Й урок. Склонности и интересы в выборе профессии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Й урок. Склонности и интересы в выборе профессии



I. БЕСЕДА

Мы уже говорили о том, что для правильного выбора про­фессии необходимо представлять себе те требования, ко­торые она предъявляет к человеку, а также знать свои ин­дивидуально-психологические особенности, чтобы соотне­сти их с этими требованиями.

Значение интересов в жизни человека велико: они по­буждают овладевать знаниями, расширять кругозор, помо­гают преодолевать препятствия. Интересы различаются по содержанию (музыкальные, технические), широте (разно­сторонние или узкие, направленные только на один пред­мет или на одну его сторону), глубине (глубокие или поверх­ностные), длительности (устойчивые или неустойчивые). Интересы могут переходить в склонности — стремление за­ниматься определенной деятельностью. Между интересом и склонностью много общего, но есть и различие. Как вы думаете, какое?

Интересы выражаются формулой «хочу все знать», а склон­ности — «хочу делать».

 

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. МЕТОДИКА «КАРТА ИН­ТЕРЕСОВ»

Учащимся предлагается выполнить тест, с помощью кото­рого они смогут выявить свои интересы и определить сте­пень их устойчивости.

Для этого всем раздаются бланки и опросники, дается инструкция. На выполнение теста обычно требуется 10 ми­нут. Ребята не должны обсуждать и комментировать вопро­сы. Обработка данных происходит на этом же уроке.

Может ли человек управлять своими интересами, и если да, то как?

Обратимся к роману Марка Твена «Приключения Тома Сойера...». К тому эпизоду, где Тома заставляют красить забор. Вспомните, какой выход из положения он нашел?

Вот некоторые соображения, как сделать скучную работу интересной, как управлять своими интересами и склоннос­тями.

1. Препятствие, которое человек должен преодолеть для достижения своей цели, должно быть преодолимым.

2. Что происходит, когда нам предстоит взяться за скуч­ную работу? На нас действует установка — это скучно. Од­нако ее можно изменить. Например, вообразить, что это не скучно, а интересно, тогда вы внутренне настроитесь на интересную работу, а это как раз и нужно на первых порах.

3. Одной установки мало. Надо приложить чуть-чуть ста­рания и выполнить работу более тщательно, чем всегда.

4. Сколько времени надо работать, чтобы сформировался интерес? Теоретически даже один поступок может стать основой полезной привычки. Но не всегда. Некоторые пси­хологи на основании наблюдений утверждают, что для об­разования привычки нужно три недели. Единого мнения на этот счет нет.

5. Интересы и склонности проявляются и формируются толь­ко в деятельности, связанной с ними. Поэтому надо не ждать, когда проявится интерес, а активнее включаться в разнооб­разную деятельность. Именно такое поведение позволит вам выявить и сформировать интересы и склонности.

III. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Составьте общую характеристику своих интересов и склон­ностей; посмотрите, насколько результаты теста совпали с вашими собственными представлениями о своих интересах и склонностях.


Й УРОК. ПОНЯТИЕ О ТЕМПЕРАМЕНТЕ

I. БЕСЕДА

Вам, наверное, приходилось слышать словосочетания «темпераментная музыка», «темпераментный человек». Есть такое выражение «итальянский темперамент». Что это та­кое, как вы думаете?

Определить особенности своего темперамента можно с помощью теста, созданного американским психологом Айзенком.

Ребятам предлагается выполнить этот тест. Обработка производится на этом же уроке. Здесь же вводятся понятия интроверсия—экстраверсия, эмоциональная стабильность.

По Айзенку, экстраверт общителен, имеет много друзей, импульсивен, беззаботен, весел, оптимистичен. На него не всегда можно положиться. Он схватывает на лету все новое, но легко забывает.

Интроверт спокоен, застенчив, сдержан в общении. Тща­тельно планирует свои действия. Не доверяет внезапным побуждениям. Серьезно относится к принятию решений, контролирует свои чувства.

Для каких профессий предпочтительна повышенная по­требность в общении? А для каких желательна склонность к одиночеству?

Представьте себе такую ситуацию: две подруги пошли учиться в торговый техникум. Одна — экстраверт, а другая — интроверт. Кстати, вы не задумывались, почему часто схо­дятся люди противоположных темпераментов? Подруги ста­ли продавцами и устроились на работу. Попробуйте пред­ставить, как сложится их карьера.

Как вы считаете, можно ли спорить о том, кем лучше быть: экстравертом или интровертом? Почему?

Далее учитель, если нет плаката, рисует на доске «круг Айзенка», на котором каждый может найти свое место.

Касаясь вопроса об эмоциональной стабильности, следу­ет избегать терминов «сила—слабость нервной системы». Корректнее говорить о большей или меньшей чувствитель­ности нервной системы. Необходимо отметить сильные сто­роны обоих типов.

Представьте, что у вас неприятности. К кому из знакомых вы обратитесь за сочувствием и поддержкой: к человеку чувствительному, впечатлительному, эмоционально отзыв­чивому или к человеку невозмутимому, со стальными не­рвами? Почему? Какие профессии требуют выдержки, хлад­нокровия, готовности к оправданному риску? Какие требу­ют мягкости, способности сопереживать?

Здесь необходимо отметить, что эти характеристики не носят нравственной окраски, сами по себе они нейтральны и обусловлены только большей или меньшей чувствитель­ностью нервной системы.

