Организация редакционной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация редакционной деятельности



Факультета прикладной политологии

 

 

Программа дисциплины

«Средства массовой информации как отрасль современной экономики:

Организация редакционной деятельности

Экономика медиа»

для направления 030600.68 «Журналистика»

подготовки магистра

 

Авторы: к.э.н., проф. О.Е.Романова, к.ф.н., Ph.D., проф. И.В.Кирия

 

Рекомендована секцией УМС Журналистики Председатель Пенская Е.Н. _________________________   «___»_______________ 200 г.     Одобрена на заседании кафедры деловой и политической журналистики Зав. кафедрой А.Г. Лысенко ____________ «____»__________________ 200 г.  
Утверждена УС факультета Прикладной политологии Ученый секретарь Орлов И.Б. ___________________________   «___» ________________200 г. Одобрено на заседании кафедры Медиа-менеджмента и медиа-бизнеса Зав. каферой____________________ А.Г. Быстрицкий «____»______________200 г.

 

 

Москва

 

Пояснительная записка

 

Учебный курс «Средства массовой информации как отрасль современной экономики» знакомит студентов со спецификой функционирования средств массовой информации как рыночных агентов одной из наиболее динамично развивающихся отраслей современной экономики. В ходе курса планируется ознакомление студентов со структурой редакционного коллектива, службами и подразделениями редакции, профессиональными и должностными обязанностями сотрудников редакций. Кроме того, данный курс представляет собой изучение менеджмента редакции как базовой структуры информационного предприятия. Вторая часть курса рассматривает в целом экономику СМИ, ее место среди других индустрий, специфику экономических условий и рыночных структур, в которых существуют современные СМИ.

Курс читается на 1 курсе магистратуры как адаптационная дисциплина для тех, чье первое образование не соответствует журналистскому профилю.

 

Основные цели курса

1. Изучение студентами основ редакционной деятельности, взаимоотношений внутри редакции, организационных, правовых и экономических принципов редакционной деятельности, менеджмента и структуры редакционного коллектива, особенностейфункционирования редакции в различных типах СМИ.

2. Сформировать представление о системе СМИ как системе, действующей в рамках хозяйственных и экономических связей при специфической организации труда и в условиях особенного, нетрадиционного для обычной экономики, ценообразования и потребления.

3. Курс предполагает ознакомление студентов с основными составляющими экономики медиа, особенностями медиа-рынка как специфической системы обмена, с ключевыми моделями медиаэкономики (связанными, прежде всего, со степенью коммерциализации медиаиндустрии). В рамках курса будут предложены описания основных экономических законов СМИ, сформулированы ключевые отличия условий производства, особенностей потребления, характеристик продукта, производимого медиа, от традиционных продуктов традиционных видов экономики.

4. Помимо этого данный курс позволит обозначить ключевые отличия государственной экономической политики в области медиа различных стран мира, сформировать понимание основных особенностей регулирования экономики медиа (регулирования концентрации, национальной идентичности в медиа и т. д.)

 

Форма организации учебного процесса

 

- проведение лекционных занятий;

- проведение семинаров, в основу которых будут положены обсуждения проблем и ситуаций на конкретных примерах управления редакцией из зарубежной и отечественной практики;

- проведение практических занятий с разбором конкретных примеров функционирования агентов медиарынка;

- самостоятельная работа слушателей по освоению теоретического материала и домашняя работа

