Ценностнех ориентиры содержания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ценностнех ориентиры содержания



Пояснительная записка.

В условиях модернизации содержания образования существенно возрастает роль воспитательно-образова­тельных учреждений, изменяются цели и задачи их деятельности, в частности, цели и задачи обучения

Родному и русскому языкам в соответствии с требованиями закона о языках народов России, который гласит, что традиционно сложившейся нормой на территории российской федерации с ее многонацио­нальным населением является двуязычие и много­язычие. Закон республики Башкортостан «об образо­вании» также нацеливает на равноправное овладение родным и русским языками, на организацию учебно-воспитательного процесса так, чтобы ничуть не умаля­лась роль родного языка и не снижался уровень изучения русского языка

Школы с родным (башкирским) языком обучения в подавляющем своем большинстве сельские, вся учебно-воспитательная работа в них ведется на родном языке, русский язык изучается как предмет. Дети сельской местности, будучи изолированными от русского насе­ления, не имеют практического общения на русском языке и, естественно, в отличие от городских детей прихо­дят в школу монолингвами, т.е. одноязычными, хотя последние достижения средств массовой инфор­мации (наличие в сельской местности всякого рода аудио-, видеотехники) свидетельствуют о возможнос­тях формирования более раннего двуязычия.

Образовательный минимум одинаков для детей всех школ: с русским языком обучения и родным — они долж­ны получить одинаковый объем знаний, поэтому уже на начальном этапе обучения (в 1—4-м классах) оба языка (родной и русский) должны быть активно вклю­чены в мыслительную деятельность учащихся, парал­лельно (по возможности) использоваться в школьной и бытовой жизни.Значительная роль при этом принад­лежит новым программам и учебникам, составленным с учетом последних достижений лингвистической нау­ки, психолингвистики, лингвокультурологии, общей и частной дидактики, этнопедагогики, а также тех реаль­ных условий, в которых обучаются школьники.

Цели и задачи обучения.

Данная программа определяет цели и задачи обу­чения русскому языку в начальных классах баш­кирской школы, содержание работы по классам, при­мерные требования к уровню практического владения языком в его устной и письменной формах, объемы различных видов и форм учебной деятельности (объем текстов для списывания, диктанта, изложения, для классного и домашнего чтения, заучивания наизусть и т.д.).

Изучение русского языка в начальной школе с род­ным нерусским языком обучения, согласно стандарту начального общего образования по русскому языку, направлено на достижение следующих целей:

1. Развитие речевых и коммуникативных способ­ностей учащихся, их готовности к общению на русском языке; развитие монологической и диалогической речи.

Для реализации этой цели данная программа предполагает интенсивное обучение русской устной и письменной речи младших школьников на коммуника­тивно-культурологической основе, т.е. активное включение

учащихся в речевую деятельность на русском языке.

2. Освоение элементарных знаний о фонетике, лек­сике, грамматике и синтаксисе русского языка.Та цель будет осуществляться на основе функцио­нально-системного подхода, предполагающего поэтап­ное, последовательное и взаимосвязанное раскрытие фонетической, лексико-семантической, грамматичес­кой и синтаксической структуры русского языка с учетом возрастных особенностей усвоения языка иной системы. Подбор лексики с учетом ее частотности в языке и в разговорной речи, познавательных интере­сов и интеллекта младших школьников, упорядочение последовательности предъявления слов для прак­тического усвоения, грамматических форм, синтак­сических конструкций будут способствовать интенси­фикации курса обучения: значительному расширению словарно-фразеологического запаса учащихся, более свободному, уместному и правильно оформленному применению синтаксических конструкций и образцов диалогической и монологической речи в различных ситуациях общения.

3. Овладение умениями слушания, говорения, чте­ния, письма, необходимыми для общения в семейно-бытовой и учебной сферах.

