Материалы для тестирования к 17.02.16 года 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Материалы для тестирования к 17.02.16 года



Материалы для тестирования к 17.02.16 года

Коммунарская методика

 

Коммунарская методика (К.м.) – методика коллективного творческого воспитания, методика коллективной творческой деятельности и др.

Коммунарская методика была разработана в России в 60-х годах XX века И. П. Ивановым и другими педагогами, отталкивавшимися от идей А. С. Макаренко, и была предназначена как для учебных заведений, так и для внешкольных учреждений. Методика включала три основные направления, обозначавших одновременно этапы педагогического процесса:

1. Коллективное планирование;

2. Повседневная организаторская работа;

3. Коллективное обсуждение и оценка ее результатов.

Суть К. м. определяют 4 положения, характеризующие её основные черты:

1. Создание коллектива на основе привлекательных для детей идеалов, не провозглашаемых в виде лозунгов, а рождаемых в процессе повседневной гуманной воспитательной работы педагогов и в результате участия воспитанников в социально значимых делах. Центр, звено методики - понятие общей, творческой заботы об улучшении окружающей жизни. В этом значении забота включает одновременно и общую деятельность, и её мотив (на кого или на что она направлена), и эмоциональное человеческое отношение к тем, о ком заботятся дети.

 

2. Организация деятельности как общественно значимой ("для людей, для близкого и далёкого друга"), интересной для каждой личности и творческой ("творчески - иначе - зачем?"), художественно оформленной (ритуалы, традиции, игровые формы). Творческая социальная деятельность школьников обеспечивается общим поиском людей, нуждающихся в заботе, коллективных дел ("разведка дел и друзей") и способов совм. работы, помогающих достичь наилучших результатов. Особую роль в эмоциональном сплочении членов коллектива имеет их участие в изобретении новых (чаще всего игровых) форм деятельности.

 

3. Построение самоуправления на принципах периодической сменяемости организаторов с целью включения всех воспитанников в общую деятельность.

Главная его задача - исключить деление коллектива на актив и пассивную часть: все думают, что делать, зачем и как сделать лучше, интересней; все вместе готовят дело и обсуждают успехи, неудачи и их причины. Создание и активная работа совета дела.

 

4. Особые отношения в коммунарском коллективе, проникнутые заботой о каждом ребёнке и взрослом, включающие помощь, поддержку, заинтересованность в судьбе товарища, в его успехе. Открытость воспитания выражается в честном откровенном предъявлении друг другу (и взрослыми и детьми) своих целей, интересов.

 

Методика КТД

 

КТД – коллективное творческое дело на сплочение группы, развитие волевых, умственных способностей и коммуникативных качеств.

Методика его проведения была разработана Игорем Петровичем Ивановым.

Методика КТД – деятельный, творческий и организационный механизм педагогики, которую назвали «педагогикой общей заботы». Дети и взрослые становятся хозяевами собственной жизни, создают то, на что способны, их дела – это искренняя забота об окружающем мире и развитии всех и каждого, это социальная активность и дух свободы.

КТД – это дела не только для детей, и не только во имя их воспитания, это дела самих детей, вернее коллектива, членом которого становится и взрослый

 

Что такое КТД? «Прежде всего - это общественно-важное дело. Первейшее его назначение - забота об улучшении жизни своего коллектива и окружающей жизни, сплав практических и организаторских действий на общую радость и пользу. Оно - творческое, потому что, планируя и осуществляя задуманное, оценивая сделанное и извлекая уроки на будущее, все воспитанники вместе с воспитателями и во главе с ними ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно-важных практических задач. И оно не может превратиться в догму, делаться по шаблону, ведь оно, прежде всего, частица жизни. Оно - коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями, как младшими и старшими товарищами по гражданской заботе».

 

Коллективные творческие дела: все – творчески, иначе – зачем!

Правило «Четыре сами»:

- сами придумываем;

- сами планируем;

- сами проводим;

- сами анализируем.

