К каждому семинару вам предлагаются 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К каждому семинару вам предлагаются



РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

для внеаудиторной самостоятельной работы

Дисциплина: «Здоровый человек и его окружение»

«ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК»

 

Специальность: 31.02.01 «Лечебное дело»

 

Преподаватель: Ким Н.В.

 

 

 

Рассмотрено на заседании ЦМК

«клинических дисциплин»

«___»________________2016 г.

Протокол №_________________

Председатель ЦМК___________

 

г. Южно-Сахалинск

2016 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Тема Страница
  Введение  
  Требования к оформлению дневника  
  Рекомендации и правила подготовки к занятию  
  Здоровье.  
  Внутриутробный период.  
  Период новорожденности.  
  Период новорожденности.  
  Период грудного возраста. Физическое развитие ребенка.  
  Период грудного возраста. Нервно-психическое развитие ребенка.  
  Период грудного возраста. Вскармливание ребенка.  
  Период преддошкольного возраста.  
  Период дошкольного возраста.  
  Период младшего школьного возраста.  
  Период старшего школьного возраста.  
  Приложения  

 

ВВЕДЕНИЕ

Уважаемый студент! Вы приступаете к изучению дисциплины «Здоровый человек и его окружение», раздел «Здоровый ребенок».

Цель дисциплины – усвоить основные морфологические и функциональные особенности развития здорового ребенка с момента рождения до передачи подростка под наблюдение во взрослую сеть поликлиник. Этот раздел является первым этапом изучения соответствующих разделов модулей Диагностическая деятельность, Лечебная деятельность и Профилактическая деятельность для специальности 31.02.01 Лечебное дело.

Рабочая тетрадь содержит требования к оформлению дневника практических занятий, теоретические вопросы для подготовки, творческие и практические задания, справочные материалы, которые необходимо вносить в дневник для практических занятий. Выполнение заданий рабочей тетради позволит успешно освоить материал учебной дисциплины. Справочные материалы будут необходимы в дальнейшей профессиональной деятельности. Задания к каждой теме занятия будут оцениваться по пятибалльной шкале и учитываться при выставлении итоговой оценки за занятие.

К практическим занятиям по дисциплине Вам необходимо иметь дневник для практических занятий (тетрадь), ручку, простой карандаш (по желанию: цветные ручки или карандаши), линейку, ластик, калькулятор.

 

Рабочая тетрадь учебной дисциплины «Здоровый человек и его окружение» разработана в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Здоровый человек и его окружение» являющейся частью программы подготовки специалистов среднего медицинского звена в соответствии с ФГОС по специальности 31.02.01 «Лечебное дело».

Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

У 1. оценивать параметры физиологического развития человека в разные возрастные периоды;

У 2. выявлять проблемы человека в разные возрастные периоды, связанные с дефицитом знаний, умений и навыков в области укрепления здоровья;

У 3. обучать население особенностям сохранения и укрепления здоровья в разные возрастные периоды, и вопросам планирования семьи

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

З 1. содержание понятий «здоровье», «качество жизни», «факторы риска болезни»;

З 2. основные факторы риска развития болезней в разные возрастные периоды;

З 3. периоды жизнедеятельности человека;

З 4. анатомо-физиологические и психологические особенности человека;

З 5. основные закономерности и правила оценки физического, нервно-психического и социального развития;

З 6. универсальные потребности человека в разные возрастные периоды;

З 7. значение семьи в жизни человека.

 

Требования к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего медицинского звена

- фельдшер должен обладать общими и профессиональными компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

 

ПК 4.6. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья различных возрастных групп.

ПК 4.7. Организовывать здоровье сберегающую среду.

ПК 4.9. Оформлять медицинскую документацию.

 

Требования к оформлению дневника:

· Оформление титульного листа:

 

Дневник для практических занятий

по дисциплине «Здоровый человек и его окружение»,

раздел «Здоровый ребѐнок»

Студента(ки) … (курс) … (группа) … (отделение)

Ф. И. О.