Реализация этой цели достигается путем комплекс­ного обучения видам речевой деятельности на основе опережающего овладения устной речью. Комплексный подход к овладению видами речевой деятельности (аудированием, т.е. слушанием с пониманием, говоре­нием, чтением и письмом) предполагает учет как об­щих закономерностей этих видов речевой деятельнос­ти, так и специфических особенностей, характерных для каждого из них. В целостном учебном процессе все виды речевой деятельности взаимообусловливают друг друга, однако, устная речь, как правило, на протяже­нии всего курса обучения второму языку остается основной и предваряет письменную речь (чтение и письмо), письменные речевые упражнения подготавливаются устными.более целесообразной моделью организации учебного процесса, как показывает практика, является такой урок, когда в комплексе осуществляется обу­чение всем видам речи на базе связного текста с использованием разнообразных речевых упражне­ний, дидактических игр, разных (в том числе проблем­ных) ситуаций, стимулирующих детей к активной речевой деятельности.

4. Предпосылкой эффективности обучения всем ви­дам речевой деятельности является учет особенностей родного языка учащихся.определяя объем и содержа­ние работы по русскому языку, программа исходит, прежде всего, из того, что учащиеся в опережающем плане овладевают многими умениями и навыками учебной деятельности на родном языке, касающимися как речевых и коммуникативных, так и языковых их способностей. Опора на эти умения и навыки на заня­тиях по русскому языку позволяет сэкономить время для работы над развитием русской речи учащихся.

В 2 -м классе башкирской школы обучение русскому языку ведется с опорой на следующие умения и навы­ки, накопленные на родном языке:

—речевые умения и навыки — составление разго­вора, рассказывание, списывание, пересказ прочитан­ного, заученного наизусть;

—языковые умения и навыки — слого-звуковой ана­лиз и синтез слова, владение различными способами грамматических упражнений, интонирование предло­жений и др.:

—коммуникативные умения и навыки — общение учащихся в конкретных речевых ситуациях.

С другой стороны, учет особенностей родного языка проявляется в ориентировании обучения русскому языку на сопоставительный анализ, который позволя­ет выделять факты и явления, совпадающие в русском

и башкирском языках, различающиеся полностью или частично. В связи с этим в программе предусматривает­ся методический подход, обеспечивающий перенос зна­ний о фактах и явлениях с родного на русский язык (совпадающие звуки, слова, объем лексических значений, формы числа, лица и т.п.). Путем переноса знаний (методом перевода) усваиваются также такие языковые понятия, как «речь», «предложение», «сло­во», «слог», «ударение», «звук», «буква» и др.

К несовпадающим или не полностью совпадающим явлениям осуществляется подход, направленный на предупреждение и преодоление интерферирующего влияния родного языка.

5, Цель воспитания уважительного отношения ко второму языку, приобщения к иной культуре и ли­тературе русского народа достигается путем продуман­ного подбора текстов упражнений и художественных произведений для чтения, отражающих быт, культуру, традиции русского к башкирского народа, рассказы­вающих о великих людях, значительных достиже­ниях, добрых отношениях.здесь осуществляется куль­турологический принцип обучения русскому языку.

Все перечисленные выше подходы и принципы, яв­ляясь основными и ведущими, не исключают других обще дидактических, психологических и методических принципов. Это: практическая направленность обуче­ния элементарному строю русского языка, учет специ­фики двух языковых систем и опора на родной язык (а также речевую практику на родном языке) учащих­ся, перенос аналогичных методов, приемов и системы средств обучения, применяемых при изучении родного языка.

Таким образом, изучение русского языка с нулевого уровня владения языком (усвоения лексического и грамматического строя) поднимается на более высокий уровень — свободное владение русским языком.

Общая характеристика предмета учебного плана ОУ.

В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии общие с курсом литературного чтения;

Овладение функциональной грамотностью на уровне предмета.

Овладение техникой чтения, приемами пониманияи анализа текстов.

Овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи

Линии, специфическиедля курса «Русский язык»

4)приобретение

и систематизация знаний о языке,

5)овладение орфографией пунктуацией,

6)раскрытие воспитательного потенциала русского языка.

