Тема 39. Коммуникативный процесс 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 39. Коммуникативный процесс



Основными элементами коммуникационного процесса являются: отправитель, сообщение, канал, получатель.

Отправитель – лицо, генерирующее идею или собирающее информацию и передающее её.

Сообщение – информация, закодированная в виде знаков.

Канал – средства передачи информации.

Получатель (реципиент) – тот, кому предназначена информация.[2]

Коммуникации можно классифицировать по типу объектов и по степени формализации.

По типу объектов:

· организация – внешняя среда;

· межуровневая (восходящая);

· межуровневая (нисходящая);

· горизонтальная;

· управляющий – подчиненный;

· управляющий – рабочая группа.

По степени формализации:

· формальные коммуникации;

· неформальные коммуникации.

Управление обязано решить три задачи, создавая информационную подструктуру организации деятельности:

компанию коммуникативных сетей;

повышение качества информации, циркулирующей по коммуникативным сетям, обеспечивающей управление и деятельность персонала;

полноценное внедрение информации для решения задач управления.

Эти задачи соединены со специфичной группой психологических факторов - познавательно-коммуникативных. Чтоб повысить эффективность управления, нужно знать, учесть и совершенствовать эту группу психологических факторов.

Информационное сообщение - содержание информации, переданной при коммуникации от одного лица другому.

Канал коммуникации - направление движения информационного сообщения. Информационный обмен - передача информации друг другу по каналу.

Коммуникативная цепь - ряд каналов коммуникации, связанных движением однородных информационных сообщений.

Информационная роль - совокупность функций по информационному обмену, выполняемых данным лицом в коммуникативной сети.

Коммуникативная сеть — система коммуникативных информационных потоков, циркулирующих по всем элементам организации и обеспечивающая её деятельность. Это схема циркуляции информации. База её задается структурой организации и организационными отношениями между его подразделениями и должностными лицами.

Могут быть личные и групповые информационные сети.

Необходимо тщательно следить за влиянием психологических факторов на коммуникации. [4] Умелый управляющий воспринимает меры по обеспечению положительного влияния психологических факторов на коммуникации. К. Киллен, изучавший этот вопрос, пишет: «Представьте себе, как крайний вариант, попытку общения с человеком, целящимся в вас из винтовки. До тех пор, пока этот человек относится к вам как к противнику, вряд ли удастся с ним эффективно общаться. Но глубочайшее взаимное уважение отправителя и получателя сообщений очень упрощает коммуникацию и дозволяет скоро находить решение даже самых тяжелых проблем». Нужно преодолевать психологические барьеры (взаимное недоверие, отсутствие единства подходов, нездоровая конкуренция, осторожность в передаче информации, разборчивость в подключении новейших коммуникативных каналов, использование нелегальными коммуникативными каналами и пр.).

Сказывается то, как развиты и развиваются у служащих коммуникативные способности и умения: общительность, доступность, умение слушать и скоро схватывать суть сообщения, скоро и верно решать, кому передать информацию, умение хранить и скоро находить подходящую информацию, верно, ясно и коротко передавать сообщение и др. Срывы могут возникать и из-за перегрузки отдельных точек, лиц в коммуникативных сетях, превышающей их психологическую пропускную способность.

Коммуникативный процесс включает следующие этапы:

1. Формулирование идеи либо выбор информации для передачи.

2. Кодирование и выбор канала передачи информации. Чтоб передать идею либо информацию, отправитель кодирует её с помощью знаков и выбирает канал передачи, соответствующий типу знаков. Выбор средства сообщения не обязан быть ограничен единственным каналом – нужно употреблять сочетание различных каналов.

3. Передача информации.

4. Декодирование (расшифровка) – на этом этапе осуществляется перевод информации отправителя в информацию получателя. При наличии обратной связи отправитель и получатель изменяются местами.[5]

Время от времени в процессе коммуникации может появиться «шум», источниками которого являются:

· язык (вербальный и невербальный);

· различия в восприятии информации;

· различия в статусе.

Коммуникации могут осуществляться в виде:

· монолога – информации, поступающей от отправителя к получателю;

· диалога – информации, поступающей от отправителя к получателю и от получателя к отправителю;

· обратной связи как реакции на полученную информацию.

Для обмена информацией употребляют знаки, к которым относятся слова, жесты, интонация. Отправитель кодирует сообщение с помощью вербальных и невербальных знаков.

Методы коммуникации:

· разговорный (устный, вербальный);

· письменный (письма, распоряжения, статьи, объявления);

· невербальный (тон речи, пауза, акцентирование внимания, телодвижения).

Вербальная коммуникация употребляет в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических символов, включающих два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего пропадает смысл сообщения. Правда, этому обязана сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса.

Обмен информацией возможен не только посредством речи, но и посредством остальных знаковых систем, которые в собственной совокупности составляют средства невербальной коммуникации.

В современной социальной психологии предлагается полная схема всех знаковых систем, используемых в невербальной коммуникации.

Главные из них следующие:

1. оптико-кинетическая;

2. пара- и экстралингвистическая;

3. организация пространства и времени коммуникативного процесса;

4. визуальный контакт.

Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.

Оптико-кинетическая система символов включает в себя жесты, мимику, пантомимику. В целом оптико-кинетическая система стает как более либо менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики разных частей тела (рук, и тогда мы имеем жестикуляцию; лица, и тогда мы имеем мимику; позы, и тогда мы имеем пантомимику).

Паралингвистическая и экстралингвистическая система символов представляет собой также «добавку» к вербальной коммуникации.