· Оформление второй страницы дневника:

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

«Здоровый ребенок»

№ п/п   Наименование разделов, тем   Семинарско-практические занятия Самостоятельная работа
1. Здоровье. 2/2  
2. Внутриутробный период. 2/2  
3. Период новорожденности. 2/2  
4. Период новорожденности. 2/2  
5. Период грудного возраста. Физическое развитие ребенка. 2/2  
6. Период грудного возраста. Нервно-психическое развитие ребенка. 2/2  
7. Период грудного возраста. Вскармливание ребенка. 2/2  
8. Период преддошкольного возраста. 2/2  
9. Период дошкольного возраста. 2/2  
10. Период младшего школьного возраста. 2/2  
11. Период старшего школьного возраста. 2/2  
  Итого: 22/22  

 

· Оформление третьей страницы дневника

Дата Содержание выполненной работы Примечания Оценка, подпись
  Тема занятия: «_________________»        

РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ

ПРИ САМОПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ.

Если мы перефразируем древнюю мудрость - «Медик - исцелись сам», то становится понятно: нельзя почувствовать страдания пациента, найти эффективное средство помощи, если ты сам не знаешь норм и правил сохранения собственного здоровья. Именно в помощь тебе на нелегком пути самопознания и создано данное пособие.

 

Творческие шаги на пути самопознания и подготовке к практическим занятиям:

К первому семинару начинаем подготовку в тот же день после того как вы прослушали первую лекцию.

Внимательно прочитайте, пожалуйста, каждый раздел пособия (обратите внимание на раздел приложения), которое вы держите в руках.

Оформите свой дневник (качество работы с дневником зависит от степени любви к себе).

Запомните: все, что вы делаете, вы делаете для себя любимого.

 

К каждому семинару вам предлагаются

ü Задания в блоке закрепления, которые должен выполнить каждый студент,

ü Задания для самостоятельной работы, которые должен выполнить каждый студент (обязательно одно задание)

ü Информация в разделе приложения.

Внимание!

Не откладывайте подготовку к практическому занятию на последний день перед ним. Подготовку к практическому занятию у начинайте сразу же после того

как вы послушали лекцию и получили задание.

Творческих Вам успехов!

Будьте здоровы!

ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ

1. Внимательно прочитайте задание к практическому занятию.

2. Изучите материалы практического занятия по лекциям и рекомендованной литературе.

3. Памятка по работе с основной и дополнительной литературой.

4. Изучите список рекомендованной литературы.

5. Отберите необходимую вам литературу.

6. Изучите аннотацию к конкретному учебнику (монографии).

7. Изучите информацию об авторе учебника (монографии), его научные характеристики.

8. Приступайте к работе: читайте, выделяйте главное, делайте записи, в случае трудностей обращайтесь к словарно-энциклопедической литературе, к преподавателю.

9. Изучите заключение, запишите выводы.

10. Сделайте по данному учебнику (монографии, книге) конспект или тезисный (сложный) план.

11. Ответьте на вопросы самоконтроля по данной теме практического занятия.

12. Проверьте усвоение материала, решив рекомендованные задания. Ответы проверим на занятии.

Тема: «Здоровье»

Обучающийся должен знать:

ü оценить демографическую ситуацию в России, районе профессиональной деятельности;

ü объяснить понятия «здоровье», «качество жизни», «образ жизни»;

ü выявить факторы риска здоровью;

ü определить группу риска;

ü обучать население особенностям сохранения и укрепления здоровья в разные возрастные периоды;

ü выработать умение выступать перед аудиторией.

ü определить основные потребности человека в разные возрастные периоды;

ü выявить мотивацию здоровья и здорового образа жизни;

ü заполнять лист сестринской оценки состояния здоровья;

ü проводить анализ, самоанализ, выявлять факторы риска в образе жизни индивида, после изучении курса проводить возможную коррекцию.

ü давать рекомендации по здоровому образу жизни, факторам риска;

ü обучать население особенностям сохранения и укрепления здоровья в разные возрастные периоды.

