Диагностика агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта



 

На констатирующем этапе исследования было проведено наблюдение за дошкольниками (при помощи «Структурализированного наблюдения») и воспитателями («Критериев агрессивности»).

Методика «Структурализированное наблюдение» (А.А. Романов) [45] помогает получить информацию для предварительного психологического анализа, выявить склонность к агрессивности у детей с нарушением интеллекта (дошкольного возраста).

Наблюдение за детьми осуществлялось во время игровой деятельности, так как игра – ведущий вид деятельности дошкольника и в игре наиболее ярко проявляются особенности взаимоотношений детей, их коммуникативные навыки. В наблюдении использовалось оборудование: карта наблюдений, включающая 19 фрагментов, фиксированных форм поведения, в данном случае агрессивного.

Показатели реакции агрессивности у ребенка:

0 – нет проявлений агрессивности;

1 – проявления агрессивности наблюдается иногда;

2 – часто;

3 – почти всегда;

4 – непрерывно.

Таблица 1- Анализ результатов наблюдения за экспериментальной группой по методике: «Структурализированное наблюдение» (А.А. Романов)

  ГС СК ВЛ ГД ВМ
Вегетативные признаки          
Внешние проявления агрессивности          
Длительность агрессии          
Чувствительность к помощи взрослого          
Особенности отношения к собственной агрессии          
Недостаточность в проявлении гуманных чувств          
Реакция на новизну          
Реакция на ограничение          
Реактивность (чувствительность к агрессии других)          
Чувствительность к присутствию других          
Физическая агрессия, направленная на предмет          
Агрессия, направленная на сверстников          
Агрессия, направленная на себя          
Агрессия, направленная на взрослого          
Вербальная агрессия          
Агрессивность в виде угрозы          
Агрессия, направленная на животных          
Агрессия разных видов направленности          
Неупорядоченные проявления агрессии          
ИТОГО:          
Уровень          

У одного ребенка в экспериментальной группе на констатирующем этапе исследования имеется 1 уровень - нет опасности закрепления ситуативно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических; ребенок самостоятельно овладевает собственной агрессивностью; Так же один ребенок имеет 2 уровень, значит, есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических, ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением. И трое детей имеют 3 уровень, этим детям требуется значительная психолого-педагогическая помощь в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций.

Таблица 2 - Анализ результатов наблюдения за контрольной группой по методике: «Структурализированное наблюдение» (А.А. Романов)

  ПП ТА ШЛ ВИ КД
Вегетативные признаки          
Внешние проявления агрессивности          
Длительность агрессии          
Чувствительность к помощи взрослого          
Особенности отношения к собственной агрессии          
Недостаточность в проявлении гуманных чувств          
Реакция на новизну          
Реакция на ограничение          
Реактивность (чувствительность к агрессии других)          
Чувствительность к присутствию других          
Физическая агрессия, направленная на предмет          
Агрессия, направленная на сверстников          
Агрессия, направленная на себя          
Агрессия, направленная на взрослого          
Вербальная агрессия          
Агрессивность в виде угрозы          
Агрессия, направленная на животных          
Агрессия разных видов направленности          
Неупорядоченные проявления агрессии          
ИТОГО:          
Уровень          

У одного ребенка в контрольной группе на констатирующем этапе исследования имеется 1 уровень - нет опасности закрепления ситуативно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических; ребенок самостоятельно овладевает собственной агрессивностью; Так же два ребенок имеет 2 уровень, значит, есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических, ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением. И трое детей имеют 3 уровень, этим детям требуется значительная психолого-педагогическая помощь в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций.

Рисунок 1 – Уровень проявлений агрессивного поведения по результатам наблюдения (с помощью методики «Структурализированное наблюдение» (А.А. Романов)) для детей контрольной и экспериментальной группы на констатирующем этапе исследования.

 

По результатам наблюдения можно отметить, что в контрольной группе выражены ярче проявления вербальной агрессии – 1.6 (3 детей) и физической агрессии – 1.2 (5 детей), в частности агрессии, направленной на другого человека (прямой) - 2 (5 детей). Так же можно отметить, что в экспериментальной группе выражены ярче проявления вербальной агрессии – 1.2% (3 детей) и физической агрессии – 1.2 % (5 детей), в частности агрессии, направленной на предметы (косвенной) - 2.2% (5 детей).

У 3-х детей был выявлен высокий, у 2-х был выявлен средний показатель агрессивного поведения.

Данные следующего наблюдения получены воспитателями; им были выданы «Критерии агрессивности», в которых перечислены ряд поведенческих реакций ребенка и по которым можно судить об агрессивном поведении, на эти положения можно ответить либо «да» либо «нет». Далее представлен анализ данных результатов наблюдения агрессии воспитателями, контактирующими с детьми. Данная методика применялась для всех дошкольников.

 

Таблица 3 - Анализ результатов наблюдения за экспериментальной группой по методике: Анкета для воспитателей Критерии агрессивности у ребенка (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992).

 

 

                                          Баллы Уровень агрессивности
ГС + - + - - - + - + - - - - + + - - - - -   Низкая
СК + + - + - + - - - + - + + + + + + + + +   Средняя
ВЛ - - + - + - - + - + + - + - - - - - + +   Средняя
ГД - + + - + + + - + - + + - + + + + + + -   Высокая
ВМ + - + + + + - + + + + + + + - - + + + +   Высокая
Итого                                            
Сред                                           Средняя

 

Так, по данным анкетирования воспитателей видно, что 2 ребенка имеют высокий уровень агрессивности, 2 ребенка - средний, низкий уровень представлен у 1 ребенка.

