Результативность реализации системы работ по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста через применение мнемотаблиц 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Результативность реализации системы работ по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста через применение мнемотаблиц



Результативность реализации системы работы мы проверяли по тем же методикам, что и констатирующем этапе. После проведенной коррекционной работы нами были полученные следующие результаты, отраженные в таблице 2.

Таблица 2. Результаты контрольного эксперимента детей старшего дошкольного возраста

Имя ребенка 1-е задание 2-е задание 3-е задание 4-е задание 5-е задание Общее количество баллов Уровень развития
  Андрей Б.             Средний уровень
  Снежанна Б.             Высокий уровень
  Виолетта М.             Высокий уровень
  Сергей Д.             Средний уровень
  Саша С.             Средний уровень
  Даша Д.             Средний уровень
  Арсений Е.             Высокий уровень
  Катя Ж.             Высокий уровень
  Соня И.             Средний уровень
  Карина К.             Средний уровень
  Вова К.             Средний уровень
  Маша Е.             Высокий уровень
  Вика Н.             Средний уровень
  Ваня С.             Высокий уровень
  Катя Л.             Высокий уровень
  Егор Г.             Высокий уровень
  Коля Ш.             Средний уровень

 

Как видно из таблицы, у детей преобладает средний уровень развития связной речи – 11 детей (54%) и 8 детей показали высокий уровень (46%). Низкий уровень не был выявлен.

Сравнение в процентном соотношении результатов констатирующего и контрольного этапа эксперимента мы наглядно представили в диаграмме 2:

Диаграмма 2. Сравнительные результаты констатирующего и контрольного эксперимента (в %)

С заданием 1 все дети хорошо справились, они смогли логично строить предложения, которые были грамматически правильно оформлены. Дети показавшие на констатирующем этапе низкий уровень допускали уже меньше ошибок при составлении предложения, им требовалось меньше времени, чтобы составить предложения. Но наводящие вопросы и помощь при составлении предложений им еще требовались.

Задание 2 предполагало составление описания мяча. Дети смогли составить пару простых предложений, сумели отразить характеристики мяча, основные действия с ним. Описание – рассказ получался у большинства детей законченным, логичным.

3 задание предполагало составление рассказа про собаку. При выполнении данного задания педагог не предъявлял уже картинку с изображением собаки, дети без опоры на наглядность смогли составить рассказ о собаке и справится с этим заданием в достаточно короткий промежуток времени.

В 4 задании требовалось составить рассказ по одной из предложенных тем. Дети справились с этим заданием. Рассказ их был полным, наполнен разными частями речи, логично строились все предложения. В большинстве своем дети пользовались простыми предложениями, редко сложными. При выполнении задания предложения у детей отличались последовательностью, логичностью.

Задание 5 предполагало пересказ текста, за основу брали сказку «Гуси-лебеди». Дети могли выстроить предложения без повторов, пропусков, не нарушались причинно – следственные отношения при пересказе. Текст получался у большинства детей полным, отмечалась согласованность между частями рассказа, ошибки в смысловой и синтаксической связи между предметами не наблюдалось.

Итак, в результате исследования связной речи детей старшего дошкольного возраста, мы получили следующие данные:

- С высоким уровнем развития связной речи в подгруппе 8 детей (46%).

- Со средним уровнем развития связной речи в подгруппе 11 детей (54%).

Следовательно, в группе преобладают дети со средним уровнем развития связной речи.

Таким образом, при первичной обработке результатов высокий уровень показали - 35% детей, средний уровень у 46% детей и низкий уровень у 19% детей. Параметры были сформированы на недостаточном уровне: страдала точность, логическая последовательность, богатство речи, присутствовали грамматические ошибки; дети могли логично выстроить предложение, нарушены были причинно – следственные отношения при пересказе, рассказе.

Контрольный эксперимент показал следующую динамику развития связной речи:

1. Высокий уровень показали - 46% детей. У этих детей все параметры связной речи находятся на высоком уровне. Они содержательно, логично, точно и последовательно излагают свои мысли, в речи используют как простые, так и сложные предложения. Речь оформлена грамматически правильно.

