Обучение как дидактическая система 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обучение как дидактическая система



Семинар

(2 часа)

Цель: Сформировать понятие дидактической системы как частного случая педагогической системы; понятие о различных типах обучения (сообщающем, или традиционном, развивающем, личностно ориентированном) и их педагогических возможностях.

Занятие проводится в форме деловой игры «От школы знания – к школе созидания: теория и практика», в рамках которой создаются условия, способствующие приобретению студентами-бакалаврами опыта сопоставления педагогических возможностей различных типов обучения на основе анализа различного содержательного наполнения инвариантов дидактической системы.

Опорные теоретические понятия: педагогическая система, инварианты педагогической системы, дидактическая система, процесс обучения, образовательная сущность обучения, развивающая сущность обучения, воспитательная сущность обучения, тип обучения

Вопросы для обсуждения:

1. Дидактическая система как частный случай педагогической системы. Характеристика инвариантов дидактической системы, их взаимосвязь. Обучение как целостность.

2. Развивающая, образовательная и воспитательная сущности обучения. Соотношение обучения и развития.

3. Тип обучения. Понятие о сообщающем (традиционном), развивающем и личностно ориентированном обучении. Педагогические возможности различных типов обучения.

· Практические задания

1. Составьте (по аналогии) обобщающую таблицу, в которой отражаются изменения в целях, содержании, методах, формах организации, а также в характере взаимоотношений учителя и ученика в условиях различных дидактических систем. См. Приложение 1.

2. Смоделируйте фрагмент урока, выстроенный в логике одной из обозначенных дидактических систем. (Задание выполняется творческой группой, состоящей из 3-4 студентов.)

3. На основе анализа представленных фрагментов уроков отберите аргументы, обосновывающие принадлежность данного урока к определенной дидактической системе.

4. Как Вы относитесь к утверждению, что любое обучение развивает? Назовите наиболее важные, по Вашему мнению, организационно-педагогические условия, которые определяют возможность перехода от школы знания к школе созидания.

Формы контроля:

- участие в обсуждении вопросов, обозначенных в программе семинара;

- конспекты и выписки из рекомендованных материалов;

- презентации к подготовленным фрагментам уроков;

- заполнение таблицы;

- практические задания выполняются творческой группой, состоящей из 3-4 студентов.

Литература:

1. Дидактика средней школы /Под ред. М.Н. Скаткина. – М.. 1982.

2. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учебных заведений /В.А. Сластенин и др. – М., 1997.

3. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах: Конспект-пособие. – М.,1997.

4. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. – Томск: Пеленг, 1995.

5. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. – М., 1989.

6. Лернер И.Я. Теория современного процесса обучения и ее значение для практики //Сов. педагогика, 1989, № 11.

7. Лернер И.Я. Теория современного процесса обучения и ее значение для практики // Педагогика, 1996, №11.

8. Селиверстова Е.Н. Современная дидактика: от школы знания – к школе созидания: Учебное пособие. – Владимир, 2009.

9. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование //Педагогика,1994, № 5.

 

Практическое занятие № 5

Индивидуализация и дифференциация обучения

В современной школе

Семинар

(2 часа)

Цель: Сформировать у студентов-бакалавров представление о дифференцированном подходе в обучении как эффективном средстве его индивидуализации.

Занятие проводится в форме конференции, где обсуждение и дискуссия предваряются короткими сообщениями о состоянии представляемой проблемы или результатах некоторой проведенной работы. Для конференции характерны развернутая аргументация выдвинутых тезисов, спокойное их обсуждение.

Опорные теоретические понятия: индивидуализация обучения, дифференциация обучения, внешняя дифференциация, внутренняя дифференциация, уровневая дифференциация, профильное обучение, профильная школа

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие индивидуализации и дифференциации обучения.

2. Система форм дифференциации обучения в школе.

3. Уровневая дифференциация в современной школе: теория и практика.

4. Профильное обучение и профильная школа как педагогические понятия и явления современного образования.

· Практические задания

1. Составьте перечень статей по проблемам теории и практики профильного обучения, опубликованных в журналах «Народное образование», «Школа», «Школьные технологии», «Профильная школа», «Завуч», «Директор школы» в период 2010-2012 гг. Изучите содержание 2-3 статей и сделайте краткие выписки.

2. Напишите рецензию на одну из статей, размышления автора которой Вам показались наиболее интересными и убедительными.

3. Подготовьтесь к проведению конференции по теме «Дифференциация обучения – это эффективное средство его индивидуализации».

4. Разработайте варианты заданий, которые отвечали бы дифференцированному подходу в обучении. Аргументируйте свою точку зрения.

Формы контроля:

- участие в обсуждении вопросов, обозначенных в программе семинара;

- конспекты и выписки из рекомендованных материалов;

- практические задания № 1, 2 выполняются письменно;

- практическое задание № 3 (конференция) выполняется всей группой устно.

- практическое занятие № 4 выполняется микрогруппами по 3-4 студента.

Литература:

1. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М., 1990.

2. Шахмаев Н.М. Дифференциация обучения в средней общеобразовательной школе // Дидактика средней школы. – М., 1982. – Гл.8.

3. Монахов В.Н., Орлов В.А., Фирсов В.В. Дифференциация в средней школе // Сов. педагогика. – 1990. – № 8.