 

5 стадий КТД:

 

На 1-й (предварительной) стадии определяется роль данного КТД в жизни коллектива; намечаются различные варианты дела, которые будут предложены для примера и на выбор воспитанникам; начинает строиться перспектива возможного КТД – в установочной (стартовой) беседе с воспитанниками, во время разведки дел и друзей, которую проводят микроколлективы по разным, сообща выбранным маршрутам.

2-я стадия – коллективное планирование КТД. Оно происходит на общем сборе коллектива. Воспитанники и их старшие товарищи сначала по микроколлективам, а затем сообща решают такие примерно вопросы-задачи: для кого провести это дело (на радость и на пользу кому)? Как лучше его провести? Кому участвовать? Кто будет руководить? Где лучше провести это дело? Когда?

3-я стадия – коллективная подготовка дела. На этой стадии орган данного КТД конкретизирует план его проведения, затем организует его выполнение, поощряя инициативу каждого участника. Каждый микроколлектив готовит добрый сюрприз (при этом используются чередующиеся творческие поручения), а старшие друзья направляют эту работу и помогают воспитанникам “по секрету”.

4-я стадия – проведение КТД, где осуществляется конкретный план со всеми коррективами. Оказываются полезными также отклонения от замысла и ошибки, допущенные участниками, – все это тоже необходимая школа жизни. Главное для вожатого – создать и укреплять мажорный тон, дух бодрости, уверенности в своих силах, в своей способности нести людям радость, стремление преодолеть любые трудности.

5-я стадия – коллективное подведение итогов КТД. На этой стадии важную роль играет общий сбор участников проведенного дела. Сначала по микроколлективам (где каждый высказывает свое мнение), а потом сообща решаются вопросы, относящиеся к положительным сторонам подготовки и проведения КТД (что было хорошо? что нам удалось из намеченного? благодаря чему?), недостаткам и ошибкам (что не получилось? почему?) и – что особенно важно – к урокам на будущее (что нам стоит использовать и дальше? превратить в традицию? как действовать по-другому?..)

 

Виды КТД:

1) Трудовые КТД развивают в детях знания об окружающей жизни, воспитывают стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а также умение и привычку реально, на деле заботится о близких и далеких людях, трудиться самостоятельно и творчески. В центре внимания воспитателей – освоение трудовой культуры, развитие нравственного отношения к труду, собственности, материальным богатствам нашей страны, к таким сторонам окружающей жизни, которые нуждаются в практическом улучшении и которые можно усовершенствовать или своими силами, или помогая другим людям.

2) Познавательные КТД развивают у детей гражданское отношение к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны загадок, требуют своего раскрытия в коллективном поиске. Важная роль познавательных КТД – формирование потребности в познании, сознательного, увлеченного, действенного отношения к непосредственным источником открытия мира: к книге, учению, различным средствам самообразования. В познавательных КТД школьники вместе с взрослыми и под их руководством применяют знания, умения и навыки, полученные ими в учебной работе, а также приобретенные с помощью самостоятельного чтения, полученные из передач радио и ТВ, в повседневном общении со сверстниками и взрослыми.

3) Художественно-эстетические КТД самых разнообразных вариантов позволяют целенаправленно развивать художественно-эстетические вкусы детей и взрослых, укрепляют тягу к духовной культуре, к искусству, и потребность открывать прекрасное людям, пробуждают желание испробовать себя в творчестве.

4) Спортивные КТД развивают гражданское отношение к спортивно-оздоровительной стороне жизни, к физической культуре. Спортивные КТД помогают выработать быстроту, ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество.

5) Организаторские (Выборы, организация чередования поручений и ролей, участие в планировании деятельности, сборы отряда и др.)

 

Классификация игр

 

Отрядный уголок

 

Много изменилось в жизни детей в лагере, но дети есть дети. Их по-прежнему интересуют успехи своего отряда, результаты спортивных и творческих мероприятий, любят они прочитать остроумные советы от воспитателей, сравнить оценки за чистоту в своей палате, узнать, какой сегодня день недели и прогноз погоды, кто из отряда и в чем сумел за прошедший день отличиться и что интересного будет в жизни отряда в ближайшем будущем. Об этом и многом другом ребятам рассказывает отрядный уголок. Его иногда называют и ежедневник, и информационник. Но смысл одинон отражает деятельность отряда и его участие в жизни лагеря.