Средний уровень был обнаружен у 54% детей. В большинстве случаев у детей страдала содержательность и богатство связной речи. Предложение использовали простые, но правильные по грамматическому оформлению.

Низкий уровень не был обнаружен у детей.

2. Намного лучше стали показатели по параметрам у всех детей. Они научились передать содержание готового литературного текста и собственного рассказа; логично выстраивать свое высказывание; в речи использовались не только существительные и глаголы, но и прилагательные, наречия.

3. Таким образом, проведенный контрольный эксперимент по исследованию особенностей связной речи у детей, позволил выделить следующее:

- дети могут логично выстраивать предложения, но у некоторых детей еще нарушается последовательность слов;

- дети могут устанавливать логично – смысловые отношения между предметами, изображенными на картинках;

-при пересказе устанавливают причинно – следственные связи и достаточно хорошо составляют предложения;

- практические отсутствуют грамматические ошибки;

- самостоятельно составляют рассказ – описание.

 


 

Заключение

 

В процессе работы был произведен анализ психологической и методической литературы по данной теме, была дана характеристика связной речи и были изучены возможности развития связной речи детей дошкольного возраста посредством мнемотаблиц, проведено исследование и был обоснован выбор методик, проанализированы результаты исследования и сделаны выводы.

Результаты экспериментального исследования показали, что у большинства обследуемых детей развитие связной речи находится на среднем уровне, что характеризуется наличием ошибок и трудностями составлять рассказ – описание, самостоятельный пересказ.

На основании полученных результатов исследования нами был разработана система развития связной речи посредством мнемотехнки. По окончанию ее реализации мы повторно провели методики, в результате мы выявили на контрольном эксперименте:

Высокий уровень показали - 46% детей. У этих детей все параметры связной речи находятся на высоком уровне. Они содержательно, логично, точно и последовательно излагают свои мысли, в речи используют как простые, так и сложные предложения. Речь оформлена грамматически правильно.

Средний уровень был обнаружен у 54% детей. В большинстве случаев у детей страдала содержательность и богатство связной речи. Предложение использовали простые, но правильные по грамматическому оформлению.

Низкий уровень не был обнаружен у детей.

Параметры сформированы на среднем уровне: следует продолжать работу над правильностью и богатство речи.

Итогом стало выделение особенностей связной речи у детей с ОНР:

- дети могут логично выстраивать предложения, но у некоторых детей еще нарушается последовательность слов;

- дети могут устанавливать логично – смысловые отношения между предметами, изображенными на картинках;

-при пересказе устанавливают причинно – следственные связи и достаточно хорошо составляют предложения;

- практические отсутствуют грамматические ошибки;

- самостоятельно составляют рассказ – описание.

Цель нашего исследования: выявление особенностей формирования связной речи у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием была достигнута, так как были решены все поставленные задачи. А именно:

- изучены особенности развития связной речи в онтогенезе;

- выявлены особенности связной речи у детей посредством мнемотаблиц;

- проведена экспериментальная работа по выявлению особенностей связной речи детей дошкольного возраста;

- разработана система работы по развитию связной речи посредством мнемотаблиц.

- проанализированы результаты экспериментальной работы по выявлению особенностей связной речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР; дан количественно – качественны анализ полученных данных.

Таким образом, мы убедились, что тема актуальна, задачи выполнены, цель достигнута.

 

 

Список литературы

 

 

1. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. – М, 2003. - с.27-43.

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. — М.: Академия, 1998

3. Белякова. Л.И., Филатова Ю.О. Диагностика речевых нарушений //Дефектология. -2007. №3 с. 45-48

4. Бехтерев В.Н. Основы учения о функциях мозга—СПб.: Брокгауз-Эфрон, 2013. — 512 с.

5. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. 2-е изд. испр. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 96 с.

6. Бородич A.M. Методика развития речи детей дошкольного
возраста— М.: Просвещение, 2014. – 189 с.

7. Введенская Л. А. Теория и практика русской речи– СПб.: Питер принт, 2012. – 364 с.

