Вопрос. Иллюстрации Ильй Глазунова к Достоевскому 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос. Иллюстрации Ильй Глазунова к Достоевскому



Я взял иллюстрации к роману «Идиот» Можете добавить из «Преступление и Наказание.», если хотите.

Творческое наследие Федера Михайловича Достоевского занимает особое место в русской и мировой литературе. В его произведениях читающий мир ищет ключ к величайшей тайне мироздания - загадке человеческой души. Возможно,поэтому количеству изданий и переводов в России и в зарубежных странах он значительно превосходит многих русских писателей. И, вероятно, по этой же причине Достоевский принадлежит к числу тех немногих авторов, творения которых с течением времени не устаревают. В ХХ веке творчество Достоевского оказывает значительное влияние не только на мировую литературу, но и на другие виды искусства, в частности на живопись и на кинематограф. Романы Достоевского издаются с иллюстрациями различных художников, одним из которых является Илья Глазунов. Можно сказать, что худ.манера Глазунова совпала с трагической глубиной романов Достоевского. Я выбрал для анализа иллюстрации к роману «Идиот», во первых, потому что это были первые попытки Глазунова осмыслить произведения достоевского, тогда еще, полузапрещенного в Советском Союзе, а сам Глазунов еще был студентом. Первый работы относятся к 1956 году. Рассмотрим их. Это портреты Рогожина и Мышкина. (иллюстрируем Рогожина) Сложность этих портретов заключается в том, что Достоевский передает какое-то эмоциональное отношение к своим героям, а Глазунов же должен был на основании этого эмоционального впечатления представить образ и создать его так, что бы читатель поверил, что это и есть тот самый герой, словестный портрет которого дается в романе. В портрете Рогожина Глазунов подчеркивает его неистовый метущийся взгляд, одновременно, и холодных, и страдающих глаз. Богатый купец-миллионщик выглядит, как человек, потерявший себя: растрепанные волосы, полурастегнутая одежда, ощущение общей неустроенности. Портрет дается на фоне мрачных строений, которые как бы еще раз подчеркивают то, что человек оказался в каком-то жизненном тупике. И мы понимаем, глядя на этот портрет, что этого у человека будет очень неоднозначная судьба, не будет в его жизни ни радости, ни счастья. Ощущение того, что он не способен улыбаться. Не способен обрести счастье. Дом Рогожена, не смотря на все его богатства, производит такое же депрессивное впечатление, и ощущение этого настолько важно для Достоевского, что Глазунов, не смотря на всю свою особую тягу к портретам, среди немногочисленных иллюстраций к роману «Идиот» нарисовал панораму улицы, на которой находится дом. Эта иллюстрация нарисована значительно позже, чем портрет самого Рогожина (1983), и она усиливает общую атмосферу, способствующую формированию такого характера, как у Рогожина: низкое небо, усеянное тучами, обледеневшая мостовая и бессконечные ряды однотипных зданий, немногочисленные прохожие – передает ощущение тягости жизненного пути. И хоть на дальном плане можно увидеть храм, но все равно создается впечатление, что до него невыносимо долго идти. Главным героем романа является безусловно князь Мышкин.В его образ Достоевский вкладывает самые свои заветные мысли об идеальном человеке, который чистотой своей души должен быть противопоставлен окружающему грешному миру. Портрет князя Мышкина, изображенный Глазуновым соответствует душевному состоянию князя Мышкина, только что вернувшегося из-за границы в Петербург. Он еще не знает, что с ним случится. Взгляд его выражает задумчивость и грусть. Лицо иконописное. Неслучайно князь Мышкин вызывает у некоторых героев романа и у чителей ассоциации с Иисусом Христом. Изможденный овал лица, некоторая растерянность. Князю Мышкину предстоят огромные испытания, завершающиеся сумасшествием у трупа Настасьи Филипповны. Поэтому Глазунов не остановился на одном портрете Мышкина, и дает еще одну иллюстрацию героя уже после смерти Настясьи Филипповны. Во первых, сразу же заметим, что этот портрет черно-белый. Глазунов тем самым субъективно подчеркивает, что после смерти любимой женщины для князя Мышкина перестает существовать многоцветие мира. Если на первом портрете можно увидеть какую-то незаметную, полускрытую улыбку, то здесь уже явное отчаяние, лицо еще более осунулось (более худым стало), взгляд омертвевший, погруженный в самого себя. Как будто он ничего не видит, ничего не замечает. Фон подчеркивает глухая торцовая стена дома, лишенная окон, лишенная света. Жизненные тупики совпадают с тупиками городского пейзажа. Последняя иллюстрация по времени и по сюжету – это Рогожин и Мышкин у трупа Настасьи Филипповны (1983 год). Это уже жанровая зарисовка (портрет-пейзаж-жанр), в которой важны не столько образы героев, сколько их взаимодействие, подчеркнутое какими-то деталями. Красота Настасьи Филипповны уничтожена, из-под простыни торчит ступня, к которой притягивается взгляд. Это по сути композиционный центр картины, выражающий все безобразие этой смерти – гибель красоты, которой покланялись и Рогожин и Мышкин. Рогожин повернут к нам спиной. Лица его не видно, потому что, наверное, очень сложно передать отчаяние преступника, уничтожившего самое дорогое, что было в его жизни. Красный отсвет на его рубашке как бы символизирует кровь, тем более, что вся картина в темно-серых тонах. Ну а Мышкин в отчаянии обхватил голову руками. Глаза закрыты. Он сам похож на мертвеца. Князь не хочет больше видеть этот мир. Менее удачной, на мой взгляд, явлется иллюстрация «Князь Мышкин в летнем саду». Достоевские посвятил несколько страниц его размышлениям, его мистическим видениям, когда он сидел на скамейке летнего сада. Здесь же совершенно невозможно представить накал мыслей или чувств героя. То его слабость, то чрезвычайно неотрозимое желание, почти соблазн. Здесь же, в общем-то, отражается пассивность героя, да и сам он кажется каким-то маленьким, незначительным на фоне вечной красоты античных статуй. На этих иллюстрациях Глазунов не остановился, вновь и вновь возвращаясь к творчеству своего любимого писателя.