Отрядный уголок призван: развивать активность ребят, разносторонне расширять знания, помогать в воспитании хорошего вкуса, учить культуре оформления, пробуждать интерес к жизни своего коллектива.

Отрядный уголок – это место, где постоянно работает отряд и стенд, отражающий жизнь отряда. Здесь постоянно представлены успехи и победы отряда, их фантазии, изобретательность, мастерство, это своеобразная газета, причем постоянно действующая, живая, творческая.

Уголок – это место, где собирается вся информация, касающаяся отряда. Оформление уголка должно соответствовать названию отряда (и возрасту детей конечно же). Уголок можно разместить на одном листе ватмана, но если есть возможность - он может занимать всю стену в холле или вообще можно оформить весь холл в соответствии с названием отряда.

Помимо обязательного наполнения - в уголок можно вешать абсолютно всё, что касается отряда (Например: рисунки после конкурса карикатур, благодарности, гневные листы, карта сокровищ после поиска клада). Варианты исполнения могут быть самые разные, и ограничены только вашим воображением: плоские, объёмные, раздвигающиеся, с вращающимися частями или подвесными элементами, да и в качестве материала можно использовать что угодно, а не только бумагу.

Самое главное - уголок в большей степени должны делать дети (конечно, если дети очень маленькие - можно ограничиться лишь не значительными элементами с их стороны). Вожатый должен принимать в основном руководящее участие и направляющее (раздать желающим детям задания, а потом собрать все части воедино и «обработать напильником»).

Как правило, в первые дни (к конкурсу уголков) делается только основа уголка, содержащая необходимые элементы, а заполняется он в течение всей смены. Перед отъездом дети просто «с руками» разбирают уголок по частям на память - так что если уголок большой, то и хватит всем по кусочку, и не будет драки. Ведь в уголке остаётся вся «жизнь» отряда за смену и каждый кусочек что-то напоминает.

Уголок обязательно должен содержать:

- название отряда

- девиз отряда

- отрядная песня

- расписание кружков

- распорядок дня (лагерный и отрядный)

- списки детей

- списки именинников текущей смены

- адрес лагеря, кодекс отряда (если хватит места)

- грамоты и награды отряда (фиксируются в течение смены)

Отрядный уголок – это творчество Ваше и детей, но тем не менее, хотим дать некоторые советы, которые Вам помогут:

а) Уголок должен быть «говорящим», т.е. содержание и его рубрики должны меняться.

б) Уголок должен отражать различные стороны жизни отряда (самообслуживание, спорт, участие в лагерной жизни, награды, дни рождения, перспективы).

в) В оформлении уголка и обновлении содержания рубрики должны принимать участие дети.

В работе над уголком можно выделить три периода:

- заезд ребят в лагерь в оргпериод;

- основной период;

- заключительный период смены.

К заезду новых ребят в уголке снимаются все рубрики. И оформляются новые временные рубрики (необходимые только для оргпериода):

а) «Это наш лагерь» (краткие данные о лагере);

б) поздравление с приездом;

в) законы лагеря;

г) адрес лагеря;

д) наказ ребят прошлой смены;

е) первые песни, лагерная песня;

ж) план на день и другие рубрики на усмотрение воспитателя.

В оргпериод можно провести конкурс на лучшее оформление уголка. Творческая группа отбирает лучшие предложения, обсуждают и делают макет уголка в соответствии с новым названием и девизом, раскрывая идею содержания названия своего отряда.

В основной период смены отражается ежедневная деятельность отряда:

- соревнования,

- подготовка к отрядным и дружинным делам, праздникам,

- участие в творческих конкурсах, смотрах.

- подготовка к дежурству отряда, дежурство отряда,

- жизнь отряда

- поощрение детей.

В заключительный период смены может быть представ­лена рубрика «Как мы жили» с фотографиями или же мысли ребят о прожитых днях. Многие Воспитатели за­крепляют рядом с отрядным уголком лист ватмана с над­писью «А напоследок я скажу.»», а дети пишут на проща­ние друг другу и лагерю пожелания.

