Культурологические различия. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культурологические различия.



 

Э. Биллингсли (1968) считает, что фор­мы семейной организации зависят от уровня культуры. Он полагает, что группы, страдаю­щие от расовой дискриминации, угнетения и нищеты, используют уникальные семейные структуры в качестве защиты. Н. Седарка (1981) придерживается мнения, что различ­ные подкультуры в США сохранили некото­рые черты семейных структур стран своего происхождения, поэтому структура семей чернокожей этнической группы в США не похожа на структуру семей других этниче­ских групп. Еще со средних веков в европей­ских странах по различным историческим и экономическим причинам в семейной орга­низации доминировал принцип супружест­ва — родства по браку, которое оформлялось и закреплялось законом. Африканские семьи, напротив, образовывались вокруг кровнородственного ядра. Азиаты, жители тихоокеанских островов, испанцы, евреи, по­ляки, греки и итальянцы отдают предпочте­ние расширенной модели семейной органи­зации. Следовательно, можно сделать вывод, что семейная структура изначально пытается адаптироваться к окружающим условиям.

В конечном итоге белые семьи отдают предпочтение супружеской ячейке, или нуклеарной семье, а не расширенной форме се­мейной организации, так как нуклеарная семья, очевидно, отвечает их требованиям в условиях стремительного развития промыш­ленности и предпринимательства. Однако современные экономические и политические реалии способствовали усилению давления на семью этого типа и выявлению ее слабых сторон. Так, Р. Бердуистл (1970), один из тех, кто рассматривал нуклеарную семью как патологическую форму семейной организа­ции, отмечал: "Если личные взаимоотноше­ния допустимы только в рамках нуклеарной семьи и если молодое поколение, повзрослев, покидает ее, чтобы создать новую семью, та­кая организация неизбежно является недол­говечной и саморазрушающейся. Старшее поколение остается в изоляции, а молодежь чувствует себя виновной в разрушении семьи, поскольку повзрослела". Несомненно, что нуклеарная семья не существует в таком виде, как это описал Р. Бердуистл. Но возникает вопрос: сможет ли нуклеарная семья сущест­вовать в любых условиях?

В семьях американцев испанского проис­хождения большое значение придают семей­ному единству, уважению и верности, под­черкивают полезность расширенных семейных уз и делают упор на их сохранение и поддержание. Семейными связями и часто­тою контактов среди своих членов такие семьи превосходят англо-американские. В состав мексиканских расширенных семей ча­сто входят пожизненные друзья и фиктивные родственники наряду с близкой и иной род­ней. Фиктивное родство создается католиче­ской традицией, по которой у ребенка появ­ляются крестная мать и крестный отец. Они оба разделяют ответственность за благополу­чие ребенка.

Наличие фиктивных родственников или пожизненных друзей семьи характерно и для негритянских семей. Их считают действи­тельными родственниками, они имеют такие же обязанности и такие же материальные и духовные привязанности, как и обычные род­ственники, их часто называют "дядя" и "тетя". Д. Ашхенбреннер (1973) отмечал, что на Юге США "дядей" и "тетей" нередко называют просто людей старшего возраста, не являю­щихся родственниками. Других фиктивных родственников называют "мать понарошку", "отец понарошку", "брат понарошку" или "се­стра понарошку".

В семьях американцев азиатского проис­хождения молодежь с большим уважением относится к старшим. А. Харрисон, Ф. Серафика и Г. Макаду (1985) отметили, что взрос­лые японцы и китайцы демонстрируют иск­лючительную преданность семье. Для азиатских культур характерны почтительное отношение к старшим, внутригрупповая сплоченность, чувство коллективизма, вер­ность иерархической структуре семьи, зави­симость, уважение, чувство долга и ответст­венность по отношению к семье. Японцы рано начинают внушать детям положительные стороны полной зависимости, когда каждый член семьи испытывает на себе благожела­тельное отношение других. Японцы поощря­ют преданность, китайцы придают большое значение клану — сложной многопоколен­ной семейной структуре, основывающейся на кровнородственных отношениях и существу­ющей в течение многих веков.