В курсе «Обучение грамоте» обеспечивается пропедевтикаизучения курса русского языка.

Из области фонетики дети знакомятся с понятием звук в сопоставлении с буквой, звуками гласными и согласными, согласными звуками звонкими и глухими, твердыми и мягкими, с ударением, ударными и безударными гласными, делением слова на слоги, с обозначением мягкости согласных на письме с помощью букв е,и,ю,я,. Наблюдают случаи несоответствия написания и произношения(буквосочетания жи-ши, чу –щу,ча-ща,безударные гласные). Дети учатся произносить звуки, слушать звучащее слово.соотносить произношение и написание,делатьслого–звуковой и звукобуквенный анализ слов.

В период обучения закладываются основы для развития у детейорфографической зоркости.Проходит ознакомление с явлениями и понятиями из области словообразования: в процессе наблюдения и практической работы со словами дети осознают,что в слове выделяются части; знакомятся с корнем,однокоренными словами,суффиксом, приставкой, графическим обозначением этих слов.

В ходе рассредоточенной лексической работы дети наблюдают за тем, что слова называют предметы. Их признаки; действия людей, животных и предметов; осознают, что каждое слово что-то означает, то есть имеет значение; что значений у одного слова может быть несколько. Постоянно ведется наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке,над особенностями словоупотребления.

Из области морфологии получают знания о существительных, прилагательных, глаголах и местоимениях, о предлогах; учатся ставить вопросы от слова к слову, различать предлоги и приставки.

Вводятся также такие синтаксические понятия, как предложение,текст. Дети учатся правильно писать и пунктуационно оформлять предложения, читать и произносить предложения с правильной интонацией.

Курс обучения русскому языку в начальных клас­сах осуществляется по следующим этапам:

Iэтап: Предварительный устный курс

Создание лексико-грамматической и рече­вой базы для обучения грамоте (1-й класс)

IIэтап: Обучение русской грамоте (1-й класс)

IIIэтап: Комплексное обучение устной и письменной речи и практическое усвоение детьми элементарных знаний русского языка (2—3-й классы)

IVэтап: Совершенствование речевых умений инавыков учащихся, навыков чтения. Сис­тематизация элементарных знаний рус­ского языка (4-й класс). На всех этапах обучения русскому языку главенст­вующее место отводится речевой практике учащихся (раз­витию речи).

Учебного предмета.

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи - понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языка

Место данного предмета в учебном планеОУ.

Базисным учебным планом на обучение русскому языку отводится в неделю: во 2-м классе — 4 часа;

Количество часов на год:

2-й класс — 136 часов;

Результаты изучения предмета учебного плана ОУ (личностные,метапредметные,предметные).

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:

– осознавать роль языка и речи в жизни людей;

– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других;

– выразительно читать и пересказывать текст;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

– осмысленно, правильно читать целыми словами;

– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– подробно пересказывать текст;

– составлять устный рассказ по картинке;

– называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;

– определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);

– обозначать мягкость согласных звуков на письме;

– определять количество букв и звуков в слове;

– писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;

– ставить пунктуационные знаки в конце предложения;

– списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;

– находить корень в группе доступных однокоренных слов.

3.Основное содержание предмета учебного плана ОУ.

ВТОРОЙ КЛАСС (136 часов)

ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ НА СЛУХ

Слушание с пониманием связных высказываний монологического (из 4—6 предложений) и диалогичес­кого (на 4—6 реплик) характера с произношением в соот­ветствии с русской звуковой действительностью с опо­рой нанаглядное восприятие основного содержания и без опоры на наглядность.

Восприятие на слух чтения учителем учебных и художественных текстов с опорой на иллюстрации.

Слушание и понимание русской монологической и диалогической речи в магнитофонной записи разных голосов: детского, взрослого, женскогои мужского г опорой и без опоры на наглядность.

Восприятие на слух монологической речи или текста как повествовательного, так и описательного характера.

Восприятие на слух диалогической и монологической речи включающей вопрос, ответ, сообщение, побуждение.