 

ПРИМЕРНАЯ ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ВОЖАТОГО ЛАГЕРЯ

С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ

 

Общие положения

1.1. Вожатый лагеря с дневным пребыванием детей (далее - Лагерь) назначается Начальником Лагеря из числа обучающихся от 14 до 18 лет.

1.2. Вожатый Лагеря подчиняется директору школы, начальнику, заместителям начальника и воспитателям оздоровительного лагеря.

1.3. В своей деятельности вожатый Лагеря руководствуется Конституцией и законами РФ, органов управления образования всех уровней; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом школы и локальными актами Лагеря.

 

Функции

Основными направлениями деятельности вожатого Лагеря являются:

2.1. Помощь воспитателям в организации досуговой деятельности Лагеря.

2.2. Помощь в организации деятельности временных детских коллективов (отрядов).

2.3. Содействие в обеспечении безопасности жизнедеятельности воспитанников Лагеря.

 

Должностные обязанности

Вожатый школьного лагеря выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. Осуществляет контроль за безопасностью доверенных ему воспитанников Лагеря, соблюдает нормы и правила охраны труда, ТБ и противопожарной безопасности.

3.2. Организует досуг воспитанников Лагеря.

3.3. Соблюдает этические нормы поведения в Лагере, в общественных местах.

3.4. Способствует развитию воспитанников Лагеря в процессе творческой деятельности в соответствии с их интересами и здоровьем.

3.5. Участвует в совместной деятельности с внешкольными учреждениями в сфере организации досуга воспитанников Лагеря.

3.6. Организует внутриотрядную работу с воспитанниками Лагеря.

3.7. Соблюдает правила внутреннего трудового распорядка, в том числе своевременный приход на работу.

 

Права

Вожатый школьного лагеря имеет право:

4.1. На защиту чести и достоинства.

4.2. На выражение своего мнения в рамках выполнения должностных обязанностей.

4.3. На доступ к информации о деятельности Лагеря в сфере организации досуга воспитанников.

 

 

ВОЖАТЫЙ загородного лагеря

Должностные обязанности вожатого (Произвольная форма)

Общие положения:

§ К работе вожатого допускаются лица:

— обладающие гражданской деликтоспособностью (лица самостоятельно нести ответственность за вред, причинённый его противоправным деянием (действием либо бездействием).;

— прошедшие инструктивно-методический семинар по подготовке к работе в лагере.

§ Осуществляет педагогическую (воспитательную) и оздоровительную работу с детьми отряда в соответствии с планом работы лагеря.

§ В своей работе вожатый подчиняются начальнику лагеря, старшему вожатому.

§ Рабочий день вожатого — ненормированный, рабочая неделя — 6 дней.

Обязанности вожатого:

Отрядный вожатый выполняет следующие функции:

§ Обеспечивает выполнение детьми санитарно-гигиенических норм, контролируют соблюдение ими опрятного внешнего вида, чистоты одежды, установленного порядка в спальных комнатах, иных помещениях жилых корпусов, столовой и на территории лагеря.

§ Обеспечивает неукоснительное соблюдение детьми дисциплины и порядка в соответствии с установленным режимом.

§ Организует обязательное участие отряда во всех общелагерных культурно-массовых, спортивно-оздоровительных и трудовых мероприятиях.

§ Организует дежурство детей в жилых корпусах, столовой, на закрепленной за отрядом территории лагеря.

§ Следит за чистотой и порядком в комнатах. Организует влажную уборку помещений.

§ Несет персональную ответственность за организацию, жизнь и здоровье детей. В случае непредвиденных обстоятельств немедленно сообщает в ближайшее отделение милиции, и ставят в известность начальника лагеря.

§ В соответствии с общелагерным составляет отрядный план работы, согласованный со старшим вожатым, и отчитывается в его выполнении.

§ Участвует в организации и проведении общелагерных мероприятий в соответствии с указаниями старшего вожатого и начальника лагеря.