 

Обучающийся должен уметь:

ü Демография

ü Население

ü Статистика населения

ü Динамика населения

ü Рождаемость

ü Смертность

ü Половозрастная структура

ü Естественное движение

ü Естественный прирост населения

ü Факторы риска

ü Здоровье

ü Факторы, влияющие на здоровье

ü Качество жизни

ü Образ жизни

ü Группы риска

ü Факторы риска

ü Окружающая среда

ü Потребность

ü Самовыражение

ü Самоуважение

Список литературы:

Основная:

ü Д.А. Крюкова «Здоровый человек и его окружение» Ростов-на-Дону «Феникс» 2015

ü конспект лекции

Дополнительная:

ü В.Д. Тульчинская «Здоровье детей» Ростов-на-Дону «Феникс» 2014

ü С.Р.Волков, М.М.Волкова «Здоровый человек и его окружение» Москва «Медицина» 2005

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК

Критерии здоровья

В условиях детских амбулаторно- поликлинических учреждений для организации диспансерного наблюдения и проведения индивидуальных оздоровительных мероприятий используют комплексную оценку состояния здоровья детей с определением следующих критериев:

· Первый критерий, обуславливающий здоровье – особенности онтогенеза (генеалогический, биологический, социальный анамнез).

· Второй критерий, определяющий здоровье – уровень физического развития и степень его гармоничности.

· Третий критерий – уровень нервно-психического развития.

· Четвертый критерий – уровень резистентности организма.

· Пятый критерий – уровень функционального состояния органов, систем и поведенческие реакции.

· Шестой критерий – наличие или отсутствие хронических заболеваний или врожденных пороков развития.

Особенности онтогенеза (первый критерий здоровья) – оцениваются на основании полученных данных генеалогического (семейного), биологического и социального анамнеза.

Сбор генеалогического анамнеза (ГА) проводится путем составления родословной семьи ребенка (пробанда), учитывая сведения о заболеваниях трех (лучше четырех) поколений, включая пробанда.

Родословная должна содержать информацию о родственных отношениях в семье (не являются ли родители родственниками), национальности, числе кровных родственников в каждом поколении, их возрасте, состоянии здоровья, причинах смерти.

При составлении схемы родословной необходимо придерживаться следующих правил:

- расстояние между поколениями должно быть одинаковым;

- каждый член родословной должен располагаться в своем поколении;

- линии пересечения должны обозначаться четко;

- поколения обозначаются римскими цифрами, начиная с верхнего (I);

- в каждом поколении слева направо арабскими цифрами нумеруются все члены поколения.

При употреблении символов для обозначения определенных признаков к родословной обязательно прилагается описание обозначений (легенда).

Оценка ГА проводится для:

- выявления моногенных и хромосомных наследственных заболеваний (болезнь Дауна, ФКУ, муковисцидоз, целиакия, лактазная недостаточность и др.);

- количественной оценки отягощенности ГА;

- качественной оценки отягощенности с выявлением предрасположенности к тем или иным заболеваниям.

Для количественной оценки отягощенности ГА используют индекс отягощенности (Io), определяемый отношением общего количества хронических заболеваний или ВПР у кровных родственников пробанда, о которых есть сведения (А), к общему числу всех родственников (Б), исключая пробанда (Io = A: Б).

Генеалогический анамнез считается «благополучным» при числовом выражении Io до 0,3, «условно благополучным» при числовом выражении Io от 0,3 до 0,6 и «неблагополучным» при Io 0,7 и более.

При качественной оценке отягощенности ГА отмечают однонаправленность, если в поколениях родословной выявлены хронические заболевания одних и тех же органов и систем и мультифакторную отягощенность, если в поколениях родословной выявлены хронические заболевания разных органов и систем.

Сбор биологического анамнеза

Биологический анамнез (БА) включает сведения о развитии ребенка в различные периоды онтогенеза: антенатальный период (АНП), интранатальный (ИНП), ранний неонатальный (РНП), поздний неонатальный (ПНП) и постнатальный период (ПП).

В АНП выясняют особенности течения первой и второй половины беременности: гестозы, угроза выкидыша, многоводие, экстрагенитальные заболевания у матери, профессиональные вредности у родителей, отрицательная резус – принадлежность матери с нарастанием титра антител, хирургические вмешательства, вирусные заболевания во время беременности, посещение женской школы матерей по психопрофилактике родов.

В ИНП и РНП выясняют: характер течения родов (длительный безводный период, стремительные роды, затяжные и др.), оценку по шкале Апгар, крик ребенка, диагноз при рождении и выписке из родительного дома, срок прикладывания к груди и характер лактации у матери, срок вакцинации БЦЖ, против гепатита В, время отпадения пуповины, состояние ребенка и матери при выписке из родильного дома.