ГОВОРЕНИЕ

Ответ на вопросы по содержанию связных текстов и высказываний монологического и диалогического ха­рактера, воспринятых на слух.

Связный пересказ воспринятых на слух связных высказываний, а также учебных и художественных текстов.

Составление связного рассказа или описание (из 4—6 предложений) на основе личных и коллективных

наблюдений по вопросам учителя с опорой на ил­люстрации и без опоры на них.

Составление рассказа или описание ситуативной, сю­жетной картины по вопросам учителя и без них (4—6 предложений).

Сокращенный пересказ прочитанного учащимися текста после коллективного разбора его основного содержания по вопросам учителя.

Пересказ прочитанного учащимися текста с изме­нением лица после коллективной подготовки под руко­водством учителя.

Использование межфразовых средств связи при сос­тавлении монологического высказывания.

Умение ставить вопросы к тексту, прочитанному учащимися или воспринятому на слух.

Ведение диалога по естественной или искусственно созданной ситуациис опорой на образцы.

Умение дать простейшую оценку услышанному или прочитанному тексту с точки зрения его эмоциональ­ной окраски под руководством учителя (радостно, груст­но, одобрение, осуждение и т.п.).

Умение дать оценку поступкам действующих лиц в прочитанном или воспринятом на слух тексте.

Заучивание наизусть стихотворений, воспринятых на слух со слов учителя (4—8 строк).

ПИСЬМО. СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

Списывание слов, коротких предложений, содержа­щих несоответствие произношения и написания, после звукового и слого-буквенного анализа и без предвари­тельного анализа.

Постепенный переход от послогового списывания к списыванию целыми словами.

Устные ответы на вопросы, объединенные одной те­мой. Составление и запись предложений по сюжетным картинкам. Составление нескольких предложений, объединенных одной темой с последующей записью (и под руководством учителя).

Письменное изложение небольшого (30—40 слов) текста по двум-трем вопросам под руководством учителя.

Составление под руководством учителя и запись рассказа об играх, забавах, работе, экскурсии (5—7 предложений).

Ответы на вопросы по знакомому тексту или картине после предварительной коллективной подготовки.

Умение находить и исправлять ошибки в специальных текстах, предложениях, словах под руководством учителя.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНОМУ СТРОЮ РУССКОГО ЯЗЫКА

1 -я четверть (32часа)

Речь. Устная и письменная речь. Составление диалогической и монологической речи.

Слово. Определение лексического значения слова. Наблюдение над значением слова в предложении. Совершенствование умения определять слова-предметы, признаки и действия.

Синонимы. Нахождение в связном тексте слов сходного значения. Антонимы. Подбор противоположных по значению слов.

Предложение. Членение сплошного текста на пред­ложения. Определение границ предложения на ин­тонационной основе (паузы, понижение голоса). Оформление предложения: большая буква в начале предложения; раздельное написание слов; точка» вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения.

Выделение в предложении слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится. Установление связи между словами в предложении при помощи вопросов (устно).

Составление предложений.

Текст. Предложения в тексте, объединенные одной темой. Признаки текста.

Слоги. Деление слов на слоги. Выделение в произношении на письме ударных и безударных слогов в слове.

Перенос слова по слогам.

Ударение. Роль ударения в устной речи. Соблюдение правильного ударения в наиболее употребитель­ных словах и формах слов {прожил — прожила).

Звуки и буквы. Развитие и совершенствование на­выков звукового анализа слов с опорой на модели. Гласные звуки и буквы. Согласные звуки и буквы. Установление последовательности звуков в слове. Звон­кие и глухие согласные, их различие. Твердые и мягкие согласные, их различие. Буквы е, ё, и, ю, я. Буква й. Мягкий знак. Разделительный мягкий знак. Твердый знак. Их написание. Шипящие согласные звуки и буквы. Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу;чк, чнщн, нчнщ; ци-цы. Звук и буква ц.

