Образ времени и проблема героя. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Образ времени и проблема героя.



1. Романтизм как культурный стиль и идейное движение.

· а) романтическое умонастроение, философия и историография, введение понятия "класс" в культуру;

· в) романтическое неприятие действительности и его корни;

· с) романтический идеал естественного уклада жизни, утопизм романтиков, романтизм и романтика.

2. Романтический герой. Манифесты романтиков.

· а) пассивный герой и мировая скорбь (Байрон);

· в) активный романтический герой, культ героя, его противостояние обществу (Скотт, Делакруа, Жерико);

· с) поздний герой, надлом и поражение(Гофман, Мелвилл).

3. Романтизм в жизни и на сцене.

· а) образ жизни романтического героя (Байрон);

· в) романтический театр (Гюго, Шиллер);

· с) романтическая музыка (Бетховен, Верди, Вагнер).

Основные понятия:

романтика, фольклор, романтическая историография, утопия, ирония, иенская школа, гейдельбергская школа, гротеск, баркарола, болеро, скерцо, соната, сенсуализм, ноктюрн, мазурка, колорит, интимный портрет, индивидуализм, психологизм, симфония, парадный портрет, социальный роман, скульптурная группа, исторический роман, элегия, романтическая школа.

Рефераты:

· Манифесты романтиков (Новалис, "Расин и Шекспир" Стендаля)

· Художники и музыканты романтизма (на примере одного шедевра)

Литература

· Культурология. Под ред Драча Г. - Ростов. 1995. - С. 266-278.

· Теорія та і сторія світової і вітчизняно культури. - К. 1993. - С. 147-151

· Лобас В.Ф., Легенький Ю.Г. Українська та зарубіжна культура. - К.1997. - С.213-219.

· Наливайко Д.С. Искусство: напрвления, течения, стили. - К. 1981. - С. 171-223.

· Янсон Х., Янсон Э. Основы истории искусств. - СПб. 1996. - С. 353-377.

· Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. - М. 1978. - С.228-233.

· Евнина Е.М. Виктор Гюго. - М.1976. - С. 51-64.

· Литературные манифесты европейских романтиков. - М. 1980. - С.94-107.

· Стендаль Ф. Расин и Шекспир //Стендаль Ф. Собр. соч. в 15 тт. - Т.7. - М., 1959. - С. 7-33.

· Гюго В. Предисловие к "Кромвелю" //Гюго В. Избранные произведения в 2 т. - М. 1952. - Т. 2, - С. 477-522.

· Зарубежная литература ХХ века. Хрестоматия под ред Н. Михальской и Б. Пуришева. - М. 1981. - С. 107-112.

 

Тема 10: Культура в эпоху позитивизма.

Образ хозяина и проблема отображения жизни.

1.Эпоха в поисках стиля. Хозяин и работник как фигуры эпохи

· а) позитивное отношение к жизни или буржуазный миропорядок;

· в) потребность в новой культуре и другом искусстве;

· с) на подступах к реалистическому искусству.

2.Реализм как тип художественного мышления

· а) реализм универсальный и реализм конкретный;

· в) литература, драматургия и театр второй половины Х1Х века в поисках стиля;

· в) живопись реализма (Курбе, Милле, Домье).

3.Мировоззрение художников эпохи

· а) философская эклектика, попытки изгнания философии из науки (О.Конт);

· в) натурализм как идейное искусство (формула Золя "мы знаем о человеке всё");

· с) формализм как суть позитивного отношения к жизни, неизбежность борьбы за новое искусство.

Основные понятия:

эклектизм, постимпрессионизм, декаданс, натурализм, граммофон, канкан, научная фантастика, пленэр, викторианство, водевиль, прерафаэлиты, оперетта, неопозитивизм, батиньольская школа, натурализм, барбизонская школа, индустриальный пейзаж.

Рефераты:

· История и сюжет одного шедевра литературы второй половины ХІХ века (Золя, Флобера, Уайльда, Гонкуров, Рембо, Верлена, Кэррола, Диккенса, Мопассана).

· История и сюжет одного шедевра живописи второй половины ХІХ века (Курбе, Ван Гога, Гогена, Моне, Мане, Дега, Сезанна, Ренуара).

Литература

· Культурология. Под ред. Драча Г. Ростов. 1995. - С. 280-287.

· Янсон Х., Янсон Э. Основы истории искусств. СПб.1996. - С. 378-415

· Теорія та історія світової і вітчизняної культури. К. 1993. - С. 151-153,325-326.

· Всемирная история. М. 1959. Т.6. - С.612-614,617-623, 630-634, 654-660.

· Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. М.1978. - С.306-323.

· Роллан Р. Милле. // Роллан Р. Собрание сочинений. М.1958. – Т. 14. С.. 96-163.

· Зарубежная литература. Под ред. Н. Михальской и Б. Пуришева. - М., 1981. - - С.70-76, 80-83.

· Борьба за прогрессивное реалистическое искусство в зарубежных странах. - М.,1975. - - С.26-32

Тема 11: Культура раннего модерна.

Образ человека повседневности и проблема авангарда.

