Развитие органов юстиции в Беларуси в советский и постсоветский периоды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие органов юстиции в Беларуси в советский и постсоветский периоды.



Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов (в прошлом – судебное управление) в разные периоды осуществляли суды и органы юстиции.

С первых дней установления Советской власти вопросы управления в области юстиции, в том числе и судами, входили в компетенцию: в центре Наркомата РСФСР, на местах – юридических отделов и секций исполкомов Советов и военно-революционных комитетов, губернских комиссаров юстиции.

В Беларуси большую работу по организации нового судебного аппарата, органов следствия, обвинения, защиты, нотариата и других юридических учреждений провел Комиссариат юстиции Западной области, деятельность которого направлялась Наркоматом юстиции РСФСР. После образования БССР 5 января 1919 г. был основан Народный комиссариат юстиции БССР. Проводниками организационно-административных мероприятий Наркомата юстиции на местах являлись уездные совещания судей и уездные бюро юстиции.

По Положению о Наркомюсте БССР от 3 ноября 1924 г.1 на Наркомюст возлагались задачи:

l организация, руководство и инструктирование судов, прокуратуры, а также других органов юстиции;

l надзор за законностью действий государственных органов, учреждений, предприятий, отдельных лиц;

l наблюдение за деятельностью арбитражной и земельных комиссий, комиссий по делам несовершеннолетних, коллегий защитников;

l надзор за законностью в местах лишения свободы.

 

Все эти годы параллельно с Наркоматом юстиции некоторые функции судебного управления осуществляли вышестоящие суды.

Управление в области юстиции стало исключительной компетенцией Наркомата юстиции СССР, учрежденного 20 июля 1936 г., наркоматов юстиции союзных республик (в том числе БССР) и их управлений на местах, образованных в 1939 г

Система органов управления в области юстиции, установленная в конце 30-х годов, просуществовала без изменений до 1956 г. В том году для ликвидации излишней централизации в руководстве судами и расширения прав союзных республик, сокращения государственного аппарата Министерство юстиции СССР было упразднено, а Управления юстиции на местах ликвидированы.

Февраля 1960 г. – упразднено Министерство юстиции БССР.

Руководство народными и областными судами, государственными нотариальными конторами и ведение судебной статистики вновь стали входить в компетенцию соответственно областных судов и Верховного суда БССР.

Для работы по кодификации и систематизации законодательства была образована Юридическая комиссия при Правительстве республики. Эта комиссия, кроме того, осуществляла руководство адвокатурой, органами ЗАГСа и Институтом судебной экспертизы.

 

в 1970 г были ВОССТАНОВЛЕНЫ Министерства юстиции СССР, министерства юстиции союзных республик и созданы отделы юстиции исполкомов областных Советов. В БССР Министерство юстиции и отделы исполкомов областных Советов воссозданы Указом Президиума Верховного Совета БССР от 5 ноября 1970 г..

73. Органы предварительного расследования

Органы предварительного расследования —это специальные государственные органы и должностные лица, содержанием деятельности которых является выявление, раскрытие и расследование преступлений, их предупреждение и пресечение. Ст. 1 Закона «О следственном комитете» Следственный комитет — единая и централизованная система государственных правоохранительных органов, являющихся органами предварительного следствия и осуществляющих полномочия в сфере досудебного уголовного производства.

Следственный комитет является военизированной организацией, имеет официальные геральдические символы.
Следственный комитет подчиняется Президенту Республики Беларусь.

Органы предварительного следствия осуществляют сложную, регулируемую законом деятельность по собиранию, проверке и оценке доказательств, исследованию фактических обстоятельств дела, привлечению к уголовной ответственности виновных лиц в целях последующего предания их суду либо оправдания невиновных.

Органы дознания – это компетентные государственные органы и должностные лица, задачей которых является раскрытие преступлений, выявление и розыск виновных лиц, предупреждение и пресечение преступлений.

С первых дней установления пролетарской диктатуры наряду с новыми судами создаются следственные комиссии при местных Советах и революционных комитетах.

Функции органа дознания стала выполнять милиция, созданная для охраны революционного порядка и борьбы с общеуголовной преступностью 10 ноября 1917 г.

Особая следственная комиссия по делам о контрреволюционных и других наиболее опасных преступлениях в лице Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК) была учреждена 20 декабря 1917 г. для борьбы с контрреволюцией, саботажем и спекуляцией.

В августе 1920 г. в БССР вместо следственных комиссий по делам общей подсудности образуется институт единоличных народных следователей.

. ЧК при ЦИК Беларуси была реорганизована в Государственное политическое управление (ГПУ).

В 1924 г. в БССР (на четыре года раньше, чем в РСФСР) решается вопрос о передаче следственного аппарата в систему органов прокуратуры.

