Принцип учета возрастных особенностей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принцип учета возрастных особенностей.



Каждый конкретный возраст в целостном онтогенетическом физическом и психическом развитии уникально неповторим: он содержит как ведущие точки роста, определяющие развитие в целом, так и факторы, лимитирующие его. Двигательная функция человека характеризуется этапностью развития систем движений человека, колебательным характером этих систем, син-фазностью периодов ускоренного развития, высокой степенью индивидуальности двигательных проявлений (Янкаускас И.М., Логвинов Э.М., 1984; Бальсевич В.К., 1987).

Эволюционно вся последовательность онтогенетических преобразований, обеспечивающих движение, связана с биологической подготовкой организма к полноценной деятельности во внешней среде. Количественные и качественные изменения биохимических, физиологических, психических функций в различные периоды жизни обусловлены наследственными факторами. Однако решающее и неизмеримо большее значение на проявление наследственных факторов развития двигательной функции оказывает воспитание, обучение, культурно-бытовое окружение, характер общения, формы и способы деятельности (Гальперин С.И., 1974; Кулагина И.Ю., 1997). Это означает, что внутренние (природные) и внешние (социальные) стимулы развития, дополняя друг друга, обеспечивают наиболее рациональный путь функционирования (Лубышева Л.И., 1996).

Сочетание биологического и социального на каждом возрастном этапе вступает в новое взаимоотношение, что и находит свое выражение в сочетании уровней физического и психического развития. При «поломках» в организме происходит сбой в центральных регуляторных механизмах, который видоизменяет процесс физического и психического развития. Этим и определяются возрастные закономерности аномального функционирования организма ребенка. Поэтому процесс адаптивного физического воспитания, направленный на всестороннее развитие личности каждого ребенка, должен опираться на эти закономерности. Важнейшими из них являются следующие: единство генетического хода развития, максимальное использование сенситивных периодов развития, учет зоны ближайшего развития.

а) Единство генетического хода развития

Ребенок с нарушениями в развитии проходит все те же стадии онтогенетического развития, что и здоровый ребенок. Различия заключаются в темпах физического и психического развития, конечном результате и способах его достижения. Развитие личности ребенка, его физических способностей и познавательной деятельности зависит от основного дефекта и требует большего времени, иных средств и методов. Например, при умственной отсталости наблюдается ретардация, выражающаяся в незавершенности отдельных этапов развития, при которой не происходит смены более ранних форм развития более прогрессивными (Матасов Ю.Т., 1991). Однако необходимо стремиться к тому, чтобы каждый этап возрастного развития был максимально приближен к норме (Катаева А.А., Стребелева Е.А., 1998).

Особенности психомоторики, интеллекта, воли, индивидуального вида деятельности определяют различия в темпах обучения и усвоения учебного материала, различия в восприятии окружающего мира, а также обусловливают варианты психической, физической, социальной адаптации.

б) Максимальное использование сенситивных периодов развития

Каждый возрастной период характеризуется определенными морфологическими и физиологическими перестройками организма, ведущей деятельностью, изменениями внутреннего мира ребенка и отношением его к внешнему миру (Щедрина А.Г., 1989).

Так, дошкольный возраст (3-6 лет) характеризуется быстрыми темпами роста скелета, мышечной массы, изменением пропорций тела. Это возраст познания окружающего мира и отношений людей. Игра -– ведущая деятельность, в ней ребенок творчески осваивает движение, речь, проявляет фантазию, образное представление, логику мышления, эмоциональное отношение, самооценку и т.п. В игре и общении ребенок приобретает первый опыт социализации (Эльконин Д.Б., 1989; Зеньковский В.В., 1996).

В следующем возрастном периоде (7-11 лет) значимой деятельностью становится учение, меняются интересы, уклад жизни, новые знания и умения повышают социальный статус ребенка, доминирующей функцией становится мышление.

Процесс индивидуального развития происходит неравномерно и неодновременно. Периоды стабилизации и плавного развития психических, физиологических, двигательных функций сменяются ускорениями. Те возрастные периоды, в которые организм наиболее чувствителен к определенного рода воздействиям, названы сенситивными, или критическими, поскольку они оказывают существенное влияние на последующие этапы развития и весь жизненный цикл (Карсаевская Т.В., 1970).