§ Ответственность вожатого

§ Несёт всю полноту юридической ответственности за жизнь, здоровье детей.

§ Во время работы кружков, спортивных секций, клубов по интересам ответственность за жизнь, здоровье и безопасность детей возлагается на руководителей мероприятий и других ответственных лиц.

§ Несёт материальную ответственность за сохранность мебели, помещений и оборудования жилых корпусов, а также иных посещаемых детьми объектов лагеря, переданного в пользование отряду постельного белья, игрового, спортивного и иного инвентаря.

Вожатому запрещается:

§ Оставлять детей отряда без присмотра, в том числе в ночное время.

§ Самому или с детьми покидать территорию лагеря без разрешения начальника лагеря или старшего вожатого.

§ Допускать присутствие на территории лагеря посторонних лиц без разрешения начальника лагеря.

§ Употреблять спиртные напитки и находиться в нетрезвом состоянии на территории лагеря, курить в присутствии детей, а также допускать распитие алкоголя и курение со стороны детей.

§ Применять к детям методы воздействия, не соответствующие действующему законодательству РФ, международным конвенциям о правах ребенка, нормам педагогической этики (в том числе физические наказания, наказания, унижающие честь и достоинство ребенка, и др.)

§ Пропускать без уважительной причины планерки или иные установленные распоряжением администрации собрания педагогических работников.

§ Распоряжением начальника лагеря, старшего вожатого для педагогического состава могут быть введены обязанности и запреты, не предусмотренные данной инструкцией, если они не противоречат действующему законодательству РФ.

§ Нарушение или несоблюдение педагогическим составом настоящей инструкции, требований трудового распорядка и внутренней дисциплины лагеря влечет за собой налагаемые администрацией взыскания в соответствии с КЗОТ РФ, вплоть до увольнения с уведомлением администрации места постоянной работы или учебы нарушителя, а в установленных законом случаях – административную и уголовную ответственность.

Права вожатого:

§ Знакомится с проектами решений руководства лагеря, касающихся его деятельности.

§ Вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности лагеря и совершенствованию методов работы, по вопросам, находящимся в его компетенции; вносить предложения по устранению имеющихся в деятельности лагеря недостатков.

§ Запрашивать лично или по поручению руководства от специалистов учреждения информацию или документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

 

Кодекс вожатого(Произвольная форма)

Вожатый обязан:

§ Нести ответственность за детей

§ Решать детские конфликты

§ Знать, где находятся ВСЕ его дети в ЛЮБОЙ момент времени

§ Следить за гигиеной

§ Быть трезвым

§ Сплачивать детей

§ ВСЕГДА быть в доступе

§ Соблюдать режим дня

§ Организовывать досуг детей

§ Находить общий язык с напарником

§ Знать об индивидуальных особенностях детей

§ Отвечать за здоровье детей

Вожатому категорически запрещено:

§ Курить, пить, ругаться матом, употреблять наркотики и т.д.

§ Ссориться с напарником ПРИ детях

§ Иметь ЛЮБЫЕ отношения ИНТИМНОГО характера с пионерами

§ Наказывать детей физически

§ Отпускать детей одних за территорию лагеря

Вожатому следует:

§ Быть авторитетом для детей

§ Знать детей по именам

§ Подавать положительный пример

§ Знать межличностные отношения в отряде

§ Знать о семье, родителях ребенка

§ Следить за приемом пищи

§ Частично воспитывать

§ Следить за своим здоровьем

§ Смывать косметику с девочек

§ Иметь план Б

§ Поощрять решение конфликтов вербально

§ Следить за интимными отношениями между детьми

§ Не давать невыполнимых обещаний

§ Нести позитив

Вожатому не следует:

§ Спать у детей в палатах

§ Кричать на детей

§ Выделять любимчиков или отщепенцев

§ Нарушать покой детей во время сна

§ Клянчить у детей

§ Делить отряд на стареньких и новеньких

§ Излишне доверять детям

§ Наказывать детей

§ Показывать свои негативные эмоции

 

 

Концепция смены

 

Основой деятельности лагеря является лагерная смена. В этом понятии заключен основной педагогический смысл ла­герной жизни, можно даже сказать, что вся жизнедеятельность лаге­ря фокусируется в лагерной смене.