Тематический план учебной дисциплины

Название темы Всего часов Аудиторные часы Самостоятельная работа
Лекции Семинары и практ. занятия
  I Организация редакционной деятельности        
1. Система СМИ и редакция как основной элемент СМИ.          
2. Правовые особенности организации и функционирования редакции СМИ.        
3. Кадровая политика редакции.        
4. Менеджмент и экономическое регулирование деятельности СМИ          
5. Этические механизмы регулирования деятельности СМИ        
6. Конкуренция и конкурентные ситуации, изучение аудитории и рынка СМИ        
7. Функционирование редакции: формы и методы организации работы, виды производственных цепочек.          
8. Проблемы собственности и функционирования редакции в современной политической и экономической среде        
9. Средство массовой информации как коммерческий продукт        
10. Медиапланирование          
11. Экономика редакции          
12. Расчет точки безубыточности          
13. Новые технологии в средствах массовой информации. Мобильные медиа в мобильном обществе          
14. Особенности функционирования редакции телевизионного средства массовой информации          
15. Особенности функционирования редакции радиовещательного средства массовой информации          
16. Особенности функционирования редакции интернет-СМИ и редакции информационного агентства        
17. Концентрация капитала на рынке СМИ. Медиахолдинги и сложные редакции.        
18. Лицензионные издания в России. Взаимоотношения материнской редакции, издателя и лицензиата.          
  Итого:        
  II Экономика медиа        
  Система экономики медиа. Медиа-рынок и рынок СМИ.        
  Понятие медиаиндустрии. Основные особенности ее формирования        
  Основные экономические модели функционирования медиа-экономики. Эволюция моделей        
  Экономическая сущность медиа-продукта        
  Экономические особенности медиа-предприятия        
  Конкуренция СМИ: ее виды. Типы рыночных структур в медиаиндустрии        
  Государственная политика в области экономики медиа        
  Стратегии медиа-предприятий        
  Эволюция рекламных рынков и появление новых медиапродуктов        
  Ведущие мировые медиаконцерны        
  Итого        
  ВСЕГО ЧАСОВ        

Базовый учебник

Организация редакционной деятельности

1. С.М.Гуревич. Экономика средств массовой информации. — М.: РИП-холдинг, 2001

2. С.Л. Давтян. Редакционные уставы. Правовые особенности организации и функционирования редакции СМИ. Под ред. А.Г.Рихтера. Институт проблем информационного права, 2004.

3. В.И.Киверин. Экономика редакции газеты. – М.: Аспект Пресс, 2002

4. Система средств массовой информации России. Под редакцией Я.Н.Засурского. — М.: Аспект Пресс, 2001.

5. Г.Ю.Арапова, О.П.Пригожина. Организационное развитие редакций СМИ. Рекомендации юриста и консультанта по управлению и организационному развитию. – М.; 2003 –

6. Профессиональная этика журналиста. Программа курса. – М; 2004, ИМПЭ им. А.С. Грибоедова

Экономика медиа

1. Вартанова Е. Л., Медиаэкономика зарубежных стран, М.: Аспект-Пресс, 2002

2. Энциклопедия мировой индустрии СМИ, под ред. Вартановой Е. Л., М.: Аспект-Пресс, 2007.

Формы контроля

Организация редакционной деятельности

Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

- участия в работе на лекциях и семинарах -60%

- итоговый контроль – экзамен-40%

итоговая оценка – Q л.с. +Q экз.

Экономика медиа

Контроль знаний студентов осуществляется с учетом нескольких позиций, а именно:

· экзамен в устной форме (оценка по 10-бальной шкале);

· работа студента на семинарах (оценка по 10-бальной шкале);

· посещаемость занятий.

В ходе работы студентов на семинарах им предлагается проанализировать с позиций экономики и экономической теории (экономики фирмы, макро- и микроэкономики) конкретные особенности функционирования медиаиндустрии. Предлагается список базовых тем, формулировки которых уточняются студентами по согласованию с преподавателем:

1. Как сказывается изменения ключевых макроэкономических показателей на медиарынке.

2. На каких рынках работают СМИ и описать эти рынки.

3. Проанализировать элластичность спроса на медиапродукт в зависимости от цены.

4. Что понимается под «рынком» СМИ?

5. Конкурентная среда СМИ конкретного сегмента.

6. Проследите изменения в производственной цепочке СМИ за 20 лет.

7. Оцените с экономических позиций механизм государственной поддержки СМИ.

8. Спор о СМИ как о товарах и услугах.

9. Спор о СМИ как об индивидуальных и коллективных благах

10. С кем конкурируют СМИ?