1.Эпоха «конца века»: вызовы зрелой капитализации и модерн в узком смысле слова. Потребность в авангарде.

· а) человек повседневности в ситуации праздника;

· в) после праздника или «пост фестум» повседневности: тяготы труда и приватность частной жизни;

· с) соперники модерна в тридцатилетие конца века (1870 – 1900).

2.Импрессионизм как первый тип художественного мышления модерна: впечатление и действительность. Рождение авангарда.

· а) живопись – модельное искусство импрессионизма (Моне, Мане, Ренуар, Дега);

· в) литература, драматургия, музыка и театр последних десятилетий Х1Х века: умножение образов человека повседневности;

· с) поэтика модернистов и новые виды искусства, течения, жанры, направления модернизма (кино, постимпрессионизм, поздний позитивизм, символизм).

3. Борьба мировоззрений в культуре раннего модерна и их отображение в образах человека эпохи. Множественность авангардов.

· а) научная картина мира меняет задачи искусства и культуры в целом;

· в) реализм против модернизма: общее и различия двух векторов отображения действительности;

· с) манифесты ранних модернистов.

Основные понятия:

Арт нуво, импрессионисты, постимпрессионисты, символисты, югенстиль, культ молодости, впечатление как эстетическая категория, синтетические искусства, искусство кино, модерн, модернизм, индустриализация, капитализация, модернизация, инструментальный театр, искусственные лады, поздний позитивизм, новая французская музыка, человек повседневности, явление скуки жизни

Рефераты:

· Импрессионизм и импрессионисты – первый рубеж модерна

· Понятие авангарда в культуре, искусстве и политике

· Постимпрессионизм как начало ряда или ключ ко множеству стилей в духе модерна

· Рождение кино

· Архитектура модерна

· Ипполит Тэн и поздний позитивизм о роли искусства.

Литература

Модернизм: анализ и критика основных концепций. Под ред. В.В. Ванслова. М. 1987. С. 11-23

Малахов Н.Я. Модернизм. Критический очерк. Под ред. В.В. Ванслова. М. 1986. С. 7-28

Ивбулис В.Я. Модернизм и постмодернизм. М. 1989. С. 17-47

Первый век кино. Авт. Проекта – Д. Хубларов. М. 1995. С. 7-29

Западноевропейское искусство ХХ века. М. 1990. С. 12-67

Искусство ХХ века. М. 1994. С. 5-38

Энциклопедия модерна. М. 1999. С. 410-451

Маркузе Г. Одномерный человек. М. 1994. С. 176-202

Лифшиц М.А. Модернизм в искусстве. / Лифшиц М.А. Собрание сочинений. М. 1988. Т. 3. С. 430-453

 

Тема 12:

Русское реалистическое искусство

в культуре Нового времени (первая половина ХІХ - века). Образ человека империи и проблема социального запаздывания.

План

1. Причины возобладания реалистического направления в русском искусстве

· а) недолгое преобладание романтизма (Бестужев-Марлинский, Одоевский, Брюллов);

· в) передовые идеи и отсталая действительность;

· с) влияние чужого, западники и славянофилы.

2. Реализм в литературе как ведущем виде русского искусства

· а) рождение социального романа из обличительной рефлексии, социальное в структуре художественного процесса;

· в) роль Виссариона Белинского в становлении прогрессивного мировоззрения;

· с) реализм в борьбе с чистым искусством, "война журналов, " Герцен и свободная печать в Лондоне;

3. Реализм в других сферах жизни и искусства.

· а) музыкальное искусство первой половины Х1Х века, роль Глинки в становлении русской музыки;

· в) «Явление Христа народу» Александра Иванова: замысел и исполнение;

· с) Следы декабристов и петрашевцев в русской культуре последующих периодов.

Основные понятия:

Романтизм, сентиментализм, официальное искусство, искусство для искусства, критический реализм, декабристы, петрашевцы, Зелёная Лампа, «Отечественные записки». «Современник», славянофилы, западники, русская школа живописи, русский симфонизм, оперное искусство, критика, цензура, панславизм. Теория православия, самодержавия и народности, философское письмо Чаадаева, свободная печать в Лондоне, «Колокол». «Голоса из России

Рефераты:

· «Троица» Рублёва как образ, отразившийся в культуре

· Орест Кипренский и кризис романтического искусства

· Один шедевр Карла Брюллова (на выбор)

· Одна биография с доказательствами оригинального вклада в реализм (на выбор).

Литература

· Культурология.Под ред. Г. Драча. Ростов. 1995. - С. 344-354.

· Сергеев В. Андрей Рублёв. М. 1990. С.224-232

· Ракова М. Русское искусство первой половины Х1Х века. М. 1975. С.9-29, 116-144

· Турчин В.С. Орест Кипренский. М. С. 55-74, 157-158

· Познанский В. В. Очерк формирования русской национальной культуры. - М., 1975. - С. 154-186

· 100 опер. История создания. Сюжет. Музыка. Изд. 4-е. Ленинград. 1970. С. 273-284

Тема 13:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.231 (0.014 с.)