Приезжая в лагерь, дети приезжают на определенную смену. Детс­кие впечатления от лагеря — это впечатления от конкретной смены, на которой был ребенок. Нередки случаи, когда дети, отдыхавшие в одном лагере, но в разных сменах, оценивали свое пребывание по-разному.

Смена - это очень точное название для периодов жизнеде­ятельности такой специфической педагогической системы, как детский лагерь, и такого специфического объединения, как временный детский коллектив. Почему? Потому что смена в лагере - это смена ребенком своего окру­жения, стиля жизнедеятельности, а порой и изменения себя. Для боль­шинства взрослых смена - это тоже смена стиля жизни, смена привычных форм и методов работы (по своей сути, каждая смена должна отличаться от другой идеей, делами, оформлением и т. д.). Таким образом, смена в лагереопределенный период работы лагеря, в течение которого осуществляется полноценный оздоровительно-образовательный процесс и реализуется весь комплекс педагогических задач.

В структуре смены выделяют пять периодов: подготови­тельный, организационный, основной, заключительный и постла­герный. Кратко охарактеризуем каждый из периодов смены.

Во время подготовительного периода проходит эмоциональная «настройка» ребенка и взрослого на предстоящую смену. Это время, когда ребенок и педагог определяют для себя, чего они ждут от лагеря и смены. В современных условиях, когда нередко в лагерях проводятся тематические или специализированные смены, такая подготовка очень важна.

Это период, когда разрабатывается программа смены. Продолжительность подготовительного периода бывает разной: от пары дней до двух недель. На данном этапе моделируются содержание, ос­новные формы и методы работы, система управления, логика разви­тия смены.

Последнее дело подготовительного периода одновременно являет­ся и первой акцией организационного - заезд детей.

Организационный период. Это первые 3-4 дня смены - время адапта­ции. Период, когда идет интенсивный процесс знакомства ребенка с новым окружением, с предстоящей деятельностью. Главная задача педагога в организационный период - помочь ребенку раскрыться, показать свои лучшие качества. Отношения между детьми неустойчивые, нет еще общественного мнения, но уже закладывают­ся нравственно-психологические основы существования данного дет­ского объединения.

В этот период особенно важно найти верный тон, стиль взаимоот­ношения взрослых и детей. Для этого необходимо:

- создание условий для осознанного принятия детьми, подростка­ми правил, норм, требований жизнедеятельности в лагере, на смене;

- проведение психолого-педагогической диагностики интересов, возможностей и способностей ребят;

- формирование основ самоуправления в детском объединении;

- реализация совместной разносторонней деятельности по опреде­лению перспектив жизнедеятельности детей и подростков в програм­ме отряда и лагеря.

Взаимодействие отрядной программы с общелагер­ной можно условно представить следующей схемой:

 


Сфера взаимодействия:

- соблюдение общелагерных законов;

- участие отряда в делах лагеря;

- общение с другими отрядами, межотрядные дела;

- личное «неформальное» общение детей и т. д.

 