Вопрос. Живопись и Литература

Живопись и Литература очень часто взаимодействуют друг с другом, несмотря на большые отличия. Во первых, можно сказать, что в некоторых литературных произведения речь идет о произведениях в живописи, которые фатально влияют на судьбу героя. Например, «Портрет Дориана Грея» Оскар Уальда. Это мистика филосовского произведения, которая говорит о том, как грехи и пороки влияют на его судьбу. Похожая проблематика и в повести Гоголя «Портрет». В этой повести говорится о судьбе художника Чарткова, талантливого человека, который изменил своему таланту ради того, что бы стать модным и знаменитым. Но это не принесло ему пользы. Он теряет свой талант и заканчивается повесть тем, что он скупает произведения молодых талантливых художников, сжигает их и сходит с ума. В романе Достоевского «Идиот» автор не только сам рисует словесный портрет Настасьи Филипповны, но и описывает то влияние, которое оказал на князя Мышкина живописный портрет героини. Все-таки, между живописью и литературой существуют очень большые отличия, позволяющие судить о природе этих двух видов искусства. Живопись способна изобразить портрет конкретного героя, и, при этом обращает внимание не только на главное, на его лицо, но и на мелочи, типа одежды, складок, фон, в то время, как писатель свободен от этих второстепенных деталий. Он может не обращать на них внимание. Читатель сам дорисовывает тот или иной характер. Например, Пушкин не описывает внешность Онегина. Он говорит, что Онегин такой, как все светские юноши того времени – модник. То же самое касается и Татьяны: «Дика, печальна молчалива, как лань лесная боязлива» - а мы уже сами додумываем ее внешность. Лев Толстой выделяет какую-то одну деталь героя: лучистые глаза княжны Марии, неуклюжую фигуру Пъера Безухова и так далее. Живопись способна запечатлить только один миг, а литература показывает события в протяженности. Из-за этого недостатка в живописи сущетвует, например, в русской иконописи икона с клЕймами (то есть, главное изображение, например, Сергия Радонежского, а вокруг него клеймы – моменты из жизни) Сравнить батальные полотна художника Верещагина или Делакруа (художники баталисты) или, допустим, Бородинское сражение в романе Война и Мир, который изображает последовательно все события бородинской битвы. Художник может выразить только те эмоции, которые выражены на лице человека, а писатель может рассказать о его чувствах, мыслях переживаниях, что так же сведетельствует о том, что предмет изображения в литературе намного шире, чем в живописи. Порой только словесный комментарий к произведению живописи позволяет понять о чем идет речь в самой картине.

