Й урок. Коллаж «мой психологический портрет» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Й урок. Коллаж «мой психологический портрет»



I. БЕСЕДА

Подведем некоторые итоги. На протяжении восьми заня­тий вы узнавали что-то новое о себе, невольно сравнивали себя с другими людьми. Возможно, не всегда эти сравне­ния вас радовали. Но зато вы еще раз могли убедиться, на­сколько все мы разные: А еще вы узнали, как развивать свои способности. И теперь только от вас зависит, как вы этими знаниями распорядитесь.

Все это время вы записывали в дневники свои соображе­ния о том, что происходит на наших занятиях, какие мысли и чувства возникают у вас. На первом занятии вы получили домашнее задание: написать сочинение «Я». У многих эта тема вызвала недоумение. Кому-то трудно было выполнить это задание. Кому-то интересно. То, что вы будете делать сегодня, — продолжение этой работы.

Ребятам предлагается на принесенных листах бумаги вы­полнить коллаж, изображающий себя самого. Желательно не слишком углубляться в расшифровку темы, так как при выполнении этого задания особое значение имеет спон­танность и способность к свободным ассоциациям.

Упражнение очень важно в плане самопознания и само­коррекции, поэтому для его выполнения важна раскован­ность учащихся и творческая атмосфера. Вначале желатель­но провести упражнения на разогрев. Во время работы учи­тель может общаться с детьми, задавать им вопросы по ходу работы, если это будет уместно. Работа имеет психодиагностический и психотерапевтический смысл, служит мощ­ным стимулом для дальнейшего самопознания и самосовер­шенствования.

Работы дети обычно забирают с собой. На них время от времени полезно смотреть. Некоторые ребята вешают их на стену. Большинству доставляет удовольствие смотреть на них. Среди коллажей встречаются настоящие шедевры.


10-И УРОК. ЧТО Я ЗНАЮ О МИРЕ ПРОФЕССИЙ? КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ

I. БЕСЕДА

Классификация — осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то признакам.

Во многих тысячах профессий нельзя разобраться без классификации. Вот почему профессор Е.А. Климов разра­ботал классификацию профессий, построенную на основа­нии существенных признаков. Каждый вид труда человека имеет следующие компоненты: предмет труда, цель труда, орудия труда и условия деятельности, — и именно они обус­ловливают эти требования. В соответствии с этими четырь­мя признаками и строится классификация профессий, удоб­ная для профессионального самоопределения. Что может быть предметом труда?

По первому признаку — предмету труда — все существу­ющие профессии и специальности можно разделить на пять типов: «человек—техника», «человек—природа», «человек-знак», «человек—искусство», «человек—человек».

Учитель записывает название типов на доске в шесть стол­биков.

А сейчас попробуйте вспомнить профессии, относящие­ся к этим типам.

II. ИГРА «АУКЦИОН»

Ребятам предлагается игра «Аукцион», цель которой — актуализация имеющихся знаний о профессиях и подготов­ка к более сложным игровым взаимодействиям.

Класс делится на три команды. От участников требуется назвать профессии, относящиеся к определенному типу. Названные профессии записываются на доске (желательно, чтобы каждая команда записывала «свою» профессию «сво­им» цветом). Выигрывает та команда, игрок которой до тре­тьего удара молотка (хлопка в ладоши) успел последним назвать необходимую профессию или игроки которой на­звали большее число профессий.

Ход игры представляет собой живой диалог ведущего с иг­роками в условиях дефицита времени на обдумывание. «Аук­цион» позволяет легко и непринужденно обнаружить степень общей информированности о мире профессий, выявить на­правленность профессиональных интересов учащихся.

Во время игры многие школьники часто впервые ощуща­ют, насколько мало они осведомлены о мире профессий. Главная задача ведущего — помочь «пожить» какое-то вре­мя в атмосфере информационного голода. При этом удли­нение и уменьшение интервалов между хлопками, веселые реплики, подсказки ведущего должны способствовать под­держанию высокого темпа игры, мобилизации имеющихся знаний участников, углублению интересов, связанных с раз­личными профессиональными областями.