15 июля 1934 г. учреждается Наркомат внутренних дел СССР. (нквд)

Основами уголовного судопроизводства СССР и союзных республик 1958 г. производство предварительного следствия возлагалось на следователей прокуратуры и органов государственной безопасности. Через пять лет, в 1963 г. право производства предварительного следствия предоставляется органам внутренних дел.

 

Предварительное следствие в Республике Беларусь производится следователями прокуратуры, органов предварительного следствия Министерства внутренних дел, государственной безопасности и финансовых расследований.

С 01.01.2012 СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ (кроме следователей КГБ)

Основными задачами Следственного комитета являются:


всестороннее, полное, объективное и оперативное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством;

защита прав и законных интересов граждан, организаций, защита государственных и общественных интересов, соблюдение законности при проверке заявлений и сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного следствия;

совершенствование следственной работы, внедрение в практику достижений науки и техники, положительного опыта, прогрессивных форм и методов организации предварительного следствия;

выявление нарушений закона, причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению;
участие в пределах своей компетенции в реализации государственной уголовной политики, разработка предложений по совершенствованию правового регулирования в сфере правоохранительной деятельности;
осуществление в пределах своей компетенции международного сотрудничества в сфере досудебного уголовного производства.

Систему Следственного комитета составляют:
центральный аппарат Следственного комитета;управления Следственного комитета по областям и г. Минску; районные (межрайонные), городские, районные в городах отделы Следственного комитета.

 

 

74. Органы предварительного следствия. требования к следователям

Предварительное следствие в Республике Беларусь производится следователями прокуратуры, Министерства внутренних дел, Государственного комитета финансовых расследований, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь.

В каждом ведомстве созданы следственные аппараты, основной функцией которых является производство следствия по уголовным делам.

Независимо от ведомственной принадлежности следственный аппарат строится по территориальному или территориально-специализированному принципу. С учетом этого следственные подразделения образуются применительно к административно-территориальному делению.

Следователями прокуратуры производится следствие по делам об убийствах, изнасилованиях, разглашении врачебной тайны, нарушениях неприкосновенности жилища и иных законных владений граждан, насилии в отношении судьи или заседателя, получении и дачи взятки и т.д., а также о преступлениях, совершенных: депутатами Палаты представителей и членами Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь и должностными лицами, занимающими ответственное положение, должностными лицами прокуратуры, органов внутренних дел, финансовых расследований в связи с их служебной или профессиональной деятельностью.

Следователи военных прокуратур расследуют дела о преступлениях, совершенных: военнослужащими (неповиновение, неисполнение приказа, дезертирство и др.), а также призванными на военные сборы военнообязанными; рабочими и служащими Вооруженных Сил в связи с исполнением ими служебных обязанностей либо в расположении воинской части, учреждения, военно-учебного заведения, предприятия или организации.

Следователи транспортной прокуратуры производят следствие о преступлениях, совершенных на железнодорожном и воздушном транспорте.

Согласно ст. 40 Закона о Прокуратуре Республики Беларусь, формирующей требования к лицам на должности в органы прокуратуры, следователями могут быть назначены граждане Республики Беларусь, которые имеют высшее юридическое образование и владеют необходимыми личными, деловыми и моральными качествами. На эти должности не могут быть назначены лица, которые привлекались к уголовной ответственности.

Лица, которые не имеют опыта практической работы по специальности, проходят в прокуратуре стажировку в течение шести месяцев.

Порядок назначения следователей и освобождение их от должности регламентируется Положением о прохождении службы в органах Прокуратуры Республики Беларусь.

Следователи подлежат аттестации, им присваиваются классные чины.

Большинство преступлений расследуется следователями органов внутренних дел (кражи личного имущества, хищение государственного имущества или общественных организаций, некоторые преступления против личности, хулиганство и др.).

Государственный комитет финансовых расследований является органом государственного управления, осуществляет руководство системой органов финансовых расследований (финансовой милиции).

Государственный комитет финансовых расследований подчиняется Правительству Республики Беларусь.

Как указывалось ранее, подследственность следователей КГБ определена в ст. 182 УПК. К их ведению отнесено проведение следствия по особо опасным государственным преступлениям: шпионаж, террористический акт, международный терроризм, геноцид, диверсия, контрабанда

многие составы преступления альтернативной подследственности, могут расследоваться различными органами предварительного следствия.

Следователи и начальники следственных подразделений КГБ назначаются руководством этого ведомства. Они состоят на действительной военной службе, входят в штатную численность КГБ и на них распространяются все воинские уставы и положения.

СК (2012) получил статус государственного правоохранительного
органа и органа предварительного следствия, подчиненного Президенту и
осуществляющего досудебное уголовное производство. В его структуре
присутствует центральный аппарат, управления по областям и Минску, а также
районные(межрайонные), городские, районные в городах отделы.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.166.7 (0.033 с.)