Теории возникновения государства: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, классовая (марксистская), психологическая и др. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теории возникновения государства: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, классовая (марксистская), психологическая и др.



Прежде рассмотрения основных теорий обратите внимание на обязательные и простые требования к их изложению:

- необходимо указать время их возникновения;

- укажите авторов или последователей;

- содержание конкретной концепции.

 

1. Теологическая теория происхождения государства – одна из древнейших теорий. Многие религиозные (и не только) деятели разных времен и народов были и продолжают оставаться ее представителями.

Суть теории в момент ее зарождения была в очевидной для исследователей того времени сверхъестественной, мистической непознаваемой с помощью имеющихся на то время инструментов познания силе природных явлений и общих закономерностей, не выводимых из наличного опыта ученых и имеющихся жизненных традиций. Можно сказать, что и современные сторонники теологической теории являются представителями данного мировоззрения.

Основу научной, базирующейся на формальной логике Аристотеля теологической концепции заложил доминиканский монах XIII века Фома Аквинский. Он разделил законы на божественные и человеческие. Божественные определяют пути «достижения небесного блаженства». Человеческие законы определяют порядок общественной жизни. Таким образом, государство является результатом «божественного промысла». Фома различает следующие формы государственной власти: монархию, аристократию, олигархию и тиранию. Высшая форма – монархия.

Современным последователем учения Фомы Аквинского является Жан Маритен - ученый - теолог неотомистской школы.

2. Патриархальная теория изложена в трудах Платона «Государство» и его ученика Аристотеля «Политика» в IV – III веках до нашей эры. В XVII веке патриархальная теория разрабатывалась Робертом Фильмером. В России сторонником этой теории был Николай Михайловский.

Суть теории состоит в том, что увеличение числа семей и их объединения приводят к образованию государства. Государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти.

Авторами договорной теории считают Гуго Гроция – голландского ученого и английских авторов Томаса Гоббса и Джона Локка. (XVII – XVIII вв.) У данной теории множество последователей. Наиболее известными для нас являются Жан Жак Руссо и Александр Радищев. В настоящее время договорная теория, сочетаемая с теорией естественного права, является теоретическим основанием концепции правового государства.

В основе данной теории положение о том, что государству предшествует «естественное состояние человека», в котором люди являются равными друг другу. Развитие человеческой цивилизации создает неравенство и вытекающие из этого конфликты.

По мнению всех сторонников данной теории, чтобы избежать конфликтов люди должны были заключить договор «всех со всеми». Ограничивая свою свободу через договор, они устанавливали мир между собой. Право ограничивать свободу было передано государству. Общественный договор правящих с подвластными утверждал определенные права и обязанности сторон. Так, обязанные ограничивать свои права подвластные имели право требовать от правящих поддержания необходимого уровня благосостояния. Правящие, обладая правом ограничивать свободу, были обязаны обеспечивать этот уровень. В случае отказа власти от этой обязанности подвластные получают право на восстание.

Для своего времени данная теория была революционной и стала идеологической базой нидерландской, английской, французской революций XVII – XVIII веков. Эта теория свободна от религиозного представления о характере государства и власти.

Теория насилия. В ее основе две концепции. Первая - теория внешнего насилия. Авторы австрийские ученые XIX века Карл Каутский и Людвиг Гумплович. Они полагали, что государство возникает в результате завоевания одного племени (народа) другим. Необходимость применения насилия существует постоянно.

Таким образом, возникновение государства является следствием принципа: слабый подчиняется сильному.

Вторая концепция – теория внутреннего насилия. Ее автор – немецкий ученый XIX века Евгений Дюринг. Он полагал, что без господства большинства над меньшинством не может возникнуть государство. Собственность, классы и государство возникают как результат насилия одной части общества над другой.

Психологическая теория создана Леоном Петражицким в России в начале XX века. Главной ее частью является характеристика общества и государства в виде суммы психических взаимодействий людей и их объединений.

Таким образом, общество и государство есть результат закономерностей психического развития человека, которые и являются предпосылками образования государства и права.

Классовая (марксистская) теория разработана Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом в середине XIX века.

Позиции марксистской теории в вопросе происхождения государства наглядно, полно и понятно изложены в работе Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

Основой классовой теории является учение об общественно – экономической формации, основанной на определенном способе производства. Именно способ производства, по мнению марксистов, обусловливает все процессы общественной жизни людей. Производственные отношения являются основными, базисными отношениями, по отношению к которым государство, право являются надстроечными.

Поэтому государство появляется в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления частной собственности, раскола общества на антагонистические (противоборствующие) классы. «Государство есть продукт общества на известной ступени развития», - утверждает Ф.Энгельс, «и является машиной для подавления угнетенного эксплуатируемого класса».

Основная позиция марксизма по отношению к государству заключается в том, что государство возникает в результате классовой борьбы и прекращает свое существование с исчезновением классов.

 

 


Теории происхождения права: теологическая, естественно – правовая, историческая школа права, психологическая, марксистская и др.

Напоминаем, что излагать каждую теорию надо по следующей схеме:

1) время возникновения теории;

2) авторы или последователи;

3) содержание теории.

Теологическую теорию права разработал Фома Аквинский в XIII веке. Основная идея его – право создано Богом для управления жизнью людей. Она даруется человеку через посредство пророка или правителя.

С помощью формально - логического метода, разработанного Аристотелем, Ф.Аквинский создал стройную концепцию иерархии форм божественной, духовной, материальной. Бог во главе иерархии, духовный мир возглавляется Папой, материальный мир – светской властью. Систему законов Фома Аквинский разделил на четыре вида:

- вечный закон – божественный разум;

- естественный закон – отражение вечного закона человеческим разумом;

- человеческий закон - это действующее (позитивное) право;

- Божественный закон – Библия.

Теория естественного права. Ученые предполагают, что концепции естественного права возникали до нашей эры. Однако в научном смысле разработка этой теории принадлежит Томасу Гоббсу, Джону Локку (XVII – XVIII вв.) и множеству их последователей вплоть до XX века. Теория естественного права в сочетании с договорной теорией послужила научной основой концепции правового государства.

Естественное право полагается как право справедливого разума. Естественное право присуще человеку от рождения, люди по договору передали государству обязанность защищать их естественные права. Естественные права закрепляются в действующем (позитивном) праве.

Историческая школа права сформировалась в Германии в первой половине XIX века в трудах Гуго, Савиньи, Пухты. Историческая школа создавалась в противовес теории естественного права. Авторы утверждали, что действующее право не является совокупностью законов, оно возникает самопроизвольно из национального духа, народного сознания, поэтому право не может быть случайным явлением или волей законодателя. Право не может быть универсальным, так как является проявлением особенностей национального характера.

Психологическая теория разработана Леоном Петражицким на рубеже XIX и XX веков. Суть ее заключается в том, что право есть результат закономерностей психологического развития человека. Именно оно и предопределяет сущность права.

Марксистская теория определяет право как возведенную в закон волю господствующего класса, орудие подавления эксплуатируемого класса. Оно обусловлено экономическими условиями жизни общества.


РАЗДЕЛ 2.

Глава 1. Понятие, сущность и типология государства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.215.75 (0.008 с.)