В ПНП продолжают оказывать влияние на ребенка перенесенные родовая травма, асфиксия, недоношенность, гемолитическая болезнь новорожденного, острые инфекционные и неинфекционные заболевания, ранний перевод на искусственное вскармливание, пограничные состояния и их длительность.

В ПП имеют значение: повторные острые инфекционные заболевания, рахит; анемия, расстройства трофики тканей в виде дистрофии (гипотрофия, паратрофия), диатезы.

Сведения о БА участковый педиатр получает из выписок родильного дома, дородовых патронажей, бесед с родителями. Неблагоприятные факторы, влияющие на плод в антенатальном периоде, могут оказывать свое влияние на ребенка и после рождения. Кроме явных врожденных пороков развития, у ребенка могут отмечаться функциональные изменения со стороны нервной системы, желудочно – кишечного тракта и других систем, нарушение адаптации, тяжелое течение заболевания. Оценка этих факторов обеспечивает более объективную характеристику уровня здоровья новорожденного, ребенка грудного возраста, а также позволяет прогнозировать здоровье в раннем детстве.

Оценка биологического анамнеза

- БА расценивается как благополучный, если нет факторов риска ни в одном периоде раннего онтогенеза.

- БА расценивается как условно благополучный, если выявлены факторы риска в одном из периодов онтогенеза.

- БА – неблагополучный, если есть факторы риска в двух и более периодах онтогенеза.

О степени неблагополучия в периоде внутриутробного развития ребенка можно косвенно судить по уровню его стигматизации. В зависимости от силы повреждающих факторов количество стигм дизэмбриогенеза (малых аномалий развития – МАР) может быть различным. В норме порог стигматизации не превышает 5-7 стигм.

 

БЛОК ЗАКРЕПЛЕНИЯ

I. Вопросы для самоконтроля знаний по теме занятия:

1. Понятия «демография», «народонаселение».

2. Миграция населения

3. Факторы риска, их классификация.

4. Группировка факторов риска.

5. Краткая характеристика факторов риска образа жизни и среды обитания.

6. Роль средних медицинских работников в организации медицинской профилактики.

7. Понятие «здоровье», его составляющие.

8. Качество жизни, его критерии.

9. Факторы здоровья.

10. Факторы риска.

11. Уровни потребностей человека по А.Маслоу

12. Социальные потребности.

13. Потребности в самоуважении и уважении

14. Здоровье в иерархии потребностей человека.

15. Мотивация здоровья и здорового образа жизни

II. В дневнике необходимо ответить на вопросы анкеты-самоанализа (это задание лучше выполнить перед сном):

1. Ф. И. О., псевдоним, дата рождения, семейное положение.

2. Ваш рост и вес.

3. Ваши вредные привычки (подробно вспомните все мотивы вредных привычек).

4. Врожденные и приобретенные заболевания (причина приобретения).

5. Лечебные учреждения, в которых состоите на учете (названия).

6. Как отражаются вредные привычки на ваших эстетических качествах, психике, здоровье, работоспособности?

7. Лекарства, которые принимаете в настоящее время:

а) по рекомендации врача;

б) по собственной инициативе. Цель их принятия.

8. Как близкие вам люди относятся к вашим вредным привычкам?

9. Пытались ли отказаться от вредных привычек? От каких? Удалось ли?

10. Интересовались ли проблемами здорового образа жизни?

11. Что делаете для укрепления и сохранения своего здоровья, здоровья близких Вам людей?

12. Имеете ли дома литературу по проблемам сохранения и укрепления здоровья и профилактике заболеваний?

 

III. Прочитайте, пожалуйста:

ПОЛЕЗНЫЕ ПРИВЫЧКИ.

ü Утро начинать с добрых мыслей и зарядки.

ü Чистить зубы после еды дважды в день.

ü Дышать носом.

ü Осмысливать прочитанное, увиденное, услышанное.

ü Мыть руки перед едой.

ü Желать окружающим здоровья и добра.

Какие еще полезные привычки вы знаете? Запишите в дневник «Мои полезные привычки:….». ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ.

ü Курить.

ü Употреблять алкоголь.

ü Принимать наркотики.

ü Передать.

ü Мало двигаться, много сидеть и лежать.

ü Это самые разрушительные для здоровья привычки.

ü Но есть и другие. Они тоже вредны:

ü Завидовать (эта привычка отрицательно сказывается на психическом здоровье).

ü Злословить.