Семьи американцев индейского проис­хождения могут раздваиваться. Это значит, что материнская и отцовская ветви семьи раз­деляются на отдельные роды и объединяются в этнические общины. Хотя в племенах суще­ствуют определенные различия, обычно сест­ра матери очень близка ей и ее ребенку и ведет себя по отношению к нему как мать (Д. Лум, 1986). В семейных общинах дедушки и бабушки сохраняют официальное и символическое лидерство. Они имеют право голоса в воспитании детей, и родители редко отвергают рекомендации старших. Молодые люди стремятся получить одобрение старших членов общины, которые устанавливают нормы для всей семьи. В семью в качестве фиктивных родственников вводятся лидеры, не имеющие с ней родственных связей. Выполнение "дедушками" и "бабушками", "тетями" и "дядями" эффективных и разнообразных функций способствует созданию важной структуры семейной помощи и поддержки.

Расширенная семья имеет особое значение для представителей цветных и других национальных меньшинств, чья жизнь в США осложнена результатами расовой дискриминации, угнетения и нищеты (Д. Хоппс, 1982). Как отмечал М. Сассмэн, эта форма семьи широко распространена среди чернокожих, ее существование необходимо для выживания как отдельной личности, так и негритянской культуры в целом.

В обширном исследовании о пересечении культур, выполненном в Нью-Йорке, проведено сравнение образа жизни лиц преклонного возраста среди негров, испанцев и белых сделаны следующие выводы. Во-первых принадлежность к определенной этнической группе предопределяла семейную поддержку и солидарность только у испанцев, которые обычно имели большие семьи, чем представители других народностей, проводили больше времени в семье и получали больше помощи от своего потомства. Во-вторых, негры и испанцы в равной степени помогали своим детям и оказывали им более значительную финансовую помощь, чем белые. Второй вывод явственно указывает на адаптацию к воздействию нищеты. В исследовании Б. Бенгстона и др. (1985), посвященном неграм, американцам мексиканского происхождения и белым семьям в округе Лос-Анджелес, было отмечено, что американцы мексиканского npouсхождения проявляют наиболее высокую степень семейной солидарности. Автора пришли к выводу, что раса не всегда предопределяет форму семейной организации и распределение ответственности за удовлетворение потребностей престарелых членов семьи. Совершенно очевидно, что поддержка со стороны членов семьи зависит от их дохода Следовательно, экономические и этнические факторы взаимосвязаны. Представители цветных и других этнических меньшинств имеют меньший доход по сравнению с белыми, что находит отражение в размерах оказываемой или желаемой помощи. Таким образом, хотя существуют этнические различия в обеспечении семьи социальной поддержкой, на их природу оказывают влияние: демографические факторы — возраст, образование и место проживания; структур­ные - размер и состав семей; экономические—возможности поддержки и среднедушевные доходы.

Развитие семья.

 

Рассмотрим стадии развития семьи, кото­рые включают жизненные цели, стоящие перед семьей из многих поколений на протяже­нии всего ее существования.

Первая стадия — образование первоначальной семьи, или ячейки воспроизведения; она является началом жизненного цикла всех семей и представляет для семьи из многих поколений точку отделения от предшествующей семейной системы. Эта стадия развития семьи часто сопровождалась и сопровождается миграцией, в результате которой члены семьи оказываются разделены пространством с родителями, родными братьями и сестрами, родственниками и друзьями, что приводит к ослаблению их связей со старым миром и прежними традициями. Например, представители европейских народностей мигрируют в Соединенные Штаты, негры — с Юга на Север, пуэрториканцы — на материк.

Вторая стадия начинается с рождения детей и образования новой семейной системы. Она характеризуется созданием и расширением семейной системы, воспитанием детей в ячейке, состоящей из двух поколений.