Что должно произойти в организационный период? Как это сделать?
1. Знакомство ребят друг с другом, с вожатыми. Для этого необходимо: - включить детей в активную деятельность, предполагающую разностороннее общение; - создать доброжелательную атмосферу; - помочь запомнить имена, найти товарищей по интересам, увлечениям; - помочь проявиться в лучших качествах; - дать возможность попробовать себя в разных видах деятельности; - рассказать о себе самом, показать себя в деле; - проявить доверие к ребенку, показать его значимость, уважение к его личности. Игры на знакомство, визитки с именами, коллективные творческие игры, совместная деятельность на общую пользу (дежурство в столовой), встреча гостей или тех ребят, которые приехали позже, «огонёк» знакомства, совместные дела на знакомство - творческие, музыкальные, конкурсные программы, дискуссионные формы - обсуждение общих проблем; индивидуальные беседы с детьми, диагностика интересов, работа с личными дневниками, «Черный ящик» (вопросы от детей), общее подведение итогов дня, обмен мнениями, вечер знакомства с представлением делегаций, с рассказом о своем крае, знакомство с другими отрядами и т.п.
2. Знакомство с окружающими людьми и с самим лагерем. Для этого необходимо: - познакомить с теми взрослыми, к кому ребенок может обратиться при возникновении трудностей, - с врачом, сестрой-хозяйкой, плотником, электриком, нянечкой, поварами; - познакомить с людьми, которые могут ответить на личные вопросы ребенка, дать полезную информацию (начальник, старшие вожатые, методист, психолог, библиотекарь, руководители кружков, учителя, вахтеры, вожатые других отрядов, кассир, зав. камерой хранения и др.); - познакомить с территорией, помочь научиться ориентироваться в лагере; - познакомить с условиями (в том числе бытовыми) и возможностями, которые есть в лагере для ребенка, дать информацию о том, как ими пользоваться; - познакомить с окружающей природой; обозначить «опасные» места лагеря. Экскурсии, игровые формы («Разведка интересных дел», составление карты-схемы лагеря из природных материалов), вертушки знакомства, игры по станциям с маршрутными листами, встречи с интересными людьми, игры и дела на разных площадках, игра-путешествие. Проводить часть дел по возможности на природе, в разных местах лагеря. Детям можно давать небольшие поручения, готовить с ними сюрпризы для других людей, в уголке отряда вывесить карту местности (готовую или составленную ими), другую полезную информацию. Из дел может пройти вечер знакомства и пресс-конференция с администрацией, со службами лагеря, «Черный ящик», презентация клубов, кружков. Важно не только дать информацию, но и создать условия для ее самостоятельного получения.
3. Принятие общих норм и требований проживания и совместной деятельности. Для этого необходимо: - познакомить с требованиями и правилами, направленными на охрану жизни и здоровья детей; - познакомить с режимом дня, с санитарно-гигиеническими требованиями, с правилами их выполнения, сообщить о времени для личной гигиены в течение дня, научитьподдерживать уют; - познакомить с правилами пользования бытовыми помещениями, посещения столовой; - познакомить с законами и традициями лагеря, с правами и обязанностями детей и взрослых в лагере; - договориться о нормах поведения, поддерживать доброжелательную атмосферу, выработать собственные нормы, которые будут приняты каждым. Оргсбор отряда, хозсбор, «огонек» знакомства, вечер легенд, экскурсии, дела о законах и традициях, принятие Декларации о законах жизни в лагере, инструктажи, индивидуальные беседы, информационный стенд, график дежурства, памятки дежурным; совместное обсуждение возникающих проблем, поиск выходов, решений; напоминания и контроль для выработки и поддержания гигиенических, бытовых навыков у детей; письмо-наказ предыдущей смены.
4. Формирование представлений о перспективах деятельности. Для этого необходимо: - предложить детям информацию о возможных вариантах деятельности в смене; - заинтересовать детей, включив в интенсивную деятельность, в планирование деятельности; - задать ситуацию выбора деятельности; - выявить собственные интересы и желания детей, помочь соотнести их с возможностями лагеря, смены. Диагностика интересов и потребностей детей; разведка интересных дел, планирование; оргсбор; дискуссионные формы дел на темы, касающиеся выбора детей, возможностей смены, отношения к отдыху и т.п.; интенсивная разнообразная деятельность, встречи с интересными людьми.

 

 

ПЕРИОД- РОЛЬ ВОЖАТОГО

 