8. Выготский Л.С. Мышление и речь: собрание трудов. - М., 2011. - 640с.

9. Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 9. - с. 28-34.

10. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 2007. - 480 с.

11. Глухов В. П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим речевым недоразвитием. – М., 2006

12. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. — М.: ACT: Астрель, 2005. — 351с.

13. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе— М.: Издательство ГНОМ и Д, 2013. — 128 с.

14. Гомзяк О. Говорим правильно в 6 - 7 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логопедической группе. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.

15. Гризик Т.И. Развитие речи детей 6-7 лет. – М.:Просвещение,2007.

16. Гриншпун Б.М. Развитие коммуника­тивных умений и навыков у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью. Дефектология.— 2013.—№3.

17. Громова, О. Е., Соломатина, Г. Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет. Москва, 2005.

18. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. СПб., 2000.

19. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Дьяченко О.М, Лаврентьева Т.В. - М., 2000.-98с.

20. Ерастов Н.Л. Культура связной речи. — Ярославль. 2013. —183 с.

21. Ёлкина Н.В. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста: Учебное пособие. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2006.

22. Зернова Л.П. Логопедическая работа с дошкольниками: Учебное пособие для дефектологических факультетов вузов. – М.: Академия, 2013. – 240 с.

23. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. — М.: Воронеж, НПО МОДЭК, 2011. – 432 с.

24. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. - М., 2006. - 224с.

25. Корепанова М.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников. - М., 2005.-87с.

26. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию.— М.: Просвещение, 2012. – 128 с.

27. Крутецкий В.А., Психология / В.А. Крутецкий - М.: Просвещение, 2007. - 352с

28. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся.— М., Просвещение, 2012. – 256 с.

29. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – М.: Смысл, 1997. — 287 с.

30. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. - М., 2006. - 248с.

31. Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. Ярцевой В.Н. - М., 2002. - 709с.

32. Лурия А.Р. Язык и сознание./ под редакцией Е. Д. Хомской. – М: Изд-во Моск. ун-та, 2013. – 320 с.

33. Матросова Т.А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями. – М.: Сфера, 2007.-190с.

34. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под ред. Г.В. Чиркиной. - 2-е изд., доп. – М., 2003.

35. Нейман Л. В., Богомильский М. Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

36. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С. 102 -115.

37. Пашковская Л.А. Педагогическая технология развития связной речи дошкольников с использованием моделирования: Дис.... канд. пед. наук: 13.00.07 Екатеринбург, 2002. - 154 с.

38. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 64 с.

39. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. / под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 2012. — 223 с.

40. Развитие речи дошкольника: Сборник научных трудов подред. Ушаковой О.С., — М.: Педагогика, 1990.

41. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Составители, авторы комментариев и послесловия А.В.Брушлинский, К.А.Абульханова-Славская- СПб: Издательство "Питер", 2000

42. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. - М., Воронеж, 2002. - 224 с.

43. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание. 1990. №10. С. 16-21.

44. Усова А.П. Обучение в детском саду / под ред. А.В. Запорожца. — М.: Просвещение2012. — 176 с.

45. Ушакова О.С. Развитие связной речи // Психологические вопросы развития речи в детском саду. - М.: Просвещение. 1987.

46. Ушакова О.С. Связная речь // Психолого-педагогические вопросы развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1984.

47. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.

48. Ушакова Т.Н Речь: истоки и принципы развития. – М.: ПЕР СЭ, 2004. – 256 с.

49. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение.2013. – 364 с.

50. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: метод, пособие / Т. А. Фотекова.— М.: Айрис-пресс, 2012.

51. Цейтлин С. И. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. — М.: Владос, 2000.-290с.

52. Эльконин Д.Б. Детская психология /Д.Б. Эльконин – М.,1994.-270с.

53. Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. Книга для родителей и воспитателей. – М.: Сфера, 2002.-276с.

54. Якубинский Л. П. Избранные работы: Язык и его функционирование // Отв. ред. А. А. Леонтьев. М.: Наука, 1986. С. 17–58.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 869; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.44.23 (0.056 с.)