11. Экономические показатели аудитории СМИ

12. Оцените с экономических позиций стратегии конкретных медиапредприятий и концернов.

 

Итоговая оценка, выставляемая за данный компонент курса, рассчитывается по формуле:

ГДЕ контр работа?

Ои = Орб*0,4 + 0,4*Оэкз + П

 

Где Ои – итоговая оценка по 10-бальной шкале,

Орб – оценка за работу на занятиях по 10-бальной шкале,

Оэкз – оценка за устный экзамен по 10-бальной шкале,

П – посещаемость лекций; данная переменная может принимать всего три значения:

· +2, если студент посетил все лекции;

· -2, если студент пропустил две лекции или более без уважительной причины;

· 0 во всех остальных случаях;

 

Итоговая оценка знаний студентов по обоим компонентам курса выставляется по итогам оценки каждого компонента преподавателем и суммирования полученных оценок. При этом итоговый экзамен может проводиться по обоим компонентам курса в одно и то же время, при этом первый экзаменационный вопрос может быть связан с 1 компонентом курса, а 2 – со вторым.

 

Содержание программы

Тема 5 Этические механизмы регулирования деятельности СМИ. Транспарентность СМИ. Профессиональные и личностные качества журналиста, система стимулов и нравственных ценностей. Система ценностей и экономические показатели.

Тезисы

Государственная поддержка СМИ: пределы необходимого и достаточного. Экономические аспекты свободы журналистики. Этическое регулирование деятельности СМИ. Соотношение понятий «свобода», «необходимость», «ответственность» (теория и практика) применительно к журналистской деятельности.

Сколько стоит честность: этические кодексы в СМИ, необходимость и достаточность раскрытия информации о журналисте как экономическом субъекте. Прозрачность и непрозрачность СМИ.

Направления и специализация: репортер, аналитик, расследователь, публицист, ведущий-модератор. Социальная, гражданская, юридическая, этическая ответственность журналиста.

Экономические аспекты свободы журналистики.

 

Основная литература

1. Т.Волек. Журналистская этика. Институт развития прессы/Северо-Запад, 2002

2. Профессиональная этика журналиста. Программа курса. – М; 2004, ИМПЭ им. А.С. Грибоедова

Дополнительная литература

1. В.Н. Монахов. Государственная поддержка СМИ: пределы необходимого и достаточного. Библиотека Центра экстремальной журналистики, 2003

2. Журналистика и медиарынок, N1, 2006 г.

3. С.Б.Дубинская. Региональные СМИ: независимость через борьбу или сотрудничество. Библиотека Центра экстремальной журналистики, 2000.

4. Лазутина Г. В. «Профессиональная этика журналиста» М., 2000 г.

5. Пронина Е. Е. «Психология журналистского творчества» М., 2002 г.

6. А.А.Грабельников. Работа журналиста в прессе. — М.: РИП-холдинг, 2001

7. А.А. Тертычный А. А. «Аналитическая журналистика» М., 1998 г.

 

 

Тема 11 Экономика редакции

Тезисы

Капитал, фонды и средства редакции. Финансовые процессы и потоки в редакции. Основы бухгалтерского учета в редакции. Системы аналитического учета и анализа, их использование в редакции печатного СМИ. Основы управления прибылью и финансами редакции. Основы налогообложения СМИ. Бюджет редакции периодического издания. Бюджет и баланс редакции, их структура. Расходная и доходная части бюджета.

Бюджет телерадиокомпании и информационного агентства.

 

Основная литература

1. С.М.Гуревич. Экономика средств массовой информации. — М.: РИП-холдинг, 2001

2. В.И.Киверин. Экономика редакции газеты. – М.: Аспект Пресс, 2002

Дополнительная литература

1. В.С.Кулев. Особенности финансирования СМИ в условиях становления информационного рынка // Журналистика в переходный период. — М.:, 1998.

ЧАСТЬ II: ЭКОНОМИКА МЕДИА

Экономика медиа

1. Понятие медиаэкономика.

2. Суть медиаэкономики как бизнеса.

