Отрасль и эффективность функционирования экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отрасль и эффективность функционирования экономики



 

Экономическая эффективность рынка:

1) производственная эффективность: из всех способов пр-ва пп выбирает для данного объема пр-ва самый дешевый способ. Достаточным условием достижения производственной эфф-ти явл-ся стремление пп к получению максимальной прибыли.

2) эфф-ть распределения ресурсов: оценивается с помощью принципов Парето. Достигается при условии когда цена = предельным издержкам.

Совершенная конкуренция: достигается и 1) и 2). Монополия и олигополия: 1) достигается 2) не достигается. Монополистическая конкуренция не достигается ни 1) ни 2), т.к. пп выпускают дифференцированные товары, но доли пп маленькие на рынке и затраты на дифференциацию не окупаются и нет средств на дальнейшее дифференцирование. Вред монополии складывается из 2 моментов. Первый связан с тем, что в результате монополизации рынка уменьшается объем продаж товаров в натуральном выражении при увеличении цены продаж. На рынке в условиях совершенной конкур в долгосрочном периоде каждое пп производит такой V продаж, при котором достигается мин уровень средних затрат. При этом ни одно из пп не в состоянии повлиять на ситуацию в отрасли, уровень цен формируется под воздействием отраслевого спроса и предложения. В результате на рынке установится уровень цен, равный Рск при объеме отраслевого пр-ва Qск=n*qск, где n-кол-во пп в отрасли, qск – объем пр-ва отдельного пп в условиях совершенной конкуренции. Если все пп договорятся м/у собой и заключат картельное соглашение, то кривая спроса отрасли совпадет с кривой спроса картеля, которой будет соответствовать кривая предельной выручки МRм. В результате V пр-ва уменьшится до Qм, а цена увеличится до Рм, при этом, если в условиях совершенной конкуренции все пп имели нулевую эконом прибыль, то при создании картеля их прибыль тоже увеличится. В результате первоначальный потребит излишек перераспределится, разделившись на 3 части: 1) часть потребительского излишка получат производители товаров в виде суммы прибыли 2) часть останется в распоряжении покупателей 3) часть будет потеряна, что и является социальными потерями общ-ва от монополизации рынка. Однако запрет картелей и тайных соглашений явл-ся одним из инструментов уменьшения неконкурентного поведения на рынке, но не полностью ликвидирует потери общества, связанные с монополизацией рынков. Неэффективность совершенной конкуренции: 1) не обеспечивается достаточный ассортимент 2) не стимулирует развитие НТП 3) обеспечивает эфф-ть распределения ресурсов, но не обеспечивает эфф-ть распределения доходов. Т.к негативной стороной максимизации рыночной власти является монополизация рынка, а монопольное поведение рыночных субъектов приводит к определенным потерям, то гос-во для ограничения рыночной власти может использовать различные методы регулирования:

1) прямые: прямое вмешательство государственных органов управления во внутрихозяйственную деятельность пп: ограничение уровня цен на товары фирм-монополистов, регулирование деятельности естественных монополистов, контроль за качеством товаров, запрещение различных картельных соглашений, создания объединений пп, разукрупнение пп и др.

2) косвенные: регул-е ч/з использование рычагов воздействия: использование повышенных ставок налогообложения на сверхприбыль монополистов, создание и поддержание конкурентной среды и др.


2.12. Перспективы технического, экономического и социального развития отрасли (машиностроение)

 

Машиностроение, представляет собой целый комплекс, состоящий из ряда отраслей (энергетическое, металлургическое, железнодорожное, химическое и нефтехимическое, транспортное и сельскохозяйственное, строительно-дорожное и коммунальное машиностроение; автомобильная, электротехническая, станкостроительная и инструментальная, подшипниковая, электронная, приборостроение и др.), что является основой развития технологического ядра промышленности страны. Учитывая это, Правительство Российской Федерации проблемам машиностроения уделяет большое внимание. За последние три года разработана общая стратегия развития машиностроительного комплекса на период до 2010 г., в которую вошли две концепции (автомобильной и станкоинструментальной промышленностей) и восемь стратегий (строительно-дорожного и коммунального, нефтегазового, тракторного и сельскохозяйственного, энергетического, транспортного машиностроения, приборостроения, машиностроения для текстильной и легкой промышленности, электротехнической промышленности) развития. Все отрасли с учетом их роли и места в условиях рыночной экономики разделены на пять групп. В первую входят наукоемкие отрасли (электротехника, приборостроение, станкостроение и др.), которые развиваются в интересах других отраслей, в том числе и самого машиностроения; во вторую — отрасли инвестиционные (энергетическое, транспортное, строительно-дорожное машиностроение, производство оборудования для ТЭК), развитие которых определяется инвестиционной активностью их комплексов; в третью — машиностроение для перерабатывающих отраслей АПК и предприятий легкой промышленности; в четвертую — автомобилестроение, а также предприятия, выпускающие товары народного потребления; в пятую — машиностроение для оборонно-промышленного комплекса. Выявлены наиболее перспективные для России отрасли. Это — автомобилестроение; энергомашиностроение, прежде всего производство оборудования для ТЭК; транспортное машиностроение; сельскохозяйственное машиностроение; станкостроение. Что касается автомобилестроения, то несмотря на некоторые колебания спроса на его продукцию, автомобильный рынок в течение последних лет в целом непрерывно расширяется. Причем по всем составляющим — легковым и грузовым автомобилям, автобусам. Роль государства в развитии машиностроения стала принципиально иной. Она полностью соответствует новым реалиям — экономической независимости предприятий и их работе только в соответствии с рыночным спросом. Формирование промполитики государства, должно строиться по определенной схеме и базироваться на построении отношений между правительственными (исполнительными) и законодательными (Государственная дума, Совет Федерации) органами, ассоциированными организациями представителей бизнеса и научными сообществами.

