Образ пространства и проблема перспективы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Образ пространства и проблема перспективы.



План

1. "Образ пространства" в картине мира культуры ренессанса

· а) гелеоцентризм и его последствия;

· в) кого считать гуманистами?

· с) открытие художественной перспективы.

2. Герои и поэтика ренессансного искусства

· а) архитектоника "Божественной комедии" Данте;

· в) образ влюбленного горожанина у Петрарки;

· с) начало национальных литератур.

3. Театр в жизни и на сцене: эстетизация стиля

· а) понятие "красивой жизни" во Флоренции и Риме;

· в) драматические и музыкальные выразительные средства в театре ренессанса;

· с) историзм шекспировских хроник.

Основные понятия:

Ренессанс, возрождение, реформация, кватроченто, гуманизм, перспектива, чинквиченто, месса, балет, опера, канцона, сонет, мотет, золотое сечение, секуляризация, мадригал, комедия дель арте, баллада, меценаты.

Рефераты:

· Открытие перспективы в живописи Леонардо да Винчи.

· История шедевра (на примерах произведений Данте, Донателло, Микеланджело, Шекспир, Дюрер, Рафаэль, Брунеллески. Рабле, Палестрина)

Литература

· Теорія та історія світової і вітчизняної культури. К.1993. - С. 129-131.

· Лобас В.Х., Легенький Ю.Г. Українська і зарубіжна культура. К. 1997. - С. 199-208.

· Наливайко Д.С. Искусство: направления, течения, стили.К.1981. - С.58-105.

· Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. М.1995. - С. 18-55.

· Хансон Х.У., Хансон Э. Основы истории искусств. СПб. 1996. - С.217-257.

· Вёльфлин Г. Классическое искусство. Введение в изучение Итальянского Возрождения. Петербург. 1999. - С.27-45.

· Виппер Б. Р. Итальянский Ренессанс Х111-ХV1 вв. М. 1977. Т.2. - С. 5-6, 9-14.

· Конрад Н.И. Запад и Восток. М.1963. - С. 249-251.

· Гайденко П.П. Видение мира в науке и культуре Ренессанса. // сб. Наука и культура. Отв. Ред. В.Ж. Келле. М. 1984. - С. 252-268.

· Грубер Р. И. Всеобщая история музыки. М. 1965. - С. 239-430.

· История всемирной литературы. В 9 тт. М.1983.Т.3. - С. 45-160.

· Бицилли П.М. Место Ренессанса в истории культуры. СПб. 1996. - С. 11-27.

· Античное наследие в эпоху Возрождения. Отв ред. Рутенбург В.И. М.1984. - С.6-20,142-159.Барг М.А. Шекспир и история 1979. - С.25-43.

· /Любой альбом искусства с иллюстрациями Ренессанса./

Тема 6:

Культура Барокко: человек стихии.

Образ действия и проблема стиля

План

1. Новоевропейское мышление и образ жизни. Человек как стиль и образ действия. Барочный синтез.

· а) механистическая картина мира и обновление "договора с Богом" в культуре;

· в) аксиологическое видение реальности: ценность вместо аксиом;

· с) трагический гуманизм и усложнённость стиля;

2. Поэтика и герои новоевропейского искусства.

· а) архитектура обживает среду обитания, элементы смягчённого варварства в архитектуре и за её пределами (Бернини и другие гении барокко);

· в) развитие национальных литератур, плутовской роман и другие жанры;

· с) гении музыки и живописи, не уместившиеся в рамках барокко (Бах, Гендель, Рембрандт, Веласкес).

3. Феномен универсального стиля барокко; особенности украинского барокко и его взаимодействие с русским и польским.

· а) становление национальной культуры в этническом и социально-классовом измерении, понятие "национального космоса";

· в) особенности украинского барокко;

· с) от барокко к просвещению. Квинтэссенция национального в культуре - явление украинского Сократа и просветителя XVIII века Григория Сковороды.

Основные понятия:

барокко, барочный синтез, классицизм, пейзаж, ведута, маньеризм, протестантизм, лютеранстство, натюрморт, сюита, гелиоцентризм, оратория, плутовской роман, контрреформация, кантата, кончерто гроссо, бельканто, антиномии культуры, интерьер, пантеизм, национальный космос, естественный закон.

Рефераты:

· "Малые голландцы" и их место в мировой художественной культуре

· Один из шедевров живописи (Рембрандта, Веласкеса, Рубенса или Ван Дейка)

· И.-С. Бах и музыка барокко.

Литература

· Теорія та історія світової і вітчизняної культури. Курс лекцій. Автори: А.К.Бичко та ін. К., 1993. - С.132-137.

· Лобас В.Х., Легенький Ю.Г. Українська і зарубіжна культура. К., 1997. - С. 209-212.

· Культурология под ред Г.В. Драча. Ростов-на-Дону. 1995. - С. 250-258.

· История всемирной литературы. Отв. ред. Ю.Б. Виппер. В 9-ти т. М., 1987. Т. 4. - С. 36-69, 343-360.

· Наливайко Д.С. Искусство: направления, течения, стили. К., 1981. - С. 106-139.

· Прусс И.Е. Западноевропейское искусство XVIIвека (Малая история искусств). М., 1982. - С. 6-58.

· Артамонов С.Д., Гражданская З.Т., Самарин Р.М. История зарубежной литературы XVII-XVIIIвеков. М., 1973. - С. 9-13, 70-84.