2-я четверть (32 часа)

ПРАКТИЧЕСКОЕ ОВЛАДЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИМ СТРОЕМ РУССКОГО ЯЗЫКА

Слова-предметы, которые отвечают на вопросы н кто? что? Определение одушевленных и неодушевленных существительных с помощью вопросов кто? что?, составление с ними вопросительныхпредложений и ответы на вопросы.

Один предмет и много предметов. Различение един­ственного и множественного числа существительных (без применения терминов): страна — страны, альбом- альбомы, тетрадь — тетради.

Слова-признаки, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? Постановка вопросовЧей? чья? чье? чьи? к притяжательным прилагательным при именах существительных единственного и множественного числа. Составление с ними вопроси­тельных предложений и ответы на вопросы.

Слова-числа, которые отвечают на вопрос сколько? Сочетание имени существительного с числительными один, одна, одно, два, три, четыре.

Предложения с именами существительными-под­лежащими в сочетаниях с глаголами-сказуемыми нас­тоящего времени

единственного и множественного числа 3-го лица, отвечающими на вопросы что делает? что делают?;

- единственного и множественного числа 1-го лица, отвечающими на вопросы что делаю? что делаем?;

единственного и множественного числа 2-го лица, отвечающими на вопросы что делаешь? что делаете?

Предложения с именами существительными-под­лежащими в сочетаниях с глаголами-сказуемыми про­шедшего времени несовершенного вида

единственного числа мужского и женского рода, отвечающими на вопросы что делал? что делала? что делало?;

— множественного числа, отвечающими на вопросы что делали?

Предложения с именами существительными-под­лежащими в сочетаниях с глаголами-сказуемыми прошедшего времени совершенного вида

— мужского, женского рода и среднего рода единст­венного числа, отвечающими на вопросы что сделали?, что сделала? что сделало?;

— множественного числа, отвечающими на вопрос что сделали?

3-я четверть (36 часов)

Предложения с именами существительными-подлежащимив сочетаниях с глаголами-сказуемыми

— настоящего и будущего (простой формы) времен! 1-го лица единственного и множественного числа, отвечающими на вопросы что сделаю? что сделаем?;

—настоящего и будущего (простой формы) времена 2-го лица единственного и множественного числа, отвечающими на вопросы что сделаешь? что сделаете? \

—настоящего и будущего (простой формы) времени 3-го лица единственного и множественного числа, от­вечающими на вопросы что сделает? что сделают?

Предложения с глаголами неопределенной формы несовершенного и совершенного вида, отвечающими на вопросы что делать? что сделать?

Предложения с именами существительными-под­лежащими в сочетаниях с глаголами-сказуемыми настоящего и будущего (простой и сложной формы) вре­мени

—1-го лица единственного числа, отвечающими на вопросы что сделаю? что буду делать?;

—2-го лица единственного числа, отвечающими на вопросы что сделаешь? что будешь делать?;

—3-го лица единственного числа, отвечающими? на вопросы что сделает? что будет делать?;

1-го лица множественного числа, отвечающими навопросы что сделаем? что будем делать?;

2-го лица множественного числа, отвечающими на вопросы что сделаете? что будете делать?;

3-го лица множественного числа, отвечающими на вопросы что сделают? что будут делать?

Слова-предметы косвенных падежей

Предложения с предложными и беспредложными формами косвенных падежей существительных в един­ственном числе при глаголах.

Родительный падеж

Глагол есть (нет) с существительным в родител­ьном падеже без предлога (вопрос кого? чего?) и с пред­логом, отвечающим на вопросы у кого? у чего? У Ми­ши есть шар. У Коли нет шара.

Глагол с существительным в родительном падеже и предлогами из, с, отвечающим на вопросы из чего? с чего? откуда?: Сестра пришла из школы. Я взяла книгу с полки.

—В сочетании существительных единственного числа в родительном падеже с числительными два, три, четыре: В портфеле лежат три книги (альбома).

—В сочетании существительных множественного числа в родительном падеже с числительными от пяти и выше: В шкафу лежат пять книг (открыток).