 


 

Вопросы. Романтизм

Отличительные черты
Необычность характеров, исключительность обстоятельств.
Трагический поединок личности и судьбы.
Свобода, мощь, неукротимость, вечное несогласие с окружающим - вот основные характеристики романтического героя.
Интерес ко всему экзотическому (пейзаж, события, люди), сильному, яркому, возвышенному.
Смешение высокого и низкого, трагического и комического, обыденного и необычного.
Культ свободы: стремление личности к абсолютной свободе, к идеалу, к совершенству

Романтизм возник в конце 18 века как реакция на французские революции, когда на смену феодализму приходит буржуазия, а вместе с ней и новые понятия демократии. Литература этого периода демонстрирует свое призрение к буржуазному строю, основанному на власти денег, на карьеризме и приспособленчестве. Фактически, романтизм – это искусство протеста. Призирая современную буржуазную реальность, они предлагают вторую, собственную, вымышленную реальность, поэтому возникает такое понятие «романтическое двоемирие». Эта вторая реальность у каждого из романтиков разная, в зависимости от их представление идеального. Очень часто романтики устремлялись в прошлое, видя там сильные, яркие характеры и противопоставляя эти характеры современности. В частности, именно с романтизмом было связанно развитие исторического романа и само понятие «историзма». Очень был популярен английский писатель Вальтер Скот. Его романы были популярны не только в Европе, но и в России, в частности Печерин, герой романа Лермонтова, перед дуэлью с восторгом и наслаждением перечитывает роман «пуретане» и даже восклицает, что: «хорошо бы если бы на том свете автору платили деньги за каждую минуту удовольствия, которую получали его читатели на этом свете.» Самый известные его романы «Айвенго», «Роб Рой». Он показал, что биография героя зависит от движения исторический событий. То есть, он описывает какие-то политические конфликты, например в «Пуританах» он описывает конфликт между католиками и протестантами. Сильные, значительные и необыкновенные характеры создает и Виктор Гюго в романе «Собор Парижской Богоматери» Действие происходит в средние века, описывается строительство этого собора, его мистическое состовляющее, архитектурные достойнства и противоречия.(он производил не гармоническое впечатление, а не только отчищал, но и пугал). На фоне этого загадочного и мистического собора происходят загадочные трагические события, когда в человеке проявляются чувства, о которых он и не подозревал. Наприме, Клод Фроло, архидьякон этого собора, который рещил посвятить свою жизнь Богу, влюбляется в циганку Эсмиральду так, что кажется помешенным. Что бы избавиться от этой любви, он решает обвенить эсмиральду в колдовстве и казнить ее. В противовес Клоду Фроло уродливый звоняр Квазимодо, любит возвышенно, чисто и самоотверженно и умирает возле трупа Эсмиральды, когда клод Фролов все-таки добился своего и казнил ее. Таким образом, мы можем сказать, что для романтизма характерны исключительные характеры в исключительных ситуациях. Главное для романтизма. Главное для романтизма – не разум, а чувства. Сильные, непостижимые страсти, которые могут изменить коренным образом жизнь человека, а может быть даже и сломать эту жизнь. Уничтожить.

 

Романтическое двоемирие!