· Барокко в славянских культурах. М., 1985. - С. 7-26.

· Эрн В.Ф. Г. Сковорода. Жизнеучение. К., 1992. - С. 7-102.

 

Тема 7:

Культура Просвещения:

Образ изменений и проблема чувства

План

1. Эпоха просвещения. Ожидание перемен и отсутствие единого стиля

· а) социальные предпосылки просвещения;

· в) идейные предпосылки;

· с) красота и чувства: новое соотношение.

2. Утрата изобразительными искусствами ведущей роли перед литературой

· а) просветительский роман или просвещение чувств;

· в) эволюция живописи: от рококо (А. Ватто) к революционному классицизму (Ж-Л. Давид);

· с) театр как трибуна эпохи и переход к программной музыке (от мещанской драмы к празднеству Верховного существа, от Моцарта к Бетховену.

3. Стили эпохи просвещения

· а) синтементализм (Руссо);

· в) неоклассицизм (Энгр);

· с) просветительский реализм (Филдинг).

Основные понятия:

сентиментализм, просветительство, просветительский реализм, рококо, воспитательный роман, оркестр, партесное пение, просвещенный абсолютизм, академия, мифологический жанр, вальс, опера-сериа, публичный театр.

Рефераты:

Ø Шедевры художников XVIIIвека (Буще, Ватто, Фрагонар, Энгр, Давид - на выбор).

Литература

Ø Теорія та історія світової і вітчизняної культури. Курс лекцій. Автори: А.К. Бичко та ін. К., 1993. - С.142-146.

Ø Лобас В.Х., Легенький Ю.Г. Українська і зарубіжна культура. К., 1997. - С. 209-211

Ø Наливайко Д. С. Искусство: направления, течения, стили. - К., 1981. - С.181-223.

Ø Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. - М., 1978. - С. 85-87, 132-161.

Ø Барг М. А. Эпохи и идеи. Становление историзма. - М., 1987. - С. 332-341.

Ø Андронникова М. И. Об искусстве портрета. - М., 1975. - С. 178-217.

Ø Лифшиц М. А. Вольтер - мыслитель и художник /Лифшиц М. А. Собр. соч. с 3-х т. -Т. 2. - - С. 349-368, 444-445.

Ø Руссо Ж.Ж. Избранное. - М., 1977. - С. 13-27.

Ø Кропоткин П. А. Великая французская революция. - М., 1979. - С. 9-13.

Ø Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. - М., 1997. - С. 5-18.

Тема 8:

Становление и развитие культуры украинской нации в Новое время. Проблема национального.

План

1. Культура страны и культура нации. Народ и элита. Условия формирования украинской национальной культуры

· а) Украина в составе империи: плюсы и минусы развития в симбиозе с Россией;

· в) нация и её культура; этнокультурные составляющие и социальное содержание процесса становления национальной культуры;

· с) культурная элита и национальное самосознание, передовые элементы и национальные центры культурного развития.

2. Романтический период национального становления

· а) обоснование и защита права на самостоятельное развитие (Кирилло-Мефодьевское товарищество, Кулиш, Костомаров);

· в) Тарас Шевченко как "батько" украинского народу и программа национального и социального освобождения;

· с) развитие национальной литературы и искусства (Котляревский, Вовчок, Лысенко, Боровиковский и другие).

3. Поворот к реализму в украинской культуре

· а) обострение национальных проблем после отмены крепостного права, отражённое в культуре (Франко, Драгоманов);

· в) национальный театр (рождение реалистического направления);

· с) реализм в живописи (Куинджи, Ярошенко).

Основныепонятия:

этнос, народность, нация, диалекты, национальный язык, национальное искусство, национальная культура, космополитизм, польское барокко, русское барокко, казацкое барокко, Слобожанщина, гетманщина, Руина, Лавра, казаки, засеки, белые слободы, гайдамаки, крестово-купольный храм, думы, Рада, униаты, братства, Килиро-мифодиевское братство, Киево-Могилянская академия, Харьковский коллегиум, диалог, басня. Полонизация. Крепостничество, самодержавие.

Рефераты:

· Великие фигуры украинской культуры Х1Х века (на выбор: Мирный, Пимоненко, Старицкий и другие).

· Украинские мотивы в творчестве великих русских писателей и художников (Гоголь, Репин).

· Украинские историки и фольклористы (Максимович, Бантыш-Каменский, Маркевич).

Литература

· Теорія та історія світовоі і вітчизняноі культури. - К. 1993. - С.191-215.

· Лобас В.Х., Легенький Ю.Г. Украінська та зарубіжна культура. - К., 1997. - С.213-231.

· Вінніченко В. Відродження націі. - К. 1990. - Т.1. - С.15-22.

· Иваньо И. Очерки развития эстетической мысли Украины. - М. 1981. - С. 11-27.

· Короленко В.Г. Если возможен ещё выход в России /Украінський історичний журнал. 1987. - №7. - С.99-103.

· Шлемкевич М. Загублена українська людина. - Львів 1992. - С. 7-27.

· Котляр.М. Кульчицький С. Шляхами віків. - К.1993. - С.100-106.

· Грушевский М.С. Очерк истории украинского народа. - К., 1990. - С. 312-320.

· Украінці: народні вірування, повір я, демонологія. - К., 1992. - С.25-51.

· Полонська-Василенко Н. історія України. - К. 1992. - Т. 2. - С. 351-394.

Тема 9:

Культура романтизма:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.11.20 (0.026 с.)