Если вы — экстраверт и обладаете повышенной чувстви­тельностью нервной системы, вы — холерик. Какими, вашему, характеристиками обладают холерики? Типичным холериком был полководец Суворов — энер­гичный, импульсивный, целеустремленный.

Полной ему противоположностью был другой великий русский полководец — Кутузов. Он был флегматиком. Флег­матикам свойственны основательность, неторопливость, благоразумие, вдумчивость, миролюбие. Какую роль сыг­рал темперамент полководцев в их стратегии и в истории?

Другой известный полководец, Наполеон, был типичным сангвиником. Сангвиники жизнерадостны, общительны, рас­кованы, уверены в себе, беспечны. Этот тип темперамента считается самым сильным. Однако он не спас Наполеона от поражения, которое нанес ему флегматик Кутузов.

Последний в этой классификации — меланхолик. Это че­ловек малообщительный, ранимый, впечатлительный. Сре­ди людей этого типа нет прославленных полководцев. Как вы думаете, почему?

Но среди великих поэтов и писателей, композиторов и художников очень много меланхоликов. Как вы думаете, почему?

II. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Определите без всяких тестов, пользуясь методом наблю­дения, черты какого темперамента преобладают у ваших близких; кто они — экстраверты или интроверты; попробуй­те определить, у кого из них более устойчивая нервная си­стема.


4-Й УРОК. МЫШЛЕНИЕ. КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ТИП СВОЕГО МЫШЛЕНИЯ? КАК РАЗВИВАТЬ МЫШЛЕНИЕ?

I. БЕСЕДА

По мнению американского исследователя Коэна, «мы ни­когда даже близко не подходим к границам наших воз­можностей, а мозг обычно работает лишь на ничтожную часть своей мощности». Психологи высказывают мысль, что возможности людей, которых мы называем гениями, — не аномалия, а норма. Задача заключается в том, чтобы рас­крепостить мышление, повысить его КПД, начать наконец использовать колоссальный кредит, отпущенный нам при­родой.

Мы очень мало знали бы об окружающем мире, если бы наши познания ограничивались только той информацией, которую мы получаем от своих органов чувств. Возможность более широкого и глубокого знания об окружающем мире каждому человеку предоставляет мышление.

Мыслительная деятельность людей имеет различные фор­мы: предметно-действенную, наглядно-образную или абст­рактную. Люди по-разному владеют мыслительными опера­циями — сравнением, анализом, синтезом, обобщением и др. Разобраться во всех этих качествах и проанализировать особенности своего мышления можно с помощью практи­ческих заданий. Для того чтобы определить тип своего мыш­ления, вам предстоит решить четыре задачи. Время реше­ния всех задач — 4 минуты.

Условия задач учитель может прочитать вслух, но лучше, если он раздаст бумажки с условием каждому ученику.

1. В книжном шкафу рядом стоят две книги. В первой из них 300 страниц, во второй.— 400, В шкафу завелся книжный червь и прогрыз книги от первой страницы первого тома до последней страницы второго тома. Сколько стра­ниц испортил книжный червь?

2. От города А до города В 120 км. Из города А вышел поезд по направлению к городу В и шел со скоростью 30 км/ч. В это же время из города В вылетела ласточка со скоростью 60 км/ч. Она долетела до поезда и вернулась обратно в город. Долетев до города В, она снова поверну­ла по направлению к поезду, опять долетела до поезда и снова повернула в город В и т. д. Так она все время летала навстречу поезду и обратно, пока поезд не прибыл в го­род В. Сколько километров налетала ласточка?

3. На столе 8 спичек. Сложите из них фигуру, состоящую из квадрата и двух треугольников, как показано на рисунке.

Как надо переложить четыре спички, чтобы получить один квадрат и четыре треугольника?

4. К гвоздю надо подвесить маятник. На столе лежит гвоздь, шнур и груз (гиря весом 0,5 кг). Но молотка нет. Как решить задачу?...

Если вы правильно и быстро решили 1-ю задачу, то у вас хорошо развито образное мышление; если задачу 2-ю — логическое мышление и задачи 3-ю и 4-ю — практическое мышление.

Правильные ответы

1. Только обложки, так как первая страница первого тома соприкасается при обычной расстановке книг с последней страницей второго.

2. 240 км.

3. Поднять четыре крайние спички вверх и соединить в одной точке так, чтобы получить пирамиду.

4. Вместо молотка использовать гирю.

Вас не должно смущать, если вы справились не со всеми заданиями. Это говорит только о том, что мышление нужно и можно совершенствовать. Вот несколько правил.

• Хочешь быть умным — научись разумно спрашивать, вни­мательно слушать, спокойно отвечать и молчать, когда не­чего больше сказать.

• Знания невозможно приобрести без мыслительных уси­лий, но и само мышление невозможно без знаний.

• Мышление начинается с вопроса. Все открытия сделаны благодаря вопросам «почему?», «как?». Учись ставить воп­росы и ищи ответы на них.

• Свойство замечать в, предмете или явлении признаки, сравнивать между собой предметы или явления — необхо­димое свойство мышления.

• Мышление и речь неразрывны. Непременное условие развития мышления — свободное изложение прочитанного, участие в дискуссиях, активное использование письменной речи, пересказа другому того, что не до конца понимаете сами.

II. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Определите тип своего мышления. Какие качества, на ваш взгляд, необходимо развивать? Намерены ли вы это делать, и если да, то каким образом? Постарайтесь составить «план мероприятий».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.78.106 (0.011 с.)