Еще одним способом отрицания пошлой современной действительности была мистика. Мир оказывается сложным, неоднозначным. И буквально за углом могут оказаться маги, волшебники, феи и колдуньи. Появляется жанр сказки, в которой действие происходит в обычном городе, в современной действительности, но стоит открыть дверь или повернуть за угол, так ты оказывается в сказочном мире. Дейсвительность как бы раздваивается. Возникают герои-двойники. Это характерно для сказок Гофмана «Золотой Горшок, Щелкунчик», «Мышиный Король». Произведения Перро «Золушка», «Кот в сопогах», Андерсон «Снежная Королева» – Кай и Герда встречаются со Снежной Королевой, которая увозит их в свое царство, и только любовь Герды возвращает его к нормальной к жизни. Опять же любовь. Спасает все любовь. В России ярким представителем мистического романтизма стал Василий Андреевич Жуковский. В его балладах соединяется реальность и мистика. Например, в балладе «Светлана», написанной по мотивом баллады немецкого поэта-романтика Бюргера, героиня, оплакивая своего безвести пропавшего на войне возлюбленного, бросает вызов самому богу, требуя от него, что бы он вернул жениха живим или мертвым. И вот ночью появляется всадник, который мчит светлану через поля, реки и леса в том краю, где он нашел приют в могиле «Савон, крест и шесть досок». Кончается баллада страшной пляской мертвецов, которая так же была характерна для мистического романтизма «кости в кости застучали». Эта мистическая эстетика была очень привлекательна для читательниц. Собствено, Татьяна Ларина являлась поклонником романтизма. Героями являются обычно творческие персонажи (поэт, музыкант, художник). Они как бы возвышаются над реальностью. Главные качества героя – это фантазия, которая позволяет придумать и диковенные страны, минувшие исторические эпохи. Поиски идеала в путешествиях, то есть, побег от реальности. И в этом направлении главным писателем является английский поэт Байрон, а главное его произведение – это «Поломничество Чальд Гарольда». Влияние этой поэму на мировую литературу трудно переоценить. Даже появился такой термин «байранизм», который отражает нового героя, которого открыл байрон. В этой поэме отражаются собственные впечатления Байрона от путешествия в Португалию, Испанию, Албанию, Герцию и Турцию, но путешествует как бы не сам автор, а его Герой по имени Гарольд, который явился первым образцом романтически непрекаянных странников (не может найти себе места в жизни) и лишних людей. Он презирает всех и это откладывает трагически отпечаток на его судьбу. С Чальдом Гарольдом Пушкин не раз сравнивал Евгения Онегина, но больше влияние Байрона проявилось в его юных поэмах, таких как «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыгане». Главные герои этих произведений очень похожи, хотя и носят разные имена. Главное в том, что они презирают светское общество, отправляются путешествовать, пытаются найти любовь среди простых любовь «естественный челочек», но и тут не находят упокоения. Например, в «Цыгане» Олеко влюбляется в цыганку Зимфиру, но полностью не может преодалеть свои предрасудки, и поэтому его изногяют из цыганского табура, усиливая трагический акцент. Для романтизма характерен интерес к национальной жизни, поэтому очень много у того же Байрона произведений, посвященных экзотике восточных стран «Корсар», «Гяур – (изменник)». Это стремление познать экзотических мир присутствует и в русской литературе. Для русской литературы таким миров был Кавказ. У Лермонтова «Кавказский пленниик», «Мцири», «Демон», противопоставляют красоту природы, силу простых характеров. Очень выразительно сказал об этом стремлении романтиков к неизведонному немецкий поэт Гейне: «Я хочу подняться в горы, где живут простые люди, где привольно веит ветер, где дышать свободно будет.» Романтизм в живописи. Делакруа – французский живописец, баталист, часто повторяет сюжеты Байрона. Например, «Резня в Хеосе», «Свобода на Барикадах». Поэты-романтики и художники испытывали тягу к изображению ситуации, пограничных между жизнью и смертью, когда человек подвергается испытаниям, когда проявляется его воля к жизни. Делакроа пишет картины и на экзотические темы «Алжирские женщины», «Еврейская свадьба в Марокко», «Заклинатель Змей».


Вопрос. Музыка романтизма.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 454; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.43 (0.008 с.)