ü Насмехаться над другими.

ü Не замечать своих недостатков.

ü Поздно ложиться спать.

ü Оставаться в постели после пробуждения.

ü Сквернословить.

ü Грызть ногти.

ü Ковырять в носу.

ü Почесывать в различных местах.

ü Употреблять слова – паразиты.

ü Заниматься самовозвеличиванием, самобичеванием

ü Проявлять всезнайство и многое другое.

А какие вредные привычки есть у вас? Запишите их, пожалуйста, в дневнике «Мои вредные привычки…».

 

IV. Используя иерархию потребностей по Маслоу (1977г.) сделайте, пожалуйста, анализ (письменно) в дневнике (см. рисунок иерархии потребностей):

1. Потребности, которые мною реализуются ….

2. Потребности, которые мною не реализуются, почему?

 

Рис. Иерархия потребностей человека по А. Маслоу (1977)

 

 

V. Творческое задание: «Я – солнышко». Нарисовать солнышко с лучиками. Каждому лучику дайте название: что есть хорошего во мне, что я могу дать другим.

Пример:

 

честность

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Рекомендации по подготовке самостоятельной работы:

(получите у преподавателя рекомендации по подготовке данного вида работы).

ü Составление генеалогического древа своей семьи

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК

Основные направления сестринской деятельности по антенатальной охране плода.

В периоде внутриутробного развития плода очень важным становится его антенатальная охрана, т.е. комплекс мероприятий социально-медицинского, профилактического, лечебного характера, направленных на создание оптимальных условий для внутриутробного развития эмбриона и плода, предупреждение у него врожденных заболеваний и повреждений, а также внутриутробной гибели плода.

Изменения, происходящие в организме женщины во время беременности, оказывают значительное влияние на ее привычный образ жизни, режим двигательной активности, предпочтения в питании, физиологические отправления, характер взаимоотношений с окружением, т.е. при беременности могут существенно меняться потребности женщины, способы их удовлетворения. Не всегда эти изменения понятны окружающим, не всегда известны факторы, способные повлиять на состояние самой женщины и на состояние развивающегося эмбриона и плода, поэтому весьма важным является получение полной и достоверной информации обо всех изменениях, происходящих в организме женщины во время беременности, о действиях, необходимых для нормального функционирования организма будущей матери и ее ребенка. И роль медицинской сестры, а также акушерки, которые должны действовать в одном направлении, в решении этих вопросов достаточно велика. Но если действия акушерки в большей степени направлены на обеспечение здоровья беременной, а через нее - на здоровье будущего ребенка, то действия медицинской сестры детской поликлиники, подключающейся к наблюдению за беременной на поздних сроках беременности, в первую очередь ориентированы на охрану здоровья плода и обеспечение здоровых условий для новорожденного. Интегрировать эти направления действий, соединить заботу о здоровье женщины и охрану здоровья плода, способна медицинская сестра общей практики, работающая одновременно со всеми членами семьи и заботящаяся о состоянии их здоровья, в том числе и будущих детей.

Таким образом, деятельность по антенатальной охране плода медицинской сестры, особенно работающей с врачом общей практики, может осуществляться в двух направлениях: работа непосредственно с беременной женщиной и работа с ее окружением.

При контакте с беременной женщиной необходимо выяснить:

- характер и режим питания;

- режим ее двигательной активности;

- перенесенные заболевания до беременности и заболевания во время беременности, их сроки;

- наличие у нее вредных привычек (употребление наркотиков, алкоголя, курение);

- состояние ее здоровья, осуществляется ли контроль за течением ее беременности.

При выявлении во время опроса (сбора анамнеза) проблем, связанных с риском для здоровья матери и плода, необходимо провести инструктаж беременной, ее обучение или дать соответствующие рекомендации.

Хорошо известно влияние различных факторов, как благоприятных, так и неблагоприятных, на течение беременности и развитие плода. Конечно, не все неблагоприятные факторы поддаются коррекции со стороны медицинских работников. Так, силами медицинской сестры невозможно устранить неблагоприятное воздействие ряда факторов внешней среды, таких как экологическое неблагополучие в районе проживания беременной, вредные производственные условия, социальная незащищенность, бытовая неустроенность. Известно, что проживание в районе экологического неблагополучия ведет к хронической гипоксии плода и существенно повышает риск рождения ослабленного ребенка, работа на химических производствах, предприятиях машиностроительного комплекса также отрицательно влияет на течение беременности и развитие плода, увеличивая вероятность невынашивания беременности, рождения ребенка с патологией.

