Вопрос. Толстой, Тургенев, Чехов как писатели реалисты. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос. Толстой, Тургенев, Чехов как писатели реалисты.



(см вопрос 37)

Вторая половина XIX века была вершиной в развитии русского реализма, а благодаря Тургеневу, жившиму в это время во Франции, лучшие достижения русской литературы стали достоянием и Мировой литературы. Тургенев начинал свой творческий путь в рамках «натуральной школы», создав книгу очерков «Записки охотника». В этой книге он не просто описал нравы русского крестьянства, но и показал его талантливость и самобытность, что до него никто не делал. Например, в очерке «Хорь и Калиныч» описал два типа крестьян. Хозяйственного и рассудительного Хоря, у которого, не смотря на крепостное право, крепкое зажиточное хозяйство, и поэтического романтического Калиныча, который умиляется красоте природы и приносит в подарок Хоре букетик земляники. В рассказе «Певцы» описывает состезание в трактире двух крестян исполнителей народных песен. Таких, что берут за душу и не отпускают. Тургенев был великолепным певцом русской природы, например в рассказе «Бежин луг». Тургенев написал шесть романов, каждый из которых был событием не только в русской литературной, но и в общественной жизни. Роман «На кануне» овеян предчувствием революционных изменений в русском обществе. В «Отцах и детях» показан новый герой времени – нигилист Базаров. В «Дворянском Гнезде» с грустью описывается разрушение старого патриархального уклада. К достижением творчества нужно отнести создание галереи тургеневских девушек, нежных, скромных, и в тоже время самоотверженных, готовых на любые жертвы во имя любви, и готовых принять на себя ответственность за грехи других.

Например:

· В произведении «На кануне» Елена Стахова за своим мужем болгариным разночинцем Инсаровым отправляется на его родину, что бы бороться с турецким игом. Она продолжает эту борьбу и после его смерти.

· Лиза Колитина из романа «Дворянское гнездно» уходит в монастырь, потому что считает, что ее предки очень много грехов совершили и надо эти грехи отмолить. Она отказывается от личного счастья.

Лев Толстой. По словам Чернышевского (1860ые годы критик того времени), главным достижением Толстова была «диалектика души». То есть, Толстой показывает своих героев в борьбе противоположных начал, в стремлении преодоливать собственные недостатки и стремиться к совершенству. Таков путь нравственных исканий Андрея Балконского, Пьера Безухова, Константина Левина из Анны Карениной. В романе «Воскресенье» показано нравственное возрождение Дмитрия Нехлюдова, осознавшего все свои прошлые пороки и грехи и отказавшегося от всех дворянских привилегий, что бы все эти грехи искупить. Кроме того, Толстой создал великолепную панораму отечественной войны 1812 года. Конец XIX связан с именем Чехова. Чехов поднял на недосягаемую высоту жанр «рассказы-миниатюры». Он широко использует яркую выразительную деталь, которая способна создать целый образ. Благодаря этому его маленькие рассказы имеют очень обобщенный, порой даже символический смысл. Такие например как «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий». Рассказы Чехова 90-ых годов XIX века русский иследователь Виктор Шкловский назвал «конспект романа», потому что на нескольких страницах Чехов мог расскрыть судьбу человека на протяжении многих лет и даже десятилетий, показать выпуклый разносторонний характер, ставший нарицательный, например «Человек в футляре» - учитель, который всего боится, или «Ионыч» - человек, променявший полноценную жизнь, любовь, на бессмысленное накопительство денег. Чехов является основателем нового этапа в развитии русского театра после Островского. Его новаторские пьесы «Дядя Ваня», «Три сестры» «Вешневый сад» до сих пор не сходят со сцены не только Художественного (который Чехов вместе с Станиславским и Немировичем-Данченко основал в Москве), но и других театров.


Роль музыки в творчестве Тургенева.

Все виды искусства так или иначе связаны между собой, а литература и музыка – наиболее тесно. Слово, взаимодействуя с музыкой, передает ее звуковые образы, ритм, мелодию, музыкальное настроение и ассоциации.

В жизни И.С. Тургенева музыка занимала огромное место, что отразилось и на его творчестве. Герои почти всех его произведений играют на музыкальных инструментах, поют или же просто разговаривают о музыке. Очевидно, что музыке в произведениях Тургенева отведена особая роль.

Музыка прошла через всю жизнь Ивана Сергеевича Тургенева. Музыку писатель любил страстно и был верен ей всегда. Не получив в детстве музыкального образования, он не владел ни одним музыкальным инструментом, но пробовал петь и сочинять музыку, хотя попытки оказались безуспешными. Несмотря на отсутствие творческого и исполнительского дарования, Тургенев, безусловно, был очень музыкальным человеком, чувствовал музыку, имел хороший музыкальный вкус, обладал тонким слухом.