Так, например, сенситивный период развития речи – от 1 года до 3 лет. Если этот этап упущен, компенсировать потери почти невозможно (Бадалян Л.О., Миронов А.И., 1975). Сенситивный период координации тонких и точных движений кисти и пальцев – 5-7 лет (Гальперин С.И., 1974), что очень важно учесть при подготовке ребенка к обучению в школе. Для развития точности движений при метании в цель благоприятным является возраст от 7 до 13 лет.

Установлено, что такие жизненно важные качества, как мышечная сила, быстрота, выносливость в разные периоды жизни развиваются гетерохронно и имеют свои сенситивные периоды:

– координационные способности имеют наибольший прирост с 7 до 12 лет;

– скоростные качества – развитие происходит с 7 до 16 лет, наибольшие темпы прироста в 9-13 лет;

– мышечная сила - развитие происходит с 12 до 18 лет, наибольшие темпы прироста в 14-17 лет;

– выносливость – развитие происходит от дошкольного возраста до 30 лет, наиболее интенсивный рост наблюдается в возрасте 14-20 лет.

Для обучения двигательным действиям сенситивным периодом считается возраст 5-10 лет (Расин М.С., 1987), а возрастной интервал от 7 до 10-12 лет предпочтителен для развития всего спектра физических качеств и координационных способностей. Поэтому естественно считать его важным для организованной закладки потенциала двигательной активности человека (Бальсевич В.К., 1988). Это же время является оптимальным для формирования осознанной мотивации к телесному развитию и выработки привычки заботиться о своем здоровье (Щедрина А.Г., 1996).

Биологический возраст ребенка с нарушениями в развитии, как правило, отстает от паспортного. Уровень его психических и физических способностей сугубо индивидуален, как индивидуальны и сенситивные зоны. Важно их не пропустить, на них ориентироваться и максимально использовать для развития и личностного роста.

Эффективность управления процессом совершенствования двигательных возможностей детей с нарушениями в развитии будет выше, если акценты педагогических воздействий будут совпадать с физическими и психическими особенностями того или иного периода индивидуального развития.

в) Учет зоны ближайшего развития

При разработке проблемы взаимоотношения обучения и развития для детей нормального развития и с нарушениями А.С. Выготским были введены понятия «зона актуального развития» и «зона ближайшего развития», под которыми подразумевалась в первом случае такая подготовка ученика, которая дает ему возможность действовать самостоятельно, во втором - возможность выполнять с помощью учителя (или родителей) то, что самостоятельно сделать пока не удается.

У детей с одинаковым актуальным уровнем развития могут быть разные потенциальные возможности. Один ребенок легко принимает помощь и затем самостоятельно решает все похожие задачи. Другому трудно выполнять задания даже с помощью взрослого. Поэтому, оценивая развитие конкретного ребенка, важно учитывать не только актуальный уровень, т.е. его возможности сегодня, но и день завтрашний - зону ближайшего развития.

Обучение, ориентированное на зону ближайшего развития, по Выготскому, не должно отрываться от индивидуального темпа развития ребенка. Значительное опережение, искусственное забегание вперед без учета реальных возможностей ребенка приведет в лучшем случае к натаскиванию, но не будет иметь развивающего эффекта С.Л. Рубинштейн (1989), уточняя позицию А.С. Выготского, предложил говорить о единстве развития и обучения. «Ребенок не развивается и воспитывается, а развивается, воспитываясь и обучаясь», – пишет автор.

Зона ближайшего развития определяет не только психическое, но и физическое развитие, находящиеся в процессе созревания, дает представление о потенциальных возможностях развития, что, в свою очередь, позволяет делать научно обоснованный прогноз и практические рекомендации об оптимальных сроках обучения детей с ограниченными функциональными возможностями.

Выявление актуального и потенциального уровней развития, зоны ближайшего развития может быть основой нормативной возрастной диагностики для разных нозологических групп в отличие от симптоматической диагностики, опирающейся лишь на внешние признаки развития (Рябоконь А.Г., Старобина Е.М., 1997).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.22.50 (0.008 с.)