4-я четверть (36 часов) Винительный падеж

Глагол с существительным в винительном падеже без предлога, отвечающим на вопросы кого? что?: вижу (что?) лес, озеро, гору; вижу (кого?) брата, сестру.

—Глагол с существительным в винительном падеже с предлогами в, на, отвечающим на вопрос куда?: во­шел в класс, положил книгу на полку.

Предложный падеж

—Глагол с существительными в предложном падеже, отвечающими на вопросы где? на чем?, раз­личающими в единственном числе окончаниями -е, -у: на огороде, в саду.

—Глагол с существительными в предложном паде­же, отвечающими на вопросы где? о ком? о чем?, раз­личающимися в единственном числе окончаниями -е, -и: о стране, в портфеле, в тетради.

Творительный падеж

—Глагол с существительным в творительном паде­же без предлога, отвечающим на вопрос чем?, в значении орудия действия: пишет ручкой, рисует карандашом.

—Глагол с существительным в творительном паде­же с предлогами с, за, отвечающим на вопросы с чем? за чем?: идет с сумкой, стоит за домом.

—Глагол с существительным без предлога, от­вечающим на вопрос кем?: работает врачом, дояркой.

—Глагол с существительным в творительном паде­же с предлогом, отвечающим на вопрос с кем?: сестра с братом, мама с папой.

Дательный падеж

—Глагол с существительным в дательном падеже, отвечающим на вопросы кому? чему?, с окончаниями -б, -и, -у, ~ю: говорю маме (дочери), говорю другу (учителю).

—Глагол с существительным в дательном падеже с предлогом к, отвечающим на вопросы к чему? к ко­му?: подошел к дому, обратился к бабушке.

Понимание форм косвенных падежей во множественном числе

Форма родительного падежа с окончаниями и без окончаний

страна — стран лошадь — лошадей стол — столовконь — коней

~ Форма дательного падежа с окончаниями -ом, -ям: рады друзьям, подругам.

-Форма винительного падежа неодушевленных существительных (по аналогии с формами именитель­ного падежа) и одушевленных существительных (по аналогии с формами родительного падежа): видим книги, тетради, альбомы, гусей, уток, кур.

-Форма творительного падежа с окончаниями –ами -ями: работаем лопатами, граблями, вилами.

-Форма предложного падежа с окончаниями -ах, - ях: говорю о коровах,

О лошадях.

Повторение за год

4.Требования к уровню подготовки обучающихся по данной учебной программе.

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:

- осознавать роль языка и речи в жизни людей;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклица­тельный знак).

Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помо­щью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- учиться работать по предложенному учителем плану. Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: по­дробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формиро­вание функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

- выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах I малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

- осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

- понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

- делить текст на части, озаглавливать части;

- подробно и выборочно пересказывать текст;

- правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ста­вить ударение, различать ударный и безударные слоги;

- делить слова на части для переноса;

- производить звукобуквенный анализ слов и соотносить количе­ство звуков и букв в доступных двусложных словах;

- правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;

- писать под диктовку слова, предложения, текст из 30-40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;

- видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфо­граммы;

- писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фами­лиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов; буквосочетания чк, чн в словах; ъ для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой; писать предлоги раз­дельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;

- находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;

- находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;

- обращать внимание на особенности употребления слов;

- ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, назы­вающие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;

- составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;

- предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходя­щее заглавие к тексту из ряда данных;

- составлять небольшой текст (4-5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.

Ученики должны сделать первый шаг в осознании себя носителями языка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать других и самому быть понятым.

Учебно – языковые умения

- выполнять звукобуквенный анализ доступных слов; видеть несоответ­ствия произношения и написания в слове;

- находить корень в груп­пе однокоренных слов;

- подбирать однокоренные слова;

- находить суффиксы и приставки в доступных словах;

- образовывать слова с помощью суффиксов и приставок;

- отличать приставки от предлогов (по, на, под и т.д.);



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.161.116 (0.213 с.)