Понятие, условия и виды конкуренции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, условия и виды конкуренции.



В условиях рыночного хозяйства экономическая реализация собственности – это процесс, далеко выходящий за пределы индивидуальной деятельности. Он предполагает сложное взаи­модействие многих физических и юридических лиц, наличие многочисленных противоречий. Одним из наиболее существен­ных средств разрешения этих противоречий является конку­ренция.

Конкуренция – это соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации продукции.

Мож­но сказать: нет конкуренции – нет рынка, нет его управляе­мости. Являясь непременным условием сущест­вования рынка и реализации его функций, конкуренция приобретает различные формы, каждая из которых является действенным рычагом регулирования экономики.

Внутриотраслевая конкуренция – это соперничество между предпринимателями, занятыми производством и реализацией одинаковой или взаимозаменяемой продукции.

Этот вид кон­куренции направлен на то, чтобы завоевать и удержать «место под солнцем», т. Е. Склонить покупателя к приобретению про­дукта именно данной фирмы. Для этого нужно продавать товары по более низким ценам. А чтобы снижение цен не на­носило ущерба прибыли, надо снижать издержки производства и реализации продукции.

Важнейшим средством достижения этого является совершенствование техники и технологии производства, его организации, квалификации работников.

Действует и стимул к экономии на материальных оборотных средствах. Оказывается экономически необходимым искать и использовать более дешевые сырье и материалы, применять материало- и энергосберегающие технологии.

Не менее важным и действенным средством внутриотрас­левой конкуренции является качество продукции и другие ас­пекты неценовой конкуренции. Если завоеван авторитет каче­ства продукции какой-либо фирмы, то ей обеспечен сбыт про­дукции, даже если она продается дороже.

Межотраслевая конкуренция – это другой вид соперничества между предпринимателями, вложившими свои средства в отрасли, выпускающие различные виды продукции. Каждый предпри­ниматель оценивает результаты своей деятельно­сти по главному критерию – норме прибыли, которая позволяет сопоставлять результаты с затратами.

Нор­ма прибыли в рамках различных отраслей по многим причинам оказывается неодинаковой. Например, в США в 1992 г. Норма прибыли в деревообрабатывающей и пищевой промышленности составила 15%; в электротехнической 8,5%, а машиностроение и стекольная отрасль оказались убыточными.

У менее удачливых возникает естественное желание не отставать от более преуспевающих в других отрас­лях. И для этого есть средство – перепрофилировать свои пред­приятия или поменять акции одной отрасли на акции другой, более перспективной.

Происходит перелив капитала, а вместе с ним и рабочей силы из отрасли в отрасль, что обеспечивает постоянную корректировку отраслевой структуры хозяйства. Причем эта корректировка постоянно подпитывает капиталом те отрасли, которые имеют хороший сбыт продук­ции, а следовательно, выпускают то, что в первую очередь требует увеличения объема производства.

Формы рыночных структур.

Положительный эффект конкуренции во многом зависит от тех условий, в которых она действует, от количества соперни­ков, степени открытости экономики и экономической свободы. В связи с этим выделяют модели конкуренции или формы рыночных структур.

Различают конкуренцию совершенную и не­совершенную.

Совершенная (чистая) конкуренция возникает при следующих условиях:

- существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию, при этом потребителю безраз­лично, у какой конкретно фирмы он приобретает эту продук­цию;

- доля каждой фирмы в общем объеме рыночного пред­ложения данной продукции настолько мала, что любое ее ре­шение о повышении или понижении цены не отразится на цене рыночного равновесия;

- вступление новых фирм в отрасль не встречает каких-либо препятствий или ограничений; вход и выход из отрасли абсолютно свободен;

- нет ограничений на доступ той или иной фирмы к ин­формации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, затратах, качестве товаров, технике производства и т.д.

Несовершенная конкуренция в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства. Это происходит, если нарушается одно или несколько условий, сформулированных ранее для совершенной конкуренции.