4. Поштаник М.М. Школа разноуровнего и разнонаправленного обучения // Педагогика. – 1995. – №6.

5. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. – М., 2003. (Выдается на кафедре под документ)

6. Осмоловская И.М. Дифференциация обучения: за и против // Школьные технологии. – 2001. – № 6.

7. Петрова Е.С. Дифференцированное обучение // Первое сентября. – 2001, №16. – С.7-12.

8. Воронина Г.А. Профильные классы: решение дидактических проблем в практике общеобразовательных школ // Школа. – 2001. – № 6.

9. Воронина Г.А. Принципы отбора учебного материала в профильных классах // Школа. – 2002. – № 2.

10. Кузнецов А. Профиль и углублёнка // Школьное обозрение. – 2002. – № 6.

Практическое занятие № 6

Педагогическая оценка и самооценка

В педагогическом процессе

Семинар

(2 часа)

Цель: Сформировать у студентов-бакалавров представление о дифференцированном подходе в обучении как эффективном средстве его индивидуализации.

Занятие проводится в форме анализа видеоуроков и обсуждения педагогических ситуаций, вследствие чего создаются условия, позволяющие студентам-бакалаврам осмыслить влияние самооценки школьника на его познавательную деятельность; проанализировать возможности педагогической корректировки самооценок учащихся.

Опорные теоретические понятия: оценка, отметка, контроль, рефлексия, самооценка

Вопросы для обсуждения:

1. Оценка и отметка в учебном процессе в их единстве и различии.

2. Оценивающая деятельность учителя на уроке как эталон оценивания и способ стимулирования рефлексии учащихся.

3. Педагогический смысл и способы организации оценочной деятельности учащихся на уроке.

4. Самооценка как личностное образование. Влияние самооценки школьника на его познавательную активность. Способы корректировки самооценки учащихся и стимулирования их самооценочных суждений в процессе познавательной деятельности.

5. Стимулирование рефлексирующей позиции учащихся на уроке.[2]

6. Педагогическая оценка в условиях разноуровневого обучения.

· Практические задания

1. Опираясь на видеоматериалы уроков, проанализируйте оценивающую деятельность учителя-предметника в ходе урока.

2. Проанализируйте оценивающую деятельность учителя-предметника в письменных работах учащихся.

· Обсуждение педагогических ситуаций.

· Задания для углубленного изучения темы.

Формы контроля:

- участие в обсуждении вопросов, обозначенных в программе семинара;

- конспекты и выписки из рекомендованных материалов.

Литература:

1. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. – М., 2000.

2. Амонашвили, Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников / Ш.А. Амонашвили. – М., 1984. – С. 11-67.

3. Богин В.Г. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности //Современная дидактика: теория – практике. – М., 1994. – Гл. 1У.

4. Ксензова, Г.Ю. Оценочная деятельность учителя / Г.Ю. Ксензова. – М., 2000.

5. Липкина А.И. Самооценка школьника. – М.: Знание, 1976.

6. Липкина А.И., Рыбак Л.А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. – М., 1968.

7. Пидкасистый П.И. Опрос как средство обучения / П.И. Пидкасистый, М.Л. Портнов. – М., 1999.

8. Психолого-педагогическое образование: технологический аспект. Учебно-методическое пособие / Под ред. Е.Н. Селиверстовой, Л.А. Романовой, В.А. Зобкова, О.В. Филатовой. – Владимир, 2001. – С.180-206.

9. Подласый, И.П. Новый курс: в 2 кн. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения / И.П. Подласый. – М., 2005. – С. 544-570.

10. Скороходова, Н.Ю. Психология ведения урока / Н.Ю.Скороходова. – СПб, 2005.

11. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. – М., 1987. – Гл. Ш.

12. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – Мн., 2002. – С. 229-238.

13. Яковлев Н.М. Методика и техника урока в школе / Н.М. Яковлев, А.М. Сохор. – М., 1985. – С. 123-152.

 

Практическое занятие № 7

Компетентностный подход к формированию содержания образования

Семинар

(2 часа)

Цель: Рассмотреть возможности интеграции культурологического и компетентностного подходов в отборе содержания образования. Сформировать понятие компетенции как комплексной характеристики готовности выпускника применять знания, умения и личностные качества в стандартных и изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности.

Занятие проводится в форме дискуссии по теме «Компетентностный подход – новая парадигма результата образования?», вследствие чего создаются условия, позволяющие студентам-бакалаврам осмыслить сущность компетентностного подхода в образовании и возможности его интеграции с культурологическим подходом.

Опорные теоретические понятия: компетентностный подход, культурологический подход, компетентность, компетенция, ключевые образовательные компетенции

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность Болонского процесса. Ключевые положения Болонской декларации. История интеграции российской высшей школы в Болонский процесс.

2. Компетентностный подход: сущность и основные категории.

3. Актуальность компетентностного подхода к формированию содержания образования.

4. Отбор содержания образования на основе интеграции культурологического и компетентностного подходов.

5. Компетенция как комплексная характеристика готовности выпускника применять знания, умения и личностные качества в стандартных и изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности. Обоснование совокупности ключевых компетенций, включаемых в содержание образования.

· Задания для самостоятельного осмысления



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.76.43 (0.035 с.)