Знание медицинской сестрой этих проблем, умение предвидеть развитие ситуации и принимать верные решения способны во многом предотвратить негативное влияние повреждающих факторов, как на организм беременной, так и на организм развивающегося плода. При этом антенатальная охрана плода должна быть превентивной (предупреждающий, предохранительный, опережающий), т.е. многие проблемы можно и нужно решать еще на этапе планирования беремен­ности.

Первоочередной задачей деятельности медицинской сестры является содействие обеспечению оптимального функционирования организма женщины в период беременности с учетом изменившихся потребностей в дыхании, поступлении питательных веществ, витаминов, минералов, двигательной активности, с учетом особенностей в удовлетворении физиологических потребностей, социальных контактов, переоценке своего места и роли в семье и обществе, ибо удовлетворение потребностей беременной женщины будет способствовать антенатальной охране эмбриона и плода, так как плод удовлетворяет свои потребности в дыхании, питательных в веществах, выделении через организм матери.

В связи с этим актуальной становится патронирующая деятельность (патронаж) медицинской сестры, в рамках которой следует уделять внимание удовлетворению потребностей беременной в адекватном питании, двигательной активности, соблюдению необходимого баланса между трудовой деятельностью и отдыхом, т.е. необходимо вести речь об оптимальном режиме дня, предусматривающем время для прогулок на свежем воздухе, для приема пищи, достаточное количество времени для сна. Потребность в сне в период беременности несколько возрастает, беременная должна спать не менее 8 ч в сутки, помимо этого, вполне допустим дневной сон. Перед ночным сном беременной женщине можно рекомендовать непродолжительную прогулку. Утомляемость, которая беспокоит многих женщин, особенно на ранних сроках беременности, не должна пугать беременную, и, пожалуй, единственно благоразумным действием со стороны медицинской сестры в случае подобных жалоб является убеждение беременной в том, что утомляемость — симптом нормальной беременности и рекомендации отдыхать при любой возможности.

Питание беременной должно быть сбалансированным, содержащим достаточное количество белков, углеводов, минеральных веществ, витаминов, соответствующее физиологическим потребностям организма женщины во время беременности. Особенно полезным может оказаться продолжающейся в течение I триместра беременности прием фолиевой кислоты, начатый перед беременностью, и витамина D женщинами, диета которых содержит мало этого витамина (например, у вегетарианок), а также женщинами, длительное время находящимися внутри помещений, особенно в климатических зонах с недостаточной инсоляцией или в осенне-зимний период. В первой половине беременности нет необходимости придерживаться особой диеты, кроме случаев, когда у женщины возникают какие-либо пищевые пристрастия.

Конечно, советы по питанию могут быть эффективными, если они опираются на знание медицинской сестрой материальных возможностей семьи по обеспечению соответствующего питания, вкусовых предпочтений каждого члена семьи и самой беременной женщины, национальных особенностей и традиций в питании каждой семьи.

Особое внимание следует обратить на недопустимость приема лекарственных препаратов, пищевых добавок без назначения или консультаций врача.

Очень важным направлением деятельности медицинский сестры должна стать работа по обеспечению безопасных условий течения беременности, к которой можно отнести в том числе рекомендации по режиму дня, двигательной активности, оптимальному выбору одежды, обуви, сексуальной активности.

Так, целесообразно посоветовать беременной женщине одежду, обувь, соответствующие ее положению. Одежда должна быть свободной, не стягивающей, для одежды наиболее предпочтительны натуральные материалы; обувь должна быть на низком каблуке, так как в поздние сроки беременности меняется центр тяжести, увеличивается риск падений, высока вероятность появления варикозного расширения вен на ногах.

Советы по поводу сексуальной активности не должны содержать запретов при нормально протекающей беременности, так как в этот период достаточно велико разнообразие сексуальных ощущений: от крайнего повышения либидо (половое влечение) до его крайнего снижения.