При сближении Тургенева с музыкой его поразили и покорили сочинения Моцарта и Бетховена. В его жизни бывали периоды, когда творчество какого-нибудь композитора заслоняло на время все остальное. Но великим музыкантам – Моцарту и Бетховену – он неизменно сохранил верность и преданность. Позже список любимых композиторов пополнил Франц Шуберт.

Виртуозных исполнителей Тургенев не любил. Он считал, что увлечение виртуозностью наносит ущерб эмоциональности. Тургенева с музыкой связывало очень многое, в том числе любовь, прошедшая через всю его жизнь, – любовь к замечательной певице Полине Виардо. С юношеских лет до последних дней жизни Тургенев оставался верен этому чувству. С Виардо их соединял и творческий союз. Вместе они сочинили цикл маленьких комических опер, или оперетт.

Музыка была очень важна для Ивана Сергеевича. Вполне естественно, что в художественных произведениях отражены его эстетические вкусы и музыкальная культура эпохи, в которой жил он сам и герои его романов.

ПРИМЕРЫ: роман «Дворянское гнездо» - это произведение наиболее музыкальное в творчестве писателя. Весь роман буквально наполнен музыкой. Исследование музыкальности романа проходило по следующим аспектам:

жанрово-композиционная музыкальность;

музыкальность текста;

музыкальные реалии;

Музыка как средство характеристики героев.

Один из аспектов сближения словесных и музыкальных текстов возможен на уровне композиции. Многие произведения И.С. Тургенева строятся по законам музыкальной композиции. Так, в романе «Дворянское гнездо» сначала следует увертюра – пейзажная зарисовка, описание интерьера, портретов героев, рассказ об их встрече, – затем начинается развитие темы, которое достигает максимальной экспрессии в сценах идеологического поединка Лаврецкого с Паншиным и в его любовном объяснении с Лизой. Затем мажорное звучание ослабевает, усиливаются нотки тревоги, печали – наступает драматическая развязка.

Следует отметить и музыкальность текста тургеневского романа. Автор часто, особенно в эпизодах описания состояния души героев и природы, прибегает к выразительным средствам: повторениям, словам-полутонам, экспрессивным эпитетам, ритмически организованной речи. Как и в музыке, Тургенев часто пользуется приемом нагнетания, усиления звука – crechendo (крещендо) и угасания, затухания звука – diminuendo (диминуэндо).

Кроме повторов, по аналогии с музыкальными рефренами, для создания музыкального рисунка речи Тургенев использует синонимические вариации слов, синтаксический параллелизм. Такие части текста задают настроение, служат эмоциональному усилению, нагнетанию чувств, передаче многообразных оттенков одного и того же психологического состояния героев. По законам музыкального контраста (forte – громко и piano – тихо) автор расставляет своих героев.

Таким образом, музыкально звучащий текст помогает нам совершенно отчетливо «услышать» поэтическое слово И.С. Тургенева.

Огромное значение для исследования литературного произведения имеют музыкальные реалии – видимая музыкальность. В романе «Дворянское гнездо» очень много музыкальных реалий, т.к. музыка звучит практически постоянно, упоминаются разные композиторы, употребляется музыкальная терминология, описаны впечатления, вызванные музыкой. Герои романа поют и играют на музыкальных инструментах. Через описание выступлений, разговорах о музыке и музыкальных пристрастиях героев автор раскрывает их характер.

Примерно три четверти произведений Тургенева связано с музыкой. Его герои музицируют, поют, слушают музыку и высказывают свои суждения о ней. Музыка характеризует их, выражает авторскую позицию. Для писателя важно, какую музыку предпочитают герои, что они играют и поют и как это делают. Любовь к музыке, потребность в ней, наличие музыкальной одаренности, способность глубоко чувствовать красоту мира и красоту музыки – важнейшее качество близких автору персонажей. Нередко он наделяет их своими музыкальными вкусами и даже своей музыкальной биографией. Иногда музыкальные произведения, включенные в жизнь героев, позволяют определить их личностную позицию и скрытые стороны характера.

Произведения Тургенева – яркий пример взаимодействия двух искусств, их музыкальность в построении, в композиции, а также в удивительной изящности слога. В ряде сочинений музыка – существенное средство для характеристики героев. Через музыку автор пытается показать скрытые стороны их души, использует ее, чтобы тонко передать художественный подтекст слов и понятий, что способна выразить только музыка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.134 (0.01 с.)