3. Экономика СМИ и медиаэкономика: два подхода к понятию.

4. Роль медиа в современной экономике.

5. Концепция медиаиндустрии как индустрии услуг.

6. Экономическая система во второй половине ХХ в. и рост роли медиа.

7. Медиа-рынок в экономике развитых стран и России.

8. Медиа-рынок и его компоненты.

9. Экономика СМИ в политэкономической традиции.

10. Понятие индустрии.

11. Экономические факторы развития медиаиндустрии.

12. Политические факторы развития медиаиндустрии.

13. Социальные факторы развития медиаиндустрии.

14. Технологические факторы развития медиаиндустрии.

15. Основные экономические модели СМИ.

16. Доходы и расходы СМИ в различных экономических моделях.

17. Коммерческие и некоммерческие экономические модели СМИ.

18. Классическая коммерческая экономическая модель СМИ.

19. Коммерческая дотационная экономическая модель СМИ.

20. Общественная модель экономики СМИ.

21. Государственная модель экономики СМИ.

22. Эволюция экономических моделей СМИ на Западе.

23. Гибридность медиа-продукта.

24. Понятия «контент» и «носитель» в экономике СМИ.

25. Общественные и индивидуальные блага в экономике СМИ.

26. Информация как общественное благо.

27. Носитель информации как индивидуальное благо.

28. Концепция «общественного» и «частного» в экономике медиа-продуктов.

29. Концепция медиаиндустрии как сдвоенного рынка товаров и услуг.

30. Стоимость первого экземпляра и экономика масштабов производства.

31. Особенности ценообразования индустрии печатных СМИ.

32. Особенности ценообразования аудиовизуальной продукции.

33. Концепция случайной цены медиа.

34. Доходы и расходы медиа.

35. Издержки в медиа-индустрии: постоянные и переменные издержки различных видов медиа.

36. Издержки и объемы производства в медиа-индустрии.

37. Конкурентные рынки СМИ.

38. Конкуренция СМИ на рынке содержания.

39. Конкуренция СМИ на рынке рекламы.

40. Конкуренция СМИ на рынке досуга.

41. Концепция «экономики внимания».

42. Виды конкуренции и доминирующие виды конкуренции на рынке медиа развитых стран.

43. Уровни конкуренции и концепции «зонтичной конкуренции».

44. Три вида концентрации медиа-бизнеса.

45. История процессов концентрации.

46. Разделение управления и собственности в медиа.

47. Необходимость регулирования медиа со стороны государства.

48. Концепция вмешательства государства в медиабизнес.

49. Концепция невмешательства государства в медиабизнес.

50. Общественная функция медиа и их коммерческая роль.

51. Причины государственной поддержки СМИ.

52. Отрицательные экономические стороны государственной поддержки.

53. Государственная поддержка газетного сектора в развитых странах Запада.

54. Непрямая поддержка СМИ.

55. Система государственной поддержки СМИ в России.

56. Ограничения, связанные с антимонопольным законодательством и пересмотр политики антимонопольных ограничений за рубежом.

57. Ограничения на владение СМИ.

58. Ограничения в сфере телерадиовещания: лицензирование.

59. Обязательства по поддержке национального аудиовизуального производства.

60. Стратегии СМИ на рынке в рамках тройственной схемы издатель-читатель-рекламодатель.

61. Стратегический анализ конкурентных сил.

62. Эластичность медиапродуктов по цене.

63. Соотношение спроса и предложения на медиарынке.

64. Соотношение тиража/распространяемости и объема рекламы.

65. Стратегии в рамках развития рекламного рынка.

66. Основные стратегии в условиях кризиса и мутаций рынков.

67. Стратегии в условиях кризиса рекламного рынка.

68. Стратегии в условиях кризиса рынка печатных СМИ.

69. Стратегии в условиях кризиса аудитории эфирного ТВ.

70. Трансформация медиа-пространства на протяжении второй половины ХХ века.

71. Основные модели рекламных рынков.

72. Появление новых видов медиа и их влияние на рекламный рынок.

