Принципы адекватности, оптимальности и вариативности педагогических воздействий. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы адекватности, оптимальности и вариативности педагогических воздействий.



Эти принципы вытекают из признания основополагающего постулата: движение, двигательная активность для людей с ограниченными возможностями и инвалидов это объективное и жизненно необходимое условие существования, поддержания «остаточного» здоровья, развития и совершенствования индивидуальных возможностей. Двигательная активность направлена в конечном счете на изменение состояния организма, приобретение нового уровня физических качеств и способностей. В основе этих изменений лежит фундаментальное свойство всего живого – способность к адаптации, приспособлению к внешним воздействиям. Это свойство является главным в обеспечении жизнеспособности организма, в обеспечении его выживания и саморазвития при непрерывно меняющихся условиях внешней среды, а также при изменяющихся состояниях самого организма (Бальсевич В.К., Запорожанов В.А., 1987).

Несмотря на общие физиологические механизмы адаптации, процесс приспособления лиц с ограниченными возможностями к мышечной деятельности носит сугубо индивидуальный характер, обусловленный необходимостью изменения содержания двигательной активности, ограничения в режимах и нормировании педагогических воздействий, тонкого регулирования физической нагрузки и отдыха, переключения на разнообразные виды деятельности и т.п.

Педагогические принципы адекватности, оптимальности и вариативности как раз и отражают специфику педагогической деятельности, обусловленную закономерностями индивидуальной адаптации к мышечной работе инвалидов и лиц с нарушениями в развитии.

Принцип адекватности педагогических воздействий означает, что выбор средств, методов, методических приемов обучения соответствует функциональному состоянию занимающихся. Функциональное состояние организма и реальные возможности решения конкретных педагогических задач определяются множеством постоянно действующих факторов, лимитирующих двигательную активность и влияющих на процесс адаптации. Поэтому принцип адекватности предусматривает учет следующих факторов:

– тяжесть основного дефекта, сопутствующие заболевания и вторичные нарушения;

– возрастные особенности: степень отставания физического и психического развития, сенситивные периоды и зоны ближайшего развития;

– состояние локомоторной функции, способы перемещения (в коляске, на костылях, с тростью, с помощью, самостоятельно);

– сохранность сенсорных систем (зрительной, слуховой, тактильной, вестибулярной и др.);

– сохранность интеллекта, психических функций, особенности общения, поведения;

– способность к обучению, наличие двигательного опыта;

– предрасположенность, интерес и природные задатки к тем или иным видам физических упражнений.

Принцип оптимальности означает разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки, целесообразную стимуляцию адаптационных процессов, которые определяются силой и характером внешних стимулов. В качестве стимулов выступают физические упражнения, различные по характеру, направленности, координационной сложности, а также нагрузка, которая и должна соответствовать оптимальным реакциям организма. Специфическим выражением оптимума в работе с инвалидами является формула «помоги, не повредив», что означает создание наиболее благоприятных условий для реализации функций (Колбанов В.В., 1998).

Принцип вариативности означает бесконечное многообразие содержания и возможностей адаптивной физической культуры. Смысл вариативности состоит не только в том, чтобы избежать монотонии, привыкания к однообразной физической нагрузке. Люди с ограниченными возможностями вследствие вынужденной гиподинамии, особенно дети, испытывают двигательный и эмоциональный голод, дефицит общения. Поэтому разнообразие двигательной деятельности в процессе адаптивной физической культуры хотя бы частично компенсирует эти негативные явления.

