Технология работы различных видов транспорта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технология работы различных видов транспорта



Технология (греч. techne — искусство, мастерство, умение и lo­gos слово, учение) — это совокупность производственных процес­сов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства.

Естественно, что процесс производства продукции, т.е. осущест­вление перевозки, на каждом виде транспорта должен быть свой в связи с конструктивными особенностями подвижного состава, при­способленных под них путей и т.д. Технология связана с определен­ными характеристиками каждого вида транспорта (подробнее будет рассмотрено далее).

На железнодорожном транспорте самая сложная технология перевозки, так как подвижной состав привязан к одной колее, есте­ственно, обгон не возможен. При этом различаются скорости под­вижного состава грузовых и пассажирских поездов.

Основой технологии является теория расписаний или график движения. Движение осуществляется только поездами (пас­сажирскими, грузовыми, почтовыми, смешанными). Если объем пе­ревозки грузов значительный, идут повагонные отправки. Если для перевозки предоставлены мелкие партии груза, то их собирают до полной грузоподъемности вагона для совместной перевозки в адрес одной станции (сборный вагон). В пассажирских поездах билеты продаются на конкретные места в вагоне, но вагон может отправ­ляться не полностью загруженный. Грузовой вагон стараются за­грузить полностью для уменьшения стоимости перевозки. Могут быть маршрутные поезда, характерные для перевозки массовых на­валочных грузов от мест добычи до мест потребления или перера­ботки, при перевозке контейнеров между определенными пункта­ми. Например, в Великобритании такие поезда называют фрейт- лайнерами. Они идут с повышенными скоростями без переформи­рования на специально оборудованные терминалы с крановой пе­регрузочной техникой.

После составления расписаний формируется план составления поездов в последовательности по направлению движения. В процес­се движения по маршруту происходит переформирование поездов с отцепкой вагонов, прибывших в данный пункт маршрута, и прицеп­кой вагонов, вывозимых с данной станции в том же направлении.

Переформирование поездов происходит на так называемых сорти­ровочных горках — специальных инженерных сооружениях со стрел­ками, с помощью которых вагоны направляются на разные пути в соответствии с планом формирования поездов.

Составляется также согласованный план формирования поездов с графиком работы подъездных путей предприятий. Предприятия могут формировать целый состав (поезд) или предоставлять один или несколько вагонов, которые прицепляются к поезду, сформирован­ному для данного направления.

Железнодорожный путь дробится на перегоны. На занятый пере­гон не может выйти другой поезд, что обеспечивает безопасность движения. Для повышения пропускной и провозной способности перегоны дробят на участки длиной 120... 140 км. Это дает возмож­ность пропускать поезда с разными скоростями: пассажирские — до 160 км/ч (на отдельных участках до 200 и более), а грузовые — около 90 км/ч. Кроме того, приходится учитывать, что в России много од­нопутных перегонов.

Управление транспортным процессом производится через дис­петчерскую централизацию, которая обеспечивает безопасность про­хождения поездов в радиусе не менее 250 км.

По ходу маршрута требуется смена локомотива: паровоз меняют через 100... 120 км (забор воды через 60...70 км) со сменой бригады, тепловозы или электровозы меняют через 1 000 км, а обслуживаю­щие их бригады через 200... 300 км.

Проблемой технологии на железной дороге является то, что железнодорожные пути имеют разную ширину, основная — 1 520 мм, узкая колея 750... 1 000 мм (промышленный транспорт). Для сравнения: европейская ширина колеи — 1 435 мм[10]; в Испании, в странах Южной Америки и некоторых других — 1 676 мм; в Япо­нии — 1 067 мм. Разница в ширине колеи объясняется историей раз­вития железных дорог.

Технология автомобильного транспорта отличается тем, что под­вижной состав этого вида транспорта обладает высокой мобильностью и маневренностью, поэтому производство работ может осуществлять­ся как отдельными автомобилями, так и автопоездами и автоотрядами, по графику и без графика. Такая технология обеспечивает большую скорость доставки. Отправки груза могут быть помашинные, под ко­торые выделяются автомобили определенной грузоподъемности, и мел­копартионные — собирается партия груза в один автомобиль. Пере­возки с такой технологией носят название сборно-развозочные. Они характерны, прежде всего, для торговых перевозок внутри города, для почтовых отправлений и др. Работа на автомобильном транспорте осу­ществляется на подвижном составе общего пользования; находящемся в личном пользовании и принадлежащем определенным ведомствам.