Нa третьей стадии нуклеарная семья рас­ширяется до трех поколений, когда взрослые дети уезжают или остаются дома, заводят собственные семьи или откладывают их созда­ние. Родители должны адаптироваться к роли бабушек и дедушек — носителей семейной мудрости и знаний, а также отказаться от некоторой авторитарности родительской роли. Взрослая молодежь продолжает оставаться наполовину зависимой. Она может часто навещать родителей, обращаться за советом и нуждаться в финансовой и материальной поддержке, укрепляя таким образом семью как ячейку, состоящую из трех поколений. Родителям приходится иметь дело с родствен­никами по браку их взрослых детей, любовниками и друзьями, которые могут стать фиктивными родственниками, присоединившись к семье в качестве "жен" или "мужей".

На этой стадии развития происходит столкновение центральной многопоколенной ячейки с другими ячейками, представленны­ми в лице зятьев и невесток, которые угрожа­ют единству ее ядра. Необходимо исследовать конфликт между семьями и пути его разре­шения: какие семьи расширяются за счет но­вых членов, какие семьи теряют членов и по каким причинам это происходит. Можно предположить, что два фактора, влияющие на этот процесс, — это статус семьи и спло­ченность ее членов. Короче говоря, на этой стадии семья из многих поколений сталкива­ется с возможным разрушением или расши­рением, с потерей или приобретением новых членов.

Четвертую стадию можно считать перио­дом автономии и равновесия в отношениях между поколениями. Дети успешно устрои­лись в отдельных семьях, а родители, достиг­шие 50—65 лет, находятся на пике своей карьеры или готовятся к пенсии. В течение этого периода крепнет семейная солидар­ность, структура семьи оптимальна, в ней представлены все поколения, и большинство ее членов пользуются независимостью и ува­жением. Взрослые члены семьи достигают "родственной зрелости", которая находит вы­ражение в их способности поддерживать ро­дителей и, если это необходимо, заботиться о них. М. Сассмэн (1985) отмечал, что с ростом экономической и психологической независи­мости молодых супружеских пар появляется разрыв в отношениях между поколениями до момента выхода родителей на пенсию, что считается наступлением старости — периода уменьшающейся жизненной энергии и ухуд­шающегося здоровья.

Пятую стадию можно назвать периодом заботы. Как было отмечено выше, структура семьи из многих поколений все более услож­няется и семья включает все новые поколе­ния. Все большее число ее членов нуждается в заботе, растет вероятность физической сла­бости и болезней у старших членов семьи, которые живут дольше, чем предыдущие по­коления. Однако снижение уровня рождае­мости привело к явному уменьшению числа людей, которые могут заботиться об увеличи­вающемся числе людей пожилого возраста, нуждающихся в поддержке.

На этой стадии дети, достигшие среднего возраста, занимают ключевые позиции в своей деятельности и в системе родственных связей, объединяющей несколько поколений. Они могут: предоставить кров престарелым родителям; заботиться о разведенной дочери и ее ребенке; поддерживать своих детей в период учебы; опекать родственников и иног­да предоставлять кров родственникам, переехавшим в их город для работы, учебы или брака; заботиться о семьях детей, которые ни­когда не покинут дом, и о детях своих взрос­лых детей, которые работают или ищут рабо­ту. Все эти сложные функции не оценены в полной мере и не исследованы. Это типичное "поколение сандвича" (термин используют для характеристики среднего поколения, за­жатого между потребностями молодого и ста­рого поколений).

Забота о престарелых или физически сла­бых родителях — главная задача на этой ста­дии и источник большого числа стрессов и роста напряженности в семье. Единству семьи угрожает недееспособность или смерть представителей старшего поколения. Семье приходится решать задачи, связанные с изме­нением ролей, семейным горем и потерями в период постепенной передачи ведущей роли в семье от стареющего ядра ячейки к следую­щему поколению.

Шестая стадия — заключительный пери­од семейного цикла, она называется "рекон­струкцией". С появлением нового главы семьи уменьшается сложность выполняемых функций, появляется реконструированная ячейка — второе поколение в жизненном цикле семьи, а не новая семья. Неразрывная связь с первоначальной ячейкой поддержива­ется с помощью семейных преданий, обрядов и ритуалов, в течение многих лет вновь и вновь возвращающих к уникальным семей­ным традициям.