период Его суть Роль вожатого Деятельность в лагере
Организационный Период предъявления четких требований и создания условий, при которых (в сочетании с искренностью, доброжелательностью и вниманием вожатого) выполнение этих требований для ребенка становится интересным и необходимым. Вожатый в этот период является ведущим, организатором, лидером. Для появления общности в группе ребят, для того чтобы каждый чувствовал себя комфортно, необходима деятельность - интересная, информационно наполненная, полезная.
Основной Период личностной самореализации ре­бенка. Главный мотив этого временного отрезка — выбор видов дея­тельности, позволяющих наиболее полно реализовать личностный твор­ческий потенциал Вожатый с позиции главного организатора и руко­водителя переходит на позицию консультанта, координатора. В меж­личностном плане - это период конфликтов (время «присматрива­ния» прошло, выводы и оценки сделаны). Возникают отношения, которые можно разделить на отношения по симпатиям и деловые отношения. В этот период большую роль начинает играть обще­ственное мнение, складывающееся в детском объединении.
Заключительный Время под­ведения итогов и самоанализа ребенка. Детям надо выяснить, чему они научились, что приобрели, что из приобретенного опыта может быть полезно в дальнейшей послелагерной жизни. Значение педагога как главного организатора снова усиливается. Вожатый – друг, помощник, старший товарищ Детское объединение становится более сплоченным, общие интересы выступают на первый план. Настрое­ние, несмотря на близкую разлуку, мажорное.    
Постлагерный Это этап рефлексии, период всестороннего анализа того, что было на смене. На этом этапе внимание личности фокусируется на самом значительном, самом важном (положитель­ном и отрицательном) из того, что произошло. Ребенок, подросток окончательно определяется: оправдались ли его ожидания, поедет ли он в лагерь еще раз. Нередко именно выводы в данный период влияют на отношение ребенка к лагерной жизни.        

 

Материалы для тестирования к 17.02.16 года

Коммунарская методика

 

Коммунарская методика (К.м.) – методика коллективного творческого воспитания, методика коллективной творческой деятельности и др.

Коммунарская методика была разработана в России в 60-х годах XX века И. П. Ивановым и другими педагогами, отталкивавшимися от идей А. С. Макаренко, и была предназначена как для учебных заведений, так и для внешкольных учреждений. Методика включала три основные направления, обозначавших одновременно этапы педагогического процесса:

1. Коллективное планирование;

2. Повседневная организаторская работа;

3. Коллективное обсуждение и оценка ее результатов.

Суть К. м. определяют 4 положения, характеризующие её основные черты:

1. Создание коллектива на основе привлекательных для детей идеалов, не провозглашаемых в виде лозунгов, а рождаемых в процессе повседневной гуманной воспитательной работы педагогов и в результате участия воспитанников в социально значимых делах. Центр, звено методики - понятие общей, творческой заботы об улучшении окружающей жизни. В этом значении забота включает одновременно и общую деятельность, и её мотив (на кого или на что она направлена), и эмоциональное человеческое отношение к тем, о ком заботятся дети.

 

2. Организация деятельности как общественно значимой ("для людей, для близкого и далёкого друга"), интересной для каждой личности и творческой ("творчески - иначе - зачем?"), художественно оформленной (ритуалы, традиции, игровые формы). Творческая социальная деятельность школьников обеспечивается общим поиском людей, нуждающихся в заботе, коллективных дел ("разведка дел и друзей") и способов совм. работы, помогающих достичь наилучших результатов. Особую роль в эмоциональном сплочении членов коллектива имеет их участие в изобретении новых (чаще всего игровых) форм деятельности.

 

3. Построение самоуправления на принципах периодической сменяемости организаторов с целью включения всех воспитанников в общую деятельность.

Главная его задача - исключить деление коллектива на актив и пассивную часть: все думают, что делать, зачем и как сделать лучше, интересней; все вместе готовят дело и обсуждают успехи, неудачи и их причины. Создание и активная работа совета дела.

 

4. Особые отношения в коммунарском коллективе, проникнутые заботой о каждом ребёнке и взрослом, включающие помощь, поддержку, заинтересованность в судьбе товарища, в его успехе. Открытость воспитания выражается в честном откровенном предъявлении друг другу (и взрослыми и детьми) своих целей, интересов.

 

Методика КТД

 

КТД – коллективное творческое дело на сплочение группы, развитие волевых, умственных способностей и коммуникативных качеств.

Методика его проведения была разработана Игорем Петровичем Ивановым.

Методика КТД – деятельный, творческий и организационный механизм педагогики, которую назвали «педагогикой общей заботы». Дети и взрослые становятся хозяевами собственной жизни, создают то, на что способны, их дела



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.135 с.)