Манипулятивные технологии в системе массовых коммуникаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Манипулятивные технологии в системе массовых коммуникаций



Немецкий философ О. Шпенглер еще в начале XX в. в работе «Сумерки Европы» писал: «В ближайшем будущем три или четыре мировых газеты будут направлять мысли провинциальных газет и с их помощью — «волю народа». Все будет решаться небольшим количеством людей, контролирующими эти газеты, имена которых возможно даже и не будут известны…».

Слово «манипуляция» имеет корнем латинское слово manus – рука. С. Кара-Мурза выделяет следующие главные признаки манипуляции:

1 исключительно вид духовного, психологического воздействия на целевую аудиторию. При этом у каждого индивида, подвергнувшегося попытке манипуляции, остается свобода выбора — принимать навязываемую точку зрения и модель поведения либо нет.

2 манипуляция - это скрытое воздействие, факт которого не должен быть замечен объектом манипуляции.Еще более тщательно скрывается главная цель; сокрытие, утаивание информации – обязательный признак.

3 манипуляция – это воздействие, которое требует значительного мастерства и знаний.

4 Пассивное подчинение объекта инициаторам манипуляции — конечная цель.

X. Ортега-и-Гассет выводит феномен «манипулирования» из фатальной необходимости духовной диктатуры в любом социуме. Народ не обладает теоретическим пониманием бытия вещей. Без манипулирования людьми в обществе водворилась бы анархия, которая неизбежно привела бы к его распаду. Большинство авторов, рассматривающих духовное манипулирование в качестве характерного явления нашего времени, обычно выводит его из природы современного «массового общества».

Господство техники над человеком является, по мнению многих исследователей, другой причиной, порождающей манипуляцию. Никакие средства коммуникации в прошлом ни по оперативности сообщений, ни по широте охвата аудитории не могут идти ни в какое сравнение с современными средствами массового воздействия: прессой, радио, кино, телевидением, Интернетом.

Методы манипулирования. Использование стереотипов и «наклеивание ярлыков». Входя в широкий обиход благодаря, прежде всего, СМИ, они «приживаются» надолго, становятся привычными, а часто и повседневными словами, порой замещая, вытесняя другие - смежные, но менее агрессивные понятия.

«Непрямая атака». Атаке ангажированного журналиста подвергается не сам объект, на который необходимо бросить тень, а его окружение, его сторонники.

Использование «двойного стандарта». Объект информационной атаки подвергается критике за действия, высказывания, которые «прощаются» другим участникам конфликта

«Поддельный нейтралитет». Журналист так выстраивает тактику своего поведения, что у аудитории складывается впечатление о его нейтралитете, в то время как ангажированный представитель СМИ фактически принимает чью-то сторону.

« Фальшивый авторитет». корреспондент представляет мнение определенного лица, утверждая, что последний выступает от имени большой группы.

«Анонимный авторитет» - ссылка на неизвестных авторов.

«Будничный» или «обыденный» рассказ используется, например, для адаптации человека к информации явно негативного, вызывающего отрицание, содержания.

Метод «забалтывания» можно успешно бороться с противником, непрерывно восхваляя и неуместно говоря о его «необыкновенных» способностях, постоянно держа на слуху его имя.

«Эффект бумеранга». Затравленный оппонент начинает вызывать жалость и симпатию у широкой аудитории.

«Эмоциональный резонанс». способ создания у широкой аудитории определенного настроения с одновременной передачей необходимой манипулятору информации. Часто используется прием именуемый «эмоциональная подстройка под ситуацию». Другой прием — градация: комментатор повторяет доводы, выстроенные в определенную систему со все возрастающим эмоциональным напряжением. Такой прием эмоционально «заводит» слушателей.

«Эффект ореола»: 1. «Рядом — значит вместе» - нахождение рядом со знаменитым или высоко-поставленным человеком повышает статус в глазах окружающих. 2. Человека, добившегося весомых успехов в какой-то конкретной области, окружающие считают способным добиться успеха и в других делах.

«Эффект присутствия». Иллюзия достоверности оказывает сильнейшее эмоциональное воздействие и создает ощущение большой подлинности событий, создается мощный эффект присутствия.

«Рейтингование» ("Спираль умолчания"), огласив накануне выборов более высокий рейтинг кандидата, можно реально увеличить количество поданных за него голосов.

«Полуправда». Одним из наиболее часто встречающихся приемов манипуляции является искажение информации в известных пределах и границах.

 

Технологии «черного PR».

« Чёрный PR » — использование «чёрных технологий» (обман, фальсификации) для очернения, уничтожения конкурирующей партии, группы и т. д., распространение от её имени оскорбительных или экономически опасных заявлений и др. Иногда достаточно ограничиться публикацией компромата.

«Серый PR» — реклама (положительная или отрицательная), скрывающая свой источник. В отличие от «чёрного PR», не предполагает прямой лжи о своем происхождении. Также под «серым PR» иногда понимают разновидность непрямого черного PR, не содержащую прямой лжи и направленную на подсознание рецепиента.

Метод компромата. Основная сложность этого метода состоит в поиске и редакции самой компрометирующей информации. Распространяемая информация должна удовлетворять следующим критериям: - Быть правдивой. - Быть неопровержимой. - Быть понятной. - Быть актуальной. - Быть безопасной.

Метод плохой похвалы. Перехваливание, упоминание среди хвалебных данных скрытой негативной информации (или негативной с точки зрения целевой аудитории).

Метод двойных аудиторий. Данный метод предполагает последовательное воздействие на несколько целевых аудиторий. Кампании, основанные на этом методе, выстраиваются из нескольких последовательных кампаний, как правило, объединенных одной проблематикой.

Метод виртуальных понятий. Чтобы разрушить миф о ценности товара, нужно последовательно атаковать все составляющие виртуального понятия «престижность», а именно материальные составляющие предмета, поведение людей, связанное с ним, положительную или негативную оценку предмета, особенности владения предметом. (Пример: бомжи, появившиеся в элитном клубе, с целью его дискредитации).

Метод освистывания. демонстрация протеста.

Метод крючка и наживки. Создается инф ловушка для будущего объекта черного PR. Объект заманивается туда и сам на себя создает компромат.

Метод общественного возмущения. Цель данного метода найти тот объект, который способен возмутить общественность и использовать в целях черного PR.

Защита от атак черного PR

- Участие в атаке противника. Вы скидываете море черной информации, часто абсурдной, и обвинения противника теряются.

- метод вспышки». Создается какое‑либо событие, которое полностью затмевает своей яркостью информационную атаку.

- прямая реклама - увеличить объём рекламной компании в несколько раз, тем самым «затмив» черную PR кампанию.

- метод контратаки. начинаете собственную PR-кампанию направленную на дискредитацию тех, кто порочит вашу фирму.

Если атаки непрофессиональны, т.е. противник наносит удар не по главным свойствам вашего товара, использует заведомо ложные факты, использует общие слова и т.п., то можно их проигнорировать (часто непрофессиональный черный PR дает вам рекламный эффект) или обратиться в суд.

Спонтанные информационные атаки - возникают самопроизвольно и инициируются какой-либо группой негативно настроенного населения. Самым лучшим методом и одновременно самым эффективным является профилактика конфликта. Возможна разработка компромиссного варианта.

Методы: дискредитации заинтересованных лиц, которые поддержали данную атаку, дискредитация самой общественности, усиление белого PR.

Вуйма А., Ольшанский Д.В., Пеньков В.Ф.,. Ющук Е.Л., Кузин А.В.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 496; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.6 (0.006 с.)