73. Уход рекламы в Интернет: масштабы явления.

74. Эволюция традиционных медиа в связи с перераспределением рекламных рынков.

75. Основные мировые медиаконцерны: общая характеристика.

76. Ключевые категории активов мировых мадиаконцернов.

77. История формирования основных медиаконцернов.

78. Концерн AOL-Time Warner.

79. Проблемы слияния AOL и Time Warner.

80. Концерн Walt Disney как лидер бизнеса в сфере развлечений.

81. Изменения стратегии Walt Disney в 1990-е гг.

82. Концерн Viacom.

83. Расчленение Viacom в 2005 г.

84. Новые медиа-компании США.

85. News Corporation как глобальный медиа-концерн международного масштаба.

86. Концерн Bertelsmann - европейский концерн мирового масштаба.

87. Деградация концерна Vivendi Universal.

 

 

Автор программы О.Е.Романова

кандидат экономических

наук, профессор

 

Автор программы И.В. Кирия

кандидат филологических наук,

Ph.D. информации и коммуникации,

профессор

 

 

Факультета прикладной политологии

 

 

Программа дисциплины

«Средства массовой информации как отрасль современной экономики:

Организация редакционной деятельности

Экономика медиа»

для направления 030600.68 «Журналистика»

подготовки магистра

 

Авторы: к.э.н., проф. О.Е.Романова, к.ф.н., Ph.D., проф. И.В.Кирия

 

Рекомендована секцией УМС Журналистики Председатель Пенская Е.Н. _________________________   «___»_______________ 200 г.     Одобрена на заседании кафедры деловой и политической журналистики Зав. кафедрой А.Г. Лысенко ____________ «____»__________________ 200 г.  
Утверждена УС факультета Прикладной политологии Ученый секретарь Орлов И.Б. ___________________________   «___» ________________200 г. Одобрено на заседании кафедры Медиа-менеджмента и медиа-бизнеса Зав. каферой____________________ А.Г. Быстрицкий «____»______________200 г.

 

 

Москва

 

Пояснительная записка

 

Учебный курс «Средства массовой информации как отрасль современной экономики» знакомит студентов со спецификой функционирования средств массовой информации как рыночных агентов одной из наиболее динамично развивающихся отраслей современной экономики. В ходе курса планируется ознакомление студентов со структурой редакционного коллектива, службами и подразделениями редакции, профессиональными и должностными обязанностями сотрудников редакций. Кроме того, данный курс представляет собой изучение менеджмента редакции как базовой структуры информационного предприятия. Вторая часть курса рассматривает в целом экономику СМИ, ее место среди других индустрий, специфику экономических условий и рыночных структур, в которых существуют современные СМИ.

Курс читается на 1 курсе магистратуры как адаптационная дисциплина для тех, чье первое образование не соответствует журналистскому профилю.

 

Основные цели курса

1. Изучение студентами основ редакционной деятельности, взаимоотношений внутри редакции, организационных, правовых и экономических принципов редакционной деятельности, менеджмента и структуры редакционного коллектива, особенностейфункционирования редакции в различных типах СМИ.

2. Сформировать представление о системе СМИ как системе, действующей в рамках хозяйственных и экономических связей при специфической организации труда и в условиях особенного, нетрадиционного для обычной экономики, ценообразования и потребления.

3. Курс предполагает ознакомление студентов с основными составляющими экономики медиа, особенностями медиа-рынка как специфической системы обмена, с ключевыми моделями медиаэкономики (связанными, прежде всего, со степенью коммерциализации медиаиндустрии). В рамках курса будут предложены описания основных экономических законов СМИ, сформулированы ключевые отличия условий производства, особенностей потребления, характеристик продукта, производимого медиа, от традиционных продуктов традиционных видов экономики.

4. Помимо этого данный курс позволит обозначить ключевые отличия государственной экономической политики в области медиа различных стран мира, сформировать понимание основных особенностей регулирования экономики медиа (регулирования концентрации, национальной идентичности в медиа и т. д.)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.13 с.)