Технология речного транспорта отличается способами органи­зации процесса транспортировки. Может быть организация несамо­ходными баржами для перемещения которых используются буксиры. Причем применение метода толкания при расположении буксира сзади барж снижает сопротивление воды и уменьшает стоимость пе­ревозок. Метод стал использоваться относительно недавно, несмотря на долгий исторический этап развития речного транспорта. Для обе­спечения безопасности перевозки капитанский мостик буксира дол­жен располагаться на достаточной высоте для большего обзора.

Можно провозить груз секционными составами-тяжеловозами по 6 — 8 барж (по типу поездных отправок); групповым методом на по­стоянных грузовых линиях с устойчивым фузопотоком по графику движения с учетом мощности причалов и времени прибытия смеж­ных видов транспорта при мультимодальном сообщении. График движения обязателен при наличии на реке шлюзов. Отправки могут быть в один или несколько адресов (мелкопартионные).

Морской транспорт имеет свою технологию работ. При закре­плении судов за определенными портами используется линейная тех­нология и перевозки выполняются по расписанию. Этим обеспечи­вается стабильность загрузки, возможность оптимизации маршрутов движения и работ по перегрузке грузов.

Рейсовая (трамповая) технология заключается в том, что время прихода судов согласовывается с заказчиком. Фрахт — разовая сдача судов странам для отдельных перевозок без перехода права соб­ственности на подвижной состав.

Своеобразна технология перегрузочных работ на морском транс­порте. Это вызвано тем, что, как указывалось ранее, необходимо уменьшать время погрузочно-разгрузочных работ, а при грузоподъ­емности судов и ограниченной территории портов, где происходит механизированная перегрузка больших объемов груза, требуется раз­работка различных вариантов организации процесса погрузки- выгрузки.

Основа технологии — это выполнение перегрузочных работ не­посредственно в порту, где имеются соответствующие механизмы. При нехватке мощности оборудования, а также для большегрузных судов, требующих большей глубины в районе порта, перегрузку про­водят в акватории порта:

• у береговых причалов, оборудованных стационарными устрой­ствами для швартовки судов;

• у плавучих причалах (понтонов);

• на дебаркадерах, т. е. набережных, построенных на сваях;

• у рейдов, т.е. причалах на якорях, прочно закрепленных в ак­ватории порта;

• у мест якорных стоянок судов. Как правило, такая система обе­спечивается, например, для жидких грузов трубопроводами, штуце­ра которых выведены в акваторию порта, или подаются к больше­грузным судам суда меньшей грузоподъемности. Здесь особо важна безопасность перегрузочных работ, осуществляемых в открытом море.

Технология работы авиационного транспорта — это работа строго по расписанию, что связано, в первую очередь, с локальной территорией аэродрома, на которой строятся взлетно-посадочные полосы в различных направлениях. Взлет-посадка большинства са­молетов происходит с учетом направления ветра. Каждой единице подвижного состава выделяется так называемый коридор движения, т.е. расчетная высота полета и система координат в продольной и горизонтальной плоскостях. Система коридоров позволяет рассре­доточить воздушные суда в воздухе для исключения возможности их столкновения. Летательные аппараты оборудуются соответствующи­ми системами измерения и поддержания высоты полета.

Существуют научные разработки по созданию блочных самолетов по типу поездов с возможностью посадки отдельных частей (блоков) с людьми на аэродромы по ходу движения.

Трубопроводный транспорт работает с непрерывной перекач­кой груза.

Для повышения производительности трубопровода, а иногда и просто возможности перекачки (например, особо вязких сортов неф­ти) возникает технологическая необходимость изменения физико­химических свойств грузов, так как температурный режим или вяз­кость или другие особенности при их добыче могут отрицательно влиять на производительность подвижного состава. Поэтому в от­дельных случаях необходимо осуществлять подогрев или понижение температуры, обезвоживание, смешение, дегазацию (разложение от­равляющих веществ, выделяемых химическими соединениями, до нетоксичных продуктов) и другого действия. Например, сорт парафинистой нефти подогревается до 50 °С, различные газы требуют разной температуры для сжижения: бутан сжижается при -48 °С, про­пан — при -45, а аммиак — при -33 °С. Перевод газа в разряд жид­ких грузов уменьшает давление на трубы в целях безопасности.

Промышленный транспорт работает по технологиям магистраль­ных видов транспорта с их периодичностью или при специальных видах с непрерывным действием, например конвейер.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Глава 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1862; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.252.8 (0.009 с.)