 

Социальная политика.

 

Социальная политика, имеющая целью оказать положительное воздействие на семью из многих поколений, должна охватывать различные поколения и ориентироваться на качество жизни как личности, так и семьи в целом. Важно признать решающую роль семьи в области социальной поддержки, при­чем семья выполняет двойственную социаль­ную задачу: во-первых, воспитывает, готовит к общественной жизни и поддерживает своих членов и, во-вторых, способствует своему собственному развитию и существованию во времени, от одного поколения к другому.

Система социального обеспечения, фи­нансируемая налоговыми отчислениями от зарплаты и доходов, является ярким приме­ром того, как сложно в рамках социальной политики гарантировать материальное бла­гополучие семьи из многих поколений. Рост стоимости жизни, увеличение числа пенсио­неров и уменьшение числа работающих при­водят к росту стоимости социального обеспе­чения. В этом причина поляризации работающих и пенсионеров, а также конфликта между поколениями. Поколение работающих начинает считать врагами своих родителей, дедушек и бабушек.

Жизненно важным вопросом современной социальной политики стал конфликт между "сотрудничеством поколений" и "правом справедливости" между ними (Э. Кингсон и Б. Хиршорн, 1985). Право справедливости между поколениями — это положение, которое подчеркивает конфликт между поколениями из-за недостаточности ресурсов. Оно приводит к соперничеству между возрастными группами, расами и поколениями в семье. Родители противостоят детям, дети престарелым, безработные — работающим, работающие — пенсионерам. Сотрудничество между поколениями подчеркивает общую заинтересованность всех поколений в социальной политике, отвечающей запросам отдельной личности и семьи в целом на всех стадиях жизненного цикла.

Чтобы помочь семье из многих поколений, социальная политика, как минимум, должна основываться на ценностях сотрудничества внутри поколений и между ними и на благосостоянии. Политика, которая воздействует на молодежь, неизбежно влияет и на престарелых и в конечном счете сказывается на благосостоянии семьи как средстве достижения социального согласия.

Как было отмечено, текущая социальная политика формируется в атмосфере соперничества, при сокращении государственных ассигнований на социальные программы. В ре­зультате этого политика, приносящая пользу одной возрастной группе, не идет на пользу другой. Программы, предназначенные для безработной негритянской молодежи в возрасте 16—24 лет, были значительно урезаны, так как общество пытается решить задачу, связанную с интересами и потребностями пожилых людей. Общество косвенно обрекает поколение рабочих всех возрастов на "социальную необеспеченность" в пенсионном возрасте, так как социальная обеспеченность финансируется из текущих зарплат. Есть мнение, что к 2020 г. большинство рабочих, действительных и потенциальных, составят чернокожие и испанцы. Чем ниже уровень их образования, тем меньше их доход, что скажется на размере налоговых отчислений. Белый средний класс лишь в том случае добьется обеспеченного в социальном отношении ухода на пенсию, если молодежь из числа этнических меньшинств, вливающаяся сейчас в трудовые слои населения, сможет заработать достаточно денег для финансирования ухода белых на пенсию. Далее, можно предположить, что хроническая безработица и низкий уровень образования среди молодежи этнических меньшинств поставят под угрозу процветание нации, приведут к сокращению поступлений из налоговых отчислений, меньшению рабочей силы и снижению производительности труда.

Смогут ли семьи в результате противоре­чивой социальной политики 80-х годов внести вклад в развитие семейно-родственной системы первой четверти XXI в., или общество по-прежнему будет испытывать нехватку трудовых ресурсов, разобщенность усилий, конфликт и соперничество между поколениями, наносящие вред семейной целостности и вызывающие увеличение численности и доли безработных, нетрудоспособных и т.п.?

 

Практические возможности.