Поддержание безопасности может включать и активное вмешательство медицинской сестры в трудовую деятельность беременной, контроль за соблюдением требований по охране труда женщин, которое может осуществляться в рамках взаимодействия с администрацией и медицинскими службами предприятия, где трудится беременная женщина. Необходимо помнить, что в период беременности совершенно недопустимы контакт с агрессивными химическими веществами, подъем тяжестей, длительное стояние на ногах, работа, связанная с вибрацией, облучением, перегреванием или переохлаждением. И законные требования женщины о перемене работы на период беременности, безусловно, должны быть поддержаны всеми, кто отвечает за сохранение здоровья беременной женщины и антенатальную охрану плода. Это может сделать и медицинская сестра, и акушерка, и врач, наблюдающий беременную.

Важным направлением деятельности акушерки, участковом или семейной медицинской сестры по антенатальной охране плода является работа с окружением беременной женщины. Эта деятельность может охватывать следующие вопросы:

- мотивация к полноценному питанию беременной;

- мотивация к соблюдению режима дня;

- профилактика вредных привычек, мотивация к отказу от курения и употребления алкоголя;

- мотивация к освобождению беременной от тяжелого физического труда по дому и домашнему хозяйству (сад, огород, домашние животные);

- мотивация к созданию благоприятной среды обитания, включая психологическую обстановку в семье;

- мотивация к созданию необходимых условий для новорожденного ребенка.

В частности, необходимо убедить окружение беременной в пагубном влиянии табакокурения в ее присутствии, поскольку пассивное курение так же опасно, как и активное, в не меньшей степени ведет к хронической гипоксии плода и, в конечном счете - к рождению ослабленного ребенка. Конечно, одними словами добиться необходимого результата достаточно сложно, необходимы конкретные действия со стороны, как медицинской сестры, так и окружения беременной, направленные на отказ от этой вредной привычки (использование различных методов лечения никотиновой зависимости, посещение курсов по борьбе с курением и т.д.).

Также очень важно убедить окружение беременной в необходимости освободить ее от части домашних забот, особенно связанных с поднятием тяжестей (маленький ребенок, сумки с продуктами), передвижением предметов, длительным стоянием на ногах (глажение белья, ручная стирка), контактом с моющими, дезинфицирующими средствами, ядохимикатами.

Создание благоприятной среды обитания также имеет не маловажное значение для антенатальной охраны плода и подразумевает безопасные условия жизнедеятельности, поддержание оптимальных социальных контактов, эмоциональную и психологическую поддержку беременной, ведь не секрет, что в период беременности настроение женщины подвержено значительным колебаниям, а плод достаточно чутко реагирует на изменение настроения, эмоциональное состояние буду щей матери.

Существенное значение в антенатальной охране плода имеет также психопрофилактическая подготовка беременной к родам.

Осуществление этих направлений деятельности медицинской сестры возможно как при индивидуальной работе с беременной женщиной и ее окружением, так и при занятиях в группе, в которых могут и должны участвовать не только беременные женщины, но и будущие отцы, что будет способствовать более раннему появлению родительских чувств, чувства ответственности за судьбу беременной женщины и будущего ребенка, послужит укреплению семьи и созданию благоприятной психологической обстановки в семье.

На этих занятиях можно и нужно затрагивать все вопросы, актуальные как для периода беременности, так и в последующем (в родах, после рождения ребенка). Для проведения занятий по некоторым разделам необходимо привлекать и других специалистов, с которыми семейная медицинская сестра должна работать в тесном контакте (акушерка женской консультации, роддома).

Помимо этого, необходимо проконсультировать будущую маму и ее окружение по следующим вопросам:

- по вопросам изменений в организме женщины в период беременности;

- по вопросам наблюдения за новорожденным (объяснить, что в родильном доме необходимо сообщить адрес, по которому будет фактически находиться мама с новорожденным ребенком);

- по вопросам обучения уходу за новорожденным ребенком;

- по вопросам, связанным с оборудованием для малыша (кроватка, пеленальный стол, ванночка, коляска), одеждой, спальными принадлежностями и т.д.;

- по вопросам вскармливания ребенка (мотивация на грудное вскармливание; подготовка молочных желез к кормлению грудью).

Таким образом, осуществление этих мероприятий будет способствовать сохранению здоровья женщины и плода и рождению здорового ребенка.

 

Для того чтобы собрать информацию о ребенке, необходимо наладить с ним доверительн



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 529; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.121 (0.147 с.)