Несовершенная конкуренция характеризуется следующими признаками:

- незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности,

- возможность какой-то группы пред­принимателей (или даже одного предпринимателя) произвольно влиять на конъюнктуру рынка;

- существуют жесткие барьеры для проникновения на кон­кретные рынки новых предпринимателей;

- отсутствуют близкие заменители продукции, выпускаемой привилегированными производителями.

Монополистическая конкуренция представляет синтез признаков совершенной и несовершенной конкуренции. Для нее характерно:

- большое количество мелких фирм предлагающих разнородную продукцию с одинаковыми потребительскими свойствами;

- вход на рынок, как и уход с него, обычно не связан с какими-либо трудностями;

- развита неценовая конкуренция;

- существуют различия в качестве, внешнем виде и других параметрах товаров, производимых разными фирмами, ко­торые делают эти товары в чем-то уникальными, хотя и вза­имозаменяемыми.

Монополистическая конкуренция означает не монополию на весь рынок продукта, а уникальность некоторых разновидностей товара.

Монополия является прямой противопо­ложностью конкуренции (от греч. Monos – один и poleo – продаю). В условиях монополии:

- одна фирма является единственным продавцом данной продукции, не име­ющей близких заменителей;

- барьеры для вступления в отрасль других фирм практически непреодолимы.

Монопсония возникает, если в единственном числе выступает покупатель (от греч. Monos – один и opsonia – закупка).

В условиях монополии, как правило, выигрывает продавец; монопсония же обеспечивает привилегию для покупателей. В некоторых отраслях встречается своеобраз­ная двусторонняя монополия, когда на рынке определенной продукции выступают один продавец и один покупатель (например, в области военного производства). Чистая монополия и чистая монопсония – это сравнительно редкие явления.

Олигополия (от греч. Oligos — немногий и poleo — продаю) широко распространена в ряде отраслей стран с рыночной экономикой. Эта конкурентная модель предполагает:

- существование на рынке нескольких крупных фирм;

- продукция фирм может быть как разнородной (ав­томобили), так и однородной (алюминий, сталь);

- вступление новых фирм в отрасль, как правило, затруднено;

- взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах на свою продукцию.

Один вид конкуренции может отличаться от другого по сред­ствам его ведения. Различают конкуренцию ценовую и неце­новую.

Ценовая конкуренция ведется путем маневрирования ценами в целях наиболее выгодного использования рыночной конъюнктуры. В частности, в зависимости от обстановки и степени прочности своего дела конкурент может использовать монопольно высокую цену, приносящую ему монопольно высокую прибьшь, или временно использовать монопольно низ­кую цену для вытеснения с рынка менее могущественного кон­курента.

Цена «снятия сливок» используется тогда, когда на рынке появляется какая-то «ниша», т. Е. Возможность временно упредить конкурентов в выпуске каких-то новых продуктов. Цена внедрения предполагает временное снижение цен для завоевания позиций на новом для данной фирмы рынке. Цена лидера существует в условиях, когда конкуренты договарива­ются не маневрировать произвольно ценами, а следовать за теми ценами, которые устанавливает ведущая фирма. Так на­зываемая психологическая цена устанавливается на уровне несколько меньшем, чем некая круглая высокая цена (не 100, а 99 долл.)

Неценовая конкуренция использует средства, не имею­щие непосредственного отношения к ценам. Сюда относятся улучшение качества продукции, реклама, организация выставок и ярмарок, упаковка, послепродажное обслуживание, система доставки и т.п.

Добросовестная конкуренция соблюдает правовые и этические нормы взаимоотношений с партнерами.

Недобросовестная конкуренция ведется методами технического шпионажа, переманиванием специалистов, подкупом работников конку­рента, путем ложной рекламы, использования чужого товарного знака и т.п.

Опыт стран с рыночной экономикой сви­детельствует от необходимости защиты конкурентной среды. Основная цель состоит в том, чтобы добиться оптимального сочетания различных видов конкуренции, не допустить, чтобы одни из них подавили другие виды и тем самым ослабили совокупные позитивные результаты конкуренции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.197 (0.008 с.)