Обычно игра занимает от 5 до 15 минут и успешно ис­пользуется не только на уроке, но и на вечерах, в различ­ных конкурсах. Наличие таких атрибутов, как деревянный молоток, гонг, символические призы, придает игре особую привлекательность. Самые активные участники «Аукциона», назвавшие наибольшее число профессий и обнаружившие знание очень редких профессий, поощряются специальны­ми призами.

В каком столбике оказалось больше всего профессий? Как вы думаете, почему?

III. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Запишите в каждом столбике по пять профессий, кото­рые еще не назывались. При работе можно пользоваться справочниками и советоваться с родителями.


Й УРОК. ПРОФЕССИИ ТИПА «ЧЕЛОВЕК—ТЕХНИКА»

I. БЕСЕДА

Для того чтобы освоить определенную профессию и затем успешно трудиться, человек должен обладать конкретными качествами, отвечающими тем требованиям, которые предъяв­ляет эта профессия k человеку. Поэтому очень важно, выби­рая профессию, знать эти требования. Попробуем сформу­лировать их для профессий типа «человек—техника».

Особенность технических объектов в том, что они, как правило, могут быть точно измерены по многим признакам. При их обработке, преобразовании, перемещении или оцен­ке от работника требуется точность, определенность дей­ствий. Нужна и высокая исполнительская дисциплина, акку­ратность. Последние качества важны, конечно, везде, но в технике с ее точностью, дробным делением труда им уде­ляется особое внимание. Вспомните профессии, связанные с техникой.

Техника как предмет труда предоставляет широкие воз­можности для новаторства, выдумки, творчества. Поэтому важное значение приобретает такое качество, как практи­ческое мышление. Техническая фантазия, способность мыс­ленно соединять и разъединять технические объекты и их части — важные условия успеха в данной области.

 

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Для этой части урока необходим куб Линка или «Уникуб» Никитина. Если есть два комплекта «кубов», соревнователь­ность упражнения будет выражена ярче.

Классу демонстрируется собранный куб и дается задание: разрушить его и собрать 5очно так же как можно быстрее.

Доброволец или двое перед классом собирают куб. За­секается время, за которое они справятся с этой задачей. Целесообразно дать возможность выполнить это задание 3-4 учащимся. Отмечается не только скорость решения задачи, но и стратегия.

— Какой тип мышления нужен для успешного выполнения этого задания? Какие профессионально важные качества продемонстрировали ребята?

 

III. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подумайте, в какой мере у вас развиты качества, о кото­рых мы говорили сегодня; как соотносится тип вашего мыш­ления с профессиями этого разряда?


И УРОК. ПРОФЕССИИ ТИПА «ЧЕЛОВЕК—ПРИРОДА»

I. БЕСЕДА

Представителей этих профессий объединяет одно очень важное качество — любовь к природе. Но любовь не созер­цательная, а деятельная.

Как вы думаете, что является объектом труда для профес­сий этого типа? Какие это профессии?

Особенность биологических объектов состоит в том, что они сложны, изменчивы, нестандартны. И растения, и жи­вотные, и микроорганизмы развиваются без всяких выход­ных и праздников; они живут, растут, болеют и гибнут. Спе­циалисту нужно не просто очень многое знать о живых орга­низмах, но предвидеть возможные изменения в них, кото­рые подчас необратимы. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных задач, заботливость, терпение и дальновидность. Какой тип мышления предпочтителен для этих профессий? Какие профессиональ­ные качества необходимы?

Вы, наверное, замечали, что животные тонко чувствуют состояние человека: боится ли он, или сам представляет угрозу; нервничает или уверен в себе, одних они любят, а других ненавидят или боятся. Исследования показали, что также реагируют на людей и растения, только эти проявле­ния не столь очевидны.

Человек, работающий в сфере «человек—природа», дол­жен быть спокойным и уравновешенным. Иначе он передаст свое состояние «клиентам». Впрочем, работа, связанная с природой, сама служит мощным средством нормализации состояния человека. Она успокаивает, вносит в душу гармо­нию, служит источником вдохновения для людей творческих.

У каждого человека есть особенности, которые в значи­тельной степени являются врожденными. К ним относится темперамент. Может ли природа как объект труда влиять на темперамент человека?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 380; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.19.251 (0.009 с.)