 

Таблица 4 - Анализ результатов наблюдения за контрольной группой по методике: Анкета для воспитателей Критерии агрессивности у ребенка (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992).

                                          Баллы Ур-нь агрессивности
ПП + - + + + - + + + + + + + + + - - + - +   Высокая
ТА - + - + - + - - - + - + - - - - - - - -   Низкая
ШЛ - - + - + - - + - + + - + - + - + - + +   Средняя
ВИ - + + + + + + - + - + + - + + + + + + -   Высокая
КД + - + + - + - + + + + + + + - - + + + +   Высокая
Итого                                            
Ср                                         12.6 Средняя

Так, по данным анкетирования воспитателей видно, что 3 ребенка имеют высокий уровень агрессивности, 1 ребенок - средний, низкий уровень представлен у 1 ребенка.

Рисунок 2 – Средние показатели уровня агрессивности детей по результатам анкетирования воспитателей (с помощью методики «Критерии агрессивности у ребенка» (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992)) в контрольной и экспериментальной группе на констатирующем этапе.

Анализ результатов по методике «Кактус» М.А.Панфиловой, с целью выявления выраженной агрессивности у старших дошкольников с нарушением интеллекта.

Методика проводилась индивидуально с каждым ребенком.

Ребенку давалась инструкция придумать и нарисовать в горшке кактус. Во время создания ребенком рисунка фиксировались все его высказывания.

При интерпретации рисунка в качестве показателей, свидетельствующих о наличии у ребенка агрессии, можно выделить следующие:

• крупный рисунок, занимает 2/3 листа по высоте;

• частые иголки, расположенные по всему рисунку;

• иголки острые, длинные;

• промахивающиеся линии, не попадающие в одну точку.

• Данные, полученные при интерпретации рисунка по перечисленным выше показателям, заносятся в таблицу, где знаком "+" обозначается наличие того или иного признака, а знаком "-" — отсутствие признака (см. таблицу 3):

Таблица 5 - Анализ результатов проведения методики «Кактус» М.А.Панфиловой в экспериментальной группе на констатирующем этапе исследования:

  Показатели агрессивности
          Общ кол-во
СГ - - - -  
СК + + - +  
ВЛ - - - +  
ГД - + - +  
ДА + + + +  
Средний результат          

 

"+" — наличие признака

"-" — отсутствие признака

Таблица 6 - Анализ результатов проведения методики «Кактус» М.А.Панфиловой в контрольной группе на констатирующем этапе исследования:

 

  Показатели агрессивности
          Общ кол-во
ПП + - + -  
ТА - + + +  
ШЛ - - - -  
ВИ - - + +  
КД + + - +  
Средний результат         1.8

 

Так, по данным Таблицы видно, что среди старших дошкольников с нарушением интеллекта наличие признаков агрессивности есть у 8 детей. У них выявился повышенный уровень агрессивности. Этим детям присуще такое поведение как враждебность, гнев; на приветствие отвечают злостью; портят общественную и личную собственность; негативно относятся к замечаниям; дерутся.

Рисунок 3 – Наличие показателей агрессивности по результатам проведения проективной методики «Кактус» М. А. Панфиловой у детей контрольной и экспериментальной группы на констатирующем этапе исследования.

Для выявления схожести или различия в контрольной и экспериментальной группах уровня агрессивности проведен математический анализ с помощью U-критерия Манна-Уитни.

Расчет производился по формуле

 

Где:

n1 – количество испытуемых в выборке 1 (экспериментальная или контрольная группа)

n2 – количество испытуемых в выборке 2 (экспериментальная или контрольная группа)

T – большая и з двух ранговых сумм

nx – количество испытуемых в группе с большей ранговой суммой

 

Uэмп > Uкр , то контрольная и экспериментальная группы по уровню агрессивности статистически не различаются.

В данной работе были выявлены следующие результаты:

Uэмп = 9,5

Uкр = 4

9,5 > 4 = Uэмп > Uкр

Следовательно контрольная и экспериментальная группы по уровню агрессивности статистически не различаются на констатирующем этапе исследования.

В целом по данным методик, в которых участвовали дети, и наблюдений взрослых получены не совсем гармоничные данные.

Если проанализировать результаты всех четырех методик, можно пронаблюдать следующую картину: из 10 воспитанников – 6 человек имеют высокий уровень агрессивного поведения, 2 ребенка склонны к агрессивному поведению (показали средний уровень агрессивности); остальные 2 детей показали достаточно низкий уровень агрессивного поведения.

Рисунок 5 – Уровень склонности к агрессивному поведению детей контрольной и экспериментальной группы на констатирующем этапе исследования

Результаты диагностики по 3-м методикам представлены в Рисунке 5, по которому видно, что признаки агрессии встречаются у 60% детей, средние показатели – у 20 % и низкие показатели – у 20% детей.

Качественный анализ результатов диагностик показал, что наличие агрессивного поведения присутствует в жизни каждого ребенка. Но у одних детей агрессивное поведение носит пассивно-защитный характер, а у других детей активный, ярко выраженный.

Агрессивное поведение можно предотвратить или уменьшить частоту его проявлений путем коррекции агрессивного поведения, изменением психосоматического состояния в ситуации проявления гнева. Все это осуществляется в процессе проведения коррекционных занятий с детьми.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 750; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.154 (0.049 с.)