партнеров с целью создания коалиционного большинства.

2. Блоковая или поляризованная многопартийность. Здесь на политической арене действует несколько политических партий, объединившихся в два и более крупных политических блока.

3. Многопартийная система с доминирующей партией (уклад доминации) характеризуется длительным пребыванием у власти одной партии при наличии малоэффективной оппозиции. Правящая партия получает и удерживает доминирующее положение благодаря слабости и распыленности своих противников, противоречия в рядах которых не позволяют им образовать прочный оппозиционный союз.

Двухпартийная система предполагает наличие в стране двух сильных партий, каждая из которых способна к самостоятельному принятию власти и ее осуществлению. Когда одна из партий побеждает на выборах, другая становится в оппозицию, и так периодически они сменяют друг друга у руля власти. Бипартизм не исключает существования в стране и других, менее влиятельных партий. Они также участвуют в политическом процессе, но реально претендовать на победу не в состоянии.

Однопартийная система характеризуется монополией на власть со стороны одной партии. В однопартийной системе нет политической конкуренции.

В Республике Беларусь идет процесс становления многопартийности. В 2010 г. в Беларуси действовало 15 политических партий, представляющие различные направления политического спектра. Большинство партий пока немногочисленны и аморфны.

3.11. Место и роль общественных организаций в политической системе белорусского общества. Формирование разветвленной системы общественных организаций и движений является показателем развитости гражданского общества, свидетельством многообразия и структурированности его интересов.

Общественная организация – это добровольное объединение граждан на основе общности интересов, имеющее относительно устойчивую организационную структуру снизу доверху, фиксированное (оформленное) индивидуальное или коллективное членство. Для общественной организации характерны наличие устава, специализированного управленческого аппарата, относительная стабильность состава, материальное участие членов организации в создании ее имущественной основы (членские, целевые взносы).

Согласно этим признакам, к общественным организациям можно отнести профессиональные союзы, союзы предпринимателей, кооперативные, молодежные, женские, ветеранские организации, творческие союзы (союз писателей, композиторов, театральных деятелей и т.п.), разнообразные добровольные общества (научные, технические, культурно-просветительные и др.). С учетом территориальных рамок их деятельности выделяют местные, региональные, общегосударственные, международные общественные организации.

Под общественным движением понимается совместная деятельность граждан, преследующих определенные общие цели, но не имеющих четкой организационной структуры и фиксированного членства. Общественные движения отличаются массовостью, широкой социальной базой, организационной и идейной аморфностью, нестабильностью ориентации и состава, нередко стихийностью и спонтанностью действий. Связи между участниками движения носят преимущественно идейно-политический, а не организационный характер.

Типология общественных движений может проводиться по различным основаниям. По целям и сферам деятельности выделяют антивоенное, экологическое, женское, молодежное движения, движение за расовое и национальное равноправие, движение в защиту потребителей, религиозные движения и многие другие.

По отношению к существующему строю общественные движения делятся на революционные, контрреволюционные, реформистские, консервативные, реакционные; по способам и методам действий – на насильственные и ненасильственные, по половозрастным признакам – молодежное, детское, женское движение, движение пенсионеров и др. По профессиональному признаку создаются движения ученых, врачей, писателей и т.п.

 

 

Модуль 4

Политические процессы

Виды политических действий.

Наиболее распространенным является деление политических действий на мирные и немирные (насильственные). К немирным могут быть отнесены: революции, войны, путчи, мятежи, контрреволюции, перевороты и т.д.

Выделяют также специфические формы политического действия. К ним относят: популизм (ориентация субъектов политики на политические идеи широких масс, испытывающих неудовлетворенность от некоторых моментов реальности), дипломатическую деятельность, выборы, референдумы и т.д.

Разновидность политических действий зависит во многом от политической позиции личности. Выделяются следующие типы позиций:

· активная (руководство партиями, деятельность кандидатов в представительные учреждения, организация предвыборных кампаний);

· индифферентная, к которой относятся: промежуточные (участие в политических собраниях, поддержка партий денежными средствами, контакты с официальными лицами, политическими лидерами); наблюдательные (ношение на демонстрациях транспарантов, попытка вовлечь других в процесс голосования или дискуссии)

· апатичная (прослушивание передач, чтение газет и т.д.).

Способы политической деятельности: компромисс, консенсус, конформизм, политический экстремизм.

Функции.

1. Диагностическая функция.

2. Директивная функция.

3. Мобилизационная функция.

Классификации политических лидеров. Довольно часто используется упрощенная типология, основанная на дихотомии, т.е. на противопоставлении двух типов лидеров: лидеры «львы» и «лисы» (Н. Макиавелли), «реальные» лидеры – менеджеры (Р. Такер), «лидеры-преобразователи» и «лидеры-дельцы» (Дж. Мак Грегор Бернс).

Г. Лассуэлл предложил классификацию, в основе которой – склонность лидеров к определенной модели поведения. Он выделил лидеров-агитаторов, организаторов и теоретиков. С. Хук сделал критерием классификации степень воздействия лидеров на события и способность ими управлять. Бывают эвентуальные лидеры, лидеры, использующие события и лидеры, делающие событие. М.Хэрманн выделяла:

1. Лидера-знаменосца, т.е. лидера, одержимого мечтой, идеей, в соответствии с которой он устанавливает цели и направления деятельности.

2. Лидера-служителя, марионетку, предпочитающего действовать в соответствии с интересами своих сторонников и избирателей.

3. Лидера-торговца, т.е. лидера, которому важно убедить своих последователей в необходимости предлагаемого «товара».

4. Лидера-пожарного, быстро реагирующего на острые проблемы, возникающие в обществе.

Модуль 5

Модуль 6

Заключение.

В XXI веке значительно усиливается роль политической науки. Исключительное значение приобретает политическое прогнозирование и его возможности в управлении политическими событиями.

Сегодня стратегической целью Республики Беларусь является построение постиндустриального общества, что может быть достигнуто через модернизацию белорусского общества. Она предполагает, в том числе и выбор оптимальной формы государственного правления.

Основной проблемой политологического анализа являются процессы глобализации и локализации. Политическая наука выступает одним из способов поиска путей цивилизационного развития.


ЛИТЕРАТУРА

МИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

БЕЛЯВЦЕВА ДИНА ВЛАДИМИРОВНА

ВВЕДЕНИЕ В ПОЛИТИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ.

 

ЭЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПОЛИТОЛОГИЯ»

 

 

Минск 2010


ПРЕДИСЛОВИЕ.

Политическая теория – высшая форма отражения политики, форма абстрактного мышления, с помощью которой формируются представления о внешних и внутренних связях политики на основе систематизации группового и универсального опыта. Теория стремится построить определенную логическую модель политики, отражающую представления об обществе и мире в целом. Формируя интеллектуальные картины политики, теория может отрываться от действительности. Альтернативой такого явления выступает процедура научной верификации (соотнесение теоретических оценок с практикой). В политической науке сосуществуют множественные подходы, с разных сторон описывающие политическую динамику. Политическая теория является столь же сложной и одновременно такой же подвижной, как и сама политика.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 406; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.112.82 (0.123 с.)