В практической деятельности принцип выражается в варьировании:

1) физических упражнений: упражнения - образы с ориентировочной основой действий; дробное выполнение упражнений;

имитационные упражнения (подражание движениям насекомых, животных и т.п.); стандартные, упрощенные и усложненные двигательные действия; упражнения на тренажерах и др.;

2) элементов техники физических упражнений: исходного положения, темпа, ритма, усилий, скорости, направления, траектории, амплитуды и т.п.;

3) методов и методических приемов словесного и звукового воздействия:

– устные – беседа, объяснение, указание, замечание, просьба, команда, оценивание, поощрение и др.;

– звуковые – музыкальное сопровождение, звуковые сигналы (колокольчик, свисток, звонок, метроном, озвученный мяч, звуколидеры и т.п.);

– считывание с карточек, дактильная речь (для людей с нарушением слуха);

4) методов и методических приемов показа:

– показ натуральных статических поз и динамических движений в разных экспозициях, с разной скоростью, на разном расстоянии;

– показ, сопровождающийся объяснением, мимикой, жестами, дактильной речью;

– демонстрация наглядных пособий – плоскостных и объемных, видеофильмов и т.п.;

– тактильное сопровождение движений – ощупывание предметов, снарядов, рельефных рисунков и т.п. (для незрячих);

5) внешних условий выполнения упражнений: оказание помощи, страховки, сопровождения, разгрузки (в воде, на парашютных подвесках), упрощение и усложнение внешней среды, применение ограничителей, сопротивлений, отягощении;

6) сенсорных ощущений: тактильных, кожных, зрительных, слуховых, вестибулярных при выполнении физических упражнений;

7) способов регулирования эмоционального состояния занимающихся: внушение, медитации, психотренинги, подвижные, сюжетные игры, игры-сказки, пальчиковые игры, игровые задания, эстафеты, полосы препятствий и др.;

Выбор возможных сочетаний перечисленных признаков вариативности обусловлен возрастом, индивидуальными особенностями, функциональным состоянием занимающихся, конкретными педагогическими задачами и должен соответствовать принципам адекватности и оптимальности.


5) СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Адо А.Д, Вопросы общей нозологии. – М., 1985.

Азарян Р.Н. Обучение слепых и слабовидящих детей правильной ходьбе - М.,1989.

Азарян Р.Н. Физическое воспитание слепых и слабовидящих школьников в режиме дня. – М.: ВОС, 1987. – 115 с.

Александров С.З. Социальные функции культуры как составной части общечеловеческой культуры //Теор. и практ. физич. культ., 1990, № 1.

Ананьев В.А. Психогигиенические и психопрофилактические основы здорового образа жизни // Здоровый образ жизни: Сб. науч. тр. – Л.: ЛенГИДУВ, 1988.

Андреева А.В. Адаптивные технологии обучения глухих детей как основа обеспечения их индивидуального образовательного маршрута // Тез. докл. V Межд. конф.: Ребенок в современном мире: права ребенка. – СПб., 1998.

Анохин П.К. Общие принципы компенсаций нарушенных функций и их физиологическое обоснование. – М.,1956.

Анохин П.К. Очерки физиологии функциональных систем. – М, 1975.

Антипина Г. С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп. – Л., 1982.

Арет А.Я. Краткий обзор специфических методов и приемов самовоспитания//Труды Киргизского гос. ун-та. – Фрунзе, 1968, вып. 2. – 68 с.

Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. – М.: Политиздат, 1973.

Ашмарин Б.А. Завьялов А.К. Курамшт Ю.Ф. Педагогика физической культуры. Ч. 1. – СПб., 1999.

Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1989.

Бабиева Н.С. Влияние атрибутивных процессов на социальную адаптацию подростков с недостатками слуха: Право на здоровье// Тез. докл. V Межд. конф: Ребенок в современном мире: права ребенка. – СПб., 1998.

Байкина Н.Г. Коррекционные основы физического воспитания глухих школьников// Автореф, дис.... канд. пед. наук. – М., 1992.

Байкина Н.Г., Сермеев Б.В. Физическое воспитание в школе глухих и слабослышащих/ Учеб. изд. - М.: Сов. спорт, 1991.

Бакулев В.И. и др. Усовершенствованные модули протезов верхних конечностей разработки СПбНИИП //Материалы Международного конгресса «Человек и его здоровье».– СПб., 1997.–111с.

Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры// Теор. и практ. физ. культ., 1991, №7.

Бальсевич В.К. Феномен физической активности как социально-биологическая проблема//Вопросы философии, 1981, №8.

Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. – М.: ФиС, 1988.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 851; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.241 (0.009 с.)