Паралингвистика – это система вокализации, т.е. качество голоса, его спектр, тональность. Эти свойства голоса способствуют выражению эмоционального состояния коммуникатора (гнев сопровождается увеличением силы и высоты голоса, резкости звуков; печаль, напротив, - спадом силы, высоты, звонкости голоса), а также неких черт его личности
(энергичности, решительности или неуверенности). Тембр голоса частенько ассоциируется с симпатичностью, образованностью человека.

Экстралингвистика – включение в речь пауз, остальных вкраплений, к примеру, покашливания, плача, хохота, наконец, сам темп речи. Паузы, к примеру, подчеркивают необыкновенную значительность предлагаемого текста, время от времени они значат больше, чем сам текст. Все эти проявления увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а «околоречевыми» приемами.

Организация пространства и времени коммуникативного процесса выступает также особой знаковой системой, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации.

Проксемика как особая область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения, располагает в настоящее время огромным экспериментальным материалом. В настоящее время трудности проксемики включены в необыкновенную область психологии, получившую заглавие «экологическая психология» либо «психология среды». Посреди иных заморочек тут изучаются нормы рационального расположения партнеров по коммуникации, приближения к собеседнику, особенности «персонального пространства» и др.[8]

Следующая специфичная знаковая система, используемая в коммуникативном процессе, - это «контакт глаз», либо визуальное общение.
Исследования в данной области тесновато соединены с общепсихологическим феноменом в области зрительного восприятия – движением глаз. В социально- психологических исследованиях изучается частота обмена взорами, длительность их, смена статики и динамики взора, избегание его и т.д.

Визуальный контакт выполняет бессчетные функции: информационный поиск, рвение скрыть либо найти свое «Я», сигнализировать о готовности поддержать и продолжить общение, демонстрировать степень психологической близости и пр. Как и все невербальные средства, контакт глаз имеет значение дополнения к вербальной коммуникации. И так же, как остальные средства невербальной коммуникации, его проявления варьируются в разных культурах. Так, мера допустимости пристального взгляда – «глаза в глаза» - различается, к примеру, в Великобритании и стране восходящего солнца, различное значение придается такому явлению, как мигание.

Для всех четырех систем невербальной коммуникации характерен один общий вопрос методологического характера. Любая из них употребляет свою знаковую систему, которую можно разглядеть как определенный код. Как уже отмечалось, всякая информация обязана кодироваться, причем так, чтоб система кодификации и декодификации была известна всем участникам коммуникативного процесса. Но, если, в случае с речью, эта система кодификации более либо менее общеизвестна, то при невербальной коммуникации принципиально в каждом случае найти, что же можно тут считать кодом и, основное, как обеспечить, чтобы другой партнер по общению обладал этим же самым кодом.

Коммуникативные барьеры

В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный либо психологический характер.

С одной стороны, такие барьеры могут возникать из-за того, что отсутствует общее понимание ситуации общения, вызванное не просто разным языком, на котором говорят участники коммуникативного процесса, но различиями более глубочайшего плана, существующими меж партнерами. Это могут быть социальные (политические, религиозные, профессиональные) различия, которые порождают не только разную интерпретацию тех же самых понятий, употребляемых в процессе коммуникации, но и вообще различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание. Такого рода барьеры порождены объективными социальными причинами, принадлежностью разным культурам, и при их появлении в особенности отчетливо выступает включенность коммуникации в более широкую систему публичных отношений. Коммуникация в этом случае показывает ту свою характеристику, что она есть только сторона общения.
Естественно, что процесс коммуникации осуществляется и при наличии этих барьеров: даже военные противники ведут переговоры. Но вся ситуация коммуникативного акта существенно усложняется благодаря их наличию.

С другой стороны, барьеры при коммуникации могут носить чисто выраженный психологический характер.

Список барьеров, возникающих в ходе речевой коммуникации, довольно велик. Так, выражением сопротивления принятию информации (а означает, и оказанному влиянию) может быть отключение внимания слушающего, умышленное понижение в собственном представлении авторитета коммуникатора (к примеру, демонстрируемое студентом на скучной, по его мнению, лекции). Задача коммуникатора в данном случае – суметь каким-то образом привлечь внимание, подтвердить свой авторитет. Другая группа барьеров обозначена как «барьеры непонимания» - умышленное либо неумышленное «непонимание» сообщения: фонетическое (нехорошая артикуляция говорящего, очень стремительный темп речи); семантическое (внедрение незнакомых определений, так называемого
«новояза», жаргона); стилистическое (неудачное структурированное информации, замысловатые конструкции фраз, повторы); логическое (неумение выстроить последовательную аргументацию). Соответственно всякий оратор обязан обладать умением преодолевать каждый из названных барьеров, совершенствовать манеру подачи материала, достигать адекватности преподносимой информации актуальной ситуации общения.

При невербальном общении возникает неувязка интерпретации поведения.
По сравнению с речью интерпретировать разные невербальные проявления очень трудно. Это обусловлено не только значительными культурными различиями, но и таковыми чертами невербального поведения, как его зависимость от ситуации (контекста), многозначность, спонтанность, ненамеренность, что обусловлено индивидуальными психологическими чертами партнеров, их полом, возрастом, принадлежностью к различным субкультурам в одной культуре и т.п. Столь же сложным является и умение распознать согласование и рассогласование вербальных и невербальных проявлений (когда слова звучат одни, а жесты, мимика, тональность свидетельствуют совершенно о другом). Из-за данной актуальной неувязкой при интерпретации невербального поведения является неувязка доверия/недоверия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 462; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.105.124 (0.012 с.)