В каче-е основных проблем в машиностроении можно выделить следующие: нарушение воспроизводства мощностей, неблагоприятная структура цен, потеря рынков сбыта, давление издержек. Нарушение воспроизводства мощностей. В машиностроении износ оборудования превосходит средний уровень по промышленности и составляет 53%. Средний возраст оборудования в машиностроении составляет 22 года и превосходит общепромышленный показатель (19.4 года). Неблагоприятная отраслевая структура цен. Цены экспортно-ориентированного сектора привязаны к мировым. Во внутренне-ориентированном секторе цены привязаны к доходам потребителей, которые формируют внутренний спрос, и составляют менее 60% от мировых. Данный фактор привел к образованию избытка капитала в экспортно-ориентированном секторе по отношению к возможностям его эффективного использования. В это же время в обрабатывающей промышленности наблюдается недостаток капитала и возможностей его инвестирования.

Конкуренция с импортом. Развитие экспорта. Доля импортной продукции машиностроения на внутреннем рынке в среднем составляет 37%. На некоторых чувствительных сегментах рынка это доля значительно выше: например, на рынке легковых автомобилей в 2002 г. - 62%. Доля продукции, поставляемой на экспорт в объеме выпуска машиностроения, составила в 2002 г. 26%; значительную часть поставок составляла продукция военного назначения. Увеличение издержек. Машиностроение испытывает давление издержек в связи в ростом реальной заработной платы и из-за увеличения тарифов естественных монополий. В промышленности в целом отставание роста производительности труда от роста реальной заработной платы составляет 1.5 раза. Традиционный фактор роста издержек - тарифы естественных монополий, которые существенным образом влияют на затраты производителей. В структуре материальных затрат предприятий промышленности десятая часть приходится на энергию, для отдельных отраслей этот показатель заметно выше. Опережающий рост тарифов на услуги естественных монополий приводит к снижению рентабельности и подрывает инвестиционные возможности отраслей. Инвестиции в машиностроение и налоговая льгота Обновление фондов в машиностроении происходит медленнее, чем в промышленности в целом. Действовавшая до 2002 г. налоговая льгота на прибыль позволяла уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль в объеме до 50% при направлении средств в капитальные вложения. Этот вычет был важнейшим стимулом к инвестициям в условиях преобладания собственных средств в источниках инвестиций. После отмены в 2002 г. этой льготы впервые темп роста инвестиций стал ниже темпов роста ВВП (102,5% и 104,3% соответственно). Необходимо восстановить инвестиционную льготу, ввести возможность проведения налогового вычета (сверхускоренной амортизации) при вводе основных средств или использовать инвестиционные налоговые кредиты. Введение сверхускоренной амортизации представляется более предпочтительной мерой. Сверхускоренная амортизация может начисляться на новое оборудование со сроком полезного использования более 5 лет. Введение подобной инвестиционной льготы может обеспечить кардинальное обновление оборудования, в то время как действовавшая льгота по налогу на прибыль была нейтральна к вводам нового оборудования или капремонтам. 6. Инвестиции естественных монополий в машины и оборудование. Инвестиции в машины и оборудование со стороны естественных монополий представляют собой примерно одну пятую данного вида инвестиций по всем отраслям экономики. 7. Интеграция и создание крупных холдингов. В настоящее время более 95% выпуска контролируется холдингами "АвтоВАЗ", "Руспромавто", КАМАЗ, "Северсталь-Авто Создание холдингов позволяет сделать входящие в них предприятия более управляемыми и ориентированными на рынок. Внутри холдингов есть потенциал оптимизации затрат (унификация узлов и агрегатов, централизация инвестиционных программ, НИОКР, организация единой сбытовой и закупочной деятельности). Дополнительный эффект оптимизации может быть получен при взаимодействии между холдингами (конструкторские разработки - ВАЗ и ГАЗ, производство двигателей - ГАЗ и "Северсталь", производство грузовиков - ЗиЛ и КАМАЗ). 8. Инновационная деятельность и корпоративная структура. В условиях новой структуры автомобильной промышленности важным становится вопрос об эффективности реализации общеотраслевых инновационных проектов. В то же время одним из основных потребителей дизелей производства ЗМЗ является автомобильный завод ГАЗ, а также другие автомобильные предприятия, входящие в структуру "Руспромавто". Компонентами такого механизма промышленной политики должны стать:

- система отбора приоритетов на основе "инвентаризации" возможностей и прогнозировании возникающих угроз;

- взаимные обязательства бизнеса и государства и механизм контроля их выполнения (инвестиционные соглашения и другие механизмы);

- инструментарий промышленной политики (меры таможенной, налоговой политики, инвестиционные программы, поддержка экспорта и другие меры);

- определение ресурсов данной экономической политики и необходимых условий их привлечения;

- система контроля эффективности промышленной политики (ориентиры роста эффективности, увеличения выпуска, экспорта; точки контроля, после которых будет производиться корректировка или отмена мер).


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 471; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.87 (0.01 с.)