 

Очевидно, что в перспективе должны получить развитие новые формы в области семейных отношений — более гибкие, чем современные, которые предназначены для воздействия на нуклеарную семью, изолированную от всех, за исключением ближайших членов. Возникнут новые модели семьи, охватывающие не только психологические (внутриличностные) аспекты семейной деятельности. Предшествующие модели игнорировали как проблемы взаимоотношений между членами семьи из многих поколений, так и воздействие социальных структур на ее жизнедеятельность. Практические модели, рассматривавшие семью как микросистему, которая разрушается со смертью или появлением нового члена, недооценивали способность семьи существовать и развиваться на протяжении всего жизненного цикла.

Социальная практика в области семейныхотношений должна учитывать тенденции в развитии семьи. С начала 70-х годов традиционные нуклеарные семьи составляли постоянно уменьшающуюся долю всех семей. Все чаще семья является либо нетради­ционной, такой, как неполная или с двумя работающими родителями, либо приемной и экспериментальной, которая включает общинные или присоединившиеся, групповые и открытые семьи. Нуклеарные ячейки среднего класса белых слоев населения находятсяна закате своего существования, и социальная практика должна реагировать на нетрадиционные семейные структуры, зародыши которых проявляются в социальных си­туациях, в которых оказываются разведен­ные или одинокие родители, представители цветного населения и люди пожилого возра­ста.

 

Леон Ф. Уильяме,

Кармен Диас.

См. также: Семья и социальная работа; Семья: современные тенденции.

• Aschenbrenner J. (1973). Extended Families Among Black Americans.— Journal of Comparative Family Studies, 4, 257—268. • Bengston V.L., et al. (1985). Generations, Cohorts, and Relations Between Age Groups. In: R. H. Binstock, E. Shanas (Eds.). Handbook of Aging and Social Services (2nd ed., p. 304— 338). N. Y.: Van Nostrand Reinhold Co. • Billingsley A. (1968). Black Families In White America. Englewood Cliffs. N. J.: Prentice-Hall. • BirdwhistellR.L. (1970). Idealized Model of the American Family.— Social Casework, 51 (4), 195—198. • BrodyE.M. (1985). Parent Care as a Normative Family Stress.— The Gerontologist, 25(6), 627—631. • ButlerR. N.. Lewis M. I. (1982). Aging and Mental Health: Positive Psychosocial and Biomedical Approaches. St. Louis, Mo.: С V. Mosby Co. • Harrison A., Serafica F., McAdoo H. (1985). Ethnic Families of Color. In: E. Parke (Ed.). The Family (Vol. 7 of Review of Child Development Research, p. 329—371). Chicago: University of Chicago Press. • Hopps J. G. (1982). Oppression Based on Color.— Social Work, 27(1), 3—5. • Kingson E. R., Hirshorn B. (1985). The Common Stake: The Interdependence of Generations in an Aging Society.— Unpublished manuscript. Wash., D. C: Gerontological Society of America. • bum D. (1986). Social Work Practice and People of Color: A Process Stage Approach. Monterey, Calif.: Brooks/Cole Publishing Co. • SedarkaN. (1981). Interpreting the African Heritage in Afro-American Family Organization. In: H. P. McAdoo (Ed.). Black Families (p. 37—53). Beverly Hills, Calif.: Sage Publica­tions.» SussmanM.B. (1985). The Family Life of Old People. In: R. H. Binstock, E. Shanas (Eds.). Handbook of Aging and Social Services (2nd ed., p. 415—449). N. Y.: Van Nostrand Reinhold Co.

 

СЕМЬЯ НУКЛЕАРНАЯ.

Бюро переписей США, так же как боль­шинство других американских и зарубежных бюро статистики, определяет семью как не­скольких людей — двоих или более, живу­щих вместе и связанных друг с другом кров­ным родством, брачными узами или совместным решением о принятии на воспитание ребенка. Другими словами, сегодня в США семья мыслится как нуклеарная. Кроме того, вопреки известным представлениям, семья в Америке была нуклеарной с колони­альных времен (Дж. Демос, 1970). Это рас­пространяется также на семьи выходцев из Великобритании и в целом из Западной Евро­пы (М. Митерауер и Р. Сидер, 1982; Э. Шортер, 1975).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.125 (0.004 с.)