Роль Арт-терапевтических методов в коррекции агрессивного поведения у детей с нарушением интеллекта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль Арт-терапевтических методов в коррекции агрессивного поведения у детей с нарушением интеллекта



Современный опыт показывает, что применение арт-терапевтических методик в работе по коррекции агрессивного поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, с нарушением интеллекта, имеет позитивный отклик.

Коррекционные возможности арт-терапии обусловлены предоставлением ребенку с проблемами возможностей для самовыражения и саморазвития, утверждения и самопознания. Созданные ребенком в процессе арт-терапии творческие работы их признание взрослыми повышают уровень самооценки и степень его самопризнания.

Наиболее эффективными в коррекции агрессивного поведения у детей с нарушением интеллекта принято считать следующие виды арт-терапии.

Музыкотерапия – это вид арт-терапии, где музыка используется в коррекционных целях. В настоящее время музыкотерапия является целым психокоррекционным направлением, имеющим в своей основе два аспекта воздействия: психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма) и психотерапевтическое (в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоциональном состоянии) Именокатарситическое (очищающее) воздействие музыки позволяет использовать ее в таком качестве в коррекционной работе с детьми, имеющими проблемы вразвитии. Специалисты различают рецептивную (пассивную) и активную формы музыкотерапии. В первом случае пациентам предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие их эмоциональному состоянию. В случае же активной музыкотерапии, пациент (ребенок) является непосредственным участником музыкотерапевтического процесса посредством пения (вокалотерапия) или движения (кинезитерапия - танцетерапия, хореотерапия) и игры на музыкальных инструментах (инструментальная музыкотерапия) Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Поэтому естественность и доступность, которая есть в музыке, - одна из причин бурного развития музыкальной терапии в последние 2-3 десятилетия. Коррекционная работа с агрессивными детьми с нарушением интеллекта посредством музыкотерапии является весьма эффективной так как:

- помогает ускорить прогресс терапии, так как внутренние переживания легче выражаются с помощью музыки, чем при разговоре;

- музыка усиливает внимание к чувствам, служит материалом, усиливающим осознание;

- косвенно повышается музыкальная компетенция, возникает чувство внутреннего контроля и порядка;

- способствует регуляции психоэмоционального состояния ребенка;

- облегчает усвоение новых положительных установок и форм поведения, коррекция коммуникативной функции.

Чем раньше начинается коррекция, тем больше шансов на успех. Поэтому уже с двух лет детей с ограниченными возможностями развивать с помощью музыкотерапии. У детей второго года жизни круг представлений о внешнем мире очень узкий, слабо развита речь, а также слуховые и зрительные восприятия, слабая нервная система, плохая координация движений, неустойчивое внимание. Как правило, у этих детей отсутствуют навыки и умения в звукоподражании, в слоговом подпевании и интонировании простейших мелодий. Дети не умеют согласовывать движения с музыкой, подчинять свои действия различным внешним сигналам - зрительным, слуховым. Но у них есть одно свойство - подражательность, - которое проявляется как в музыкально-ритмических движениях, так и в подпевании и пении.

Коррекция агрессивного поведения так же осуществляется посредством интегративной музыкотерапии на основе синтеза музыкального и зрительного восприятия: музыкоцветотерапия (восприятие музыки в сочетании с цветом), музыкоизотерапия (восприятие произведений изобразительного искусства, картин природы, а также «изображение» музыки в рисунке).

Так же одним из наиболее эффективных видов арт-терапии, используемых в коррекции агрессивного поведения детей с нарушением интеллекта, является изотерапия (рисунок, лепка) – коррекция посредством изобразительной деятельности.

В современной зарубежной и отечественной изотерапии (В.Е. Фолке, Т.В. Келлер; Р.Б. Хайкин, 1977, М.Е. Бруно) выделяют направление этого метода:

- использование уже существующих произведений изобразительного искусства путем их анализа и интерпритации пациентами;

- побуждение к самостоятельным творческим проявлениям в изобразительной деятельности.

Характеризуя коррекционную направленность рисуночной терапи, используемой в работе с детьми, О. А. Карабанова определяет три принципиальных ее отличия от учебных уроков рисования.

1. Изотерапия-это самовыражение в рисунке и моделирование кофликтных ситуаций. Урок рисование- это овладение навыками техники рисования.

2. Продукт изотерапии- собственная ценность рисунка, связанная с последовательностью этапов разрешения личностных проблем ребенка. Продукт урока рисования- качество овладения ребенком навыков техники рисования.

3. Взрослый в процессе рисуночной терапии помогает детям осознать и разрешить проблемную ситуацию, внешне выразить ее в рисунке, лепке и определить выход из нее. Взрослый на уроке рисования передает новые способы и средства изображения и организации процесса усвоения их ребенком.

Следующим широко используемым методом в коррекции агрессивного поведения у детей с нарушением интеллекта является либропсихотерапия(лечебное чтение, метод предложен В. М. Бехтеревым) и библиотерапия (терапия через книгу, предложенная В.Н. Месищевым).

В последние годы появилась самостоятельная методика, относящаяся к библиотерапии – сказкотерапия, в основе которой лежит психокоррекция средствами литературного произведения – сказки (Д. Ю. Соколов, 1997, Е. Ю. Петрова, 1998 и др.) Этот вид библиотерапии наиболее приемлем в работе со старшими дошкольниками с нарушением интеллекта (Т. В. Вохмянина, 1998; Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, 2000). [ 2, C. 24-68]

Выделяют следующие коррекционные функции сказки: психологическую подготовку к напряженным эмоциональным ситуациям; символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов; принятие в символической форме своей физической активности.

Возможности работы со сказкой:

1. Использование сказки как метафоры. Текст и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни клиента, и затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены.

2. Рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации проявляются в рисунке, и дальше возможен анализ полученного графического материала.

3. Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа, что служит поводом к обсуждению ценностей поведения человека, выявляет систему оценок человека в категориях: хорошо - плохо.

4. Проигрывание эпизодов сказки. Проигрывание эпизодов дает возможность ребенку или взрослому почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции.

5. Использование сказки как притчи-нравоучения. Подсказка с помощью метафоры варианта разрешения ситуации.

6. Творческая работа по мотивам сказки (дописывание, переписывание, работа со сказкой).

В основе создания продуктов деятельности в процессе арт-терапии лежит система побуждений, где основным является:

- выражение субъектом своих чувств;

- удовлетворение потребности в общении с другими людьми через продукт своей деятельности;

- познание окружающего мира через символизацию его в особой форме, конструирование мира (в виде рисунков, историй, сказок, поделок).

Таким образом, в коррекционной работе с агрессивными дошкольниками с нарушением интеллекта активно используются различные методы арт-терапии, наиболее распространенными из которых являются: музыкотерапия, изотерапия и сказкотерапия. Данные виды арт-терапии предоставляют возможность самовыражения, самопознания и позволяют личности подняться на более высокую ступень своего развития.

ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА (НА ПРИМЕРЕ АРТ-ТЕРАПИИ)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.130.24 (0.01 с.)